Швейцарский франк история и виды банкнот. Банковская система швейцарии Денежная система швейцарии в настоящий период времени

Швейцария относится к числу наиболее респектабельных финансовых центров Европы. Традиционный статус нейтрального государства, местоположение в центре Европы, устоявшиеся демократические институты обеспечили Швейцарии особое положение на политической карте мира. Швейцария - вне военных, политических и расовых конфликтов. Потрясения двадцатого столетия не затронули ее политический и экономический суверенитет. Политическая стабильность и экономическое процветание обусловили привлекательность Швейцарии в глазах состоятельных людей других стран. Более 10% ее постоянных жителей - иностранцы. Со всего мира сюда стекаются банковские вклады. Швейцария является транзитным пунктом международных финансовых потоков. Швейцарский франк входит в число основных резервных валют мира.

Швейцарская банковская система находится на одном из первых мест в мире по уровню конфиденциальности банковских вкладов. Однако репутация Швейцарии в этой области в последнее время приобрела несколько двойственную окраску. Ее власти подвергаются жесткой международной критике за «спящие » вклады, находящиеся в швейцарских банках со времен Второй мировой войны. Швейцарские банки по-прежнему хранят финансовые тайны этой эпохи. По мнению многих, принцип тайны и незыблемости банковских вкладов вступил в противоречие с международными этическими нормами. Тем не менее скандал со «спящими» вкладами нс оказал существенного воздействия на статус этой страны как международного центра финансовых операций. Швейцарские фирмы широко используются в разнообразных схемах налогового и финансового планирования.

Налогообложение в Швейцарии в целом соответствует международным стандартам. Разумеется, ее нельзя причислить к «оффшорным юрисдикциям» в собственном смысле этого слова. Однако в некоторых отношениях она может рассматриваться как

льготная, особенно по сравнению с такими странами, как ФРГ или Франция. Федеральный налог в Швейцарии составляет всего 9,8%, а местные в некоторых случаях разрешается нс платить. Швейцарию относят к юрисдикциям «промежуточного» типа с «умеренной» налоговой системой. Это связано с тем, что здесь предусмотрен ряд льгот для некоторых видов фирм. Кроме того, на территории Швейцарии (но не везде) регистрируются компании оффшорного типа.

Начнем все по порядку. Швейцария - конфедерация. Она состоит из 26 кантонов - малых суверенных образований, в каждом из которых свое налоговое законодательство. Этим обстоятельством и объясняются особенности налоговой системы конфедерации в целом. Налоговая ответственность распадается на три части - федеральную, кантональную и местную. Это усложняет знакомство с налоговой системой Швейцарии, однако делает возможным ряд перспективных международных налоговых схем.

Федеральный налог взимается но прогрессивной шкале и составляет от 3,63 до 9,8%. Кантональные налоги значительно выше. Они составляют 20-30%. К этому следует добавить муниципальные налоги. Например, Женевская коммуна Женевского кантона взимает налог в размере 45,5% кантонального налога. В итоге эффективная ставка налога на прибыль швейцарской компании нередко достигает 40%. Существенным элементом налоговой системы Швейцарии является налог на имущество (net worth tax) -0.8%. Взимается он на федеральном, а в ряде случаев и на местном уровне. Налог «у источника» в Швейцарии составляет 35%. Это означает, что будут удержаны 35% всех дивидендов, распределенных в адрес компании, с которой у Швейцарии нет налогового соглашения.

Однако не все так мрачно. Швейцария подписала 37 налоговых соглашений об устранении двойного налогообложения (имеется такое соглашение и с Российской Федерацией, которая «унаследовала» ею от бывшего СССР). Хотя сеть налоговых соглашений Швейцарии и уступает Нидерландской, она считается одной из самых благоприятных в мире. Следует отметить, что в Швейцарии налоговые льготы предоставляются для производственных предприятий, имеются «отраслевые» льготы и дополнительные налоговые градации для предприятий отдельных типов. Особенно это относится к предприятиям холдингового и инвестиционного типа, торговым и «сервисным» компаниям (обслуживающим основную фирму). Именно благодаря благоприятным условиям, существующим в Швейцарии для холдинговых компаний. она рассматривается как юрисдикция «промежуточного» типа. Через нее осуществляется транзит капиталов и доходов от них. Этому во многом способствует развитая система налоговых соглашений Швей) (арии, а также ее статус как стабильного и респектабельного государства мира.

Особенность Швейцарии как страны, участвующей во многих оффшорных схемах, заключается в том, что в большинстве кантонов регистрируются так называемые «домицилированные» компании, прибыль которых будет облагаться только федеральным налогом по сниженной ставке в 3,63-9,8%. Такая компания должна подчиняться классическим оффшорным принципам (не быть резидентной, не вести бизнес в Швейцарии, не иметь офиса, персонала и недвижимости в Швейцарии). Как можно видеть по статусу, такая фирма близка к типичным оффшорным фирмам. Отличает ее лишь наличие небольшого налога (впрочем, вполне сравнимого, к примеру, с налогом на кипрские оффшорные фир-мы(4,25%)). В то же время швейцарская фирма имеет более респектабельный имидж, чем любая иная оффшорная компания.

