Машино-место: переоформлять по новым требованиям или нет? Машино-место: регистрация прав и кадастровый учет Принят закон о признании машиноместа недвижимостью

Согласно изменениям машино-место признается самостоятельным объектом недвижимости в случае, если оно является частью здания или сооружения и имеет границы, описанные на основании законодательства о кадастровом учете (п. 1 ст. 130 ГК РФ; п. 3.1 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости)). При этом его не нужно специально ограждать, поскольку границы определены проектной документацией здания (сооружения) и обозначены или закреплены лицом, осуществляющим строительство или эксплуатацию здания (сооружения), либо обладателем права на машино-место, в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами) (п. 6.2 ст. 24 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Отметим, что если зарегистрированное до 1 января 2017 года машино-место соответствует требованиям и характеристикам, установленным в Законе о государственной регистрации недвижимости (п. 6.2 ст. 24 Закона о государственной регистрации недвижимости), то в отношении такого объекта не требуется замена выданных документов или внесение в них изменений, а также внесение изменений в записи Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН). Документы, которые удостоверяют право собственности на машино-место, сохраняют свою юридическую силу и не требуют переоформления (ст. 6 Закона № 315-ФЗ).

Важно!

Машино-место - предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке (п. 29 ст. 1 ГрК РФ).

Ранее исходя из буквального толкования норм гражданского законодательства парковочные места, находящиеся в здании или сооружении, не признавались самостоятельным объектом недвижимости. При этом, по мнению Минэкономразвития России и некоторых судов (пост. Девятого ААС от 11.10.2016 № 09АП-41956/2015 по делу № А40-67735/14, от 14.09.2016 № 09АП-39735/2016-ГК по делу № А40-8131/14), их можно было ставить на кадастровый учет и оформлять в собственность как помещение. В тех случаях, когда машино-места не соответствовали требованиям, предъявляемым к помещениям (например, имели границы, обозначенные лишь разметкой), рекомендовалось регистрировать общую долевую собственность на здание, определив доли пропорционально размерам машино-мест (письмо Минэкономразвития России от 26.05.2015 № ОГ-Д23-7475).

Кадастровый учет машино-мест

Постановка машино-мест на кадастровый учет регламентирована Законом о государственной регистрации недвижимости.

Застройщик должен изначально установить в техническом плане строящегося здания (сооружения) границы каждого машино-места. Если данная процедура соблюдена, то новый собственник машино-места вправе указать приобретенный объект в ЕГРН, а впоследствии получить кадастровый номер в кадастровой палате (по территориальному признаку) или в многофункциональном центре и оформить право собственности.

Обратиться за кадастровым номером можно лично, через представителя, а также подать документы с использованием услуг почтовой связи или интернета.

Необходимые документы: заявление о постановке на кадастровый учет, технический план и документ, подтверждающий право собственности на машино-место (например, свидетельство о регистрации права собственности или иной правоустанавливающий документ).

Срок постановки на учет в общей сложности оставляет не более 18 календарных дней (ст. 16 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Налог на имущество с машино-мест

Объектами обложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве основных средств (далее - ОС) в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ).

Налоговая база определяется как среднегодовая или кадастровая стоимость перечисленного выше имущества (пп. 1, 2 ст. 375 НК РФ).

Вместе с тем в отношении машино-мест порядок исчисления налога на имущество четко не прописан.

По мнению ФНС России (письмо ФНС России от 23.04.2015 № БС-4-11/7028@), исчислять налог с парковочных мест, располагающихся в административно-деловом или торговом центре, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, следует также по кадастровой стоимости (подп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ).

Таким образом, на взгляд автора, любые машино-места, которые являются частью нежилых помещений, предназначенных под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов или перечисленных выше объектов, в отношении которых налоговую базу определяют как кадастровую стоимость, также облагают налогом по кадастровой стоимости (подп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2НК РФ).

Если же машино-места находятся в зданиях (сооружениях), по которым налог на имущество исчисляют исходя из среднегодовой стоимости, то и налоговую базу по машино-местам определяют как их среднегодовую стоимость (пп. 1, 2 ст. 375 НК РФ).

