Пункта 1 статьи 427. Пониженный тариф страховых взносов. Заполнение формы расчета страховых взносов при пониженном тарифе

Можно ли автономной некоммерческой организации с 2018 года применять пониженные тарифы страховых взносов согласно ст.427 НК РФ? НКО была зарегистрирована в 4 квартале 2017г., режим налогообложения - общий, деятельность в 2017 году не велась. С 01.01.2018г организация переходит на "упрощенку" и будет предоставлять социальные услуги без обеспечения проживания.

Ответ

Да, можно, но не с I квартала.

Организация на упрощенке, которая предоставляет социальные услуги без обеспечения проживания, имеет право на освобождение по подпункту 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса РФ.

Чтобы применять это освобождение социальные услуги без обеспечения проживания должны быть основным видом деятельности. Вид деятельности признают основным когда доходы от него составляют не менее 70 процентов в общем объеме доходов.

Организация подтверждает что условие выполнила в приложении 6 раздела 1 расчета по страховым взносам. В расчете организация указывает доходы за отчетный или расчетный период. Расчетный период по страховым взносам – год. Отчетные периоды – I квартал, полугодие, девять месяцев и год (ст. 423 НК РФ).

Пока учреждение не подтвердит в расчете, что условия выполняются, права на пониженные тарифы у нее нет.

В 2017 году у организации доходов не было, а значит условие о доле доходов не выполнялось.

В 2018 году в течение I квартала организация должна уплачивать взносы по общему тарифу. По итогам квартала организация рассчитает долю доходов и укажет ее в расчете по страховым взносам. Если условие о доле доходов выполните, можете начинать уплачивать взносы по пониженным тарифам.

Такой порядок следует из пункта 6 статьи 427 Налогового кодекса РФ.

Аналогичные разъяснения ранее давал Минтруд России в письме от 02.07.2014 № 17-4/В-295. Разъяснения касались Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Но в Налоговом кодексе нормы схожие. Поэтому оснований считать, что налоговые органы будут придерживаться другого подхода, нет.

Обоснование

Пониженные тарифы для автономных учреждений на упрощенке

Автономные учреждения на упрощенке могут применять пониженные тарифы, если они ведут основную деятельность по определенному коду ОКВЭД2. В частности:

 научные исследования и разработки;

 ветеринарная деятельность;

 образование;

 здравоохранение;

 уход с обеспечением проживания;

 предоставление социальных услуг без обеспечения проживания;

 деятельность учреждений культуры и искусства;

 деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры;

 деятельность спортивных объектов;

 деятельность спортивных клубов;

 деятельность фитнес-центров.

Полный перечень видов деятельности, для которых предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов, приведен в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса РФ.

Вид деятельности будет основным, если:

 доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов от общей суммы всех поступлений за отчетный период. Доходы для определения доли льготного вида деятельности считайте по правилам статьи 346.15Налогового кодекса нарастающим итогом с начала года;

 общая сумма доходов не превышает 79 000 000 руб.

Об этом сказано в подпункте 5 пункта 1, подпункте 3 пункта 2, пунктах 3 и 6 статьи 427 Налогового кодекса РФ.

Будьте внимательны: чтобы правильно посчитать долю доходов для пониженных тарифов, берите выручку, внереализационные доходы и поступления денег, которые упомянуты в статье 251 Налогового кодекса. Данные правила вступили в силу 27 ноября 2017 года и действуют для правоотношений с 1 января 2017 года. Так предусмотрено пунктом 76 статьи 2, пунктами 1 и 9 статьи 9 Закона от 27 ноября 2017 № 355-ФЗ.

Если в начале 2017 года учреждение не применяло пониженный тариф, сейчас можно подать уточненные расчеты и вернуть либо зачесть переплату по взносам.

Пониженные тарифы применяйте до тех пор, пока одновременно соблюдаются следующие условия:

 автономное учреждение сохраняет право применять упрощенку;

 доля доходов по основному виду деятельности, который позволяет применять пониженные тарифы, 70 и более процентов от общего объема поступлений;

 общий объем доходов не превышает 79 000 000 руб.

Те, кто применяет пониженные тарифы, заполняют приложение 6 раздела 1 расчета по страховым взносам. Какого-либо специального разрешительного документа для применения пониженных тарифов страховых взносов не требуется. Код ОКВЭД на титульном листе отчета должен совпадать с тем видом деятельности, доля доходов от которого указана в приложении 6 раздела 1.

Если ревизоры выявят расхождения между этими данными, то они решат, что учреждение применяло льготу неправомерно. Соответственно, придется доплатить недоимку по взносам (п. 6 ст. 427 НК РФ).