Однако возможности швейцарской юрисдикции в области оффшорного бизнеса этим не ограничиваются. В некоторых случаях домицилированная компания имеет право содержать реальный офис и персонал. Центр управления и контроля вполне официально (хотя необязательно реально) будет находиться в этой стране. Такая возможность существует в швейцарском кантоне Фрибург. Резидентный статус дает возможность воспользоваться широкой сетью налоговых соглашений, которой располагает Швейцария. К числу льготных кантонов в Швейцарии относится также Цуг и Нешатель.

Вопросы налогообложения домицилированных фирм в разных кантонах решаются по-разному. В ряде кантонов такая компания может проводить часть операций в самой Швейцарии при сохранении льготного статуса. Однако доля таких операций ограничена. Так, в некоторых кантонах предоставляются налоговые льготы при условии, что как минимум 80% операций торгово-закупочной фирмы должно проводиться за пределами страны. В противном случае происходит повышение ставки налога до 20%.

Торговые компании. В этой стране существуют весьма благоприятные условия для торговых операций, требующих одновременно резидентного статуса и льготного налогообложения. Главной особенностью швейцарской торговой компании является то, что при низком налоге на прибыль управление фирмой этого типа может осуществляться в Швейцарии, т.е. она имеет реальный резидентный статус. Вместе с тем, как и «оффшорные» фирмы в других юрисдикциях, коммерческие операции швейцарская компания должна проводить за пределами страны. Кроме того, она имеет благоприятное для торговых операций на Европейском континенте географическое положение, поскольку находится в центре Европы. Таможенная граница Швейцарии «прозрачна» для торговых операций с Европейским Союзом. Швейцарскую торгово-посредническую компанию можно использовать для оптовой закупки товаров в различных странах Европы с целью последующего ввоза в Россию. Нс следует упускать из виду налоговые льготы для бизнеса промышленного характера и производственных инвестиций, которые предоставляются в некоторых кантонах Швейцарии. Опираясь на налоговые льготы, домицилированная торговая фирма в Швейцарии может приобрести инфраструктуру и постепенно перерасти в европейскую промышленно-торговую компанию.

Холдинги. Швейцария является второй по значению «холдинговой» юрисдикцией мира (после Нидерландов). Специальные льготы для холдинговых компаний основываются на следующих положениях. Холдинговая компания получает льготы в том случае, если она владеет пакетом акций стоимостью, превышающей 2 млн. швейцарских франков. Федеральные налоги в этом случае сокращаются пропорционально удельному весу дивидендов в общем доходе компании.

Холдинговые льготы подкрепляются на региональном уровне. Доходы от инвестиций во многих кантонах выводятся из налогооблагаемой базы. Однако в соглашениях Швейцарии об устранении двойного налогообложения для холдинговых компаний содержится ряд ограничений. Они сводятся к требованию, чтобы определенная часть льготных доходов «оставалась» на территории Швейцарии. Не более 50% должны вывозиться за пределы страны в форме затрат, платежей роялти и процентов. Не менее 25% процентов дохода должны выплачиваться в форме дивиденда. Собственный капитал компании не должен быть меньше 8% уровня ее задолженности. В целом условия швейцарской холдинговой юрисдикции считаются менее благоприятными, чем те, которые существуют в Нидерландах.

Сервисные фирмы. В Швейцарии регистрируется особый тип компаний, которые используются для регистрации штаб-квартир от зарубежных офисов международных компаний. Такого рода «сервисные» компании обслуживают операции материнской фирмы. Налогооблагаемая прибыль определяется на основе ставки в 10% от офисных расходов и является чисто расчетным показателем.

Компания в Швейцарии-это атрибут серьезного бизнеса, одно из идеальных мест для создания зарубежного офиса материнской фирмы. Помимо соображений престижа, такое решение имеет и ряд чисто экономическях выгод. Ведь налогообложение се может находиться па уровне, близком к оффшорным фирмам. В то же время она будет пользоваться льготами налоговых соглашений, которые им недоступны. Хотя налоговое соглашение с Россией не предоставляет особых выгод, существует возможность воспользоваться обходными маршрутами, например, через Нидерланды. Кроме того она сможет осуществлять функции «промежуточного» холдинга материнской компании, координировать инвестиции в Европе и за рубежом. Такой набор преимуществ не предоставляет ни одна юрисдикция мира. В заключение следует обратить внимание на то, что наличие собственной компании или недвижимости не обеспечивает каких-либо иммиграционных привилегий. Однако можно получить полугодовую визу для проживания в Конфедерации.

Прибыль компаний - резидентов Швейцарии, включая полученные дивиденды, проценты, роялти, а также прибыль от реализации внеоборотных активов подлежит обложению корпоративным налогом. Уточним, компания признается налоговым резидентом Швейцарии, если она учреждена в этом государстве, имеет постоянное представительство или эффективно управляется и контролируется из Швейцарии. В целом налоговая база швейцарского корпоративного налога формируется по правилам, аналогичным российским. То есть доходы компании уменьшаются на сумму обоснованных расходов.

Ставка корпоративного налога состоит из двух частей. Федеральная часть взимается по единой ставке 8,5 процентов. Однако, в соответствии с существующими правилами, налог не исчисляется с прибыли, а извлекается из неё. Поэтому эффективная налоговая ставка составляет 7,83 процента.