Напомним, среднегодовая стоимость имущества за налоговый период (календарный год) определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета стоимости имущества, налоговая база в отношении которого определяется по кадастровой стоимости) на первое число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ).

Машино-место и налог на прибыль

Машино-места, признаваемые самостоятельными объектами недвижимости, могут учитываться в составе амортизируемого имущества, если находятся в организации на праве собственности, состоят на балансе в качестве ОС и используются для извлечения дохода (ст. 252, 256 НК РФ).

Данный вывод подтверждает и судебная практика. Так, Пленум ВАС РФ указал (п. 9 пост. Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53), что установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерении получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

При рассмотрении вопросов об экономической целесообразности расходов на приобретение или постройку любых объектов, том числе и объектов недвижимости, суд оценивает, была ли деятельность налогоплательщика при осуществлении указанных затрат направлена на получение прибыли и имелось ли у него намерение получить экономический эффект, учитывая реальные обстоятельства бизнеса.

Вместе с тем Верховный Суд РФ указывает (определение ВС РФ от 22.07.2016 № 305-КГ16-4920 по делу № А40-63374/2015), что отсутствие деловой цели при совершении спорных операций может являться основанием для признания налоговой выгоды в виде расходов, включенных в расчет базы по налогу на прибыль необоснованной.

Аналогичного мнения придерживается и финансовое ведомство (письмо Минфина России от 03.09.2015 № 03-03-06/50884). Чиновники разъясняют, что затраты на строительство парковочных мест (автостоянки) либо учитывают в составе расходов текущего периода, либо погашают посредством начисления амортизации при условии соблюдения критериев статьи 252 Налогового кодекса.

Таким образом, ставя машино-место на учет, организации следует принимать во внимание положения указанной выше статьи и сложившуюся судебную практику. Затраты должны быть обусловлены прежде всего деловой целью, разумными экономическими причинами и связаны с извлечением прибыли.

Если использование машино-места будет непосредственно связано с коммерческой деятельностью организации (например, размещение на парковке автомобилей потенциальных партнеров организации при проведении переговоров), то вероятность предъявления претензий проверяющих в части правомерности учета для целей налогообложения затрат на покупку, строительство или амортизационных отчислений по таким объектам будет минимальной.

При использовании машино-мест не для извлечения прибыли, а, например, персоналом организации в личных, а не служебных целях, вероятность претензий со стороны налоговых инспекторов достаточно велика.

Машино-место по договору дарения

Машино-место, полученное по договору дарения, например от застройщика, признают безвозмездно полученным имуществом (п. 2 ст. 248 НК РФ). Его стоимость включают в состав внереализационных доходов на дату получения (на дату подписания сторонами акта приема-передачи) (п. 8 ч. 2 ст. 250, подп. 1 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Одаряемый может учесть машино-место в составе амортизируемых ОС, если оно принимается к налоговому учету по рыночной стоимости, определяемой с учетом положений статьи 105.3 Налогового кодекса (но не ниже остаточной стоимости по данным налогового учета дарителя) с учетом расходов по доведению до его состояния пригодного к использованию (абз. 2 п. 8 ч. 2 ст. 250, пп. 5, 6 ст. 274, п. 1 ст. 257 НК РФ). Стоимость объекта погашают путем начисления амортизации (п. 1 ст. 256 НК РФ; письмо Минфина России от 27.07.2012 № 03-07-11/197).

