Добровольный экологический аудит проводится на основании. Экологическое право россии. Основной нормативный документ

Понятие экологического аудита

Термин «экологический аудит предприятия» раскрыт в Федеральном законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Здесь он определён как «комплексное исследование выполнения компанией мировых нормативов, направленных на защиту экологии, которое сопровождается документальным оформлением и рекомендательными разработками по устранению выявленных недоработок».

Согласно ГОСТу Р ИСО 14050-99, экологический аудит — это систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия или несоответствия критериям аудита определённых видов экологической деятельности, событий, условий, систем административного управления или информация об этих объектах, а также сообщения клиенту результатов, полученных в результате этого процесса.

Задачи и цели экологического аудита

Задача экологического аудита — поиск оптимальных путей сочетания экономического и экологического регулирования хозяйственной деятельности. Цель экологического аудита — способствование своевременному предотвращению социального и экономического ущерба, возникающих вследствие экологических инцидентов. Результат экологического аудита – предоставление достоверной и объективной информации, основанной на тщательном анализе многочисленных факторов, определяющих меру соотношения между экономической эффективностью и качеством окружающей среды.

Экологический аудит и законодательство

Упоминание об экологическом аудировании как инструменте обеспечения выполнения экологических требований при приватизации имеется в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утверждённой Указом Президента РФ от 24.12.1993 г.

Экологический аудит упоминается также в постановлении Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» применительно к лицензированию данного вида деятельности. В развитие этого правительственного постановления были приняты:

  • Приказ Госкомэкологии РФ от 30.03.1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России»;
  • Приказ Минприроды России от 02.04.1998 г. № 95 «О создании системы аудита недропользования».

Экологический аудит в Российской Федерации регулируется следующими нормативными правовыми актами:

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  2. Указ Президента РФ от 15.03.2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов»;
  3. Приказ Госкомэкологии РФ от 16.07.1998 г. № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации»;
  4. Приказ Минприроды России от 11.10.1995 г. № 412 «Об экологическом аудировании»;
  5. Приказ Минприроды России от 29.12.1995 г. № 540 «Об организации экологического аудита»;
  6. Приказ Госкомэкологии РФ от 30.03.1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России».

В экологический аудит входит:

  1. Оценка состояния деятельности предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и её соответствия требованиям законодательства РФ;
  2. Выявление степени деградации окружающей среды объекта, деятельность которого связана с вредным воздействием на окружающую среду;
  3. Определение участков загрязненной окружающей среды, видов и масштабов загрязнения;
  4. Выявление и оценка оборудования и технологий, связанных с охраной окружающей среды на объекте;
  5. Оценка влияния окружающей среды на состояние здоровья работников;
  6. Выявление потребностей в дополнительной экологически значимой информации об объекте.

Кто проводит экологический аудит

Проверяющие профессиональные аудиторы (да-да, именно те, которые с сертификатом) руководствуются основными принципами проверки:

  1. Объективности и независимости экологический аудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;
  2. Профессионализма и компетентности аудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;
  3. Достоверности и полноты информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;
  4. Планирования работ по проведению экологического аудита;
  5. Комплексности экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);
  6. Конфиденциальности информации, полученной в результате проведения экологического аудита;
  7. Ответственности аудиторов за результаты проводимых исследований.

На основании международного стандарта ИСО 14012 был принят стандарт на экологический аудит в России ГОСТ Р ИСО 14012-98. Стандарты международного значения из раздела ИСО 14000, а также мировой опыт и другая международная документация — это основы экологического аудита для создания и внедрения нормативных стандартов и правил в российском законодательстве и определения сферы деятельности менеджмента экологический аудита.

Экологические аудиторские проверки осуществляются на основании требований ISO, внедряемых в работу компании. Всю ответственность за соблюдение нормативов предприятие берёт на себя, их соответствие определяется аудиторской проверкой. Категория стандартов ISO 1400 является международной и относится к системе экологического менеджмента. Нормативы ISO 1400 относятся к экологическим вопросам и существуют для оказания помощи производственным организациям. В категорию стандартов ISO 1400 входят:

  • ISO 1401 Система экологического менеджмента;
  • Основные принципы руководства ISO 14004, входящего в систему экологического менеджмента;
  • Нормативы для обеспечения функционирования экологического менеджмента ISO 14015 «Экологический менеджмент»;
  • Уровень состояния экологии на территориях и предприятиях оценивается ISO 14020 «Экологические декларации и этикетки»;
  • Главные стандарты ISO 14031 «Управление экологией»;
  • Эффективность экологического менеджмента ISO 14040 «Управление окружающей средой»;
  • Определение жизненного цикла. Структура и принципы. ISO 14050 «Управление окружающей средой»;
  • Словарь. ISO 14062 «Менеджмент окружающей среды»;
  • Внедрение экологических факторов в разработку и создание продукции ISO 14063 «Экологический менеджмент»;
  • Обмен информационными сведениями о состоянии окружающей среды. Рекомендации и практические советы ISO 14064 «Количественное определение и снижение выбросов в атмосферу парниковых газов».

Категории экологического аудита

Согласно всем существующим положениям экологический аудит включает две категории мероприятий: обязательные и инициированные.

Обязательный экологический аудит осуществляется:

  • при выполнении обязательств, имеющих отношение к экологии и природоохранной деятельности на уровне межгосударственных отношений;
  • по инициативе госорганов для определения степени экологической санации промышленной компании или производства;
  • для анализа экологических факторов на региональных или национальных предприятиях, готовящихся к приватизационным процессам;
  • при оформлении банкротства предприятия;
  • для получения предприятием страхового экологического полиса;
  • в процессе проектирования и осуществления инвест-проектов на основании условий, предусмотренных в договоре.

