Кузьминов ректор высшей школы экономики. Ярослав Кузьминов: «У нас слишком образованное население. Коллегия адвокатов г

В интервью РБК сооснователь и ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов рассказал о подготовке «Стратегии-2030», сотрудничестве с иностранными профессорами и нежелании идти в Госдуму

«Самое правильное в кризис - дать людям возможность учиться»

Первый вопрос вам как руководителю ведущего российского экономического вуза и соавтору «Стратегии-2020»: когда все-таки ожидать восстановления экономического роста в России?

Смотря что понимать под восстановлением роста. Разные группы по-разному ощущают экономические события. Плюс для кого-то важна динамика, а для кого-то - стабильность.

Политики и инвесторы действительно ориентируются на макроэкономические показатели, и сигнал для них даже небольшой рост ВВП. В этом отношении Россия уже в 2016 году будет выглядеть значительно лучше, чем сейчас. Почему-то журналисты следуют в своих оценках «плохо-хорошо» в основном именно за этой группой.

Вторая группа - предприниматели, для которых показатели роста ВВП не так важны. Для них важны масштабы спроса на конкретных рынках и его индикаторы, такие как экономические ожидания (настроения), их регулярно измеряют Росстат и Центр конъюнктурных исследований ВШЭ. Индекс предпринимательской уверенности в России с конца прошлого года снизился до минус 7% - это ниже, чем в ЕС (минус 3–4%), но несопоставимо с настроениями кризиса 2009 года, когда было минус 15%. Это пока настроения стагнации, а не кризиса. Еще для предпринимателей важен доступный кредит, хотя ставка ЦБ, опять-таки благодаря журналистам, возводится в какой-то фетиш. Реальные условия заимствования зависят от нескольких факторов, в первую очередь от качества активов самого предпринимателя. В этом отношении 2016 год вряд ли будет «позитивным переломом» для предпринимателей, и с точки зрения спроса тоже.

Третья группа - люди, имеющие сбережения. Это треть нашего населения. Для них есть два ориентира - курс рубля (эти люди ездят за границу) и ставки, по которым банки выдают потребительские кредиты и привлекают депозиты. В этом отношении мы можем говорить, что в 2016 году ситуация, по всей видимости, не особенно изменится: снова будут более доступны заемные деньги, но второго бума потребительских кредитов не произойдет. В 2016 году эта группа населения будет более удовлетворена, чем сегодня, прежде всего в результате большей стабильности рубля, чем в 2015 году. Но это позитив именно стабильности, а не роста.

В то же время растет тревожность «четвертого квинтиля» населения по доходам - это люди, балансирующие на границе среднего класса. Притом это наиболее закредитованная группа населения. Страх потерять работу у «белых воротничков» в крупных городах, ощутимое сокращение зарплаты в коммерческом секторе заставляют этих людей не просто ограничивать потребление, а менять тип потребления. Это может порождать социальное недовольство.

И наконец, есть базовый слой населения, который не имеет сбережений, - 60% наших сограждан. Для этих людей основной показатель - цены на товары и услуги. То есть потребительская инфляция. Если она будет ограничена 6–7%, основная масса населения России почувствует реальный перелом к лучшему по сравнению с 2015 годом.

ВШЭ анализировала майские указы президента с точки зрения исполнимости. И вы говорили, что есть опасность их недовыполнения. В чем?

Есть две группы проблем - явного невыхода на установленные цели и формального исполнения указов. Первая группа - это в первую очередь расходы на науку. Мы значительно отстаем, и это опасно уже для позиций России в мире. Еще повышение качества рабочих мест (помните 25 млн новых высокотехнологичных рабочих мест?) - я вообще не вижу политики в этом отношении.

Вторая группа - это ключевые «социально-трудовые» указы, направленные на превращение интеллигенции в средний класс и на качественное регулирование рынка труда, формирование карьерных лифтов для профессионалов. Это ядро программы Путина, ядро его долгосрочного контракта с образованной частью его избирателей. Майские указы предполагают повышение заработных плат профессионалам в науке, образовании и здравоохранении до конкурентно способного уровня, так называемый «эффективный контракт». Это повышение уже привело к росту среднего класса в регионах за счет улучшения экономического положения массовой интеллигенции.

В 2012 году мы рассчитали стоимость эффективного контракта для врачей, среднего и младшего медперсонала, учителей, преподавателей вузов, научных сотрудников и работников культуры. Эксперты предлагали увеличить расходы на эти цели с 2,8% ВВП до 3,9% к 2015 году и впоследствии до 4,2% к 2018 - в основном за счет дотаций из федерального бюджета. Эти расчеты были представлены Путину и Медведеву. В реальности повышение зарплат реализовалось в совершенно других условиях. Минфину удалось убедить и президента, и премьера, что из федерального бюджета надо дать всего треть необходимых денег, другую треть взять за счет внутренней реструктуризации расходов учреждений: пусть они свои резервы вытащат на белый свет. И еще треть - за счет региональных бюджетов. Такая красивая идея была.

Первые год-полтора, в 2012–2013 годах, на удивление, эта стратегия работала, первый этап повышения зарплат прошел успешно. Я даже говорил [министру финансов Антону] Силуанову, что недооценил тех возможностей, которые предложил учесть Минфин. Дальше стало хуже, потому что резервы и региональных бюджетов, и бюджетных учреждений закончились. И все стали это чувствовать.

Да, на 2015 год дорожная карта повышения средней зарплаты в основном выполняется. По врачам и преподавателям вузов мы вышли на 130–140% от средней зарплаты по региону, по учителям - на 99%. Но при этом вместо необходимого для повышения зарплат дополнительного финансирования 1% ВВП учреждения получили всего 0,4% ВВП, а вклад федерального бюджета в предыдущие годы составлял не больше трети, а на текущий год даже меньше 20%. Понятно, что чудес не бывает, повышение зарплат идет, но теперь оно идет за счет резкого возрастания нагрузки, и не только на врачей и учителей. Только что мы получили данные мониторинга экономики образования, результаты ежегодного опроса преподавателей вузов. У них резко выросла нагрузка, причем если раньше она была 38–40 часов в неделю, то, по последним опросам, скакнула за 50 часов.

Второй «внутренний источник» - сжимание остальных расходов учреждений. В структуре бюджетного финансирования учреждений образования, например, зарплата достигла 70–80%! Это возврат к положению, существовавшему в начале 2000-х.

Министр финансов в бюджетной стратегии настаивает на сокращении бюджетных мест в вузах в расчете на 10 тыс. молодого населения. По некоторым оценкам, это приведет к сокращению около 100 тыс. бюджетных мест в вузах в перспективе нескольких лет. Как вы, один из соавторов реформы образования, к этому относитесь?

Я двояко к этому отношусь. В принципе, 15–20% нашей высшей школы - это крайне низкого уровня учебные заведения. Они или имитируют образование, или готовят просто в никуда, и это все знают. Есть цифры по приему в вузы: в некоторые принимаются люди с почти двойкой по базовому предмету. Они в школе не учились, они и здесь не будут учиться. Минфин руководствовался такой позицией. И с точки зрения эффективности государственных расходов позиция Минфина абсолютно обоснована. Это одна сторона. Но именно сегодня я бы не советовал правительству сокращать бюджетные места в высшей школе. И я не думаю, что это в итоге будет реализовано.

Понимаете, самое хорошее дело в кризис - дать людям возможность учиться больше. Но мы должны изменить структуру высшего образования. Вместо того чтобы готовить 35% экономистов и юристов, чего нет ни в одной стране, надо создавать университеты прикладных наук и систему прикладного бакалавриата. Они есть во всех странах, кроме России. Это конкурентное высшее образование, которое дает не просто «корочку», а конкретную специальность: офис-менеджер, системный администратор, мастер-строитель - то, что раньше давали техникумы. Но прикладной бакалавриат сохраняет ауру университета, это очень важно, потому что родители массово отказываются посылать детей в техникумы. Они соглашаются на вузы ровно потому, что у них есть правильное ощущение: в вузах социальная среда будет поднимать их ребенка, а в других местах иногда опускать. В том числе поэтому сокращение мест мы можем не выдержать, но мы можем перестроить эти бюджетные места.