Кантональные или муниципальные ставки варьируются в каждом отдельном кантоне. Самые низкие региональные ставки корпоративного налога установили кантоны Аппенцелль-Аусерроден и Обвальден - 6 процентов. Таким образом, можно говорить, что совокупная эффективная ставка корпоративного налога в Швейцарии варьируется от 12,7 (100 %: (100 % + 8,5 % + 6 %) х (8,5 % + 6 %)) до 24,2 процента в зависимости от кантона и муниципалитета нахождения налогоплательщика. Среднее значение в 2008 году составило 19,2 процента.

Швейцарская конфедерация включает в себя 26 кантонов, в их состав входит 3030 общин, представляющих собой отдельные города или деревни.
Деятельность кантонов ограничена федеральными законами лишь в немногих областях - оборона, внешняя политика и экономическая политика всей конфедерации. Во всем остальном кантоны самостоятельны.

Трехступенчатая система управления предполагает наличие бюджетов на каждом уровне. Надо отметить, что по бюджет Профицит бюджета Швейцарии, вероятно, останется выше 4 млрд. швейцарских франков, сказал министр финансов Швейцарии Ханс-Рудольф Мерц. Комментируя текущий год, он сказал, что следует ждать очень высоких расходов около 5 млрд. франков. Ранее профицит бюджета Швейцарии ожидался на уровне 3,4 млрд. франков в 2007 году и 1,2 млрд. франков в 2008 году.

у не существует никаких законодательных актов, в отличие от других стран.

В Швейцарии, как и в других странах, применяется так называемое финансовое выравнивание, т. е. Сильные в смысле налогообложения кантоны передают часть своих средств в распоряжение слабых кантонов. То же самое происходит и на общинном уровне.

Около половины прямых налогов конфедерации, составляющих 20 -30% ее доходов перераспределяется, хотя в законе о финансовом выравнивании никаких норм нет. Конкретные размеры перераспределения обсуждаются на совещании финансовых директоров кантонов.

Налоговая система в Швейцарии имеет некоторые особенности, которые отличают ее от других европейских стран. Прежде всего это автономность кантонов в отношении налогов. Другая особенность - конкуренция среди кантонов, так как каждый из них самостоятельно определяет налоговые ставки, действующие на его территории. Если налоговые ставки будут повышены, то соответственно кантон получит больше денежных средств, но, с другой стороны, из-за налоговых ставок его население может просто переехать в более дешевый кантон. Вот такая конкуренция между налоговыми системами разных кантонов и является эффективным средством снижения налоговых ставок по территории всей Швейцарии.

Налоги, которыми облагаются частные и юридические лица, не превышают на территории Швейцарии 35%.

Главный вид налога - подоходный налог. Его размер, взимаемый с частных или юридических лиц, составляет от 2 до 5%. Существуют косвенные виды налогообложения, например, налог на товарооборот. Есть налоги, которые не имеют большого значения, к примеру имущественный налог. Все эти виды налогов существуют на трех разных уровнях: федерации, кантонов и общин.

Другой вид налога - зачетный берется, берется с оборота ценных бумаг. Он позволяет обезопасить всю налоговую систему. Данный налог берется с прибыли на капитал (в момент ее возникновения), но в конце года возвращается налогоплательщикам. Делается это для того, чтобы инвестор не мог спрятать доход от налогообложения. Если бы все налогоплательщики честно платили налоги, то в конце года зачетный налог полностью возвратился бы им. В случае, если государство получает данный зачетный налог, например с ценных бумаг, которые больше нигде не будут задекларированы, как доход, этот налог поступает в доход государства и не возвращается налогоплательщику.

Косвенные налоги получает конфедерация, а прямые кантоны и общины.
Всего кантонам и общинам идет, как правило, около 70% всех налоговых поступлений, а конфедерации - примерно 30%. Налоги, поступающие в конфедеративный бюджет, как бы пересекаются с налогами кантональными. Имеет место также двойное налогообложение одних и тех же объектов.

Важнейшей особенностью налоговой системы Швейцарии является обобщенное толкование налоговых законов. Здесь действуют универсальные положения, дающие налоговым сотрудникам возможность самостоятельно толковать налоговые законы. Экономические соображения принимаются во внимание в первую очередь (перед юридическими, например). Любые юридические конструкции, излюбленное средство в Швейцарии, как и в любой другой стране,

становятся второстепенными, если появляются экономические соображения.

Налогоплательщиками считаются любые частные или юридические лица - резиденты, проживающие в стране, и юридические лица - не резиденты, находящиеся за границей, предприятия которых находятся на территории
Швейцарии. Они тоже подлежат налогообложению.

Основой налогообложению прибыли являются данные баланса, каждое предприятие должно их публиковать. Имеет место двойное налогообложение: прибыль облагается, с одной стороны, налогом уже на уровне самого предприятия, а с другой - в момент ее распределения. Акционеры тоже обязаны платить налог на прибыль.

При расчете прибыли из всех доходов, получаемых предприятием, вычитаются разрешенные или как бы оправданные расходы, Предприниматель со своей стороны будет пытаться включить большую сумму расходов, а налоговый инспектор - сократить ее. Две стороны после обсуждения в конце концов приходят к единому решению. Эта система функционирует достаточно хорошо.
Налог взимается один раз в год, на основе средних показателей за два предыдущих года. Это сделано специально, чтобы

избежать сильных колебаний при налогообложении.