При этом начисление амортизации по ОС, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Позиция в пользу признания за машино-местом статуса самостоятельного объекта гражданских прав

1. Машино-место, не обособленное конструктивными элементами и представляющее собой двухмерный объект, обладает свойством дискретности. Пространственное обособление объектов представляет собой лишь частный ее случай. Обособить же такой объект, как машино-место, возможно с помощью ряда приемов качественного анализа и учета применительно к данной предметной области (кадастровый учет недвижимого имущества);
2. Самостоятельное функциональное предназначение, возможность независимого использования машино-места, его оборотоспособность также служат предпосылками необходимости выделения его в качестве самостоятельного объекта гражданских прав;
3. Законодательная конструкция доли в праве собственности на объект, в котором расположены машино-места (ст.245-252 ГК РФ), является основной альтернативой признанию машино-места самостоятельным объектом гражданских прав. Тем не менее, она существенно затрудняет реализацию правомочия по распоряжению данным объектом, поскольку ст.250 ГК РФ устанавливается преимущественное право покупки продаваемой доли для остальных участников долевой собственности.
4. В результате признания самостоятельными объектами прав машино-мест помещение, здание или строение как единый объект гражданских прав юридически прекращает существовать, становясь простой совокупностью названных вещей;
5. На имущество, оставшееся в результате выделения машино-мест, следует распространить режим общей долевой собственности, аналогичный установленному в ст.290 ГК РФ режиму общего имущества собственников квартир в многоквартирном доме.

Позиция против вышеизложенной

Законодатель термин «машино-место» не употребляет. Для машиномест даже не предусмотрено правильное написание термина, поскольку в некоторых случаях употребляется термин «машиноместо», а в других разах - «машино-место». Легальное определение данного термина в федеральном законодательстве отсутствует, что весьма затрудняет правовое регулирование отношений по использованию машиномест.

В законодательстве Москвы содержится определение машиноместа в объектах гаражного назначения — это структурно-обособленное пространство в гаражном комплексе площадью не менее 18 кв. м для длительного хранения одной автомашины с прямым доступом к помещениям общего пользования в таком гаражном комплексе, а также помещениям вспомогательного использования, предназначенным для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с хранением автомашины.

Определение ВАС РФ от 27.10.2011 N ВАС-11450/11 по делу N А40-124539/09-54-801

Материалы судебной практики свидетельствуют о наличии двух подходов к юридическому оформлению прав, предполагающих пользование парковочным местом. В некоторых случаях суды, опираясь на данные технических (кадастровых) паспортов, признают парковочное место недвижимым имуществом - помещением в составе другого объекта недвижимости: нежилого помещения (парковочного зала) или нежилого здания (Постановление ФАС Московского округа от 30.06.2008 N КГ-А40/4518-08-1,2). В других случаях суды полагают, что парковочное место самостоятельной вещью не является, а представляет собой часть недвижимой вещи - нежилого помещения или нежилого здания, а пользователь парковочного места является долевым сособственником данной недвижимой вещи, в отношении которой соглашением участников долевой собственности или решением суда может быть определен порядок пользования соответствующей недвижимой вещью (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.01.2008 N А33-10690/2007).

Наиболее часто судебные споры касаются оспаривания отказов в выдаче технического паспорта на машиноместо или обжалования отказов в государственной регистрации прав на машиноместа в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Анализ значения термина «машиноместо» позволяет сделать вывод о его определенной двойственности. Во-первых, это количественный показатель, условная единица, принимаемая для расчета максимального количества транспортных средств, размещение которых возможно на данном объекте. Тогда перед нами расчетный показатель вместимости автомобилей в нежилом помещении (в том же подвале, например), право пользования которым следует оформлять на договорных отношениях с владельцем нежилого помещения (подземной стоянки в жилом здании и т.д.). Во-вторых, это часть нежилого помещения в здании или сооружении, предназначенная для размещения транспортных средств для личных, коммерческих или иных (например, общественных) целей.

Интерес представляет второе значение термина, поскольку проблема оборота машиномест как объектов недвижимости обусловлена, прежде всего, неясностью их правового режима.

Согласно п. 3.1 СНиПа 21-02-99 «Стоянки автомобилей» стоянкой для автомобилей (автостоянка) является здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные только для хранения (стоянки) автомобилей.

Правовая природа машиноместа действительно гораздо ближе к сущности нежилого помещения, нежели здания (сооружения), однако само машиноместо должно рассматриваться в качестве части нежилого помещения , в том числе органами, осуществляющими кадастровый учет объектов недвижимости.