Социальный вице-премьер Ольга Голодец указывала, что в связи с девальвацией и падением доходов увеличился поток россиян, прежде всего молодых и квалифицированных, уезжающих за рубеж. Они не отказываются от гражданства, но ищут большие зарплаты, лучшую работу. Вы видите такую тенденцию? Это временное явление или мы возвращаемся в начало 90-х?

Нет, мы, конечно, не возвращаемся в начало 90-х. Тогда за рубеж уезжали люди, готовые мыть посуду, потому что это обеспечивало тот уровень жизни, который они не могли получить будучи инженерами на предприятиях в российских городах. Сейчас этого нет. Я думаю, обмен России с Западом людьми происходит постоянно. Мы, к сожалению, больше отдаем в этом обмене, чем приобретаем. И в результате событий, которые начались в середине 2014 года, мы потеряли порядка 100 тыс. высококвалифицированных иностранцев, что довольно много.

«Вопрос в том, чтобы почистить избыточные элементы государства»

- Если бы «Стратегия-2020» воплощалась последовательно, могли бы мы избежать стагнации 2012–2013 годов?

Нет, конечно. Экономический рост стал глохнуть в 2012–2013 годах, а когда [Владимир] Путин заказал нам стратегию, все специалисты в один голос уже предсказывали конец экстенсивного роста. Цена на нефть еще росла, дошла до $100–110 за баррель, но в этой точке замерла и, кстати, довольно долго там держалась, что удивительно. Но уже то, что она перестала расти, исчерпало старую модель, которая была рассчитана не просто на нефтяные доходы от экспорта, а на то, что они все время прирастали. Модель странная, иррациональная, но сформировавшая поведение политической и экономической элиты 2000-х. Предотвратить это было невозможно, и минимизировать негативный эффект в 2014 году надо было с двух сторон и другим путем.

Можно было реализовать две вещи. Первое - это бюджетный маневр четырьмя процентами ВВП. Мы предложили 1% ВВП перераспределить в науку и образование, 1% - в здравоохранение и от 1% до 2% (там была долгая дискуссия) - в транспортную инфраструктуру, в основном в автодороги. Этого не сделали. Более того, деньги из бюджета в полном объеме пошли как раз на те отрасли, из которых в том числе мы предлагали забрать, в силовой блок и госуправление. Конечно, бюджетный маневр невозможно было реализовать за несколько лет, реально он занял бы весь президентский срок Путина до 2018 года. Но вектор перестройки экономики был бы задан.

Второе, что не было принято руководством, - это пенсионная реформа. Если бы она началась в 2012 году, а не была отложена теперь уже до 2018 года, мы смогли бы провести ее в гораздо более мягких экономических условиях. Это не только повышение пенсионного возраста, но и в первую очередь создание нормальной системы накопительных пенсий, когда человек сам откладывает деньги. Мы предлагали создать государственный фонд, видимо, за счет Резервного фонда или Фонда национального благосостояния, который гарантировал бы вложения каждого человека, делал бы их несгорающими. Мы предлагали создать механизм софинансирования частных денег со стороны государства. Понятно, что в 2018 году делать пенсионную реформу нет возможности, у нас просто нет 1,5% ВВП. Мы вынуждены будем делать ее в гораздо более жесткой социально-политической ситуации, и, конечно, это потеря.

- Что может стать существенной точкой роста экономики в ближайшие годы?

Естественными точками роста, конечно, являются не просто отрасли, в которых импорт стал дорогим, менее конкурентоспособным. В первую очередь это те зоны, где наши предприятия могут расширить рыночную долю без больших капитальных затрат. Понятно, что производственные технологии подорожали так же, как подорожал евро. И большое число российских предпринимателей опасаются делать длительные инвестиции в технологии. Я их понимаю. Мы можем ожидать естественных точек роста в сельском хозяйстве, в пищевой промышленности. На мой взгляд - в гораздо меньшей степени в легкой промышленности, потому что мы ее практически потеряли: надо заново станки закупать и обучать рабочих, к тому же здесь мы конкурируем в массовом сегменте с Азией, которая легко бьет нас по цене труда.

Рост можно ждать в строительстве и смежных отраслях. В первую очередь - в жилищном, если правительство сможет продолжить стимулирование ипотеки ниже 12%. Эти три точки роста, наверное, будут дополняться высокотехнологичными предприятиями в оборонном секторе, где сформирован устойчивый платежеспособный спрос на десятилетия вперед.

Часто говорят, давайте сократим в два раза программу вооружений. Сейчас делать это уже нельзя, потому что будут выброшены деньги целого поколения. Это крайне важно не только для нашей независимости, но и для сохранения России в секторе высоких технологий. Сейчас именно эти производства формируют обновляющийся технологический потенциал нашей экономики. Формируют нового инженера, нового техника, нового квалифицированного рабочего.

Высшая школа экономики в цифрах

13,13 млрд руб. составили в 2014 году доходы НИУ ВШЭ

7,2 млрд руб. получил в 2014 году НИУ ВШЭ из государственного бюджета. Большая часть этой суммы, 5,35 млрд руб., пришлась на финансирование образования; 0,95 млрд руб. было выделено на фундаментальные исследования

2,5 тыс. преподавателей работают в четырех кампусах ВШЭ в четырех городах

111,3 тыс. руб. в месяц составляет в среднем зарплата преподавателя, работающего на полную ставку, в московском отделении НИУ ВШЭ. Преподаватель нижегородского отделения в среднем получает почти в два раза меньше - 56,9 тыс. руб.

22,3 тыс. составила общая численность студентов университета в 2014 году

250–600 тыс. руб. в год стоит высшее образование в НИУ ВШЭ

Источник: данные НИУ ВШЭ

- Импортозамещение может стать глобальной точкой роста?

Импортозамещение, о котором говорят по телевизору, это идеологема. Это нечто совершенно отличное от того, что происходит на самом деле. Импортозамещение - это шанс для конкретного предпринимателя. Я вас уверяю, он гораздо лучше и журналистов и чиновников это чувствует. Импортозамещение возможно во всех тех секторах, о которых я начал говорить. В какой степени оно возможно в сфере инвестиционного машиностроения? Ну в той степени, в которой наши компании начнут предъявлять спрос. Если у нас будет устойчивое развитие строительного сектора, сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, то, пожалуй, эти сектора и смежные - от сельхозхимии до упаковки - могут начать развиваться уже в 2016 году. Они могут развиваться, когда почувствуют, что это не попытка их уговорить сверху, а реальные процессы, которые они наблюдают.

Насколько целесообразным, с вашей точки зрения, было введение в прошлом году контрсанкций со стороны России?

Целесообразным, безусловно. Но тактически я бы поступил по-другому. Заявил бы, что, если санкции против России не будут отменены, мы вынуждены будем ввести контрсанкции против определенных секторов экономики стран ЕС. Скажем, через полгода. Тем самым мы убивали бы двух зайцев: во-первых, мобилизовали бы политически очень активное фермерство ЕС на борьбу за отмену санкций. Ведь одно дело, когда все уже случилось, и совсем другое, когда ты можешь этого не допустить. А во-вторых, дал бы отечественным оптовикам и торговым сетям время подготовиться, переключиться с ЕС на Южную Америку, например. Ценовой шок для российских потребителей был бы меньше.

Старая модель исчерпала себя, но такое ощущение, что никто не может предложить новую. В чем бы она могла заключаться?

Новая модель многократно обсуждалась. Это экономика, которая инвестирует в человеческий капитал и получает от него возрастающую отдачу. У нас слишком высокая оплата труда, чтобы претендовать на нишу всемирной фабрики. И слишком образованное население - две трети, если не три четверти, молодых россиян не готовы работать руками.

