Резервный фонд и фнб россии. Резервный фонд и фонд национального благосостояния россии Объем средств фонда национального благосостояния

Каждая экономика просто обязана иметь определенный запас прочности. Что касается истории Российской прочности, то очередной цикл сегодня окончен. Изначально поддерживал экономику великого государства Стабилизационный фонд, созданный в 2004 году. В 2008 году он был полностью реструктурирован и переименован на Резервный фонд и благосостояния. Он выступил в роли рационального продолжения программы «развитие бюджета», созданной в 1998 году для финансирования масштабных промышленных проектов, которые должны были выполнять роль двигателя в условиях кризиса.

Первичная идея Стабилизационного фонда

Инновационный формат Стабилизационного фонда полностью противоречил коренной идее проекта «бюджет развития». Она базировалась на формировании резерва, который должен был компенсировать, при необходимости, по причине неожиданного падения стоимости нефти, при стерилизации чрезмерных долларовых доходов от реализации нефти. Контроль над инфляцией должен был осуществляться благодаря инвестированию средств в иностранные активы. В среднесрочной перспективе Стабилизационный фонд должен был выступить в роли резерва для ликвидации проблем, связанных с финансированием структуры государственных пенсий. По факту Резервный фонд и Фонд национального благосостояния выступают в роли специализированного денежного фонда, который активно используется сегодня с целью стабилизировать государственный бюджет в результате сокращения дохода. Он же может быть использован в государственных нуждах, но в долгосрочной перспективе.

Зачем России фонд?

Резервный фонд России формировался на протяжении многих десятилетий в связи с тем, что бюджет государства имеет сильную зависимость от конъюнктуры внешних факторов. Благополучие государств зависит от мировых цен на сырьевые товары. Сегодня, когда на страну наложены жесткие санкции со стороны Европы и при критически низкой стоимости нефти средства от продажи которой являлись доминирующими при пополнении бюджета, выживать стране помогает именно собранный резерв. Он позволяет удерживать курс национальной валюты и становится основой выполнения государством своих обязательств перед населением. Если бы Россия не имела запасов, то страна бы уже давно столкнулась с таким явлением, как дефолт.

Этапы формирования резервов

Первая стадия формирования Резервного фонда началась в 2003 году. Был сформирован счет, на который поступали средства, заработанные от экспорта природных ресурсов. Тут уточним, что на специальный счет направлялись не прибыли от продажи нефти, а сверхприбыли. То есть остаток денег от продаж топлива, которые не были предусмотрены недостаточно оптимистичными прогнозами. Вторая стадия формирования резерва - это создание Стабилизационного фонда в 2004 году, который являлся по сути частью федерального бюджета. В связи с тем, что отечественная экономика имела сильную привязку к сырьевому рынку, формирование «подушки безопасности» стало обязательным условием дальнейшего процветания нации. Последний этап в формировании запаса - это Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Стабилизация экономики силами фонда

Экспортные возможности государства значительно страдают от сильной привязки к экспорту нефти и газа. Ситуация откладывает негативный отпечаток на статус государства и наносит удар по производственным мощностям, которые ориентированы на экспорт. В экономику перекрыт источник поступления средств естественного формата благодаря экспорту товаров и услуг. Все входящие денежные потоки блокируются нефтедолларами. Резервный фонд России сегодня отвечает за обеспечение баланса в федеральном бюджете, так как цена нефти сегодня на несколько порядков ниже, нежели была заложена в бюджетах на 2014-2017 года. Фонд отвечает за связывание чрезмерной ликвидности, сокращает инфляционное воздействие, ликвидирует последствия влияния скачков цен на мировом рынке сырья на национальную экономику. Можно подвести итог и выделить основные три функции фонда:

  • Перекрытие дефицита Российского бюджета.
  • Предотвращение развития в экономике.
  • Финансирование пенсионных накоплений и перекрытие дефицита бюджета Пенсионного Фонда.