Ситуация: должна ли налоговая инспекция вернуть (зачесть) те страховые взносы, которые автономное учреждение на упрощенке заплатило с начала года до того квартала, когда у него появилось право на пониженные тарифы взносов

Да, должна.

Ведь расчетный период по страховым взносам – год. Отчетные периоды – I квартал, полугодие, девять месяцев и год. Началом каждого из этих периодов считают 1 января. Поэтому при соблюдении 70-процентного соотношения между доходами от основного вида деятельности и общим объемом доходов пересчитывать завышенную сумму страховых взносов нужно именно с 1 января текущего года. Такие выводы можно сделать из статьи 423, пункта 6 статьи 427 Налогового кодекса РФ.

Сумму взносов, излишне уплаченных за период, в котором автономное учреждение не имело права применять пониженные тарифы, можно зачесть в счет уплаты взносов за текущий и последующие периоды. Также эту суммы можно вернуть на лицевой (расчетный) счет учреждения.

Пример, как применять пониженные тарифы страховых взносов автономным учреждением на упрощенке. 70-процентное соотношение между доходом от основного вида деятельности и общим объемом доходов достигнуто по итогам первого полугодия

Автономное учреждение «Альфа» применяет упрощенку и занимается производством мебели. Этот вид деятельности дает право на применение пониженных тарифов страховых взносов, если по итогам каждого отчетного (расчетного) периода доходы от реализации мебели собственного производства составляют не менее 70 процентов от общего объема доходов. Это следует из подпункта 5 пункта 1, подпункта 3 пункта 2, пунктов 3, 6 статьи 427 Налогового кодекса РФ.

В I квартале помимо доходов от реализации мебели собственного производства «Альфа» получала доходы от сдачи имущества в аренду. Выручка от реализации мебели в этом периоде составила 800 000 руб. Сумма поступившей арендной платы – 350 000 руб. Субсидии из бюджета учреждение не получало. Удельный вес доходов от реализации мебели составил:

800 000 руб. : (800 000 руб. + 350 000 руб.) = 69,57%.

При таком соотношении доходов в I квартале «Альфа» не имела права применять пониженные тарифы страховых взносов.

Выплаты в пользу каждого сотрудника за этот период не превысили предельной величины. Поэтому за этот период были начислены взносы:
– на пенсионное страхование – по тарифу 22 процента;
– на медицинское страхование – по тарифу 5,1 процента;
– на социальное страхование – по тарифу 2,9 процента.

Во II квартале выручка «Альфы» от реализации мебели собственного производства составила 1 200 000 руб. Доходов от сдачи имущества в аренду не было.

По итогам первого полугодия доля доходов от производства мебели в общем объеме доходов учреждения составила:

(800 000 руб. + 1 200 000 руб.) : (800 000 руб. + 1 200 000 руб. + 350 000 руб.) = 85,11%.

При таком соотношении «Альфа» получает право с начала года начислять страховые взносы:

– на пенсионное страхование – по тарифу 20 процентов;
– на медицинское страхование – по тарифу 0 процентов;
– на социальное страхование – по тарифу 0 процентов.

Сумма выплат, облагаемых страховыми взносами, в I квартале составила 400 000 руб.

За I квартал «Альфа» перечислила страховых взносов:

– на пенсионное страхование – в сумме 88 000 руб. (400 000 руб. × 22%);
– на медицинское страхование – в сумме 20 400 руб. (400 000 × 5,1%);
– на социальное страхование – в сумме 11 600 руб. (400 000 × 2,9%).

С учетом пониженных тарифов сумма взносов, которую нужно было перечислить за I квартал, составляет:
– на пенсионное страхование – 80 000 руб. (400 000 × 20%);
– на медицинское страхование – 0 руб.;
– на социальное страхование – 0 руб.

По итогам полугодия бухгалтер «Альфы» обратился в налоговую инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченных взносов на медицинское (20 400 руб.), пенсионное (8000 руб.) и социальное (11 600 руб.) страхование.

Пониженные тарифы страховых взносов установлены для организаций и ИП, применяющих УСНО, основным видом экономической деятельности которых является один из видов деятельности, указанных в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ

07.02.2018

К сведению:

Основной вид экономической деятельности квалифицируется на основании кодов видов деятельности в соответствии с ОКВЭД.

Согласно пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ для данной категории плательщиков в течение 2017 - 2018 годов тарифы страховых взносов установлены в следующих размерах:

  • на обязательное пенсионное страхование - 20 %;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 0 %;
  • на обязательное медицинское страхование - 0 %.