Мы и через 10, и через 20 лет будем получать значительную часть ВВП от природных ресурсов, просто они могут диверсифицироваться - не нефть и газ, а чистая вода, например. Но половину ВВП к 2030–2035 году Россия должна получать от интеллектуальных продуктов и от экономики впечатлений, от образования, науки, культуры. Это не есть нечто эксклюзивное - это просто путь развитых стран в XXI веке.

Но для того чтобы получать высокие доходы в экономике XXI века, мы как страна должны быть открытыми, должны ориентироваться на глобальные рынки. Россия и сейчас зависит от мировой торговли больше, чем США и ЕС, это следствие нашей экспортной ориентации при относительно низком внутреннем спросе. Мы можем снизить эту зависимость не ограничивая внешние контакты, а обеспечивая рост доходов населения и устойчивость наших предприятий.

Еще одно условие - это строительство современной транспортной и информационной инфраструктуры. У нас сейчас крайне неблагоприятная и непривлекательная среда вокруг городов. Нужны инвестиции в разные инфраструктуры для подготовки земель вокруг крупных мегаполисов. Мы выделили в бюджетном маневре одну инфраструктуру - транспортную, а есть еще газ, электричество и так далее. Где у нас кончается экономическая активность? Она замирает за 20 км от любого крупного города. Где в Европе? Она нигде не кончается, там просто нет периферии. Ну в Штатах и Канаде где-то за 80 км от крупного города. Ты можешь жить за городом, но ездить в город на работу, возить продукты на рынок, быть включенным в экономический ареал городского хозяйства. О расширении радиуса хозяйствования вокруг наших городов мало говорят, экономисты, как правило, не обладают пространственным мышлением.

Еще одно направление - это, конечно, облегчение роли государства [в экономике]. Я имею в виду раздутый блок, связанный с контрольно-надзорными функциями. У нас чрезмерное количество людей в погонах. В погонах должны ходить люди, которые стоят на защите родины и рискуют жизнью.

Четвертый элемент - модификация социальной системы государства. Если мы посмотрим на развитые страны, то увидим, что у них значительная часть социальной помощи идет через НКО (включая церкви), в том числе и государственной, просто-напросто потому, что общественники лучше понимают нужды людей. У нас все понимают, что есть социально ориентированные НКО, их пытаются поддерживать, это не встречает никакого противодействия в нашем правительстве, президентской администрации. Очень хорошо, что благодаря президентским грантам они выживают, но они не оперируют настолько эффективно, насколько могли бы, если бы мы хотя бы 15% денег на социальную поддержку направляли через них.

- Эти позиции войдут в «Стратегию-2030»? Не похоже, что государство готово отказаться от лишних погон.

Уверен, что войдут, против этих позиций никто не возражает. Я вас уверяю, что настоящие люди, которые в погонах, и довольно больших, испытывают не меньшую аллергию к людям в псевдопогонах, что и мы с вами. Любое государство нуждается и в органах безопасности, и в армии, и в прокуратуре. Вопрос в том, чтобы почистить избыточные элементы государства там, где они возникли. Мы просто стали теперь бедными. А бедные люди склонны более рачительно относиться к своим возможностям. МВД, кстати, уже ведет сокращение избыточных функций, например вневедомственной охраны.

Вы заходили когда-нибудь в магазин - покупать цветы? Или в небольшой продуктовый? Там два наемных работника: девушка, которая товар продает, и мужик, который ее охраняет. Совершенно безумная растрата рабочей силы! Ему на стройке надо работать вместо мигрантов, он за двоих там сможет работать. Зачем он уныло сидит в ларьке? Каста охранников показывает неблагополучие нашего общества, нам надо от нее избавиться, а это мы можем сделать только еще больше платя полицейским и проводя более строгий их отбор, повышая безопасность на улицах. Охранник ведь сидит не потому, что хозяева ларька страстно желают этого мужика кормить. Они свой бизнес защищают. Мы должны дойти до состояния, когда хозяин бизнеса сам с облегчением его уволит.

В этот раз как минимум формально чиновники изъявили желание писать «Стратегию-2030» без привлечения внешних экспертов? Будут ли ВШЭ, РАНХиГС (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте) участвовать в этом процессе?

С самого начала эта тема обсуждалась с экспертным советом, куда входим и [Владимир] Мау, ректор РАНХиГС, и я. Доклад по этой стратегии делал [Александр] Аузан, декан экономического факультета МГУ. Конечно, ее будут делать все эксперты. Это мы поставили вопрос о том, что чиновники высокого уровня обязательно должны участвовать в подготовке стратегии. Знаете, у нас буквально несколько секторов, где «Стратегия-2020» относительно адекватно реализуется. И основной из них - образование. Потому что [Дмитрий] Ливанов, министр образования и науки, в ней участвовал не будучи еще министром. Во всех остальных случаях это просто попало в добросовестные руки людей, которые думают по-другому, по-другому читают текст.

«А что, там запрет на профессию? Или их обязали носить желтую звезду?»

- ВШЭ как-то готовится к сокращению бюджета?

Оно уже было. Мы, как и другие бюджетные учреждения, пережили в этом году секвестр бюджета. Было секвестировано 10–11% расходов, таких важных, как наука, расходы на ремонт, на эксплуатацию зданий, на стипендии, они попали в раздел «прочие расходы». Мы надеемся, что в следующем году секвестра не будет, и пока нам удалось убедить Министерство финансов не сокращать расходы на образование. В номинале они сейчас запланированы в том же объеме, что были и в 2015 году без учета секвестра. Я очень рад, что Антон Силуанов несколько раз публично согласился с авторами «Стратегии-2020» и заявил практически те же бюджетные приоритеты, о которых мы говорили в 2012 году, - образование, здравоохранение и транспортная инфраструктура страны. В проекте бюджета, который сейчас Минфин представил во второй раз, эти вещи будут в наименьшей степени подвергаться сокращению. Там сохраняется образование, а финансирование здравоохранения даже на 2,5% увеличивается. Хотя это и ниже инфляции, но все-таки траты на здравоохранение растут на фоне довольно жесткого сокращения других расходов.

Секвестр бюджета предполагает не столь сильную индексацию соцвыплат и сокращение выплат госслужащим. Это движение в правильном направлении?

Вы знаете, самое неправильное направление, и мы никогда не скрывали свое мнение, это тотальный секвестр по 10%, к которому прибег Минфин в начале года. Это абсолютно неконструктивно. Если ты секвестрируешь всех по 10%, то ты отказываешься от реформ, ты подтверждаешь, что у тебя нет приоритетов. Один раз это можно было сделать - Минфин это сделал, на чем-то он сэкономил, но, на мой взгляд, эффект негативный. Представьте, есть куча строек с заключенными контрактами, у которых отняли по 10%, - и как они закрываться будут? Сейчас правительство решает массу обращений по этому поводу. Строили вам какой-то корпус, и тут - бац, у вас оттяпали 300 млн руб. Но контракт эти 300 млн включает. И откуда министерство или кто-то еще найдет эти 300 млн теперь?

- Но вашему вузу удалось по показателям пройти мимо кризиса. У вас госконтрактов не стало меньше?

Заказы ведомств на аналитику, на прикладные разработки перестали расти уже в 2013 году, а сейчас они сокращаются, потому что ведомства при секвестре сокращают в первую очередь исследования и разработки. Им это проще всего сделать. Но мы предвидели такую ситуацию и еще четыре года назад начали переориентацию своих прикладных работ на другие рынки: это крупные города, регионы и корпорации. В последние годы возник довольно значительный рынок заказов университетов на программы развития, на внедрение определенных инструментов, которые существуют в «Вышке», на подготовку их кадров администраторов и преподавателей. Так что пока нам удается удерживать доходы от прикладных разработок на уровне 1,5–1,7 млрд руб. в год.