Существует налог на капитал, взимаемый в начале налогового года с прогрессивным тарифом. Размер его незначителен,

чтобы отрицательно влиять на функционирование капитала.

Институт экономики и финансов

Кафедра «Финансы, денежное обращение и кредит»

ДОКЛАД

по дисциплине «Деньги, кредит, банки»

на тему:

«Денежная система Швейцарии»

Студента Группы

г.Ханты-Мансийск- 2010г.

Стоит сказать, что страна очень развита, да и в прошлом она очень интенсивно и прогрессивно развивалась.

Все соответственно начиналось с использования монет, которые изготавливались на территории страны.

Сама по себе история развития денежной системы довольно оригинальна и интересна.

Швейцарский франк появился в 1850 году и был по нарицательной стоимости равен французскому франку. Он заменил разнообразные валюты швейцарских кантонов, некоторые из которых к тому времени использовали франк (делившийся на 10 бацен или 100 сантимов), который по стоимости был равен 1,5 французских франка.

До 1850 года изготовлением монет в Швейцарии занималось более 75 различных учреждений, включая 25 кантонов и полу-кантонов, 16 городов, аббатств. В обращении находилось около 860 видов различных монет, различной ценности и номинала. Более того, в 1850 году национальные валюты составляли лишь 15% от общего числа денег в обращении, а оставшуюся часть составляли иностранные валюты, в основном привезённые купцами. В добавление к этому, некоторые частные банки стали выпускать первые банкноты, так что в общем итоге число монет и банкнот, находившихся в обращении составило 8 000. Это делало валютную систему чрезвычайно сложной.

Чтобы решить эту проблему, в новой Швейцарской федеральной конституции 1848 года было оговорено, что новое Федеральное Правительство будет единственным учреждением в Швейцарии, выпускающим деньги. Спустя два года вышел федеральный закон о монетной системе, принятый федеральным собранием 7 мая 1850 года, который постановил, что франк является денежной единицей Швейцарии.

В 1865 году Франция, Бельгия, Италия и Швейцария объединились в Латинский валютный союз и договорились обменивать свои национальные валюты в соотношении 4,5 грамма серебра за 0,290322 грамма золота. Даже после того, как валютный союз потерял свою силу в 1920-е годы и прекратил своё существование в 1927 году, Швейцария придерживалась этого соотношения вплоть до 1967 года.

По состоянию на 20 января 2006 года швейцарский франк стоил USD 0,7746, 0,6367 и RUB 21,424. С середины 2003 года курс швейцарского франка по отношению к евро стабилизировался на уровне 1,55 CHF за евро, так что швейцарский франк, также как и евро, вырос, а затем упал по отношению к доллару США.

Швейцарский франк традиционно относится к валютам налоговых гаваней или оффшорных зон, с нулевым уровнем инфляции и законодательно закрепленными золотовалютными резервами на уровне минимум 40%. Однако, эта привязка к золоту, введенная в 1920-е годы, была упразднена 1 мая 2000 года в связи с поправками в Конституцию Швейцарии. Девальвация швейцарского франка была зафиксирована только 27 сентября 1936 года и была вызвана Великой депрессией, когда франк обесценился на 30% вслед за девальвацией фунта стерлинга, доллара США и французского франка.

Мелкие сантимы (1 и 2) давно вышли из обращения (все цены в Швейцарии округлены до 5 сантимов), но чеканятся до сих пор. Их дизайн полностью сменился в 1948-ом году, а до этого был постоянным с 1850-го.

Наиболее стабильным оставался дизайн крупных сантимов (от 5 до 20): с 1879/81-го без изменений, только 5 сантимов с 1981-го года стали желтого цвета. Кстати, реверс у крупных сантимов сохранился неизменным с 1850-го года, а аверс у них поначалу был таким же, как у мелких.

Франковые монеты (от 1/2 до 2 франков) начали чеканиться в их нынешнем виде в 1874/75-ом году. Изменения за эти почти 140 лет были минимальными: в 1968-ом их перестали чеканить из серебра, в 1982-ом поменяли ориентацию реверса на медальную*, а в 1983-ем добавили еще одну звездочку по периметру аверса в связи с формированием 23-его кантона Юра.

Пятифранковым монетам повезло меньше всех: поначалу (с 1850-х до 1870-х) они имели тот же дизайн, что и другие франки в 1850-х, но потом сменили его и в 1888-1916 имели свой. В 1922-ом они снова сменили дизайн, который сохранился до настоящего времени с разными мелкими изменениями, в том числе и со сменой ориентации реверса.

У мелких сантимов и франков надпись на аверсе гласит "Helvetia", т. е. Гельвеция -- латинское и ретороманское название Швейцарии. На крупных сантимах и пятифранковых монетах название написано полностью: "Confoederatio Helvetica" -- Швейцарская конфедерация.