Предназначение Фонда благосостояние и движение средств

Теория - это одно, но практика и история говорят о немного другом предназначении резерва. Средства Резервного фонда направляются на обеспечение выполнения государством обязательств расходного типа при сокращении доходов от нефтегазоносного сектора экономики. Объемы резервов установлен на уровне 10% от предполагаемого на грядущий объема ВВП. Изначально денежные потоки направляются на счета казначейства. Недостающий объем средств от не нефтяного сектора перекрывается путем перенаправления денег через нефтегазоносный трансферт. Далее следует наполнение самого Резервного фонда. После того как его объем будет соответствовать 10% от полученных средств, денежный поток перенаправляется в Фонд национального благосостояния, который будут компенсировать дефицит пенсионного бюджета. Резервный фонд остается неприкосновенным до того момента, как поступления от нефтегазоносного сектора экономики будут сокращены в разы. Большая часть сбережений резервного капитала преобразовывается в финансовые активы и валюту. Это долговые обязательства международных организаций и ценные бумаги, депозиты в зарубежных финансовых институтах.

Откуда идет поток средств в резервы страны?

Резервный фонд и Фонд национального благосостояния формируется не только за счет избыточных прибылей от продажи нефти. Пополнение капитала происходит благодаря:

  • налогу на разработку полезных ископаемых;
  • вывозным пошлинам на сырое топливо;
  • пошлинам, которые взымаются за вывоз товаров, изготовленных из нефти.

Еще один источник пополнения - это прибыль от управления средствами последнего. Размер Резервного фонда контролируется учетом средств на отдельных счетах, которые открыты казначейством в ЦБ РФ. Все приходно-расходные операции по счету проводятся Министерством финансов РФ в соответствии с законодательством.

Особые механизмы управления средствами фонда

Как говорилось выше, Фонд национального благосостояния выступает в роли части федерального бюджета. При этом управление средствами резерва осуществляется немного в ином формате, нежели финансовыми активами в федеральном бюджете. Основные цели управления деньгами заключаются в их сохранности, а также в стабилизации уровня доходов от их трансформации в активы в долгосрочной перспективе. Все активы, в которые могут быть трансформированы средства четко определены Бюджетным кодексом РФ. Помощь Фонда национального благосостояния оказывается моментально, при возникновении дефицита. Информация о поступлении и о расходе средств из резерва каждый месяц публикуется в СМИ.

Размеры накоплений Российского правительства

РФ проинформировало общественность о том, что за последние два года Фонд национального благосостояния увеличился на порядка 51,3%, а Резервный фонд вырос на 72,9%. Резервный фонд стал больше на 2,085 триллионов рублей и уже к 1 января 2015 года, несмотря на царящий кризис, составил 4,945 миллиардов. В долларовом эквиваленте оба резерва оцениваются специалистами в 165 миллиардов долларов. Положительный прирост капитала омрачается заявлением счетной палаты, которое было сделано в октябре 2014 года. По словам представителей агентства, при сохранении темпов падения стоимости нефти на международном рынке и при деградации экономики государства, Фонд национального благосостояния России будет полностью исчерпан уже в ближайшие два года.

Последние данные Министерства финансов

На 1 апреля 2015 года размер Резервного фонда составлял 4,425 триллионов рублей или 75,7 миллиардов долларов. Фонд национального благосостояния приравнивается к 4,436 триллионам рублей или 74,35 миллиардам долларов. В течение марта месяца было зафиксировано сокращение ФНБ на 244 миллиарда рублей, а Резервного фонда - на 295 миллиардов рублей. Напомним, что в конце марта Государственная дума приняла кризисный бюджет, где были оговорены условия расходования средств из фондов. По предварительным расчетам, объем резерва уже к концу 2015 года будет составлять всего 4,618 триллионов рублей. Планируется потратить порядка 864,4 миллиардов рублей на развитие инфраструктурных проектов для реконструкции экономики государства.

Подлежащих обособленному учёту и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации .

Формирование фонда

Фонд национального благосостояния формируется за счёт:

  • нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённый на соответствующий финансовый год объём нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объём средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;
  • доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

Размещение

21 апреля 2010 года Председатель Правительства РФ В. В. Путин подписал постановление Правительства России о том, что до 1 февраля 2012 года Министерство финансов не будет обязано публиковать в Интернете сведения об объёмах поступивших на счета Резервного фонда и Фонда национального благосостояния средств, о том, где они размещены и как используются . Некоторые экономисты считают, что отказ от публикации этих сведений связан с быстрым сокращением средств обоих фондов . В настоящее время на сайте Минфина размещается информация об объёме средств в каждом из фондов.