В плане доходов у нас есть еще три рынка, на которых мы работаем. Первое - это платное высшее образование, оно пользуется спросом, и оно одно из самых дорогих в России. Наши образовательные программы стоят от 250 до 600 тыс. руб. в год, сопоставимо с европейскими университетами. Второе - это дополнительное образование, разные бизнес-школы. Третье - система довузовского обучения. Всего в год мы зарабатываем порядка 4,5–5 млрд руб., это 40% нашего бюджета.

- А на платных студентах и дополнительном образовании вы сильно потеряли за кризисный год?

В 2014 году платный прием упал в полтора раза. Бизнес-школы и другие программы ДПО чуть выросли, но это по номиналу. В реальном выражении вышли в ноль. Кстати, делать из этого какие-то обобщения я бы не стал. Платный прием 2015 года, наоборот, резко вырос - это можно сказать уже сегодня, хотя прием не закончен.

На рынке высшего образования есть устойчивая тенденция - абитуриенты и их семьи вслед за работодателями стали предпочитать университеты с брендом (добавляющие к стартовой зарплате выпускника). Наблюдается сдвиг предпочтений в сторону платного обучения в хорошем вузе за счет отказа от бюджетного места в более слабом. Это рациональный выбор. Если посмотреть на результаты исследования зарплат выпускников вузов в первый год работы - ВШЭ, МГУ, РАНХиГС, «Физтех», МГИМО обеспечивают минимум 50% прироста зарплаты и 50% прироста трудоустройства по сравнению с большинством вузов, которые готовят формально тех же специалистов.

Ваш вуз входит в программу повышения конкурентоспособности российских вузов 5–100: согласно одному из майских указов Путина пять российских вузов к 2020 году должны войти в топ-100 международных рейтингов. Вузы-участники должны приглашать на работу иностранцев. Недавно случилась громкая отставка с поста проректора Нижегородского университета инвестора Кендрика Уайта. Можно считать это сигналом высшей школе?

В нормативных документах программы 5–100 значится, что вузы-участники обязаны на руководящие должности привести не менее двух иностранцев соответствующей квалификации. Когда господина Уайта поливали в телевизоре за недостаточную любовь к русской химии и тут же его уволили, я попросил знакомых силовиков узнать, может, дело там какое-то есть, может, вербовал он кого-то. И через три дня мне позвонили и сказали, что мы поговорили с нашими нижегородскими коллегами и никаких претензий к Уайту не было. Он давно здесь натурализовался, на русской женился, и никто не понял, почему на него телевизор наехал. Так что это только сигнал того, что энтузиастов много.

Есть мнение, что уход с поста проректора ВШЭ Константина Сонина связан с его желанием преподавать в американском вузе и откровенной позицией по политическим вопросам.

Костя Сонин, когда сюда приходил, он предупредил, что, скорее всего, года через два у него будет контракт в Штатах. Мы с самого начала так договорились. Я очень хорошо к Косте отношусь, он очень много для «Вышки» делает. Но это абсолютно нормальная карьера для сильного экономиста. Чикаго, Harris School of Public Policy - это мечта экономиста, особенно если он, как Сонин, занимается политической экономикой. Люди перемещаются туда, где им интереснее, где сильнее академическая среда. Это тот самый редкий случай, когда Костя согласился с Дмитрием Песковым: ученые мигрируют между университетами, а не странами, и очень жалко, что мы часто в этом процессе проигрываем, продолжаем проигрывать.

Хотя к нам в «Вышку» и в плохой год приезжают преподавать 35 ученых из других стран на полный трехлетний контракт. Очень жалко, что Сонин теперь будет в «Вышке» только совместителем.

Контрсанкции и внешнеполитическая ситуация как-то сказались на желании иностранной профессуры работать у нас и на взаимоотношениях с зарубежными университетами?

Нет, практически не сказались. Политические отказы есть, но это единичные случаи из тысяч наших контактов. Экономических отказов больше - ведь наши контракты номинированы в рублях, они стали менее привлекательными на глобальном рынке. Но это касается только найма новых преподавателей. На совместных исследованиях не отразилось никак.

- А вы будете на руководящие должности в ВШЭ, как предписывает 5–100, назначать иностранцев?

Мы с самого начала ориентировались на то, что иностранец не может руководить российским вузом. Это фиктивно. Для этого он должен знать массу поведенческих и административных рутин, регламентов. Хотя тот же Уайт вполне мог быть проректором, поскольку он тут натурализовался. У нас давно работает Мартин Гилман [почетный профессор ВШЭ, советник Кузьминова], бывший директор Международного валютного фонда, очень сильный международный чиновник. Но у него не очень хороший русский, и он просто не сможет быть проректором. Он на голову выше половины моих коллег здесь, но он не может этим заниматься. Не надо никогда ничего имитировать. У нас есть масса лабораторий, в которых мы нанимаем иностранцев, потому что среди русских таких профессионалов нет. И будем так делать дальше.

- Продолжите ли вы сотрудничать с преподавателями - выходцами из РАО «ЕЭС» и менеджерами «Роснано»? ​

А что, там запрет на профессию? Или их обязали носить желтую звезду? Я не собираюсь узнавать, кто из наших преподавателей является выходцем из РАО «ЕЭС», кто принимал участие в ваучерной приватизации, а кто защищал Белый дом в 1993 году. По-моему, вы сами себя запугиваете. И читателей.

Был реально эпизод в начале 90-х. Яков Уринсон был тогда министром [экономики] и сильно «Вышке» помогал. Поддерживал. И вот он звонит мне и требует - Уринсон горячий человек был всегда - немедленно уволить Игоря Липсица, который постоянно критиковал приватизацию, как ее осуществляло правительство. Я его выслушал и отказался. Тогда он меня обругал оппортунистом. Сегодня оба, и Уринсон и Липсиц, состоят ординарными (пожизненными) профессорами «Вышки» и вполне себе нормально общаются. Все проходит.

«В Госдуму я при нынешнем законодательстве идти не планирую»

- На команду мэра Москвы Сергея Собянина эксперты ВШЭ работают больше, чем на Юрия Лужкова. Почему?

Прошлая команда имела свою собственную, внутреннюю систему принятия решений. На мой взгляд, она в принципе не нуждалась ни в какой экспертизе. В этом смысле команда Собянина - современные менеджеры. При Лужкове просто этого не было. Не то что Садовничему заказывали, а Кузьминову нет: просто не заказывали ничего и никому. Если у них были деньги, то их оприходовали нужным образом через подведомственные структуры. Раннего Лужкова я не застал, а к позднему Лужкову ходил вместе с [Александром] Шохиным [президент ВШЭ], Лужков быстро помог с нашим небольшим вопросом, но никакой потребности взаимодействия с экспертами у его команды не было.

Я с Собяниным и его командой как эксперт работал давно, с момента его прихода в правительство. Когда он возглавил аппарат правительства при Путине, мы в экспертном плане стали работать очень энергично. И продолжили потом, поскольку уже привыкли друг к другу. В плане взаимодействия с мэрией для меня с момента избрания мало что изменилось. Я им теперь только письма посылаю как депутат [Мосгордумы] и надеюсь, может, они их быстрее рассматривают. Экспертная часть работы - она как была, так и осталась, а работа депутата - это работа внизу.

- Многие считают Мосгордуму номинальным органом, не принимающим решения, - вы согласны с этим?

Инициатива практически всегда принадлежит мэрии, но депутатов слушают. Их ведь всего 45, это другой формат по сравнению с Госдумой. В Мосгордуме нет политических разборок и демагогии, это мне очень нравится. А резко противостоять мэрии в условиях, когда большинство принадлежит «Единой России», которую в городе возглавляет мэр, - для этого просто нет почвы.

- Помогает депутатство выигрывать конкурсы мэрии?