Нерегулярно выпускаются юбилейные и тематические памятные монеты, как правило, номиналом 10, 20 и 50 франков, например:

10 франков: биметаллическая, центр - медно-никелевый, кольцо - алюминиевая бронза, 2005 год выпуска; Описание - Гора Юнгфрау

10 франков: биметаллическая, центр - медно-никелевый, кольцо - алюминиевая бронза, 2009 год выпуска; Описание - Швейцарский национальный парк

20 франков: серебро, 2007 год выпуска; Описание - Крепость Мунот

50 франков: золото, 2004 год выпуска; Описание - Гора Маттерхорн

Международное обозначение: CHF

Номинал банкнот в обращении: 10, 20, 50, 100, 500 и 1000 франков

Швейцария относится к числу наиболее респектабельных финансовых центров Европы. Традиционный статус нейтрального государства, местоположение в центре Европы, устоявшиеся демократические институты обеспечили Швейцарии особое положение на политической карте мира. Швейцария - вне военных, политических и расовых конфликтов. Потрясения двадцатого столетия не затронули ее политический и экономический суверенитет. Политическая стабильность и экономическое процветание обусловили привлекательность Швейцарии в глазах состоятельных людей других стран. Более 10% ее постоянных жителей - иностранцы. Со всего мира сюда стекаются банковские вклады. Швейцария является транзитным пунктом международных финансовых потоков. Швейцарский франк входит в число основных резервных валют мира.

Швейцарская банковская система находится на одном из первых мест в мире по уровню конфиденциальности банковских вкладов. Однако репутация Швейцарии в этой области в последнее время приобрела несколько двойственную окраску. Ее власти подвергаются жесткой международной критике за "спящие " вклады, находящиеся в швейцарских банках со времен Второй мировой войны. Швейцарские банки по-прежнему хранят финансовые тайны этой эпохи. По мнению многих, принцип тайны и незыблемости банковских вкладов вступил в противоречие с международными этическими нормами. Тем не менее скандал со "спящими" вкладами нс оказал существенного воздействия на статус этой страны как международного центра финансовых операций. Швейцарские фирмы широко используются в разнообразных схемах налогового и финансового планирования.

Налогообложение в Швейцарии в целом соответствует международным стандартам. Разумеется, ее нельзя причислить к "оффшорным юрисдикциям" в собственном смысле этого слова. Однако в некоторых отношениях она может рассматриваться как

льготная, особенно по сравнению с такими странами, как ФРГ или Франция. Федеральный налог в Швейцарии составляет всего 9,8%, а местные в некоторых случаях разрешается нс платить. Швейцарию относят к юрисдикциям "промежуточного" типа с "умеренной" налоговой системой. Это связано с тем, что здесь предусмотрен ряд льгот для некоторых видов фирм. Кроме того, на территории Швейцарии (но не везде) регистрируются компании оффшорного типа.

Начнем все по порядку. Швейцария - конфедерация. Она состоит из 26 кантонов - малых суверенных образований, в каждом из которых свое налоговое законодательство. Этим обстоятельством и объясняются особенности налоговой системы конфедерации в целом. Налоговая ответственность распадается на три части - федеральную, кантональную и местную. Это усложняет знакомство с налоговой системой Швейцарии, однако делает возможным ряд перспективных международных налоговых схем.

Федеральный налог взимается но прогрессивной шкале и составляет от 3,63 до 9,8%. Кантональные налоги значительно выше. Они составляют 20-30%. К этому следует добавить муниципальные налоги. Например, Женевская коммуна Женевского кантона взимает налог в размере 45,5% кантонального налога. В итоге эффективная ставка налога на прибыль швейцарской компании нередко достигает 40%. Существенным элементом налоговой системы Швейцарии является налог на имущество (net worth tax) -0.8%. Взимается он на федеральном, а в ряде случаев и на местном уровне. Налог "у источника" в Швейцарии составляет 35%. Это означает, что будут удержаны 35% всех дивидендов, распределенных в адрес компании, с которой у Швейцарии нет налогового соглашения.

Однако не все так мрачно. Швейцария подписала 37 налоговых соглашений об устранении двойного налогообложения (имеется такое соглашение и с Российской Федерацией, которая "унаследовала" ею от бывшего СССР). Хотя сеть налоговых соглашений Швейцарии и уступает Нидерландской, она считается одной из самых благоприятных в мире. Следует отметить, что в Швейцарии налоговые льготы предоставляются для производственных предприятий, имеются "отраслевые" льготы и дополнительные налоговые градации для предприятий отдельных типов. Особенно это относится к предприятиям холдингового и инвестиционного типа, торговым и "сервисным" компаниям (обслуживающим основную фирму). Именно благодаря благоприятным условиям, существующим в Швейцарии для холдинговых компаний. она рассматривается как юрисдикция "промежуточного" типа. Через нее осуществляется транзит капиталов и доходов от них. Этому во многом способствует развитая система налоговых соглашений Швей) (арии, а также ее статус как стабильного и респектабельного государства мира.

Особенность Швейцарии как страны, участвующей во многих оффшорных схемах, заключается в том, что в большинстве кантонов регистрируются так называемые "домицилированные" компании, прибыль которых будет облагаться только федеральным налогом по сниженной ставке в 3,63-9,8%. Такая компания должна подчиняться классическим оффшорным принципам (не быть резидентной, не вести бизнес в Швейцарии, не иметь офиса, персонала и недвижимости в Швейцарии). Как можно видеть по статусу, такая фирма близка к типичным оффшорным фирмам. Отличает ее лишь наличие небольшого налога (впрочем, вполне сравнимого, к примеру, с налогом на кипрские оффшорные фир-мы(4,25%)). В то же время швейцарская фирма имеет более респектабельный имидж, чем любая иная оффшорная компания.