Динамика изменений

Дата В млрд. долл. США В млрд. руб.
01.02.2008 32,00 783,31
01.03.2008 32,22 777,03
01.04.2008 32,90 773,57
01.05.2008 32,72 773,82
01.06.2008 32,60 773,93
01.07.2008 32,85 770,56
01.08.2008 32,69 766,48
01.09.2008 31,92 784,51
01.10.2008 48,68 1 228,88
01.11.2008 62,82 1 667,48
01.12.2008 76,38 2 108,46
01.01.2009 87,97 2 584,49
01.02.2009 84,47 2 991,50
01.03.2009 83,86 2 995,51
01.04.2009 85,71 2 915,21
01.05.2009 86,30 2 869,44
01.06.2009 89,86 2 784,14
01.07.2009 89,93 2 813,94
01.08.2009 90,02 2 858,70
01.09.2009 90,69 2 863,08
01.10.2009 91,86 2 764,37
01.11.2009 93,38 2 712,56
01.12.2009 92,89 2 769,84
01.01.2010 91,56 2 769,02
01.02.2010 90,63 2 757,89
01.03.2010 89,63 2 684,21
01.04.2010 89,58 2 630,27
01.05.2010 88,83 2 601,62
01.06.2010 85,80 2 616,54
01.07.2010 85,47 2 666,41
01.08.2010 88,24 2 663,76
01.09.2010 87,12 2 671,54
01.10.2010 89,54 2 722,15
01.11.2010 90,08 2 772,80
01.12.2010 88,22 2 761,96
01.01.2011 88,44 2 695,52
01.02.2011 90,15 2 674,53
01.03.2011 90,94 2 631,98
01.04.2011 91,80 2 609,66
01.05.2011 94,34 2 594,58
01.06.2011 92,54 2 597,55
01.07.2011 92,61 2 600,00
01.08.2011 92,70 2 566,04
01.09.2011 92,63 2 673,05
01.10.2011 88,69 2 827,10
01.11.2011 91,19 2 726,42
01.12.2011 88,26 2 764,40
01.01.2012 86,79 2 794,43
01.02.2012 88,33 2 682,21
01.03.2012 89,84 2 600,88
01.04.2012 89,50 2 624,78
01.05.2012 89,21 2 619,52
01.06.2012 85,48 2 773,78
01.07.2012 85,64 2 810,45
01.08.2012 85,21 2 742,85
01.09.2012 85,85 2 772,45
01.10.2012 87,61 2 708,58
01.11.2012 87,19 2 748,67
01.12.2012 87,47 2 716,61

См. также

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации

Примечания

Ссылки

  • Динамика изменения Фонда национального благосостояния на сайте Минфина России

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Робертсон, Дэвид (дирижёр)
  • Агдашский район

Смотреть что такое "Фонд национального благосостояния России" в других словарях:

    Резервный фонд Российской Федерации - сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния России. Содержание 1 Описание 2 Максимальная величина Резервног … Википедия

    Резервный фонд России - Резервный фонд Российской Федерации сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на резервный фонд и Фонд национального благосостояния России. На 1 марта 2009 года сумма резервного фонда Содержание 1 Описание 2… … Википедия

    Суверенный фонд - (англ. Sovereign wealth fund) государственный инвестиционный фонд, финансовые активы которого включают акции, облигации, имущество, драгоценные металлы и другие финансовые инструменты. Инвестиции суверенных фондов охватывают весь мир.… … Википедия

    Национальный фонд - Великобритания Национальный фонд объектов исторического интереса либо природной красоты Россия Фонд национального благосостояния России Национальный фонд развития здравоохранения Фонд национальной энергетической безопасности Национальный фонд… … Википедия

    Финансовый кризис 2008–2009 годов в России - См. также статью: Мировая рецессия конца 2000 х Финансовый кризис и рецессия 2008 2009 годов в России как часть мирового финансового кризиса стали возможными, по мнению помощника Президента России А. Дворковича, из за произошедшей интеграции … Википедия

    Финансовый кризис 2008 года в России

    Экономический кризис 2008 года в России - См. также статью: Мировая рецессия конца 2000 х Финансовый кризис и рецессия 2008 2009 годов в России как часть мирового финансового кризиса стали возможными, по мнению помощника Президента России А. Дворковича, из за произошедшей интеграции… … Википедия

    Экономический кризис в России (2008) - См. также статью: Мировая рецессия конца 2000 х Финансовый кризис и рецессия 2008 2009 годов в России как часть мирового финансового кризиса стали возможными, по мнению помощника Президента России А. Дворковича, из за произошедшей интеграции… … Википедия