Нужно отметить, что органы БТИ в Москве до 2010 г. учитывали машиноместа как отдельные объекты недвижимого имущества . Следовательно, перед использованием для хранения автомобиля в каком-либо здании или сооружении, необходимо было получить поэтажный план здания или сооружения и экспликацию (пояснение к архитектурному проекту, эскизу или отдельной его части (как правило плану) в виде перечня с указанием некоторых количественных, качественных, технических характеристик помещений. Наиболее распространенным видом экспликации является таблица, которая содержит числовые данные общей площади помещения и отдельных его частей).

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон № 221-ФЗ) систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе является государственный кадастр недвижимости. Согласно п. 3 ст. 1 Закона № 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование данного недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи .

Исходя из того, что машиноместо — часть нежилого помещения, необходимо выделить следующие характеристики машиномест, отличающие их от иных частей нежилых помещений (например, нежилых комнат, входящих в структуру того или иного помещения).

1. Машиноместо может использоваться только в целях стоянки (хранения) транспортных средств, что исключает возможность переустройства (переоборудования) данного объекта с изменением его функционального назначения.

2. Пространство нежилого помещения всегда ограничено его конструктивными элементами (стенами, перегородками и т. д.). Нередко пространство машиноместа в силу прямого указания нормативных актов бывает ограничено лишь условно (то есть, не имея естественных границ своего внутреннего пространства, обозначенных инструктивными элементами, машиноместо может быть идентифицировано и учтено как индивидуально-определенная вещь в соответствующей технической документации).

3. Машиноместо в отличие от иных объектов недвижимости используется только ограниченный промежуток времени (в момент нахождения на его поверхности транспортного средства). В тот период, когда владелец машиноместа не использует его по назначению, нередко возникает ситуация, когда машиноместо юридически вовлечено в хозяйственный оборот, а фактически (физически) нет.

«Действующее законодательство не содержит определений понятий "машино-место" или "парковочное место", такие объекты не определены в качестве недвижимых вещей или объектов капитального строительства.

Согласно положениям ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч. 7 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" помещение должно быть изолировано и обособлено от других помещений в здании или сооружении.

Таким образом, в случае, если машино-место или парковочное место удовлетворяет указанному требованию, оно может быть учтено в качестве помещения в здании либо сооружении».

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 N А05-9845/2010

«Суд установил, что согласно приведенным нормам объектом долевого строительства по договору, подлежащему госрегистрации, является жилое или нежилое помещение, общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, которые являются индивидуально-определенными вещами . Машино-место к таковым не относится. В представленных на регистрацию документах нет сведений о каких-либо физических границах (конструкциях), которыми машино-место будет изолировано от других машино-мест в помещении автостоянки.

Нанесение краской на покрытие пола линии разметки не свидетельствует о том, что машино-место является индивидуально-определенной вещью ».

Согласно положениям ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ и ч. 7 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) помещение должно быть изолировано и обособлено от других помещений в здании или сооружении . Машино-место, удовлетворяющее этому требованию , может быть учтено в качестве помещения (в данном случае - нежилого) в здании либо сооружении. Госрегистрация прав на машино-место - помещение осуществляется на основании документов, указанных в Законе о госрегистрации, включая кадастровый паспорт такого помещения.

Если машино-место не отвечает требованиям, предъявляемым к помещениям, и не обладает характеристиками, позволяющими отнести его к недвижимому имуществу, госрегистрации подлежит доля в праве собственности , соответствующая данному машино-месту. Но эта процедура станет возможной только после внесения соответствующих изменений в действующее гражданское законодательство.

Обратимся и к иностранному законодательству. Напр., в Австрии согласно закону о жилищной собственности 2002 г. парковочные места для автомобилей отнесены к имуществу, находящемуся в общей (долевой) жилищной собственности .

Итог:

Машино-место, не имеющее естественных границ , не отвечает признакам недвижимой вещи и самостоятельного объекта гражданских прав.

Объектом недвижимости является не машино-место, а сама автостоянка (парковочный зал) как совокупность машино-мест.