Вы переоцениваете возможности московского депутата. Мэрия очень требовательный заказчик, по дружбе тут контрактов не отдают. И вы недооцениваете размеры ВШЭ. Конкурсы выигрывают отдельные институты, переговоры ведут в лучшем случае их руководители, даже лидеры отдельных экспертных команд внутри институтов. Я вообще за последние десять лет не обсуждал ни одного контракта с заказчиком.

Вы хотите сказать, что пошли в Мосгордуму исключительно для расширения кругозора и выполнения социальной миссии? А что вы можете ответить тем, кто считает, что ваш мандат и руководящая должность в ОНФ [Общероссийском народном фронте] своего рода доказательство лояльности к действующей власти?

Слушайте, я возглавляю университет, который вот уже 15 лет непосредственно работает с властью. В качестве экспертного центра - ежедневно. О какой страховке вы говорите? Что мне и кому надо доказывать? Власть сегодня не озабочена поисками лояльности. Сейчас у нас лояльных вокруг пруд пруди. Власть видит нас как профессионалов и использует как профессионалов и в качестве экспертов, и в качестве образователей. А нормальный университет по определению содержит большую дозу независимых и либеральных людей. Хотите иметь нормальный университет - терпите, что в нем вас не будут постоянно поддерживать.

Ходят слухи, что ваше выдвижение в Мосгордуму курировал лично первый заместитель руководителя администрации президента Вячеслав Володин, который является председателем набсовета ВШЭ. Насколько эти слухи правдивы?

Конечно, говорил. Даже не один раз. И с Собяниным говорил тоже не один раз. И с Грефом - он был против, кстати, говорил, что проиграю я с треском, потому что непубличный человек. А Володин с Собяниным поддерживали, им интересно было. Так что спорили мы. [Собянин, Володин и Греф возглавляют соответственно международный консультативный, наблюдательный и попечительский советы НИУ ВШЭ.]

Является ли ОНФ для вас плацдармом для политической карьеры? Планируете уйти в Госдуму или в высокие чиновники?

Нет, не является. ОНФ меня привлекает именно тем, что это не партийное движение и это не «фуллтайм». Меня Общественная палата раньше этим же привлекала. «Фуллтайм» я в «Вышке» все-таки хочу оставаться. Так что в Госдуму я при нынешнем законодательстве идти не планирую, а в высокие чиновники у нас вообще планировать себя бесполезно. У нас инициативников не любят. Помните? ..

Ярослав Кузьминов

Родился в 1957 году в семье известного экономиста Ивана Ивановича Кузьминова, автора книги «Стахановское движение - высший этап социалистического соревнования» и завкафедры политэкономии Академии общественных наук при ЦК КПСС. В 1979 году окончил экономфак МГУ, еще через шесть лет защитил кандидатскую диссертацию по теме экономики общинных отношений.

Ректор «Вышки»

В 1989 году Кузьминов с соратниками открыл «альтернативную» кафедру экономической теории в МФТИ. Как он сам рассказывал в интервью «Радио Свобода», ее вскоре закрыли по «кляузе в ЦК КПСС». Потом то же самое они организовали в МГУ, но «ушли, потому что поняли, что это место на откидном стульчике». В 1992 году Кузьминов вместе с Евгением Ясиным становится сооснователем Высшей школы экономики.

Уже в 1996 году ВШЭ стала государственным университетом. С 2008 года вуз переходит в ведение правительства, а еще через год получает статус национального исследовательского университета, предполагающий приоритетную поддержку со стороны государства. В 2013 году ВШЭ получила право на спецсубсидию для участия в программе 5–100, по которой к 2020 году пять российских вузов должны войти в первую сотню мировых высших учебных заведений.

Кузьминов - активный сторонник реформы образования в России, считается одним из авторов идеи введения единого госэкзамена. В интервью газете «Первое сентября» в 2000 году он так объяснял необходимость ЕГЭ: «Мы настроены на то, чтобы прекратить наконец издевательства над выпускниками. Разрушить систему двойного стандарта - недоверие к школьному экзамену и двойной стресс для ребят».

Член ОНФ

В 2014 году Кузьминов избирается в Московскую городскую думу. «Ведомостям» он объяснял решение пойти в политику тем, что ВШЭ много лет ​выступает экспертной площадкой по вопросам развития города, но не все предложения реализуются, работа в Мосгордуме - это возможность добиться их выполнения. В 2015 году становится сопредседателем московского штаба ОНФ.

В родстве с ЦБ

Ярослав Кузьминов женат на Эльвире Набиуллиной - председателе Центрального банка и экс-министре экономического развития

Дмитрий Коптюбенко, Полина Никольская

27 мая 2012 года отмечает 55-летний юбилей ректор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) Ярослав Иванович Кузьминов.

Ярослав Иванович Кузьминов родился 27 мая 1957 года в городе Москве в семье профессора экономики.

В 1979 году окончил экономический факультет Московского государственного университета им. М.Ломоносова (МГУ). Начиная с первого курса, занимался в кружке Федора Полянского при кафедре истории народного хозяйства и экономических учений, исследовал историю и теорию натурального хозяйства (докапиталистических формаций). На третьем курсе начал преподавать экономическую историю и историю экономической мысли.

С 1979 года по 1989 год Ярослав Кузьминов был преподавателем кафедры экономической истории и истории экономической мысли МГУ.

В 1989-1993 годах - старший научный сотрудник, заведующий сектором историко-экономических исследований Института экономики АН СССР (затем - РАН)

В 1992 году Ярослав Кузьминов вместе с Евгением Ясиным предложил правительству концепцию создания экономического вуза нового образца - Высшей школы экономики. С 1992 года Ярослав Кузьминов является ректором Государственного университета Высшая школа экономики (ВШЭ, с 2010 года - Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики").

С 1995 года он читает курс институциональной экономики на экономическом факультете ВШЭ.

В 1997 году Кузьминов возглавил группу, разработавшую концепцию организационно-экономической реформы образования России на рыночных основах.

С 1999 года - член Совета Центра стратегических разработок и руководитель ряда направлений подготовки национальной стратегии, в том числе по развитию образования.

В 2001 года по инициативе Кузьминова был создан Российский общественный совет развития образования (РОСРО). На базе РОСРО сформирован Общественный экспертный совет (ОЭС) по стандарту школьного образования, председателем которого стал Ярослав Кузьминов.

С января 2006 года по январь 2008 года Кузьминов возглавлял Комиссию Общественной палаты Российской Федерации по вопросам интеллектуального потенциала нации.

Ярослав Кузьминов входит в состав ряда президентских и правительственных комиссий, общественных организаций. Он является членом Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, членом Комиссии при президенте РФ по вопросам реформирования и развития государственной службы, членом правительственной комиссии по проведению административной реформы, членом Совета Общественной палаты РФ, председателем комиссии Общественной палаты по развитию образования, сопредседателем Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО) и других.

Кузьминов - кандидат экономических наук (1984), профессор, заведующий кафедрой институциональной экономики НИУ ВШЭ, научный руководитель Института институциональных исследований.

Он является автором нескольких учебников и монографий, главным редактором журнала "Вопросы образования", а также членом редколлегии журналов "Вопросы экономики", "Форсайт", "Экономический журнал ВШЭ", "Мир России".

Ярослав Кузьминов награжден орденом Почета (2002), медалью "За укрепление боевого содружества" (2007), почетной грамотой Правительства РФ за большой вклад в реализацию Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ (2007), имеет звание "Офицер Ордена Золотой Академической Пальмовой Ветви" (награда правительства Франции в области образования и науки, 2003).

Экономики - престижный вуз, попасть в который стремится огромное количество абитуриентов изо всех уголков России. Ее основателем, сумевшим реализовать экономический вуз совершенно нового образца, стал Кузьминов Ярослав Иванович, кандидат экономических наук и известный общественный деятель.

Кто такой Я. И. Кузьминов?