Однако возможности швейцарской юрисдикции в области оффшорного бизнеса этим не ограничиваются. В некоторых случаях домицилированная компания имеет право содержать реальный офис и персонал. Центр управления и контроля вполне официально (хотя необязательно реально) будет находиться в этой стране. Такая возможность существует в швейцарском кантоне Фрибург. Резидентный статус дает возможность воспользоваться широкой сетью налоговых соглашений, которой располагает Швейцария. К числу льготных кантонов в Швейцарии относится также Цуг и Нешатель.

Вопросы налогообложения домицилированных фирм в разных кантонах решаются по-разному. В ряде кантонов такая компания может проводить часть операций в самой Швейцарии при сохранении льготного статуса. Однако доля таких операций ограничена. Так, в некоторых кантонах предоставляются налоговые льготы при условии, что как минимум 80% операций торгово-закупочной фирмы должно проводиться за пределами страны. В противном случае происходит повышение ставки налога до 20%.

Торговые компании. В этой стране существуют весьма благоприятные условия для торговых операций, требующих одновременно резидентного статуса и льготного налогообложения. Главной особенностью швейцарской торговой компании является то, что при низком налоге на прибыль управление фирмой этого типа может осуществляться в Швейцарии, т.е. она имеет реальный резидентный статус. Вместе с тем, как и "оффшорные" фирмы в других юрисдикциях, коммерческие операции швейцарская компания должна проводить за пределами страны. Кроме того, она имеет благоприятное для торговых операций на Европейском континенте географическое положение, поскольку находится в центре Европы. Таможенная граница Швейцарии "прозрачна" для торговых операций с Европейским Союзом. Швейцарскую торгово-посредническую компанию можно использовать для оптовой закупки товаров в различных странах Европы с целью последующего ввоза в Россию. Нс следует упускать из виду налоговые льготы для бизнеса промышленного характера и производственных инвестиций, которые предоставляются в некоторых кантонах Швейцарии. Опираясь на налоговые льготы, домицилированная торговая фирма в Швейцарии может приобрести инфраструктуру и постепенно перерасти в европейскую промышленно-торговую компанию.

Холдинги. Швейцария является второй по значению "холдинговой" юрисдикцией мира (после Нидерландов). Специальные льготы для холдинговых компаний основываются на следующих положениях. Холдинговая компания получает льготы в том случае, если она владеет пакетом акций стоимостью, превышающей 2 млн. швейцарских франков. Федеральные налоги в этом случае сокращаются пропорционально удельному весу дивидендов в общем доходе компании.

Холдинговые льготы подкрепляются на региональном уровне. Доходы от инвестиций во многих кантонах выводятся из налогооблагаемой базы. Однако в соглашениях Швейцарии об устранении двойного налогообложения для холдинговых компаний содержится ряд ограничений. Они сводятся к требованию, чтобы определенная часть льготных доходов "оставалась" на территории Швейцарии. Не более 50% должны вывозиться за пределы страны в форме затрат, платежей роялти и процентов. Не менее 25% процентов дохода должны выплачиваться в форме дивиденда. Собственный капитал компании не должен быть меньше 8% уровня ее задолженности. В целом условия швейцарской холдинговой юрисдикции считаются менее благоприятными, чем те, которые существуют в Нидерландах.

Сервисные фирмы. В Швейцарии регистрируется особый тип компаний, которые используются для регистрации штаб-квартир от зарубежных офисов международных компаний. Такого рода "сервисные" компании обслуживают операции материнской фирмы. Налогооблагаемая прибыль определяется на основе ставки в 10% от офисных расходов и является чисто расчетным показателем.

Компания в Швейцарии-это атрибут серьезного бизнеса, одно из идеальных мест для создания зарубежного офиса материнской фирмы. Помимо соображений престижа, такое решение имеет и ряд чисто экономическях выгод. Ведь налогообложение се может находиться па уровне, близком к оффшорным фирмам. В то же время она будет пользоваться льготами налоговых соглашений, которые им недоступны. Хотя налоговое соглашение с Россией не предоставляет особых выгод, существует возможность воспользоваться обходными маршрутами, например, через Нидерланды. Кроме того она сможет осуществлять функции "промежуточного" холдинга материнской компании, координировать инвестиции в Европе и за рубежом. Такой набор преимуществ не предоставляет ни одна юрисдикция мира. В заключение следует обратить внимание на то, что наличие собственной компании или недвижимости не обеспечивает каких-либо иммиграционных привилегий. Однако можно получить полугодовую визу для проживания в Конфедерации.

1. Денежно-кредитная система Швейцарии

Швейцария - страна банков. На 1,5 тыс. жителей приходится один банк. В стране функционирует 140 филиалов крупных иностранных банков. Швейцарская банковская система объединяет более 500 банковских организаций.