Уже через полгода машино-места в гаражах многоэтажных домов станут полноценными объектами недвижимости. Их можно будет регистрировать, продавать, передавать по наследству, а также приобретать в ипотеку как квартиру, дачу или дом.

Президент Владимир Путин подписал
поправки в ряд законодательных актов, которые позволят превратить парковочные места в объекты недвижимости.


Документом
уточняются формулировки, данные в () и (). Так, машино-местом будут называть «предназначенную исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенную часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке». В статье 130 Гражданского кодекса РФ («Недвижимые и движимые вещи») появится следующая формулировка:


К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.


При этом депутаты распространили на парковочные места требования статьи 239.2 Гражданского кодекса РФ («Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд»), поэтому их владельцы смогут получать компенсацию за отчуждение своей собственности. Кроме того, машино-место станет предметом ипотеки наравне с земельными участками, зданиями, помещениями, наземным транспортом, воздушными и морскими судами. Соответствующие поправки внесены в Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».


Необходимые изменения также внесены в Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Теперь собственники машино-мест смогут регистрировать свои права на них в обычном для остальных объектов недвижимости порядке. Все сведения о парковках будут содержаться в в Едином государственном реестре недвижимости.


Планируется, что заявитель после регистрации своих прав получит на плане этажа графическое изображение своего объекта в виде фигуры, соответствующей границам объекта. Непосредственно на этаже или в помещении периметр машино-места будут обозначать путем нанесения на поверхность пола или кровли определенной разметки (например, краской), а по желанию владельца – дополнительными специальными метками. При этом границы одного места для хранения транспортного средства будут совпадать с границами иного парковочного места или другого объекта.



Что касается площади машино-мест, то минимальный ее размер позже установят органы власти. При разделе или изменении границ между смежными парковками не допускается образование объекта, площадь которого не будет соответствовать установленным нормам.


Отметим, что законопроект, разработанный правительством, первоначально не содержал никаких изменений, касающихся машино-мест. В нем было лишь предложение разрешить Центральному банку получать сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП бесплатно, как сейчас это делают внебюджетные фонды и органы власти.


Еще на стадии обсуждения возможности приравнять машино-мест к объектам недвижимости в Росреестре заявляли ,
что это позволит упростить оборот таких объектов. Однако усовершенствование законодательных норм не только даст владельцам парковочных мест в подземных гаражах зарегистрировать права собственности, но и обяжет платить с них налог на имущество. Некоторые эксперты уверены, что помимо цели навести порядок в этой сфере, чиновники надеются таким образом увеличить доходы бюджета.


Большинство норм нового закона вступит в силу с 1 января 2017 года, когда заработает в полном объеме новая система кадастрового учета. Лица, у которых уже оформлены документы на машино-места, будут освобождены от необходимо пройти повторную регистрацию.

С 1 января 2017 года вступили в силу поправки в ряд законодательных актов, которые поставили точку в многочисленных спорах и разбирательствах, касающихся правовой принадлежности автомобильного парковочного места, относящегося к многоквартирному дому или иному зданию. Машино место было официально признано объектом недвижимого имущества, . Лица, в связи с этим, получили безусловную возможность не только пользоваться столь значимыми «квадратными метрами», но и оформлять их в собственность на общих основаниях

В июле 2016 года был принят Федеральный закон № 315-ФЗ, который внес изменения в I часть ГК РФ, а также некоторые законы РФ. Понятие «машиноместо», как объекта недвижимости было закреплено в ч. 1 ст. 130 ГК РФ и стало определяться исходя их совокупности признаков.

Так, машино-местом признается объект:

  • являющийся частью здания, дома или сооружения;
  • предназначенный для того, чтобы размещать на нем автомототранспортное средство или хранить его;
  • имеющий оградительные элементы, стены или иные конструкции, а также представляющий собой отдельную площадку, обозначенную разметкой;
  • чьи границы определены и отражены в системе общероссийского кадастрового учета.