В целях применения пониженных тарифов должны выполняться следующие условия (ст. 427 НК РФ):

  • доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг при осуществлении данного вида деятельности должна составлять не менее 70 % в общем объеме доходов организации (п. 6);
  • доходы от осуществления названных в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ видов экономической деятельности за налоговый период не должны превышать
79 млн руб. (пп. 3 п. 2).

В свою очередь сумма доходов организации определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.

Если у организации по итогам деятельности за отчетный период (например, по итогам полугодия 2017 года) отсутствовали доходы от указанного в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ вида деятельности, то не соблюдается условие о необходимой доле доходов от осуществления заявленного вида деятельности. Соответственно, страховые взносы уплачиваются такой организацией в общеустановленном порядке по тарифам, предусмотренным ст. 426 НК РФ.

В то же время, если данная организация по итогам деятельности за следующий отчетный период (например, девять месяцев 2017 года) подтвердит соответствие условию о доле доходов от осуществления основного вида экономической деятельности, а также критерию об общей сумме доходов организации за налоговый период от всех видов деятельности, то такая организация вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода.

Обратите внимание:

Право на пониженные тарифы страховых взносов плательщиков страховых взносов, применяющих УСНО, основной вид экономической деятельности, классифицируемый в соответствии с ОКВЭД, которых поименован в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, подтверждается путем заполнения приложения 6 «Расчет соответствия условиям применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 5 п. 1 ст. 427 Налогового кодекса Российской Федерации» к разд. 1 расчета (Письмо ФНС РФ от 25.10.2017 № ГД-4-11/21611@). Напомним, что в настоящее время действует форма расчета по страховым взносам, утвержденная Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@.

Надо или нет при применении пониженных тарифов страховых взносов представлять в налоговые органы документы, подтверждающие право на их применение? Положениями налогового законодательства не предусмотрено обязательное приложение к расчету по страховым взносам документов (их копий), подтверждающих право организации на применение пониженных тарифов. Но налоговый орган наделен правом при проведении камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам истребовать в установленном порядке у плательщика страховых взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов. Это установлено п. 8.6 ст. 88 НК РФ, введенным Федеральным законом от 30.11.2016 № 401‑ФЗ (положения действуют с 01.01.2017).

О применении пониженных тарифов после перехода на новые коды ОКВЭД.

С 01.01.2017 введена в действие новая редакция ОКВЭД - ОК 029‑2014 (КДЕС Ред. 2) (Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14‑ст), при этом ОК 029‑2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454‑ст, утратил силу.

Налоговые органы перешли на новые коды 11.07.2016. До этой даты выбор кодов осуществлялся по ОК 029‑2001 (КДЕС Ред. 1). О том, что с 11 июля при государственной регистрации юридических лиц и ИП применяются новые коды, ФНС сообщила в информации, которую разместила на своем официальном сайте 23.06.2016.

Для перехода со старых кодов на новые ИФНС использовали переходную таблицу - ключ. Таблица с указанием прямых и обратных переходных ключей между ОК 029‑2001 (КДЕС Ред. 1) и ОК 029‑2014 (КДЕС Ред. 2) размещена на официальном сайте Минэкономразвития по адресу: economy.gov.ru/minec/activity/sections/classificators. О необходимости применения переходных ключей говорилось, в частности, в письмах Минфина РФ от 12.10.2017 № 03‑15‑05/66714, от 13.09.2017 № 03‑15‑06/58977, № 03‑15‑06/58976, от 04.09.2017 № 03‑15‑05/56663 и др.

Нужно ли фирмам вносить изменения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП? Организациям и предпринимателям не надо ни подавать в инспекцию документы, ни самостоятельно вносить в них какие‑либо поправки. Дело в том, что все изменения должны были быть произведены налоговыми органами в конце 2016 года. Вместе с тем можно проверить правильность замены кодов в реестре по новому классификатору видов экономической деятельности налоговой инспекцией, для чего надо запросить выписку из госреестра. Такую выписку можно получить в налоговой инспекции лично или заказать через Интернет:

электронная выписка предоставляется бесплатно. Заказать ее можно на сайте ФНС (nalog.ru) (необходима электронная подпись). Документ выдается в электронном виде как ссылка для скачивания (п. 108 Административного регламента, утвержденного Приказом Минфина РФ от 15.01.2015 № 5н);

бумажная выписка предоставляется налоговой инспекцией по месту регистрации фирмы за плату: обычная выписка - 200 руб. (выдается в течение пяти дней с момента отправки запроса), срочная выписка - 400 руб., предоставляется на следующий день после того, как запрос поступит в инспекцию (п. 1 Постановления Правительства РФ от 19.05.2014 № 462). Если за выпиской обратился не генеральный директор, а представитель организации, ему нужно иметь доверенность, подписанную руководителем. Доверенность не надо нотариально заверять (п. 3 ст. 29 НК РФ, п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).