Обязательный экологический аудит инициируется национальным органом экологической экспертизы. Кроме того, процедура используется, если необходимо оценить уровень состояния экологии.

Инициативное экоаудирование проводится по решению руководства предприятия или других уполномоченных на то лиц.

Виды экологического аудита

Следует отметить, что инициативный экологический аудит может проводиться не только принудительно, но и в добровольном порядке. По этому принципу разделяют экологический аудит на:

  • внешний (проводимый в обязательном порядке);
  • внутренний (по решению руководства самого предприятия).

Аудиторские организации. Требования

Для аудиторской организации законодательно установлены некоторые требования, а именно:

  1. В штате организации должно состоять не менее 3 экологических аудиторов. При этом не менее 50 процентов штата организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем организации является иностранный гражданин, — не менее 75 процентов;
  2. Организация должна быть включена в Реестр экологический аудиторских организаций и должна получить свидетельство о включении в Реестр. Свидетельство выдаётся на 5 лет;
  3. Организация обязана установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых проверок (в соответствии с ГОСТом Р ИСО 14000).

К экологам-аудиторам также устанавливаются дополнительные требования. Они должны:

  • быть специалистами, сфера деятельности которых имеет прямое отношение к области охраны окружающей среды, экологической безопасности и природопользования, в том числе работниками академических и других ведущих научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных организаций, высших учебных заведений;
  • владеть методологией экологического аудита и уметь применять её на практике, иметь разносторонние познания в области окружающей среды и природопользования, включая вопросы нормативного (правового) экологического регулирования;
  • иметь достаточный уровень подготовки, практического опыта и квалификации по направлению своей экологический аудиторской специализации (области деятельности), уметь обнаруживать несоответствия установленным нормам, быть информированным о последних исследованиях, касающихся этих несоответствий. Профессионализм также требует, чтобы экологический аудитор был способен получить любую информацию об экологических проблемах аудируемого им объекта, быстро реагировал на неожиданные события и осваивался в незнакомых условиях;
  • получить свидетельства о прохождении обучения, быть аттестованными в установленном порядке;
  • обладать личными качествами, указанными в ГОСТе Р ИСО 19011-2003;
  • каждые 3 года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, обязаны проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждённым уполномоченным федеральным органом в области охраны окружающей среды.

Процедуры экологического аудита

Экологический аудит включает в себя нижеперечисленные процедуры:

  1. Осмотр экологами-аудиторами или аудиторскими организациями в области охраны окружающей среды объектов хозяйственной и иной деятельности, проверку достоверности предоставленной документации и отчётности в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;
  2. Оценку соответствия технологического процесса экологическим требованиям;
  3. Оценку производственного контроля в области охраны окружающей среды требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;
  4. Выявление возможностей для повышения эффективности управления, осуществляемого субъектами хозяйственной и иной деятельности в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;
  5. Определение издержек и выгод при реализации рекомендаций аудиторов по совершенствованию управления в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.

Порядок проведения экологического аудита

Порядок проведения экологического аудита можно представить поэтапно.

I этап. Подготовительный этап

1.1. Инвестиционное обоснование проведения экологический аудита, определение источника финансирования.

1.2. Определение цели и задач экологического аудита выбор критериев экологический аудита.

1.3. Заключение договора на оказание услуг в области экологического аудита (при инициированном экологическом аудите).

II этап. Выездная проверка по месту нахождения субъекта аудита

2.1. Выезд рабочей группы непосредственно на предприятие, встреча с руководством субъекта аудита и специалистами структурных подразделений.

2.2. Осуществление аудиторских мероприятий в соответствии с согласованным планом-графиком выполнения работ на территории предприятия.

III этап. Оформление результатов аудиторской проверки

3.1. Формирование проекта аудиторского отчёта и (или) аудиторского заключения по результатам проведения аудита.

3.2. Оформление аудитором рабочих документов и архивирование.

IV этап. Контроль качества материалов аудиторской проверки

4.1. Осуществление аудиторской компанией внутрифирменного контроля качества аудиторского отчёта и (или) аудиторского заключения.

V этап. Завершающий этап

5.1. Предоставление проекта аудиторского отчёта и (или) аудиторского заключения руководству субъекта для ознакомления.

5.2. Устранение аргументированных возражений.

5.3. Окончательное формирование аудиторского отчёта и (или) аудиторского заключения в соответствии с правилами документооборота.

5.4. Предоставление оригинала аудиторского отчёта и (или) аудиторского заключения руководству субъекта аудита.

Результаты экологического аудита

Результаты проведения экологического аудита содержат выводы о соответствии осуществляемой субъектами хозяйственной и иной деятельности в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности требованиям законодательства Российской Федерации, а также рекомендации по совершенствованию управления в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности субъектами хозяйственной и иной деятельности.

Результаты экологического аудита оформляются в виде следующих документов:

  • аудиторский отчёт — документ, содержащий выявленные нарушения, а также рекомендации по их легитимному устранению;
  • аудиторское заключение — документ, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации о соответствии (несоответствии) деятельности субъекта аудита требованиям законодательства.

В дополнение к информации скажу, я ещё не разобралась до конца, что страшнее для специалиста-эколога на предприятии: экологический аудит внешний или внутренний, обязательный или по договору или всё-таки традиционная «всеми любимая» проверка Росприроднадзора . Но подготовиться необходимо ко всему!.

Обучение по экологии

Напоминаем, что у нас можно пройти обучение по экологии дистанционно (по двум программам — общая и отходы) .

Всем удачных аудитов!

Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность » Ксения Ралдугина.

Продолжение следует …

Экологический аудит (экологическое аудирование) - это проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, её соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, проводимые для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем, подготовки рекомендаций по совершенствованию такой деятельности и с иными целями, предусмотренными экологическим законодательством.

Нормативно-правовые основы регулирования экологического аудирования в России на федеральном уровне на современном этапе почти отсутствуют:

  1. Упоминание об экологическом аудировании как инструменте обеспечения выполнения экологических требований при имеется в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной РФ от 24 декабря 1993 г.
  2. Экологический аудит упоминается также в постановлении Правительства РФ "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды" применительно к лицензированию данного вида деятельности. В развитие этого правительственного постановления были приняты:
    приказ Госкомэкологии РФ от 30 марта 1998 г. N 181 "Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России";
    приказ Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. N 436 "О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации".
  3. В Министерстве природных ресурсов РФ 2 апреля 1998 г. N 95 был принят приказ "О создании системы аудита недропользования".
  4. Одними из немногих специальных в этой сфере являются законы субъектов федерации (Томской области, Республики Башкортостан, Амурской области и др.).
  5. Странную позицию по этому вопросу продемонстрировала Государственная Дума РФ в Федеральном законе "Об охране окружающей среды". В статье 1 Закона дано определение понятия экологического аудита. При этом в тексте Закона об экологическом аудите как природоохранной мере не говорится.

В Федеральном законе от 7 августа 2001 г. "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность, или аудит определяется как предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Однако содержание экологического аудита не сводится лишь к проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности по вопросам взаимодействия общества и природы, оно шире.
Чтоб выявить содержание и место экологического аудита в механизме экологического , нужно выяснить, применительно к какой экологически значимой деятельности он проводится.

Экологический аудит проводится:

  • в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий;
  • при реализации процедуры банкротства;
  • при проведении обязательного экологического страхования;
  • при подготовке инвестиционных проектов и программ, когда это предусмотрено условиями инвестирования.
  • оценка состояния деятельности предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и ее соответствия требованиям законодательства РФ;
  • выявление степени деградации окружающей среды объекта, деятельность которого связана с вредным воздействием на окружающую среду;
  • определение участков загрязненной окружающей среды , видов и масштабов загрязнения;
  • выявление и оценка оборудования и технологий , связанных с охраной окружающей среды на объекте;
  • оценка влияния окружающей среды на состояние здоровья работников;
  • выявление потребносте й в дополнительной экологически значимой информации об объекте.

Принципы экологического аудита:

  • объективности и независимости экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;
  • профессионализма и компетентности экоаудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;
  • достоверности и полноты информации , предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;
  • планирования работ по проведению экологического аудита;
  • комплексности экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);
  • конфиденциальности информации, полученной в результате проведения экологического аудита;
  • ответственности экоаудиторов за результаты проводимых исследований.

Виды экологического аудита и порядок его проведения

В Российской Федерации предусматривается проведение:

  1. обязательного экологического аудита;
  2. добровольного экологического аудита.

Обязательный экологический аудит проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности при:

  1. приватизации и банкротстве юридических лиц и , осуществляющих предпринимательскую деятельность, если их деятельность является экологически особо опасной;
  2. проведении экологического страхования в целях определения ставки или размера страховых платежей и (или) возмещений;
  3. кредитовании юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, государственными банками;
  4. оценке деятельности по ликвидации экологических последствий аварий и стихийных бедствий;
  5. принятии решений государственными органами о продлении действия лицензий, выданных юридическим лицам и гражданам-предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию экологически опасных объектов;
  6. выполнении международных обязательств Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды;
  7. в иных случаях, установленных нормативными актами.

С учетом сложности работ по экологическому аудиту право на проведение обязательного аудита может быть предоставлено только аттестованным специалистам , имеющим опыт практической работы и высшее образование в области предмета аудита. Временный порядок аттестации экологических аудиторов был утвержден приказом Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. N 436.

Добровольный экологический аудит может проводиться по инициативе предприятий и граждан-предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду, в , при необходимости модернизации производственного и/или технологического процессов и в иных случаях.

Целесообразность проведения добровольного экологического аудита диктуется интересами юридических лиц и граждан-предпринимателей в получении научно-обоснованных рекомендаций относительно оптимальной организации работ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности на уровне, соответствующем требованиям законодательства РФ и в иных целях.

Так как проведение добровольного экологического аудита осуществляется на платной основе, предприятие или предприниматель заинтересован в том, чтобы приглашенные для этого лица имели достаточную квалификацию. Критерием в этом случае может служить обладание лицензией, выданной специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды на проведение работ по экологическому аудиту.
Более чем 20-летний мировой опыт свидетельствует, что экологический аудит имеет смысл, если он проводится прежде всего как добровольная негосударственная деятельность ("инициативный аудит"). Причем проверка природоохранной отчетности предприятий имеет здесь вторичное значение. Главное же - это аудиторские рекомендации и предложения по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, развитию системы экологического контроля и управления .

Задачи, которые решаются в процессе аудита, сложны и требуют от аудитора разнообразной профессиональной подготовки. Трудность заключается в том, что за короткий срок необходимо разобраться в сложном объекте, которым является современное промышленное предприятие, адекватно оценить ситуацию для того, чтобы дать соответствующие рекомендации.
Особого внимания заслуживают вопросы аудиторской этики, поскольку данные, получаемые в процессе аудита, конфиденциальны и не могут разглашаться без согласия заказчика.