Стоит отметить, что машино место, как новый объект недвижимости 2017 года будет признаваться таковым исключительно в том случае, если он входит в единый комплекс постройки, т.е. является его элементом, а также закреплен в техническом плане сооружения (подземный паркинг, пристрой и т.п.). Организованная «дворовая парковка» или места на отдельно-стоящих огороженных автостоянках, к указанному объекту недвижимости не относятся. Это означает, что относящийся к придомовой территории многоквартирного здания участок земли или асфальта, на котором жилец паркует свой автомобиль, купить будет нельзя.

Как купить машино-место?

Может любое дееспособное лицо, достигшее возраста 18-ти лет. Приобрести места в паркинге может и организация. Как правило, такая сделка заключается наряду с оформлением или офисного помещения в доме или бизнес центре. Так, некоторые застройщики предлагают значительные скидки на одновременное приобретение помещения и машино места.

Сделка оформляется по общим правилам отчуждения имущества с обязательной в органе Росреестра. По ее итогам заявителю выдается выписка из ЕГРН, которая с 2017 года является единственным документом, подтверждающим правомочия собственника на принадлежащий ему объект.

Получив документ о праве собственности на часть паркинга, владелец может не только пользоваться данной недвижимостью, но и в полной мере ею распоряжаться: продавать, сдавать в аренду, закладывать в банке, дарить, завещать. При этом посягательство на машино-место со стороны третьих лиц будет расцениваться как противоправное действие и может повлечь за собой наказание.

Где купить машино-место и сколько стоит?

Федеральный закон о машиноместах с 1 января 2017 года стал действовать повсеместно. В связи с чем, на сайтах по продаже недвижимости появилась масса объявлений, предлагающих сдать или купить узаконенный участок парковки.

Таблица 1. Сравнение цен, установленных на рынках недвижимости в регионах РФ за одно машино место, по состоянию на начало 2017 года.
Регион Стоимость (руб.)
Аренда Купля-продажа
Москва 3 500 – 15 000 250 000 – 5 000 000
Санкт-Петербург 1 000 – 20 000 300 000 – 2 500 000
Екатеринбург 2 500 – 6 000 250 000 – 1 500 000
Новосибирск 2 500 – 5 000 100 000 – 1 200 000
Уфа 1 500 – 3 000 300 000 – 1 600 000
Симферополь 1 200 – 3 500 200 000 – 1 700 000
Краснодар 1 500 – 6 000 200 000 – 2 000 000

Помимо того, в каком регионе владелец машиноместа желает сдать его в аренду или продать, итоговая стоимость определяется исходя из следующих факторов:

  • площадь объекта (обычно составляет от 10 кв. м. до 20 кв. м.);
  • состояние здания или сооружения, к которому относится парковка;
  • наличие охраны или пропускной системы;
  • расположение паркинга (наземный, подземный, крытый и т.п.);
  • развитость инфраструктуры района, степень отдаленности от центра города.

Таким образом, наше государство, переняв опыт европейских стран, все-таки позволило своим гражданам с начала 2017 года оформлять в собственность машиноместа и полноправно распоряжаться ими. Данная мера, безусловно, направлена и на создание нового

В начале 2017 года вступают в силу многочисленные изменения в различные законы. Среди прочего новый - и уже официальный законодательный - статус получит машино-место как объект недвижимости.

Соответствующие поправки, вступающие в силу 01.01.2017, внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 315-ФЗ).

В соответствии с ним машино-место становится объектом недвижимости. Ранее с определением его статуса возникало множество проблем. Для понимания смысла закрепления в законе нового объекта недвижимости рассмотрим «как было?» и «что стало?» с правовым регулированием машино-мест.

Также вы получите понимание того, как действовать в переходный период. С новыми зданиями и сооружениями, вводимыми в эксплуатацию в 2017 году, все предельно ясно. А как обстоит дело с машино-местами в зданиях, построенных и введенных в эксплуатацию ранее?

Правовое регулирование, уходящее в прошлое

До сих пор законодательство не определяло понятие машино-места. Только в п. 21 ст. 1 ГрК РФ есть понятие парковки (парковочного места). Приведем его здесь.