Имя Кузьминова Ярослава Ивановича для многих деятелей российской науки, специализирующихся в экономике, несомненно является знаковым. Инициативный ученый стоял у истоков большого количества проектов, направленных на улучшение отечественной экономики. Также в сферу его научных интересов входит теория государственного управления, экономика образования и экономическая история.

Именно ему принадлежит идея создания высшего учебного заведения, которое бы кардинально отличалось от всех существующих. Кузьминов предполагал, что экономику магистерского уровня в подобном вузе можно будет изучить всего лишь за год. После целого ряда преобразований появилась Высшая школа экономики, которая стала одним из самых популярных учебных заведений России.

Биография

Ярослав Иванович Кузьминов родился в Москве. Его отец - Иван Иванович, был доктором экономических наук, поэтому ребенок воспитывался в атмосфере цифр, расчетов и сложных для восприятия терминов. Окончив школу, будущий ученый стал студентом экономического факультета МГУ, после окончания которого около 10 лет преподавал там же. В 1985 году он стал кандидатом наук, успешно защитив диссертацию, которая была напрямую связана с экономикой социальных отношений.

В 1989 году именно по его инициативе в Московском физико-техническом институте была открыта кафедра экономической теории. В то же самое время Ярослав Иванович контролирует работу сектора историко-экономических исследований при институте РАН. В начале 1990-х годов он предложил концепцию создания Высшей школы экономики, которую возглавляет и по сей день.

Как появилась ВШЭ?

Идея создания Высшей школы экономики пришла в голову Кузьминову Ярославу и его другу Евгению Ясину в 1990 году. Изначально друзья планировали создать колледж, где у каждого студента будет возможность получить большое количество знаний в кратчайшие сроки. На протяжении всего 1992 года Кузьминов постоянно обращался в Правительство РФ с целью получения разрешения на открытие вуза.

Своих первых студентов школа приняла в 1993 году, и уже тогда стало понятно, что от формата института придется отказаться, поскольку студенты хотели получать образование бакалавров и магистров. Учебное заведение достаточно быстро зарекомендовало себя как место, где можно получить качественное образование, поэтому в 1996 году ему было присвоено звание государственного университета.

История ВШЭ

С самого момента открытия и по сей день Кузьминов Ярослав Иванович занимает пост ректора. Он достаточно легко справляется с возникающими сложностями, а также привлекает в свой вуз новых преподавателей, которым было бы интересно получить уникальный опыт, а в перспективе - место в штате университета. Именно благодаря нему во ВШЭ постоянно увеличиваются направления, по которым осуществляется подготовка студентов.

Кузьминов держит на контроле прозрачность поступления в вуз, куда невозможно попасть "по блату", а также постоянно культивирует в своих преподавателях требовательность по отношению к обучающимся. Благодаря Ярославу Ивановичу, не только во ВШЭ, но и во многих других вузах страны стали использовать систему “Антиплагиат” для проверки студенческих работ. Именно при нем в университете появились первые научно-учебные лаборатории, где могут собираться студенты, аспиранты и преподаватели для обсуждения научных проектов и ведения совместных разработок.

Исследовательский университет

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов в середине 2000-х годов начал реализовывать в своем вузе концепцию научно-исследовательского учреждения, согласно которой преподаватели получают определенные стимулы для занятия наукой и публикаций в широко распространенных научных изданиях. По словам ученого, для него важно, чтобы школа превратилась в такое учреждение, где будут стремиться преподавать самые лучшие исследователи планеты.

Для достижения поставленных целей Кузьминов намерен на постоянной основе проводить строгую селекцию преподавательского состава, об этом он заявил еще в 2013 году. По его словам, важно переломить мышление педагогов и научить их работать в существующих реалиях, когда оценка их работы осуществляется исключительно на основе цифр. В планах Ярослава Ивановича выйти на такой уровень, чтобы все труды, созданные во ВШЭ, максимально соответствовали тенденциям современной науки и воспринимались научным сообществом на полном серьезе. По его мнению, это станет возможным к 2023-2025 годам.

Общественная деятельность

СМИ достаточно часто упоминают имя Ярослава Кузьминова, ректора ВШЭ, в связи с его большим количеством предложений, направленных на социальные преобразования. В частности, именно ему принадлежат идеи, связанные с реформами государственной службы 1990-х годов и структурными изменениями в госуправлении, а также целый ряд программ по борьбе с коррупцией в госструктурах.

Также Кузьминов принимал активное участие в разработке стратегии Германа Грефа, сейчас курирует создание и реализацию Стратегии-2020, согласно которой будет действовать Правительство РФ для социально-экономического развития государства. По состоянию на 2018 год Ярослав Иванович входит в состав большого количества комиссий и советов, созданных для улучшения качества жизни россиян.

Политическая карьера

Ярослав Кузьминов - ректор Высшей школы экономики с 1993 года. За это время ему удалось выстроить работу в своем вузе так, чтобы оставалось время на другую деятельность, в частности на политику. В 2014 году он выдвинул свою кандидатуру в Московскую городскую думу по 45 округу и получил поддержку от партии «Единая Россия». На выборах Кузьминову удалось набрать более 12 тысяч голосов, что составило 40,9 % от всего количества избирателей, пришедших на участки.

После получения места в Думе VI созыва Ярослав Иванович стал участником трех комиссий, координирующих образование, жилищную политику и городское хозяйство, а также финансы и экономическую политику. На вопросы о том, планирует ли Кузьминов войти в состав Государственной думы РФ, ученый конкретного ответа не дает.

Образовательная реформа

Достаточно сложно посчитать количество нововведений, которые были предложены Кузьминовым Ярославом. ВШЭ достаточно часто становилась для них стартовой площадкой. Одно из таких нововведений было опубликовано в 1997 году, тогда ученый со своими коллегами предлагал увеличить финансирование для образовательных учреждений, при этом последние должны были обрести самостоятельность и выйти на нормативное денежное обеспечение. Кузьминов также является одним из авторов системы ЕГЭ.

С 2001 по 2009 год Я.И. Кузьминов стал сопредседателем РОСРО - совета, инициирующего развитие образования в России. В 2000-х годах его называли «серым кардиналом», который принимает решения за министров образования. Сам Ярослав Иванович это неоднократно опровергал. Вполне возможно, что такая ситуация возникла благодаря научному авторитету экономиста, многочисленные разработки которого были внедрены в жизнь.

Современные образовательные идеи

Среднее общее образование также интересует Кузьминова Ярослава Ивановича, Высшая школа экономики - не единственная сфера его интересов. Ученый выступает за создание общеобразовательных учреждений полного дня, а также за активное внедрение инклюзивного образования и всяческую поддержку одаренных детей государством. Отдельной поддержки требуют преподаватели, именно поэтому в 2012 году Кузьминов принимал активное участие в создании законодательных актов об образовании.

Ученый предлагал повысить заработную плату преподавателям. По его мнению, репетиторство лучше законодательно запретить, вместо этого школьник может брать официальные дополнительные уроки в своем учебном заведении. Кузьминов также требует от Министерства образования постоянно проводить проверки в тех вузах, которые пользуются популярностью из-за специальностей, на которые наблюдается ажиотажный спрос - юриспруденция, экономика и т. д.

Политика и образование

Ярослав Кузьминов, биография которого насчитывает большое количество научных и политических достижений, считает, что смешивать политику и образование нельзя. Именно поэтому он отказался исполнить рекомендацию столичного ГУВД, которое требовало от вузов отчислить тех учащихся, кто принял участие в «Марше несогласных». По словам ректора, университеты должны защищать права студентов на получение образования, и те имеют право на собственную политическую позицию, которую могут проявлять за пределами вуза.

В 2013 году оппозиционер Алексей Навальный раскритиковал ВШЭ и лично Кузьминова за сформированную структуру госзакупок и неправомерное расходование бюджета в университете. Ректор не стал отмалчиваться и пригласил Навального поучаствовать в открытых дебатах на данную тематику. Встреча прошла в достаточно спокойной обстановке, где обе стороны в присутствии зрителей и прессы обсудили возникшие друг к другу вопросы.