Вопрос о порядке выполнения работ решается в зависимости от целей проведения экологического аудита. Наиболее целесообразно проведение аудита аудиторской комиссией в соответствии со специально разработанной программой проверки.
Программа проведения экологического аудита разрабатывается с учетом:

  • технического задания заказчика на основе предварительного изучения материалов статистической отчетности;
  • экологического паспорта предприятия;
  • разрешительной и иной документации, характеризующей деятельность предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
  • результатов проверок государственных специально уполномоченных органов в области экологического контроля.

В результате работы по проведению экологического аудита составляется экологическое аудиторское заключение .

?Напишите пропущенное слово
*Установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую хозяйственную и иную деятельность экологическим требованиям, - это… .:вариант = экологическая экспертиза
?Членами экспертной комиссии государственной экологической экспертизы могут быть:
*штатные сотрудники органов государственной власти субъектов Российской Федерации
!разработчик объекта государственной экологической экспертизы
*внештатные эксперты
!представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе
*штатные сотрудники федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы
?Финансирование государственной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств:
!бюджета субъекта РФ
!экспертов государственной экологической экспертизы
*заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе
!федерального бюджета
?Финансирование общественной экологической экспертизы не вправе осуществляться за счет:
!целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций
!собственных средств общественных организаций (объединений)
*заказчика документации на проведение государственной экологической экспертизы
!средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления
!общественных экологических и других фондов
?Решение о выдаче лицензии в сфере природопользования должно быть принято в срок, не превышающий:
!10 дней
!3 месяца
*45 дней
!6 месяцев
!30 дней
?Экологическая сертификация может быть:
*обязательной и добровольной
!общественной и государственной
!только обязательной
!только добровольной
?Законодательство РФ предусматривает возможность проведения … экологического аудита.
!только обязательного
!добровольного и обязательного
*только добровольного
!некоммерческого
?Основанием возникновения страховых отношений в сфере экологического страхования выступает:
!приказ директора предприятия
*договор страхования
!протест прокурора
!акт государственного органа исполнительной власти
?Стадия ввода объектов в эксплуатацию, подлежащих экологическому контролю, предусматривает проведение … экологического контроля.
!текущего
!общественного
*предупредительного
!последующего
?Виновное противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека, является:
!мерами пресекающего характера
!экологической ответственностью
*экологическим правонарушением
!экологическим правоотношением
?Административная ответственность за совершение экологических правонарушений может устанавливаться:
!только на уровне субъектов РФ
*как на федеральном, так и на региональном уровне
!на уровне субъектов РФ в соответствии с природоохранным законодательством
!исключительно на федеральном уровне
?Напишите пропущенное слово
*Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение … лет.:вариант = двадцати
?Нормативный правовой акт, не являющийся источником отрасли экологического права, - это:
!Лесной кодекс РФ
!Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
!Водный кодекс РФ
*Воздушный кодекс РФ
!Градостроительный кодекс
?Зоны экологического бедствия - это участки территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности:
!нарастают процессы разрушения экологических систем, истощаются природные ресурсы, увеличиваются заболеваемость и смертность населения
*произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды
!выявлен хронически повышенный уровень загрязнения
!наблюдается повышенная антропогенная нагрузка на окружающую среду
!происходит сильное загрязнение окружающей среды, многократно превышающее экологические нормативы
?Территории, призванные создать барьер между застройкой и предприятиями и иными объектами, являющимися источниками вредных воздействий на состояние окружающей среды, называются:
!зонами отчуждения
!санитарными зонами
!санитарно-гигиеническими зонами
!особо охраняемыми природными территориями
*санитарно-защитными зонами
?Предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ являются:
*особо охраняемые природные территории
!обеспечение государственной безопасности
*природопользование
!регулирование и защита прав человека и гражданина
*охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
?Совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов - это:
!природа
!природный объект
!природная среда
*окружающая среда
?Эколого-правовые отношения - это:
!общественные отношения в сфере власти и подчинения
!общественные отношения в области управления сельским хозяйством
!общественные отношения в области природоохранной деятельности предприятия
*урегулированные нормами экологического права общественные отношения, складывающиеся в области взаимодействия общества и природы
?Государственной собственностью на природные ресурсы управляет:
!Совет Безопасности РФ
!Совет Федерации Федерального Собрания
*Правительство РФ
!федеральное министерство
*администрация области
?Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, - это:
!право окружающей среды
*право природопользования
!сервитут
!право собственности на природные ресурсы

Экологический аудит – это оценка независимыми экспертами общеустановленных правил соблюдения предприятиями и организациями за сохранностью окружающей среды, а также вынесение предписаний по улучшению действий, касающихся экологической сферы.

Иными словами, экологический аудит представляет собой рекомендации и осмотр организаций на предмет влияния рабочей деятельности на окружающую среду, например, не превышают ли выбросы с заводов установленные нормы, правильно ли происходит утилизация отходов и т.д.

История возникновения

Считается, что возникновение экологического аудита произошло в 70-80-х годах ХХ века. Первые документы о создании и правовой силе данной организации были приняты в 1982 году Европейским Экономическим Сообществом. Уже в 1984 году в Соединенных Штатах Америки специализированная организация по охране окружающей среды внедрило некоторые рекомендации и правила для проверки существующих предприятий по данному вопросу.

В России впервые было зафиксировано проведение экологического аудита в конце IXX века. Основным документом для проверки организаций были Правила «Порядок при открытии и содержанию химических заводов» — этот документ, впоследствии, стал отправной точкой для развития норм и правил, касающихся экологического аудита.