    Финансовый кризис 2008-2009 годов в России - Основная статья: Экономика России См. также статьи: Мировая рецессия конца 2000 х, Экономические реформы в России (1990 е годы). Финансовый кризис 2008 2010 годов в России как часть мирового финансового кризиса стали возможными, по мнению… … Википедия

    Финансово-экономический кризис 2008-2010 годов в России - Основная статья: Мировой финансово экономический кризис В данной статье рассматривается Финансово экономический кризис 2008 2010 годов в России как часть мирового финансового кризиса. Содержание 1 Падение фондового рынка: август& … Википедия

БК РФ Статья 96.10. Фонд национального благосостояния

1. Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на цели, указанные в пункте 1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Фонд национального благосостояния формируется за счет:

дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Действие абз. 3 п. 3 ст. 96.10 приостановлено с 01.02.2016 до 01.02.2022 (ФЗ от 03.11.2015 N 301-ФЗ). До 01.02.2022 доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае, если на конец очередного финансового года и (или) первого года планового периода и (или) второго года планового периода прогнозируемый объем средств Фонда национального благосостояния, размещенных на депозитах и банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации, превышает 5 процентов объема валового внутреннего продукта, ежегодный объем использования средств Фонда национального благосостояния в очередном финансовом году, первом году планового периода и втором году планового периода на покрытие дефицитов федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации не может превышать абсолютное значение объема недополученных нефтегазовых доходов в соответствующем финансовом году.

В случае, если на конец очередного финансового года и (или) первого года планового периода и (или) второго года планового периода прогнозируемый объем средств Фонда национального благосостояния, размещенных на депозитах и банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации, не превышает 5 процентов объема валового внутреннего продукта, ежегодный объем использования средств Фонда национального благосостояния в очередном финансовом году, первом году планового периода и втором году планового периода на покрытие дефицитов федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации не может превышать объем, эквивалентный 1 проценту объема валового внутреннего продукта, указанного на соответствующий финансовый год в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и абсолютное значение объема недополученных нефтегазовых доходов в соответствующем финансовом году.

Введение

Актуальность выбранной мною темы курсовой работы обусловлена тем, что в современных условиях добровольные пенсионные накопления граждан Российской Федерации являются одним из приоритетных направлении деятельности государства. Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

В свою очередь целью курсовой работы является исследование деятельности Фонда национального благосостояния.

Исходя из поставленной цели работы, основное внимание было уделено решению следующих задач:

    Исследовать цели деятельности и структуру управления фондом;

    Изучить направления деятельности

    Анализировать доходность деятельности.

Объектом и предметом исследования является деятельность Фонда. Информационную базу исследования составляют отчеты министерства финансов Российской Федерации.

К работе прилагаются схемы и таблицы.

В ходе выполнения курсовой работы были изучены нормативные акты, так же постановления и приказы правительства Российской Федерации.

Глава 1. Деятельность фонда, ее цели. Формирование средств фонда и ее использование.

1.1 Сущность фонда национального благосостояния

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу

Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

Фонд национального благосостояния и резервный фонд были сформированы в феврале 2008 года после разделения стабилизационного фонда. Они формируются из нефтегазовых доходов и доходов от управления деньгами. Средства ФНБ расходуются на поддержания стабильности госбюджета и софинансирования пенсионных накоплений граждан. Средства резервного фонда направляются на финансирование нефтегазового трансферта (см. приложение 1). Доход фондов формируется путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета. Кроме того, средства фондов могут размещаться в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством Российской Федерации.

1.2 Формирование и использование Фонда национального благосостояния.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

Налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

Вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

Вывозных таможенных пошлин на газ природный;

Вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Расчет объема нефтегазовых доходов федерального бюджета, поступивших в отчетном месяце, за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета, поступивших в декабре отчетного финансового года, осуществляется Министерством финансов Российской Федерации ежемесячно, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Использование нефтегазовых доходов за отчетный месяц на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта осуществляется:

    в полном объеме - если объем нефтегазовых доходов за отчетный месяц не превышает разницы между величиной нефтегазового трансферта на текущий финансовый год, утвержденной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и объемом нефтегазовых доходов федерального бюджета, фактически перечисленных в текущем финансовом году на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным месяцем;

    в объеме, равном разнице между величиной нефтегазового трансферта на текущий финансовый год, утвержденной федеральным законом о федеральном бюджете и объемом нефтегазовых доходов федерального бюджета, фактически перечисленных в текущем финансовом году на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным, - если объем нефтегазовых доходов за отчетный месяц превышает сумму, необходимую для достижения утвержденной величины нефтегазового трансферта.