Подтверждением того, что в реестре указаны новые актуальные коды, является ссылка на новый классификатор - ОК 029‑2014 (КДЕС Ред. 2) (в разделе «Сведения о видах экономической деятельности» выписки), при этом сам вид экономической деятельности остается прежним.

От редакции:

К вопросу применения пониженных тарифов страховых взносов турагентствами мы обращались не раз. В статье Е. В. Емельяновой «Коды ОКВЭД и пониженные тарифы страховых взносов» (№ 4, 2016) была обозначена проблема применения таких тарифов в связи с переходом в 2017 году на новые коды ОКВЭД, а в статье К. О. Борисовой «По следам турагентского конгресса» (№ 3, 2017) упоминались актуальные на тот момент разъяснения Минфина и Минэкономразвития, из которых, однако, однозначного ответа не следовало.

Следует отметить, что в ОКВЭД 2 группировка отдельных видов экономической деятельности по разделам и классам была изменена, в результате чего некоторые виды деятельности вынесены в отдельный класс или включены в другие разделы (группировки) видов деятельности, не поименованных в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

В частности, деятельность турагентств была перенесена из разд. I «Транспорт и связь» (класс 63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность») в разделе  «Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги» (класс 79 «Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма»).

Что касается норм о применении пониженных ставок тарифов страховых взносов, пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ содержит перечень, аналогичный тому, что был в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212‑ФЗ.

В подпункте 5 п. 1 ст. 427 НК РФ указан вид деятельности «Транспорт и связь». Однако деятельности туристических агентств в ОКВЭД 2 соответствует код 79.11 в разделе «Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги», что не имеет отношения к разделу H «Транспортировка и хранение» (коды ОКВЭД 49 - 53) и разделу J «Деятельность в области информации и связи» (коды ОКВЭД 58 - 63).

В связи с этим Минфин в письмах от 09.11.2016 № 03‑11‑06/2/65561, от 01.11.2016 № 03‑11‑06/2/63958 обратил внимание на то, что налогоплательщик на УСНО, основным видом экономической деятельности которого является деятельность туристических агентств, не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов на основании пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, вступившего в силу 01.01.2017.

К такому же выводу пришло и налоговое ведомство в Письме от 23.06.2017 № БС-4-11/12091. Аналогичные рассуждения ФНС содержатся и в Письме от 04.08.2017 № СА-4-11/15343, правда, в отношении «упрощенца» с другим видом деятельности.

Как видим, первоначально позиция контролеров в отношении «упрощенцев», чьи новые коды видов деятельности не соответствовали требованиям ст. 427 НК РФ, была следующей: применять пониженные тарифы нельзя.

Однако в последнее время наметилась иная тенденция признания соответствия вида деятельности организации по ОКВЭД 2 виду деятельности, установленному в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

В Письме от 12.10.2017 № 03‑15‑05/66714 Минфин признал, что установленный пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ перечень видов экономической деятельности является укрупненным и включает в себя как виды деятельности, объединенные в один класс, подкласс, группу, подгруппу классификатора, так и отдельные виды экономической деятельности с соответствующими названиями в указанном перечне.

А в Письме Минфина РФ от 17.10.2017 № 03‑15‑05/67604 прямо указано: плательщики на УСНО, которые до 1 января 2017 года осуществляли вид экономической деятельности, указанный в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Кодекса, согласно наименованиям видов экономической деятельности, классифицируемым в соответствии с кодами видов деятельности по ОКВЭД ОК 029‑2001 (КДЕС Ред. 1), и продолжающие осуществлять указанную деятельность после 01.01.2017, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов при условии соблюдения ими условий, установленных положениями подпункта 3 пункта 2 и пункта 6 статьи 427 Кодекса, независимо от совпадения или несовпадения кодов видов деятельности по ОКВЭД ОК 029‑2014 (КДЕС Ред. 2) согласно применяемым переходным ключам.

Такой же вывод содержался и в Письме Минфина РФ от 13.10.2017 № 03‑15‑07/66964, которое было направлено ФНС для сведения и использования в работе нижестоящим налоговым органам (Письмо от 25.10.2017 № ГД-4-11/21578@).

К сведению:

В соответствии с проектом «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» Минфин разработал законопроект, предусматривающий, в частности, уточнение наименования видов экономической деятельности согласно ОКВЭД (ОК 029‑2014 (КДЕС Ред. 2)) с целью сохранения «упрощенцами» права применять пониженные тарифы страховых взносов. На момент написания статьи в Совет Федерации был направлен проект федерального закона № 274631‑7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый Госдумой 16.11.2017. Пунктом 76 ст. 2 данного закона в новой редакции изложен пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ: теперь в этом подпункте прямо указана «деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма».