В Современной России экологический аудит стал официально действовать с 90-х годов ХХ века. В 1998 году Госдума приняла несколько поправок в сфере экологических проверок, а также ввела новые критерии оценки. На сегодняшний день в России агентствам, чтобы начать эколого-аудиторную деятельность, нужно пройти аттестацию. Право давать лицензию на осуществление таких работ имеется лишь у некоторых организаций некоммерческого типа.

Цели и задачи экологического аудита

Проведение экологического аудита реализуется:

  • при приватизации организаций, которые относятся к государственному статусу;
  • на начальном этапе принятия организацией статуса банкротства;
  • в процессе проведения обязательного страхования экологического состояния организации;
  • в процессе приготовления программ инвестирования, учитывая, что данный пункт прописан в договоре.

Основные цели и задачи экологического аудита:

  • обосновать политическую и стратегическую стороны в охране окружающей среды;
  • проанализировать и оценить экологические возможности организаций;
  • проанализировать и оценить нормативные документы, касающиеся окружающей среды;
  • найти экологические проблемы на предприятии;
  • обосновать и запустить экологическую программу.

Экологический аудит бывает обязательного и инициативного видов, которые, в свою очередь, подразделяются на несколько подвидов:

  • выявление компетентности предприятий к правилам охраны окружающей среды;
  • определение соответствия действующей экологической системы на предприятии;
  • определение экологической сохранности материалов, которые реализуются в процессе производства;
  • определение экономического вреда от производства;
  • определение вреда от выбрасываемых паров и отходов для окружающей среды;
  • оценка целесообразности проведение производственной деятельности на выбранной территории;
  • определение норм энергетических затрат и разработка рекомендаций для их снижения;
  • выявление количества выбросов и реализация мер для их снижения;
  • выявление экологической опасности в случае технической, человеческой или природной аварии;
  • определение экологических неполадок и применение мер для их решения;
  • аргументация нормативно-правовых документов, которые применяются при осуществлении экологического аудита, и необходимости их применения.

Обязательным экологическим аудитом является, к примеру, страховка экологических угроз. Но также этот вид страхования может быть и на добровольной основе, подразумевая страхование организаций, которые только хотят вступить на рынок и избежать большого количества конкурентов. Например, такая страховка может устранить часть экономических препятствий и дать спокойно развиваться в выбранной сфере.

Именно экологический аудитор может дать «добро» на получение экологического сертификата на реализуемые продукты, чтобы организация смогла стать более самодостаточной и успешной, как на российском рынке, так и на рынках международного масштаба. Экологический аудит помогает качественно реализовывать различные методы и программы в сфере экологии, которые дают организациям и их потребителям уверенность в том, что окружающая среда в процессе работы предприятия не пострадает.

Экологический аудитор

Представитель данной сферы – экологический аудитор, должен:

  1. быть объективным и иметь собственную независимую оценку о предприятии, которое необходимо проверить (сотрудники, руководство и иные действующие лица);
  2. быть профессионалом в своей сфере и компетентным по всем вопросам, касающихся окружающей среды, использования природных ресурсов, а также специальных возможностей организации;
  3. собирать достоверную и проверенную информацию, которая касается проверяемой организации;
  4. распланировать структуру работы для реализации экологического аудита на предприятии;
  5. уметь комплексно охватить все действия организации, влияющие на состояние окружающей среды;
  6. сохранять секретность информации, которая была получена в ходе экологической проверки;
  7. быть ответственным за результаты экологической проверки предприятия.

Экологический аудитор имеет право заниматься эколого-аудиторской деятельностью, используя специальное удостоверение, которое выдается после успешно пройденного курса обучения. Данные о специалисте, который прошел аттестацию, вносятся в государственный реестр экологических аудиторов Министерства природопользования Российской Федерации, корректируемый специальным комитетом.

Экологический аудит всегда реализуется посредством заключенного договора между организацией, оказывающей эколого-аудиторские услуги, и организацией, которой данные услуги необходимы.

При экологической проверке главным является Стандарт аудиторской работы «Порядок при заключении договоров на исполнение аудиторских услуг», который был принят Комиссией по аудиторской работе 20 октября 1999 года по протоколу №6.

Основываясь на данный стандарт, выявляются основные постулаты и отношения аудиторской организации или аудитора, который может работать сам на себя и выполнять работу как юридическое лицо, и обследуемого предприятия в процессе заключения договоренности на реализацию услуг аудиторской компании (или аудитора).

Этот стандарт характеризует основные условия и соответствующий порядок реализации договора на исполнение эколого-аудиторских услуг, а также на реализацию дополнительных услуг между аудитором и организацией, которые смогут регламентировать права, обязанности и ответственность обеих сторон заключенного договора. Требования, которые указаны в Стандарте, не являются обязательными, а лишь играют роль неких рекомендаций для организаций и аудиторских компаний.

Права и обязанности сторон договора прописаны в Стандарте аудиторской работы «Права и обязанности аудиторских компаний и проверяемых экономических субъектов», который был принят также в 1999 году.

Организация, которая проводит экологический аудит в компании, должна самостоятельно выбирать виды и методы экоаудита, основываясь на требованиях нормативных документов Российской Федерации, и на индивидуальных условиях, касающихся изучаемой организации. Аудитор имеет право собирать консилиумы экологических аудиторов для обсуждения спорных вопросов, заключать договора с другими аудиторами для совместной работы, собирать дополнительную информацию посредством запросов в государственные органы и т.д.

Помимо нормативной документации, регламентирующей экологический аудит, в работе экоаудиторов используется Российский стандарт ГОСТ Р ИСО 14012-98, который был основан на базе международного стандарта ИСО 14012. Помимо этого стандарта широко применяются стандарты раздела ИСО 14000, а также иные международные стандарты, которые позволяют проводить качественную и эффективную работу по изучению и исследованию влияния организации на окружающую среду.