Все швейцарские банки традиционно делятся на три основные группы:

* крупнейшие национальные банки - Юнион бэнк сф Свитцелэнд (Union Bank of Switzerland), Суисс бэнк корпорэйшн (Suiss Bank Corporation) и Суисс кредит бэнк (Suiss Credit Bank);

* кантональные, местные и сберегательные банки, в основном работающие с местными вкладчиками в своих регионах. Они предоставляют также ссуды и осуществляют расчетно-кассовые операции;

* частные банки, основной вид деятельности которых - управление инвестиционными портфелями.

Рассмотрение лишь банковской системы Швейцарии не дает полного представления о своеобразии и широких возможностях приложения капитала в этой стране. В кредитную систему Швейцарии входят также финансовые компании. Они делятся на:

* компании, не принимающие депозиты, но выполняющие другие банковские операции.

Они подпадают под регулирование лишь некоторых статей данного законодательства.

Отличительной чертой швейцарской банковской системы является строгий контроль за деятельностью банков и инвестиционных компаний. После второй мировой войны в Швейцарии не было ни одного случая банкротства. Контроль за банками имеет трехступенчатую структуру и осуществляется Федеральной банковской комиссией, Национальным Банком и Швейцарской банковской ассоциацией.

Деятельность банков, ее регулирование и контроль проходят в соответствии с Федеральным банковским законом о банках и сберегательных банках от 8 ноября 1934 г. Главное назначение Закона - защита интересов клиента.

Банковская лицензия выдается Федеральной банковской комиссией только в том случае, если банк отвечает всем требованиям Закона. Исключения не допускаются. В случае, если обнаруживаются нарушения Закона, выданная лицензия может быть немедленно отозвана.

Еще одна черта, определяющая высокий рейтинг швейцарских банков, - банковская секретность. Тайна вкладов защищена в Швейцарии положениями как гражданского, так и уголовного права. Банк, не умеющий хранить секреты своих клиентов, может быть лишен лицензии, а служащим за разглашение такой информации грозит тюремное заключение на срок до шести месяцев или штраф до 50 тыс. швейцарских франков. Банковская информация может быть открыта правительственным органам только в том случае, если есть доказательства (не подозрения!) причастности клиента к уголовному преступлению. При этом уклонение от уплаты налогов преступлением в Швейцарии не считается. Нарушение валютного регулирования других стран также не подпадает по швейцарскому уголовному праву в разряд преступлений.

К особенностям банковской системы Швейцарии следует отнести также функционирование Банковского комитета.

Банковский комитет - это независимый орган не подчиняющийся ни правительству, ни Национальному банку. Комитет контролирует соблюдение банками Закона о банковской деятельности, свода правил и установленных нормативов. Он призван защищать интересы акционеров. Комитет в своей деятельности опирается на независимые аудиторские службы, которые находятся вне банка, а также на внутренний аудит банка. Комитету предоставлено право при назначении людей на руководящие банковские посты высказывать свое мнение. В Швейцарии деятельности этого органа придают большое значение. Решения банковского комитета обязательны для выполнения.

Денежное обращение. Национальной денежной единицей Швейцарии является швейцарский франк. Также швейцарский франк является официальным платежным средством Лихтенштейна. Международное обозначение валюты - CHF. Эмиссию купюр осуществляют Центральный банк Швейцарии и Швейцарский национальный банк, монеты чеканятся Швейцарским монетным двором.

В наличном обращении страны находятся купюры достоинством 10, 20, 50, 100, 500 и 1000 франков, а также монеты номиналом 1/2, 1, 2 и 5 франков, 1, 5, 10 и 20 сантимов (выпуск монеты в 1 сантим, прекращен в 2006 году).

Швейцария разделена на 4 языковых региона: немецкий, французский, итальянский и ретороманский. Поэтому денежные знаки и подписаны на перечисленных языках: на лицевой стороне банкноты содержатся надписи по-немецки и по-реторомански, а на обороте - по-французски и по-итальянски.

На четырех официальных языках государства название денежной единицы звучит следующим образом: Franken (на немецком языке), franc (на французском и ретороманском языках), franco (на итальянском языке). Сотая часть франка на немецком называется Rappen (Rp.), на французском - centime (с.), на итальянском - centesimo (ct.) и на ретороманском - rap (rp.).

Бумажные деньги Швейцарии имеют отличную защиту от подделки. Начиная с 1976 года и до сих пор попыток подделать их не зафиксировано.

На лицевых сторонах швейцарских купюр помещены портреты: на 10 франках - Ле Корбюзье (Жанерэ, Шарль Эдуар), на 20 франках - Артура Хонеггера, на 50 франках - Софи Таубер-Арп, на 100 франках - Альберто Джакометти, на 200 франках - Шарля Фердинана Рамю, на 1000 франках -- Якоба Буркхардта.

Во многих швейцарских магазинах можно расплачиваться в евро и долларах по курсу. Произвести обмен валюты можно в банках, обменных пунктах, в аэропортах, на вокзалах. Для оплаты на территории государства принимаются дорожные чеки и кредитные карточки.

Банки работают с 8.00 до 12.00 и с 14.00 до 16.30. Менять деньги лучше за границей, нежели в самой Швейцарии, где курс национальной валюты несколько выше.

Швейцария - одна из самых дорогих стран Европы, а Женева - самый дорогой город в Швейцарии.