Обязательно ли представлять уточненный расчет по страховым взносам?

С учетом неопределенности при применении пониженных тарифов страховых взносов турагентства-«упрощенцы» могли или платить взносы «по полной», или платить по пониженной ставке.

Уплата в 2017 году страховых взносов туристическими агентствами, применяющими УСНО

Применяли пониженные тарифы

Не применяли пониженные тарифы

Действия

Произвести перерасчет суммы страховых взносов

Представить в налоговый орган уточненный расчет

Как видим, в выигрышной ситуации оказались те фирмы, которые, невзирая на разъяснения чиновников, применяли пониженные тарифы страховых взносов.

Тем же, кто применял основной тариф страховых взносов, надо будет произвести корректировки в учете и отчетности. По общему правилу в 2017 - 2019 годах для основной категории плательщиков страховые взносы в совокупном размере составляют 30 % (22 % - на ОПС, 2,9 % - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленных предельных величин базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования, 5,1 % - на ОМС). Следовательно, переплата составляет значительную сумму - треть платежа. Хотя понять осторожность плательщиков страховых взносов можно: применение пониженных тарифов страховых взносов является одним из критериев отбора страхователей для проведения выездных проверок.

Самый главный вопрос, который возникает в связи с перерасчетом: надо ли представлять уточненный расчет и если надо, то за какие периоды?

Обратимся к Порядку заполнения расчета по страховым взносам (далее - Порядок) (приложение 2 к Приказу ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@).

Коды по ОКВЭД 2 указываются на титульном листе расчета по страховым взносам в поле «Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД 2» (п. 3.11 Порядка).

На основании п. 1.2 Порядка при обнаружении плательщиком в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик обязан внести необходимые изменения в расчет и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.

При этом названный пункт содержит уточнение: при обнаружении плательщиком в поданном им в налоговый орган расчете недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащих уплате, плательщик вправе внести необходимые изменения в расчет и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.

Итак, в Порядке и п. 1, 7 ст. 81 НК РФ определено, в каком случае подача уточненного расчета является правом, а в каком - обязанностью.

В ситуации, когда турагентства на УСНО не применяли пониженные тарифы, произошло завышение суммы страховых взносов, следовательно, они вправе:

  • либо подать уточненные расчеты за все периоды этого года;
  • либо отразить перерасчет в отчетности за текущий период.

Кроме того, согласно ст. 54 НК РФ ошибки, которые завысили базу и привели к излишней уплате налога, можно исправлять в периоде их обнаружения. Это значит, что ошибки можно исправить в отчетности за текущий период без подачи «уточненки». Данная норма действует и в отношении страховых взносов (п. 1, 6 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ).

К сведению:

В Письме от 25.10.2017 № ГД-4-11/21611@ ФНС рассмотрела ситуацию, когда право на применение льготных тарифов возникло у организации не с начала года. При этом налоговики разрешили пересчитать страховые взносы с начала года и рекомендовали подать уточненные расчеты за указанный период.

Итак, в случае подачи уточенного расчета при заполнении поля «Номер корректировки» титульного листа проставляется номер корректировки (например, «1-», «2-» и т. д.) (п. 3.5 Порядка).

Обратите внимание:

К уточенному расчету необходимо приложить пояснительную записку о причине его подачи. В рассматриваемой ситуации плательщики страховых взносов могут подкрепить свою позицию письмами Минфина РФ от 13.10.2017 № 03‑15‑07/66964, от 17.10.2017 № 03‑15‑05/67604.

Переплата по страховым взносам:
вернуть или зачесть?

При переплате страховых взносов, которая произошла после 01.01.2017, фирмы вправе как вернуть ее, так и зачесть. При этом следует помнить о некоторых особенностях.

Возвратить переплату по страховым взносам можно в том же порядке, что и переплату по налогам, - по заявлению (п. 3 ст. 8, п. 6, 14 ст. 78 НК РФ).

Однако переплату по пенсионным взносам можно вернуть по заявлению только в случае, если орган ПФР еще не учел ее на индивидуальных лицевых счетах работников страхователя (п. 6.1 ст. 78 НК РФ). Напомним, что отражение суммы взносов на индивидуальных лицевых счетах производится ПФР ежеквартально после получения от налогового органа информации о пенсионных взносах, уплаченных за работников (п. 35 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 21.12.2016 № 766н).

Таким образом, переплату по пенсионным взносам, которые ПФР уже успел отразить на индивидуальных счетах, налоговый орган сможет только зачесть (п. 3 ст. 8, п. 1.1 ст. 78 НК РФ).