Все экологические работы проводятся только под руководством общепринятых стандартов, которые используются внутри организации. Предприятие обязано постоянно соблюдать данные стандарты и рекомендации по их использованию, чтобы при аудиторской проверке не было никаких нареканий.

Обязанности аудита

Обязанностями экологического аудита являются:

  1. Предоставлять достоверную информацию о соответствии лицензии и аттестации своих сотрудников до момента подписания договора с организацией, нуждающейся в эколого-аудиторских услугах;
  2. Постоянное повышение качества работы экологических аудиторов, посредством прохождения курсов и дополнительного обучения;
  3. Снабжение необходимыми документами и актами экоаудиторов для успешной и качественной работы.

После оказанных услуг пишется отчет по экологическому аудиту компании, который вмещает в себя вводную, аналитическую и итоговую части:

  • В первой части описываются основные данные об аудиторской организации: фактический и юридический адрес, расчетный счет, необходимые телефонные номера, контактные данные экологических аудиторов, проводивших проверку, индивидуальный номер порядка, номер лицензии на реализацию аудиторских услуг со сроком действия и сроки, в которые экологический аудит должен провестись;
  • Во второй части описываются данные об организации, которой нужны эколого-аудиторские услуги, сроки проведения экологического аудита, полученные результаты исследования о влиянии предприятия на окружающую среду, нарушения, выявленные в ходе проверочных работ, которые оказывают негативные действия на природу и анализ последствий;
  • В третьей части приведены выводы о влиянии предприятия на состояние окружающей среды, которые доказываются собранной информацией, оценка современного законодательства по этому вопросу, описываются меры и способы уменьшения негативного влияния на состояние природы, а также указываются меры пресечения при невыполнении организацией рекомендаций, приведенных эколого-аудиторской компанией.

Основываясь на существующие нормативные акты, ведение аудиторской деятельности, не имея лицензионных документов, подразумевает штраф, который формируется представителем судебных органов, основываясь на исковых документах от прокурора, представителя казначейства или представителя налоговой службы.

Данные штрафные санкции могут изыматься из доходов, которые были получены при реализации деятельности без лицензии, а также при помощи составления фиксированного штрафа, который может состоять от пятиста- до тысячекратной суммы минимальной величины оплаты труда, который будет перечислен в государственный бюджет.

На сегодняшний день остается ряд вопросов, которые не способны урегулировать проведение экологического аудита на предприятии:

  • не прописаны рекомендации на право, основания и нормативные результаты после обязательного установления и проведения экологической проверки;
  • не прописаны положения для сохранности информации и способы ее реализации при проведении экологического аудита;
  • не определены конкретные правила и запросы к экологическим аудиторам;
  • не определена система расходов, которая связана с оказанием эколого-аудиторских услуг, в сферу налоговых отчислений;
  • проведение экологического аудита не является самостоятельной сферой деятельности, которая может реализовываться как отдельная экономическая ячейка.

Стоит сказать, что до 1998 года экологический аудит в России проводился исключительно зарубежными компаниями или их представителями. Сегодня Российская Федерация стоит на этапе нового развития экологического аудита. Данный факт подкрепляется наличием повышенной потребности в услугах компаний такого профиля.

Некоторые российские организации, которые способны выходить на иностранный рынок, должны выполнять обязательный международный экологический аудит, чтобы иметь определенный сертификат по безопасности производственной деятельности для окружающей среды. Если организация одобрена стандартом ИСО 14000, то ее конкурентоспособность на рынке повышается и увеличивается спрос продукции на международном рынке.

Такими предприятиями являются завод «РУМО» в Нижнем Новгороде, который производит дизельные моторы, Рыбинский завод по производству моторов в Ярославле, Алюминиевый завод в Красноярске, завод «Сокол», занимающийся производством авиастроительства в Нижнем Новгороде, Нижегородский машиностроительный завод и другие.

Экологический аудит является важнейшим рычагом для повышения эффективности предприятия на базе управления, поскольку такая проверка дает возможность руководству:

  • определиться со стратегической и экологической направленностью организации;
  • при использовании технологий, которые позволяют экономить исчерпаемые природные ресурсы, организация может получить льготу при уплате налогов;
  • уменьшить число вероятных опасных угроз, связанных с экологией;
  • найти общий язык с органами местного самоуправления и жителями города;
  • расширить количество нуждаемости в производимом продукте на внутреннем и на внешнем рынке;
  • увеличить спрос на компанию для инвестирующих организаций;
  • повысить уровень компании для будущего вхождения на мировой рынок, опираясь на стандарты в области экологии.

На сегодняшний день не зафиксировано ни одной организации, которая не проходила экологический аудит. Дирекция предприятий прекрасно понимает надобность данной процедуры, которая имеет массу положительных качеств и функций.

Экологический аудит проводится постоянно, и такие проверки позволяют наиболее быстро решать проблемы, связанные с влиянием предприятий на окружающую среду, и сэкономить денежные средства, использованные для решения подобных проблем. Также данная процедура помогает не допустить повторения негативных последствий в будущем.

В случае заинтересованности со стороны хозяйствующего субъекта экологический аудит может стать высокоэффективным средством для повышения качества работы компании с точки зрения охраны природы. Проведение данной процедуры иллюстрирует современный подход предприятия к своей деятельности и является доказательством его ответственности за последствия этой самой деятельности. Сегодня мы детально рассмотрим экологический аудит: понятие, виды, методы и прочие аспекты этой процедуры. Начнем с определения.

Экологический аудит: что это?