Парковка (парковочное место) — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения .

Курсивом выделены словосочетания, которые с 1 января 2017 года исключаются из формулировки п. 21 ст. 1 ГрК РФ.

Обычно машино-место индивидуализируется путем нанесения краской разметки и номера парковочного места на поверхности пола паркинга. Именно с этим и возникала проблема, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона № 221-ФЗ объект недвижимости должен иметь характеристики, позволяющие определить недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости). Границы и номер, нанесенные краской на пол, судебная практика к таковым характеристикам не относила (например, Постановление АС МО от 07.05.2015 № Ф05-3747/2015 по делу № А41-44784/14).

В связи с этим оформление машино-места в собственность на практике всегда было проблемой.

В Письме Минэкономразвития России от 26.05.2015 № ОГ-Д23-7475 было указано, что парковка (парковочное место), как ее определяет ГрК РФ, не отвечает критериям помещения, является частью зданий или сооружений, но никак не самостоятельным объектом недвижимости.

Оборот части объекта недвижимости в качестве самостоятельного объекта гражданских прав не предусмотрен. Точно также не предусмотрена государственная регистрация права собственности на часть объекта недвижимости.

В судебной практике до сих пор имелось два подхода к юридическому оформлению прав на машино-место, о чем сказано в Определении ВАС РФ от 27.10.2011 № ВАС-11450/11 по делу № А40-124539/09-54-801:

  1. это самостоятельный объект недвижимого имущества, представляющий собой помещение в составе другого объекта недвижимости - нежилого помещения (парковочного зала) или нежилого здания;
  2. это часть объекта недвижимости, в отношении которого действует режим общей долевой собственности, а пользователь машино-места является долевым сособственником данной недвижимой вещи, в отношении которой порядок пользования определяется соглашением участников долевой собственности или решением суда.

В последнее время преобладала вторая позиция, в отношении машино-мест действовали правила об общей долевой собственности, которые сами по себе далеко небезупречные.

Соответственно Минэкономразвития рекомендовало сперва поставить на кадастровый учет здание, в котором находится машино-место, а затем зарегистрировать долю в праве общей собственности на здание с определением долей в праве собственности на них пропорционально размерам расположенных там машино-мест.

Если рассматривать парковочные места, расположенные в многоквартирных домах (например, в подземном паркинге), то законодательное регулирование вопроса осуществляется как ГК РФ, так и ЖК РФ.

Много проблем возникало с определением порядка пользования и распоряжения машино-местом.

В частности, передача машино-места в аренду требует созыва общего собрания участников общей долевой собственности, со всеми вытекающими сложностями.

Продажа его третьему лицу предполагает соблюдение преимущественного права покупки остальных собственников.

Если в многоквартирном доме 500 собственников, то и в том, и в другом случае нетривиальной становится задача учесть права всех остальных собственников и не сойти с ума...

Поэтому следование этой позиции очень усложняет пользование и распоряжение машино-местами и к тому же влечет дополнительные расходы собственников.

Кадастровый учет машино-места

Согласно новой редакции п. 1 ст. 130 машино-места относятся к недвижимым вещам. Понятие машино-места закрепляется во введенном в ст. 1 ГрК РФ пункте 29. Итак, что это такое с учетом изменений законодательства?

Машино-место - предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

В соответствии с ч. 10 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (кстати, вступает в силу закон 2 января 2017 года) кадастровый учет машино-места осуществляется на основе технического плана. Составляется он на основании сведений, содержащихся:

  • в разрешении на ввод в эксплуатацию здания (сооружения), в котором расположено машино-место;
  • в проектной документации здания (сооружения), в котором расположено машино-место;
  • в проекте перепланировки и акте приемочной комиссии, подтверждающем завершение перепланировки.

Согласно ч. 6.1 ст. 24 Закона № 218-ФЗ местоположение машино-места устанавливается посредством графического отображения на плане этажа или части этажа здания (сооружения) геометрической фигуры, соответствующей границам этого машино-места.