К сведению:

Возвращение переплаты может быть осуществлено только после того, как плательщик погасит имеющийся у него долг по штрафам и пеням (ст. 79 НК РФ).

Обратите внимание:

Зачет переплаты страховых взносов осуществляется по соответствующему фонду.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченных взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7, 14 ст. 78 НК РФ):

формы заявлений о возврате (зачете) страховых взносов приведены соответственно в приложениях 8 и 9 к Приказу ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@;

форматы заявлений о возврате (зачете) страховых взносов для подачи их в электронном виде по ТКС через оператора электронного документооборота утверждены Приказом ФНС РФ от 23.05.2017 № ММВ-7-8/478@.

По мнению КС РФ, закрепление в ст. 78 НК РФ трехлетнего срока давности для возврата излишне уплаченного налога не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и тогда действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (определения КС РФ от 21.12.2011 № 1665‑О-О, от 21.06.2001 № 173‑О).

В ситуации, когда налоговая инспекция отказала в зачете (возврате) или не был получен ответ на заявление, фирма вправе обратиться в суд с требованием о возврате или зачете переплаты (п. 33 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57).

* * *

Турагентства, применяющие УСНО, при исчислении страховых взносов вправе воспользоваться пониженными тарифами. Такой вывод следует из недавних разъяснений, поступивших от финансового ведомства. ФНС с данной позицией Минфина согласна. В связи с тем, что ранее от контролирующих ведомств поступали прямо противоположные разъяснения, многие фирмы рассчитывали страховые взносы, исходя из общих тарифов, что привело к их переплате. Теперь указанную переплату можно вернуть или зачесть. Что касается предоставления корректирующих сведений, турагентства вправе отразить перерасчет по взносам в отчетности за текущий период (в расчете за год) без представления «уточненки» за все периоды 2017 года. Это обусловлено тем, что обязательное представление уточненных расчетов необходимо только в случаях, когда некорректно указанные сведения привели к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате в бюджет. Вместе с этим имеются рекомендации налогового ведомства по представлению уточненных расчетов в ситуации, когда плательщики пересчитали страховые взносы по льготным тарифам с начала года.

XV. Порядок заполнения приложения N 6
"Расчет соответствия условиям применения пониженного
тарифа страховых взносов плательщиками, указанными
в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса
Российской Федерации" к разделу 1 расчета

15.1. Приложение N 6 заполняется организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, а также совмещающими применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и упрощенной системы налогообложения, а также индивидуальными предпринимателями, совмещающими применение патентной системы налогообложения и упрощенной системы налогообложения, основной вид экономической деятельности, классифицируемый в соответствии с ОКВЭД, поименован в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Кодекса и применяющими тарифы страховых взносов, установленные подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 Кодекса.

15.2. По строке 060 приложения N 6 указывается сумма доходов, определяемая в соответствии со статьей 346.15 Кодекса нарастающим итогом с начала отчетного (расчетного) периода.

15.3. По строке 070 приложения N 6 указывается сумма доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду экономической деятельности, определяемая в целях применения подпункта 3 пункта 3 статьи 427 Кодекса.

15.4. По строке 080 приложения N 6 указывается доля доходов, определяемая в целях применения пункта 6 статьи 427 Кодекса. Значение показателя рассчитывается как отношение значений строк 070 и 060, умноженное на 100.

1. Налог на добавленную стоимость уплачивается методом зачета в порядке, определенном настоящей статьей, плательщиками налога на добавленную стоимость по следующим товарам, помещаемым под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления:

1) оборудование;

2) сельскохозяйственная техника;

3) грузовой подвижной состав автомобильного транспорта;

4) вертолеты и самолеты;

5) локомотивы железнодорожные и вагоны;

6) морские суда;

7) запасные части;

8) пестициды (ядохимикаты);

9) племенные животные всех видов и оборудование для искусственного осеменения;

10) крупный рогатый скот живой.

Перечень указанных товаров и порядок его формирования определяются уполномоченным органом в области налоговой политики.

При этом в данный перечень включаются товары, производство которых отсутствует на территории Республики Казахстан или не покрывает потребности Республики Казахстан.

2. Положения настоящей статьи в части уплаты налога на добавленную стоимость методом зачета применяются в отношении товаров, ввозимых плательщиком налога на добавленную стоимость:

1) не предназначенных для дальнейшей реализации;

2) с целью передачи в финансовый лизинг, за исключением передачи в международный финансовый лизинг;

3) указанных в подпункте 7) части первой пункта 1 настоящей статьи, используемых в производстве сельскохозяйственной техники, включенной в перечень, установленный уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию и уполномоченным органом.