Данный термин в полной мере раскрыт в законе «Об охране окружающей среды». Он означает комплексное исследование выполнения юридическим лицом всемирных нормативов по защите экологии и сопровождается специфической документацией, а также рекомендательными разработками для устранения выявленных недоработок.

Для субъектов хозяйственной деятельности экологическая экспертиза (аудит) окружающей среды проводится специальными государственными или частными организациями, которые называют эколог-аудиторами. Данная процедура начинается с анализа соответствия производственных и технологических процессов природоохранным законам и нормам природоохранных организаций. Затем осуществляется консультирование предприятий, а также формирование рекомендаций для устранения выявленных слабых сторон по защите экологии. Также при проведении экологического аудита происходит оценка воздействия работы предприятия на экологию и составление прогнозов относительно возможного ущерба для природы.

Предыстория

Изначально система экологического аудита была внедрена в Америке и использовалась как мера контроля промышленно-производственных корпораций. Осознавая важность мероприятий по охране природы, специальные фирмы проводили внутренний аудит и оценивали уровень вреда того или иного вида производственной деятельности для природы. Кроме того, органы экологического аудита и менеджмента предоставляли акционерам и руководителям компаний объективную информацию о рисках аварий и мероприятиях, позволяющих нивелировать эти риски.

Основы экоаудита заложила Международная торговая палата (МТП) в 1989 году. Она разработала международный документ, позиционирующий экологический аудит как важнейший элемент самоконтроля хозяйственных субъектов. Так данная процедура стала неотъемлемой частью комплекса природоохранных мероприятий предприятия. Документ МТП определял аудит систем экологического управления как добровольное мероприятие. Этот подход пришелся по душе промышленникам и производственникам, так как они получили эффективный инструмент для контроля экологической обстановки и соблюдения природоохранных нормативов.

КЕС - Комиссия европейских обществ - в 1990 году предложила свой проектный сборник правил обязательного характера, который был раскритикован МТП, межнациональными организациями и некоторыми странами Евросоюза. Основная часть критики коснулась вопроса потенциальной угрозы вмешательства в производственный процесс и того факта, что заключение экоаудита можно открывать для общественности. КЕС учла критику и в 1991 году выступила с обновленными предложениями, которые и легли в основу окончательной версии документа. Правила указывали, что экологический аудит предприятия должен формировать его системный подход к охране природы.

В 1993 году вышла директива Евросоюза, а также были окончательно утверждены стандарты и правила экоаудита. Компании, реализующие все требования в своей хозяйственной деятельности, получали право на маркировку своей продукции специальной эмблемой. Параллельно с внедрением этих правил в Великобритании внедрили стандарт экологического менеджмента BS 7750. Кроме того, были разработаны и внедрены нормативы управления компаниями с точки зрения экологической благоприятности ISO 14000.

Эффективность и необходимость экологического менеджмента очевидна, ведь он открывает возможность:

  • рационального распределения материальных издержек компаний на основании определенных природных факторов;
  • предотвращения рисков финансовых потерь, обусловленных нерациональным использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды;
  • установки доверительных отношений с природоохранными органами и местным населением;
  • пользования льготами и субсидиями для фирм, заботящихся об охране природы;
  • выхода на международные стандарты экологического менеджмента.

Правила и порядок оформления документации по экологическому аудиту, внедрение новаторских программ и использование полученных данных помогают коренным образом изменить экологическое положение страны. Больше всего это касается тех предприятий и субъектов, которые угрожают природной среде загрязнением. Комплексный экологический аудит окружающей среды - это независимая документальная оценка хозяйствования и выполнения всех экологических нормативов, которая в случае необходимости предполагает также дачу рекомендаций по корректировке природоохранной политики.

Экоаудит для бизнеса

Для владельцев предприятий организация экологического аудита способствует:

  • формированию экологической стратегии и политики благоприятного для природы руководства;
  • выгодному использованию льгот по налогообложению с применением инновационных экономичных технологий;
  • минимизации негативных последствий, которые может повлечь остановка производства;
  • снижению риска чрезвычайных ситуаций по загрязнению природной среды;
  • налаживанию отношений с местными властями и органами надзора;
  • повышению спроса на производимые товары на внутреннем и внешнем рынке;
  • аргументированному привлечению инвесторов.

Виды

Данная процедура классифицируется в зависимости от того, контроль над чем она осуществляет. Аудит может контролировать:

  • Соблюдение стандартов. Производится с помощью сравнения экологического состояния с положениями международных и государственных стандартов. Целью метода является выработка мероприятий по приведению экологической ситуации к стандартам, а также повышение эффективности работы компании.
  • Ответственность. Этот тип аудита подразумевает исследования на предмет ответственности предприятия за нанесенный им экологический вред.
  • Экологическое страхование. Осуществляется во время подготовки страхового договора. Он основывается на разработке мер по уменьшению экологических рисков. Кроме того, этот вида аудита используется при страховых случаях для определения степени ущерба.
  • Экологическую сертификацию. Используется для выявления соответствия сертифицируемой фирмы установленным стандартам.
  • Территорию. Необходим для оценки реального состояния природы на территории предприятия.
  • Соглашения о разделе проекции. Используется для тщательного изучения экологической ситуации на предприятии как объекте предполагаемого инвестирования. В таком случае аудиторская проверка может включать в себя анализ грунтов, животного и растительного мира. Кроме того, эксперты анализируют уровень вреда, причиняемого данной фирмой для окружающей среды, стоимость нарушенных природных объектов и затраты на приведение их в нормальное состояние.

Есть другие виды экологического аудита, которые применимы ко всем предприятиям, воздействующим на окружающую среду и причиняющим ей вред. Кроме производства, он касается строительных работ, ликвидации и консервации хозяйственных построек и проектов по освоению новых территорий.