В случае достижения утвержденной величины нефтегазового трансферта нефтегазовые доходы федерального бюджета подлежат использованию на формирование Резервного фонда.

В случае достижения указанной нормативной величины Резервного фонда нефтегазовые доходы федерального бюджета подлежат использованию на формирование Фонда национального благосостояния.

Использование нефтегазовых доходов в текущем месяце на формирование Фонда национального благосостояния осуществляется в объеме, равном объему нефтегазовых доходов федерального бюджета, фактически поступивших в текущем финансовом году, уменьшенному на утвержденную величину нефтегазового трансферта и объем нефтегазовых доходов федерального бюджета, фактически перечисленных в текущем финансовом году на формирование Резервного фонда (с учетом объема нефтегазовых доходов, подлежащих перечислению на формирование Резервного фонда в текущем месяце) и Фонда национального благосостояния по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным месяцем.

Расчет объема нефтегазовых доходов за декабрь и расчет объема нефтегазовых доходов за декабрь, используемых на формирование Резервного фонда или на формирование Фонда национального благосостояния, осуществляется Министерством финансов Российской Федерации до 25 января года, следующего за отчетным годом.

Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.

Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта.

Нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния после наполнения Резервного фонда до размера указанного выше. Другим источником формирования Фонда национального благосостояния являются доходы от управления его средствами.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы только на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период. Порядок софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации определен в Федеральном законе от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Другим источником формирования Фонда национального благосостояния являются доходы от управления его средствами.

С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2014 г. доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. обособленный учет средств нефтегазовых доходов федерального бюджета не осуществляется.

Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. порядок проведения расчетов и перечислений средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния приостановлен.

Учет операций с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется в порядке, установленном для учета операций со средствами федерального бюджета.

Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период.

Порядок софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации определен в Федеральном законе от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Правительство Российской Федерации вправе до 1 января 2014 г. без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете направлять средства Фонда на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение сбалансированности федерального бюджета, в том числе с превышением общего объема расходов федерального бюджета в случае и в пределах увеличения бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов в целях обеспечения сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Средства Фонда национального благосостояния, подлежащие использованию в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, перечисляются Федеральным казначейством на основании поручений Министерства финансов Российской Федерации со счета по учету средств Фонда национального благосостояния на счет по учету средств федерального бюджета.

По официально опубликованным данным Министерства финансов Фонд национального благосостояния России в августе сократился на 2,24 млрд долларов, или 3,07%. В абсолютных цифрах резерв страны оценивается в 70,69 млрд долларов.

Месяцем ранее резервы потеряли 3,9 млрд долларов, или 5,08%. Таким образом Фонд национального благосостояния России и резервы Минфина сокращаются второй месяц подряд. В июне они, наоборот, выросли на 0,58 млрд долларов, что объясняется меньшей волатильностью на финансовых и сырьевых рынках.

Фонд национального благосостояния России: год падения

Общая тенденция снижения стоимости резервов страны окончательно утвердилась с сентября 2014 года. С небольшими коррекциями она продолжается уже двенадцать месяцев. Всего за этот период страна потеряла 21,03 млрд долларов, или 22,9% от Фонда национального благосостояния.

Анализируя эти цифры необходимо учитывать принципиально важный момент. Сегодняшний показатель в 70,69 млрд долларов - это не совсем та сумма, которой Министерство финансов может распорядиться в любую минуту. Важен не только объем денег, но и то, где они в действительности размещаются.

В этих цифрах, номинированных в различных валютах, разобраться сложно, но возможно. Прежде всего, отметим, что деньги находятся на счетах в Банке России, и это стопроцентный реальный резерв, доступный в любое время. А также часть из них передана тем или иным структурам, в основном, банкам с государственным участиям для дальнейшего кредитования финансового и реального сектора.