3. Выпуск товаров, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для внутреннего потребления производится без фактической уплаты налога на добавленную стоимость при условии уплаты в установленном порядке таможенных платежей и акцизов по подакцизным товарам.

4. Сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная методом зачета, отражается в декларации по налогу на добавленную стоимость одновременно в начислении и зачете в порядке, определенном налоговым законодательством Республики Казахстан.

В случае нарушения в течение пяти лет с даты выпуска товаров для внутреннего потребления на территорию Республики Казахстан требований, установленных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, налог на добавленную стоимость на импортируемые товары подлежит уплате с начислением пени со срока, установленного для уплаты налога на добавленную стоимость на импортируемые товары, в порядке и размере, которые определены таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.

При этом не являются нарушениями требований, установленных настоящей статьей:

1) реализация мяса и мясных продуктов, полученных в результате вынужденного забоя животных, указанных в подпунктах 9) и 10) пункта 1 настоящей статьи, или убыль (падеж) таких животных в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса;

2) вывоз в соответствии с процедурой реэкспорта ранее ввезенных товаров;

3) снятие с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость после выпуска товаров.

5. Реализация товаров, по которым налог на добавленную стоимость на импортируемые товары уплачен методом зачета, по истечении пяти лет с даты их выпуска для внутреннего потребления на территорию Республики Казахстан не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость на импортируемые товары.

Положения настоящего пункта применяется также при реализации после 31 декабря 2008 года товаров, ввезенных по 31 декабря 2008 года для собственных производственных нужд, при импорте которых налог на добавленную стоимость уплачен методом зачета.

6. Обороты по реализации товаров, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по которым налог на добавленную стоимость уплачен методом зачета, при передаче в финансовый лизинг освобождаются от налога на добавленную стоимость.

Положение настоящего пункта применяется также при передаче после 31 декабря 2008 года в финансовый лизинг товаров, ввезенных по 31 декабря 2008 года для собственных производственных нужд, по которым налог на добавленную стоимость уплачен методом зачета.

Какими документами с 2017 года организация или ИП вправе подтвердить в налоговой инспекции право на применение пониженных тарифов страховых взносов? Какими документами запастись «упрощенцам»? Обязательно ли подтверждающие документы прикладывать к расчету по страховым взносам? Ответим на вопросы.

Налоговый контроль за пониженными тарифами

С 2017 года пониженные тарифы по страховым взносам сохранились. См. « ».

Однако администрирование страховых взносов с 2017 года перешло к Федеральной налоговой службе. Соответственно, с 2017 года расчет по страховым взносам нужно будет сдавать в ИФНС. « ».

Получив расчет по страховым взносам, налоговые инспекции будут проводить камеральную проверку этого расчета. В частности, им нужно будет проверить обоснованность применения пониженных тарифов страховых взносов (п.1 ст.88 Налогового кодекса РФ). Пониженные тарифы отражаются в приложения 5-8 раздела 1 расчета по страховым взносам. Так, например, приложение 6 к разделу 1 расчета заполняют

  • организации (предприниматели) на упрощенке, которые заняты в социальной или производственной сфере и имеют право на пониженный тариф взносов (подп. 5 п. 1, подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ);
  • ИП, совмещающие упрощенку и патентную систему налогообложения.

В ходе камеральной проверки расчета по страховым взносам налоговая инспекция может потребовать у организации или ИП:

  • представить документы;
  • представить письменные пояснения о выявленных ошибках (противоречиях) или устранить их;
  • представить устные пояснения.

Истребование документов: что интересует инспекторов

Применение пониженных тарифов страховых взносов ы 2017 году носит заявительный характер. То есть, если это означает, что если организация или ИП соответствует определенным требованиям, то они вправе исчислять взносы по пониженным ставкам, предусмотренным Налоговым кодексом. Причем подавать в ИФНС уведомление или ждать разрешения налоговиков не нужно. Тот факт, что организация или ИП в 2017 году рассчитывает страховые взносы по пониженным ставкам, а также основание для такого начисления налоговики увидят из единого расчета по страховым взносам.

Налоговики не вправе отказать в приеме расчетов по страховым взносам страхователям, применяющим в 2017 году льготные тарифы, мотивируя это необходимостью предоставления дополнительных документов, подтверждающих такое право.

Вместе с этим, с 2017 года налоговые инспекции в рамках проверки расчетов по страховым взносам вправе в рамках камеральной проверки затребовать представления документов, подтверждающих право на пониженный тариф. Такое право закреплено за инспекторами пунктом 8.6 статьи 88 НК РФ.

Читайте также Комиссии по легализации и их предпроверочный анализ и отбор

В зависимости от того, какой пониженный тариф применяет организация или ИП в 2017 году, может меняться и перечень документов, который вправе затребовать инспектор. Поясним в таблице.