Банковская система Российской Федерации

Центральный банк - основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста...

Денежная, кредитная и банковская система Швейцарии

Банковская система страны является одной из важнейших основ ее экономической структуры и играет важную роль в денежно-кредитной политике государства...

Денежно-кредитная политика в период экономических преобразований

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь

Деятельность Центрального банка Российской Федерации в системе государственного управления

Денежно-кредитная (монетарная) политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства 1Гейвандов Я.А...

Кредитно-денежная политика

Денежно-кредитная политика государства осуществляется через Центральный Банк (ЦБ), как правило, по двум направлениям: проведение экспансионистской или расширительной политики...


Денежный экономический швейцарский банк Продолжающаяся в Российской Федерации реформа банковского законодательства наглядно показывает необходимость более активного использования зарубежного опыта построения эффективных современных банковских систем. Швейцарский франк впервые введён в 1798 году в качестве денежной единицы Гельветической республики. Однако уже в 1803 году в связи с ликвидацией...

Другие работы

Дипломная

Сущность потребительского кредита заключается в предоставлении денег либо товаров, услуг в долг с рассрочкой платежа по целевому назначению на условиях платности, возвратности и срочности. В зарубежной практике потребительский кредит охватывает все слои трудоспособного населения, в основном через различные системы кредитных карточек и ссуд. В России же этот вид кредита сравнительно недавно...

Курсовая

Валютный арбитраж - осуществление операций по покупке иностранной валюты с одновременной продажей ее в целях получения прибыли от разницы именно валютных курсов. Возникновения разницы в валютных курсах на рынках разных стран - суть понятия пространственного арбитража. Он является разновидностью валютного арбитража. С развитием ЭВМ и современных средств связи, увеличением объема операций различия...

Курсовая

Визначає організаційну структуру, створює в установленому порядку установи Банку і представництва, а також реорганізовує і ліквідує їх; виносить рішення про притягнення до матеріальної відповідальності посадових осіб Банку; розглядає проекти наказів, інструкцій та інших вказівок Банку і приймає по них рішення; вирішує інші питання діяльності Банку, крім тих, що входять до компетенції Ради Банку....

На небольшой рост активов приносящих доход повлияло снижение объема банковских ссуд с 519,3 до 501,1 млн руб., а также то, что не происходило кредитования других банков, тогда как по итогам 2004 года эта статья в активах банка составляла 10,5 млн руб. Снижение объема банковских ссуд произошло, в основном, за счет падения средств по ссудным счетам акционерных обществ и обществ с ограниченной...

Курсовая

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» устанавливает принципы его взаимоотношений с кредитными организациями, определяет полномочия Банка России по вмешательству в деятельность кредитных организаций в ситуациях, угрожающих законным интересам вкладчиков, а также полномочия по применению к кредитным организациям санкций за нарушение требований законодательства...

Курсовая

Б) процентов, начисляемых Банком на сумму вклада (если это условие предусмотрено договором). В качестве «валюты» металлического счета может выступать золото, серебро, платина или палладий. Золото и серебро пользуются наибольшей популярностью. Именно поэтому большинство банков открывает только «золотые» и «серебряные» обезличенные счета. Некоторые кредитные учреждения активно работают еще и...

Дипломная

Развитие первичного рынка ИЖК обусловило и рост потребностей кредитных организаций в рефинансировании предоставленных ИЖК с тем, чтобы разделить основные компоненты ипотечного кредитования - предоставление и обслуживание, с одной стороны, и финансирование и управление кредитным риском, с другой. Круг кредитных организаций, привлекающих рефинансирование на вторичном рынке ипотечного кредитования...

Курсовая

Ипотечное Агентство - является основным элементом самофинансируемой системы ипотечного кредитования. Агентство выкупает у банка закладные и выпускает ценные бумаги, обеспеченные ипотечными кредитами. Средства от продажи ценных бумаг идут на выдачу новых кредитов, таким образом создается система рефинансирования ипотечных кредитов. Инвесторы - покупатели ипотечных ценных бумаг. Главным образом это...

Необходимость реализации ценных бумаг в связи с неисполнением обязательства по уплате денежных средств (покупной цены в срочной сделке - при РЕПО; суммы кредиты и процентов - при кредитовании под залог) может возникнуть при исполнении выполнения обоих видов договоров. В первом случае договором РЕПО может быть предусмотрен отказ от исполнения договора приобретателем ценных бумаг по первой части...

Курсовая

Принимая решение о выходе на IPO необходимо адекватно оценивать необходимость размещения, текущее состояние предприятия, а также затраты и усилия, которые для этого потребуются, иначе возможны и финансовые, и репутационные потери. Особенно важным и привлекательным, с учетом продекларированных намерений белорусских предприятий по выходу на IPO, становится сотрудничество с международными...

Доходность портфеля. Под ожидаемой доходностью портфеля понимается средневзвешенное значение ожидаемых значений доходности ценных бумаг, входящих в портфель. При этом «вес» каждой ценной бумаги определяется относительным количеством денег, направленных инвестором на покупку этой ценной бумаги. Риск портфеля объясняется не только индивидуальным риском каждой отдельно взятой ценной бумаги портфеля...