Награды

Строгость, справедливость и желание улучшить Россию - именно так можно охарактеризовать Кузьминова Ярослава Ивановича. Высшая школа экономики, созданная им с нуля, на протяжении нескольких лет выпускает профессиональные кадры и постоянно совершенствуется. Его заслуги перед государством огромны, об этом свидетельствуют два ордена «За заслуги перед Отечеством», медаль им. П. А. Столыпина, а также большое количество наград от самых разных частных и государственных структур.

Кузьминова также признали лучшим ректором России в 2004 году, пожалуй, именно этот факт стал переломным в карьере ученого. Все награды, полученные им после, чаще всего были связаны не с научной, а с общественной деятельностью Ярослава Ивановича. Впрочем, у него имеется достаточно большое количество планов, а это значит, что он может пополнить количество своих наград в любое время.

Публикации

Ярослав Кузьминов - ректор, известный большим количеством научных работ. Как правило, руководители вузов достаточно редко пишут подобные труды, поскольку заботы о студентах и коллегах отнимают огромное количество времени. Среди публикаций Кузьминова особого внимания заслуживает пособие «Тезисы о коррупции», вышедшее в 2000 году, где автор предлагает свое решение актуальной для страны проблемы. Иногда Ярослав Иванович публикует свои статьи в научных журналах, например научная статья «Образование в России. Что мы можем сделать?» вышла в 2004 году в «Вопросах образования».

Поскольку написание научных трудов требует большого количества времени, Кузьминов достаточно часто пишет их в соавторстве с коллегами. Так, с помощью М. М. Юдкевича было создано объемное пособие по институциональной экономике, которым пользуются не только в Высшей школе экономики, но и в других вузах соответствующего профиля. Одной из самых ранних известных работ Я. И. Кузьминова является «Отчуждение труда: история и современность», вышедшая в 1989 году и написанная в соавторстве с его женой - Эльвирой Набиуллиной.

Личная жизнь

Ярослав Кузьминов, биография и личная жизнь которого постоянно находятся в поле внимания прессы, достаточно спокойно относится к своей известности. О первой супруге ученого практически ничего не известно, однако именно в первом браке были рождены сын Иван и дочь Ангелина. Второй супругой научного деятеля стала Эльвира Набиуллина, которая по состоянию на 2018 год является председателем Центробанка РФ.

Будущие супруги познакомились в аспирантуре МГУ, где оба писали и защищали свои диссертации. Пара некоторое время встречалась, потом они расписались, и в 1988 году Эльвира родила сына Василия, который также окончил Высшую школу экономики в 2009 году, а затем получил магистерское звание в Манчестере. Известно, что сейчас сын двух экономистов является научным сотрудником ВШЭ.

Несмотря на то что жена Ярослава Кузьминова также является экономистом и занимает куда более важный пост, она, по заверениям друзей и коллег, является скромнейшим человеком, к которому всегда можно обратиться за помощью. Кузьминов и Набиуллина счастливы в браке более 30 лет, их называют одной из самых крепких пар в российской политике.

Ярослав Кузьминов - известный российский экономист, основатель и ректор НИУ «Высшая школа экономики».

Детство

Родился 27 мая 1957 года в семье, по советским меркам более чем благополучной: квартира в столице, отец - профессор экономики, автор множества книг и научных работ. Неудивительно, что после окончания школы он поступил в один из самых престижных столичных вузов - Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова - на экономический факультет.

Трудовая деятельность

В 1979 году будущий общественный деятель окончил родной вуз и остался там уже в качестве преподавателя, по его словам, самого юного в Московском университете на тот момент. В 1985-м Ярослав Иванович защитил кандидатскую диссертацию по экономике общинных отношений.

Проработав в МГУ 10 лет, он перешел в другое учебное заведение - Институт экономики академии наук СССР. В том же 1989-м он вместе с другими учеными принял участие в организации альтернативной кафедры экономической теории в небезызвестном МФТИ. «Альтернативщики» стремились сделать экономику более объективной, классической, без преобладания марксистско-ленинской политэкономии.

Очень важным в биографии экономиста был 1992 год, когда совместно с Евгением Ясиным он разработал концепцию экономического вуза нового образца. Именно эта концепция явилась фундаментом для известной «Вышки» (Высшей школы экономики), которую он сам и возглавил. Некогда самый юный преподаватель МГУ стал самым молодым ректором в России. За короткий срок в двадцать с небольшим лет учебное заведение стало одним из самых престижных и уважаемых в стране.

Кроме того, ректор ВШЭ входил в состав различных государственных комиссий и советов, участвовал в разработке важных реформ, связанных с госслужбой, образованием в России, административной реформой и так далее. Имеет множество медалей, орденов и почетных грамот как за достижения личного характера, так и за научно-преподавательские заслуги.

Семейное положение

Два раза был женат. О первой жене в прессе информации мало, от этого брака у ректора «Вышки» растут двое детей - сын Иван и дочь Ангелина.

Вторая супруга - , некогда студентка, а затем аспирантка Московского университета, где пара и познакомилась. У них один общий ребенок - Василий (1988 года рождения), сейчас - научный сотрудник ВШЭ.

Биография жены

Родилась 29 октября 1963 года в Башкирии. Высшее образование получила в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова, экономический факультет которого она окончила в 1986 году. В 2007-м стала выпускницей Йельского университета. Прошла программу обучения лидерству в Соединенных Штатах Америки - International Visitor Leadership Program.

Которая в настоящее время является Председателем Центрального банка России . У них общий сын Василий. Также у Кузьминова есть также сын Иван и дочь Ангелина от первого брака.

Биография

Родился 27 мая 1957 года в Москве. В 1979 году окончил экономический факультет МГУ, после чего в течение десяти лет преподавал там же на кафедре истории народного хозяйства и экономических учений.

В 1985 году защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую экономике общинных отношений. По инициативе Кузьминова стало выходить первое в России периодическое издание в области экономической истории - альманах "Истоки".

В 1989 году открыл альтернативную кафедру экономической теории в МФТИ .

В 1989-1993 годах - старший научный сотрудник, заведующий сектором историко-экономических исследований Института экономики АН СССР (РАН ).

В начале 1990-х годов вместе с Евгением Ясиным предложил концепцию создания экономического вуза нового образца - первоначально речь шла об открытии годичной программы по экономике магистерского уровня. В течение 1992 года "пробивал" эту идею в правительстве РФ.


Согласно постановлению премьер-министра Егора Гайдара от 27 ноября 1992 года Кузьминов был назначен ректором ВШЭ , долгое время оставаясь самым молодым руководителем государственного вуза в России. Первый набор был проведен в 1993 году. Однако от идеи небольшого экономического колледжа пришлось отказаться - студентов принимали не только в магистратуру, но и бакалавриат.

В 2012 году после присоединения МИЭМ появились инженерные направления. В начале 2014 года Кузьминов выступил с идей структурных изменений ВШЭ, ученый совет его поддержал. Теперь университет будет состоять из больших факультетов, а они, в свою очередь, из департаментов, научных институтов и профессиональных школ. Первый такой факультет - медиа, коммуникаций и дизайна.

Кузьминов один из авторов идеи научно-учебных лабораторий (НУЛ) - "горизонтально организованного научного сообщества преподавателей, аспирантов и студентов, которое не только ведет реальные научные проекты, но, что не менее важно, образует единый круг обсуждения научных проблем на равных, закрывая разрыв между "взрослыми" и молодыми учеными".

Был научным руководителем первой научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ. Рассматривает организацию профильного обучения школьников как одну из задач ВШЭ, реализует в этой работе принципы Экономико-математической школы при МГУ .