Документы, подтверждающие право на пониженные тарифы взносов
Тип организаций, применяющих пониженные тарифы Список подтверждающих документов Норма
Организации и ИП, заключившие соглашение о технико-внедренческой деятельности (производят выплаты физлицам, работающим на территории технико-внедренческой (промышленно-производственной) особой экономической зоны)
– соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в технико-внедренческой (промышленно-производственной) особой экономической зоне
подп. 2 п. 1 ст. 427 НК РФ, п. 1 и 2 ст. 9 Закона от 22 июля 2005 № 116-ФЗ
Организации и ИП, заключившие соглашение о туристско-рекреационной деятельности (производят выплаты физлицам, работающим на территории туристско-рекреационной особой экономической зоны) – копия свидетельства о регистрации в качестве резидента особой экономической зоны;
– соглашение о туристско-рекреационной деятельности в туристско-рекреационной особой экономической зоне
подп. 2 п. 1 ст. 427 НК РФ, п. 3 ст. 9 Закона от 22 июля 2005 № 116-ФЗ
Организации и ИП – участники свободной экономической зоны в Крыму – свидетельство о статусе участника СЭЗ в Крыму
Сведения о реестре участников СЭЗ в Крыму в налоговые инспекции сообщает Минэкономразвития
п. 10 ст. 427 НК РФ, подп. 5 и 6 п. 1 ст. 11 Закона от 29 ноября 2014 № 377-ФЗ, приказ Минэкономразвития России от 18 ноября 2015 № 858
Организации и ИП – резиденты свободного порта Владивосток – свидетельство резидента свободного порта «Владивосток»
Сведения о реестре участников свободного порта «Владивосток» в налоговые инспекции сообщает Минвостокразвития России
п. 10 ст. 427 НК РФ, п. 13 и 14 ст. 11 Закона от 13 июля 2015 № 212-ФЗ, приказ Минвостокразвития России от 31 августа 2015 № 163
Организации, которые ведут деятельность в области IT (кроме организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны) – выписка из реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий;
– расчет средней или среднесписочной численности сотрудников (на основании данных форм статистического наблюдения № 1-Т и № П-4);
– расчет страховых взносов со сведениями о праве на пониженный тариф взносов
п. 5 ст. 427 НК РФ
Организации и ИП на УСН, у которых основной вид деятельности в производственной или социальной сфере − расчет страховых взносов со сведениями об основном виде экономической деятельности, сумме и составе доходов п. 6 ст. 427 НК РФ, письмо Минздравсоцразвития России от 30 ноября 2011 г. № 5071-19
Организации – участники проекта «Сколково» – свидетельство о присвоении статуса участника проекта «Сколково»
Сведения о статусах участников проекта «Сколково» в налоговые инспекции предоставляет управляющая компания проекта. Информацию об участниках за периоды до 1 января 2017 года налоговые инспекции передают во внебюджетные фонды
п. 9 ст. 427 НК РФ
Организации и ИП, производящие выплаты членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (РМРС) – выписка из РМРС о регистрации судна;
– состав экипажа судна
подп. 4 п. 1 ст. 427 НК РФ
Аптечные организации и предприниматели, которые имеют лицензию на фармацевтическую деятельность и платят ЕНВД1 – документы, подтверждающие право сотрудников на фармацевтическую деятельность подп. 6 п. 1 ст. 427 НК РФ, ст. 69 Закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ
Некоммерческие организации (кроме государственных и муниципальных учреждений), которые применяют упрощенку и по учредительным документам ведут деятельность в области:
– социального обслуживания населения;
– научных исследований и разработок;
– образования;
– здравоохранения;
– культуры и искусства (театры, библиотеки, музеи, архивы);
– массового спорта (кроме профессионального)
– расчет страховых взносов со сведениями о праве на пониженный тариф взносов
Сведения о деятельности некоммерческой организации, которая не соответствует ее целям, в налоговые инспекции сообщают отделения Минюста
п. 7 ст. 427 НК РФ
Благотворительные организации, которые применяют упрощенку Сведения о деятельности благотворительной организации, которая не соответствует ее целям, в налоговые инспекции сообщают отделения Минюста п. 8 ст. 427 НК РФ
Хозяйственные общества и партнерства, которые на практике применяют (внедряют) результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат их учредителям (участникам):
– бюджетным или автономным научным учреждениям;
– бюджетным или автономным образовательным организациям высшего образования
Сведения о реестре учета хозяйственных обществ и партнерств передают в контролирующие ведомства отделения Росреестра п. 4 ст. 427 НК РФ