На счетах ЦБ РФ Фонд резервного благосостояния России и резервы Минфина размещены в трех валютах: 20,98 млрд долларов США, 29,9 млрд евро и 40,3 млрд фунтов стерлингов. При пересчете в одну денежную единицу по текущему курсу получается, что их реальная стоимость составляет 60,8 млрд долларов. А, соответственно, 9,88 млрд долларов хотя и числятся на балансе, но фактически уже истрачены на те или иные цели.

Основные получатели денег из Фонда национального благосостояния России и из резервного фонда Минфина - Внешэкономбанк, иностранные эмитенты, среди которых есть такие, к которым не предъявляются требования к рейтингу о долгосрочной кредитоспособности, то есть это явно не вклады в первоклассные государственные займы развитых стран, а также так называемые самоокупаемые национальные проекты. Кроме того, активы вкладываются, согласно официальному отчету Минфина, в привилегированные акции кредитных организаций.

Финансирование дефицита бюджета за счет эмиссии

Новой вехой в финансовой политике кризисного периода стало эмиссионное финансирование бюджетного дефицита. Причем делается это с использованием резервов. Вовлечен в подобные операции оказывается и Фонд национального благосостояния России.

Схема эмиссионного финансирования выглядит на сегодняшний день так. Резервный фонд продает валюту Банку России. В результате значение суммарной позиции этих двух организаций не меняется. Но при этом ЦБ РФ проводит эмиссию соответствующей суммы денег и выдает их Минфину, зачисляя на единый счет федерального бюджета для финансирования дефицита.

Особо стоит отметить, что конвертация валюты производится при таких операциях вне биржи, и остается скрытой от участников рынка до опубликования отчетности, которая обнародуется с задержкой на один месяц.

Впервые такая схема была использована, согласно сведений из открытых источников, в феврале 2015 года. Тогда Фонд национального благосостояния РФ продал валюту на 500 млрд рублей, которые оказались зачислили в бюджет и потратили на текущие цели.

Второй раз операцию провели в июле - на 200 млрд рублей. Третий раз, по сведениям из открытых источников, в августе, еще на 200 млрд рублей. Итого суммарно с начала года объем эмиссионного финансирования расходов федерального бюджета уже составил 900 млрд рублей.

Дефицит бюджета РФ в 2015 году составляет приблизительно 3 трлн рублей. По некоторым данным, при помощи эмиссии планируется покрыть его весь. При этом официальные источники утверждают, что эмиссия такой суммы не вызовет дополнительного давления на курс национальной валюты и не приведет к всплеску инфляции.

К сожалению, экономическая теория говорит об обратном. Причем объем искусственного увеличения денежной массы, скорее всего, будет иметь не прямое воздействие на цены один к одному, а станет своего рода отправной точкой для показателя инфляции в ближайшем будущем.

Фонд национального благосостояния России: на сколько хватит

Ни один серьезный аналитик на сегодняшний день не наблюдает и не заявляет о признаках выхода страны из кризиса. Если, разумеется, не брать в расчет официальные заявления представителей власти, но надо понимать, что у них такая работа: успокаивать население и представителей бизнеса.

На сегодняшний день официальные данные говорят о том, что Фонд национального благосостояния и резервы Минфина оцениваются в 70,69 млрд формально, но на самом деле, для дальнейшего поддержания экономики доступно 60,9 млрд долларов. В год расходуется около 20 млрд долларов. При этом надо учитывать, что затраты могут происходить неравномерно.

Основные выплаты по внешним долгам за год предстоят в конце 2015 и в начале 2016 года. Летом в этом плане ситуация была менее напряженной. Таким образом, стоит ожидать ускорение темпов расходования резервов.

Кроме того, потребность в деньгах зависит не только от реального состояния экономики, но и от не всегда поддающегося точному расчету фактора: от уровня доверия к власти и финансовым органам. По мере исчерпания резервов давление на финансовые рынки только усилится, а значит, потребуется больше финансовых средств на поддержание относительной стабильности.

В итоге можно сделать предположение, что активов страны в целом на ближайший год должно оказаться достаточно. Но это только при сохранении неизменными двух важных параметров. Во-первых, цена нефти, а значит, и объем пополнения резервов, сохранится на уровне около 50 долларов за баррель. Во-вторых, не будут предприниматься попытки удержать курс национальной валюты на том или ином уровне. То есть рубль продолжит и далее свободное падение.

При этом, в том числе и благодаря эмиссионному финансированию дефицита бюджета, инфляция также должна сохраниться на высоком уровне.