Кузьминов считает, что университет должен быть вне политики. В конце 2008 года отказался выполнить рекомендацию ГУВД Москвы, предложившего отчислить студентов за участие в "марше несогласных". "Университет - это не место, где можно лозунги выкрикивать или листовки разбрасывать. У нас учатся студенты самых разных политических взглядов: и левые, и правые. Но университет при необходимости может защитить их право учиться, их право быть студентами только в том случае, когда они демонстрируют свои политические взгляды ВНЕ университета ".

С середины 2000-х годов реализует в ВШЭ концепцию исследовательского университета, когда преподавателей стимулируют заниматься научной работой, печататься в авторитетных научных журналах.

В 2013 году, представляя программу ВШЭ по вхождению в топ-100 мировых рейтингов на Совете по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров, пообещал проводить жесткую селекцию преподавателей, не соответствующих требованиям исследовательского университета.

Общественно-политическая деятельность

В 1988-2004 годах Кузьминова считали "серым кардиналом" при министре образования Владимире Филиппове , в последующие годы его также нередко называли реальным автором реформ российского высшего образования при министре Фурсенко .

Один из основных разработчиков реформы государственной службы первой половины конца 1990-х - начала 2000-х годов, административной реформы и программы борьбы с коррупцией. В 1999 году опубликовал "Тезисы о коррупции", где сформулировал основные направления реформы государственного аппарата.

В 2000 году под руководством Кузьминова был подготовлен доклад об административной реформе, в 2002-2003 годах - серия докладов по анализу и упорядочению функций государственных органов исполнительной власти, бюджетированию и оценке эффективности их работы, по электронным административным регламентам.

С 2001 года - сопредседатель Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО ), на площадках которого вплоть до 2009 года обсуждались проблемы образования.

В Общественной палате РФ с 2006 по 2009 год председатель Комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации, с 2010 года - председатель Комиссии по развитию образования.

В 2007-2012 годах входил в состав Общественного совета при Минобрнауки России. Был инициатором создания университетских общественных объединений: Ассоциации ведущих университетов России, Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента.

Последовательно выступал за увеличение финансирования образования. Автор термина "эффективный контракт", при котором доходы работника образования и науки позволяют ему не искать подработки и не уходить в другую сферу.

Участвовал в разработке интегрированного закона "Об образовании в Российской Федерации", принятого в 2012 году. В частности, предложил законодательно запретить учителям заниматься репетиторством со своими учениками, исключить из приема на первый курс абитуриентов с недостаточными баллами по профильным предметам.

Участвовал в создании Стратегии-2010 (так называемой стратегии ), вместе с Владимиром Мау возглавил работу над Стратегией-2020 .


21 июля 2014 года Ярослав Кузьминов прошел регистрацию в качестве кандидата в депутаты Мосгордумы . На состоявшихся 14 сентября выборах набрал 40,99% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Решением Мосгоризбиркома признан избранным депутатом Мосгордумы VI созыва по 45-му избирательному округу (районы Басманный, Мещанский, Красносельский, Сокольники).

В мае 2015 года Кузьминов был назначен сопредседателем московского отделения (ОНФ). Декларируемые доходы ректора выросли с 19,9 млн до 45,2 млн руб . в год. Доходы университета (без учета капитальных вложений и инвестиций) выросли за два года более чем на 30%.

Я.И. Кузьминов является главным редактором журнала "Вопросы образования", членом редколлегии журналов "Вопросы экономики", "Экономический журнал ВШЭ" и "Мир России", членом Правления Новой экономической ассоциации, членом Международной ассоциации институциональной экономики и Европейской экономической ассоциации. Имеет множество правительственных наград.

Доходы

За 2013 год заработал - 19 988 553,70 руб. , супруга - 12 238 697,60 руб. Владеет земельным участком 1470.0 кв. м, квартирой, 70.6 кв. м, дачей 326.1 кв. м, квартирой, 70.6 кв. м, автомобиль Jaguar S-Type.

Скандалы

В бытность Фурсенко на посту министра образования были предприняты попытки введения целого ряда революционных новшеств, которые так и не нашли позитивного отклика в обществе. Это: ЕГЭ, ГИФО, новый порядок финансирования образовательных учреждений или в попросту - закрытие малокомплектных школ, безуспешное внедрение новых стандартов старшей школы, запуск так называемого "болонского процесса", и, наконец, многострадальный новый Закон об образовании.

Любой специалист без колебаний укажет вам на самого влиятельного образовательного политика России, который стоит за всеми этими реформами. Это ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов. "Вышка", считается у нас оплотом либерально -демократической мысли и не менее революционных разработок.

Именно Кузьминову принадлежит идея независимого электронного тестирования выпускников школ, которое впоследствии получило название "ЕГЭ". Идея разрабатывалась в недрах ВШЭ в течение нескольких лет, пока в 2003 году не началась экспериментальная апробация этой формы аттестации школьников по всей стране, а затем в 2009 ЕГЭ не заработал в штатном режиме.

Вводился ЕГЭ на фоне абсолютного непонимания обществом его целей и задач. И, как следствие, сопровождалось все это непрекращающейся острейшей дискуссией о его целесообразности. Специалисты сходятся во мнении, что ЕГЭ оказался однобоким механизмом оценивания результатов школьного образования: он "ловит" только академические достижения и, наверное, с самого начала должен был быть дополнен более расширенным списком достижений. Все упреки по поводу ЕГЭ, естественно, собрал министр Фурсенко.

Еще одна весьма спорная разработка ВШЭ и ее ректора - ГИФО или государственные именные финансовые обязательства. По задумке Ярослава Ивановича эти самые ГИФО должны были работать в паре с ЕГЭ, чтобы материально стимулировать выпускников. Но идея ГИФО была буквально в штыки воспринята ректорским корпусом, как, впрочем, и идея ЕГЭ и тогдашний министр Фурсенко решил с ее реализацией повременить.

Важную роль сыграл Ярослав Кузьминов в выработке нового порядка финансирования образовательных учреждений - не по числу учителей или смете расходов, а в зависимости от числа учащихся. Идея, предложенная "Вышкой", казалась простой, а механизм прозрачным: рассчитать, сколько стоит реализация образовательной программы на одного учащегося, и направить в школу сумму, равную произведению финансового норматива на количество учащихся. Профессиональное сообщество приняло эту инициативу в штыки. Отдуваться снова пришлось министру Фурсенко.

Идея нормативного подушевого финансирования трудно приживается в системе образования РФ из-за огромного числа маленьких школ, число учащихся в которых не позволяет покрыть все расходы, а содержание школ требует постоянных расходов. В результате механизм нормативного подушевого финансирования формально утвержден, но на деле работает так: на региональном уровне утверждается финансовый норматив, а потом - на уровне муниципалитета деньги перераспределяются между школами в зависимости от условий и потребностей школы.

ВШЭ была разработчиком всего механизма перехода к так называемой "Болонской системе". Казалось бы, благое для отечественного образования дело, снова не было оценено образовательным сообществом и завязло в тяжелых дискуссиях о необходимости этого шага.

ВШЭ приложило руку и к новым образовательным стандартам в старшей школе, и многострадальному Закону "Об образовании". Целые разделы его были написаны Ярославом Ивановичем. В итоге маловразумительный закон отправлен в бессрочную ссылку общественного обсуждения.

В силу масштабности всех придуманных "Вышкой" новаций они всякий раз вызывали бурю дискуссий - и в обществе, и среди экспертов, - но все же странным образом реализовывались, имея в запасе серьезную государственную поддержку. Напомним, что жена Кузьминова Эльвира Набиулина работала в Правительстве министром экономического развития - то есть руководила органом, генерирующим стратегию развития страны во всех её сферах…

В 2012 году, Я.И. Кузьминов возглавил разработку "Стратегии 2020", частью которой стала программа "Новая школа", в которой изложены сценарии развития системы образования РФ - специалисты называют её за глаза "Утопией". Однако реализация этих сценариев маловероятна из-за незавершенности предыдущих начинаний.