Это в техплане, а в реальности границы фигуры машино-места в помещении устанавливаются путем определения расстояния как минимум от двух точек, находящихся в прямой видимости и закрепленных долговременными специальными метками на внутренней поверхности строительных конструкций этажа (стенах, перегородках, колоннах, на поверхности пола, до точек границ машино-места или точек деления границ на части), а также расстояний между точками границ машино-места.


В результате границы машино-места обозначаются путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки, например, краской или наклейками.

При этом площадь машино-места должна соответствовать минимально и (или) максимально допустимым размерам машино-места. Требования к размерам устанавливаются нормативно-правовым актом Минэкономразвития, принятие которого следует ожидать в ближайшем будущем.

Несоответствие площади образуемого машино-места этим требованиям является основанием для приостановления процесса постановки на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности.

Все сказанное касается в первую очередь новых зданий и сооружений, вводимых в эксплуатацию с 2017 года. А как со старыми зданиями, в которых, например, площади машино-мест вполне могут «не вписаться» в требования, установленные Минэкономразвития? И что делать, если машино-место было оформлено как доля в праве общей собственности?

Про уже существующие машино-места законодатель тоже не забыл.

Судьба уже существующих машино-мест

В ч. 1 ст. 6 Закона № 315-ФЗ указано, что объект недвижимости, который отвечает требованиям и характеристикам машино-места и права на который были зарегистрированы до дня вступления его в силу, признается машино-местом.

При этом требования к минимальному и максимальному размеру машино-мест, сведения о котором уже отражены в ЕГРП, применяться не будут.

Ранее выданные документы переоформлять не требуется, они сохраняют свою юридическую силу. Но собственники соответствующих машино-мест не лишены права подать заявление в регистрирующий орган для изменения сведений об объектах, которые указаны в качестве помещений, как машино-мест. Было бы желание!

Что делать людям, чьи машино-места были оформлены как доля в праве общей собственности? Тут тоже все не так сложно, ситуация разрешена в ч. 3 ст. 6 Закона № 315-ФЗ.

Собственник доли может осуществить выдел в натуре своей доли путем определения границ машино-места в соответствии с требованиями Закона № 218-ФЗ и зарегистрировать право собственности на него.

Для постановки машино-места на кадастровый учет необходимо подтвердить свое право на него, предоставив в Росреестр соглашение всех сособственников или решение общего собрания, которым определен порядок пользования недвижимым имуществом, находящимся в общей долевой собственности.

Если ни соглашения, ни решения нет, в этом случае для выдела своей доли придется получить согласие иных участников долевой собственности.

Как только будут выделены в натуре и зарегистрированы все имеющиеся машино-места общая долевая собственность на помещение, в границах которого они расположены, прекращается. Общим будет являться только имущество, оставшееся после выдела долей, и необходимое для прохода или проезда к машино-местам.

Резюмируем все вышесказанное.

Машино-место подлежит постановке на государственный кадастровый учет, на него может быть зарегистрировано право собственности.

Оно может быть предметом ипотеки (пп. 6 ч. 1 ст. 5 Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» — вводится с 01.01.2017).

Объект недвижимости, отвечающий требованиям и характеристикам машино-места и права на который были зарегистрированы до дня вступления в силу Закона № 315-ФЗ, признается машино-местом.

Собственник машино-места как доли в праве на общее имущество может требовать выдела доли в натуре и регистрации права собственности на него.

Таким образом, с января 2017 года машино-места официально признаются объектом недвижимости. От обычных помещений их отличает только отсутствие материальных, осязаемых границ в виде стен и перегородок.

Для более полного понимания предлагаю посмотреть один из выпусков канала Антона Иванова о правовом режиме машино-мест. В передаче помимо самого Антона Иванова принимает участие Александра Александровна Маковская.

Часть 1. Машино-места в системе объектов недвижимости.

Часть 2. Особенности правового режима машино-мест.

Надеюсь, что статья была полезной и вам стали более понятны изменения законодательства в отношении машино-мест.