Кроме того, мероприятия по экологическому аудиту подразделяются на две категории: обязательные и инициированные.

Обязательный аудит необходим при:

  • выполнении обязательств, которые прямым или косвенным образом связаны с экологией или природоохранной деятельностью, на межгосударственном уровне;
  • инициативе государственных органов с целью определения уровня экосанации определенной фирмы или производства;
  • анализе экологических факторов региональных или национальных предприятий, подготавливающихся к процессам приватизации;
  • оформлении банкротства предприятия;
  • получении страхового экологического полиса;
  • проектировании и внедрении инвестиционных проектов на основании условий, указанных в договоре.

Инициатором обязательного экоаудита выступает национальный орган экологической экспертизы. Кроме того, к этой процедуре прибегают при необходимости оценки уровня экологического состояния. Что касается инициативного аудита, то он проводится при соответствующем решении руководства предприятия или других сотрудников, обладающих на то полномочиями. Инициативный экологический аудит может проводиться как в принудительном, так и в добровольном порядке. Исходя из этого, его подразделяют на внешний и внутренний. В первом случае процедура обязательна, а во втором все зависит от решения руководства.

Объекты экоаудита

Основные объекты экологического аудита:

  • материалы и сырье;
  • технологические процессы;
  • готовая продукция;
  • выбросы в атмосферу;
  • отходы;
  • сточные воды;
  • средства коллективной и индивидуальной защиты;
  • положение о политике предприятия по охране труда и природы;
  • экологический паспорт;
  • техника безопасности и прочее.

Стандарты

На основе международного стандарта ISO 14012, каждое государство принимает свои стандарты на экологический менеджмент и аудит. Международный стандарт и мировой опыт служат основами для создания и внедрения нормативных правил каждого отдельно взятого государства, а также определения сферы деятельности управления экологическим аудитом. Проверки проводятся на основании требований ISO, внедренных в детальность фирмы. Ответственность за соблюдение этих требований несет предприятие, а его соответствие устанавливается аудиторской проверкой. Стандарты категории 1400 действуют во всем мире и относятся к системе экологического менеджмента.

  • Система экологического управления ISO 1401.
  • Основные принципы руководства с точки зрения экоменеджмента (ISO 14004).
  • Нормативы по обеспечению функционирования экоменеджмента (ISO 14015).
  • Оценка экологического состояния на территориях и производствах (ISO 14020).
  • Главные стандарты по управлению экологией (ISO 14031).
  • Эффективность экологического менеджмента (ISO 14040).
  • Определение жизненного цикла: структура и принципы (ISO 14050).
  • Словарь менеджмента окружающей среды (ISO 14062).
  • Внедрение природоохранных факторов в разработку новой продукции (ISO 14063).
  • Обмен информацией о состоянии окружающей среды. Количественное определение выбросов парниковых газов в окружающую среду и их снижение (ISO 14064).

Еще двадцать лет назад в странах постсоветского пространства экологический аудит предприятия можно было провести лишь с помощью зарубежных фирм. В настоящее время система экоаудита в наших широтах находится на первых стадиях своего развития. Тому способствуют потребности предприятий, желающих выйти на международный рынок. Получив сертификат соответствия требованиям ISO 14000, можно рассчитывать на конкурентоспособность выпускаемого продукта на зарубежных рынках.

Процедура

Проведение экологического аудита решает задачу по оценке соответствия предприятия нормативам, установленным для подобных объектов. Данная процедура отличается простотой, доступностью и понятностью для неизощренных людей. Организация экологического аудита состоит из нескольких этапов. Первый - подготовительный. Он состоит из:

  • идентификации процессов производственной и хозяйственной деятельности;
  • определения целей и задач хозяйственной политики предприятия;
  • установки уровня компетенции анализа, его этапов и масштаба;
  • определения процедурного порядка экологического аудита.

Затем следуют такие этапы аудита:

  • проверка первичных документов, регистрационных книг и прочей документации, отражающей текущие успехи компании в природоохранных мероприятиях;
  • получение объективных данных от разных источников (часто включает опрос сотрудников);
  • визуальный осмотр объекта и анализ его состояния;
  • исследование природной среды с помощью специальных устройств;
  • формирование рекомендательных предложений, направленных на повышение эффективности природоохранных процессов и добросовестное расходование экологических ресурсов.

Заключение аудита

По окончании анализа руководители проверяемого предприятия получают итоги аудита в виде заключения. Этот акт является официальным, он заверяется подписью аудитора, представляющего центр экологического аудита, и печатью исследуемой компании. В документе можно найти экспертные выводы о соответствии документации и принципов работы предприятия законодательным экологическим нормам.

Заключение экологического аудита оформляется по стандартной форме и включает:

  • Вывод по результатам проверки относительно того, насколько природоохранная политика фирмы соответствует действующим требованиям, законам и нормативам.
  • Анализ состояния хозяйственных и финансовых отчетных документов, целесообразности использования финансовых фондов, выделяемых на охрану природы, и точности экологических выплат.
  • Оценку влияния деятельности исследуемого предприятия на состояние окружающей среды, экологию региона и здоровье сотрудников. Анализ данных о наличии и масштабе выбросов вредных веществ, ограничение которых обуславливается международными соглашениями.
  • Результаты анализа роста объемов производства с учетом изменения количества загрязняющих веществ в естественную среду. А также результаты анализа потребления энергетических и природных ресурсов.
  • Результаты сравнения исследуемого предприятия с аналогичными предприятиями государства по всем важнейшим показателям экологической деятельности.
  • Оценку угроз, возникновение которых может быть вызвано аварийными ситуациями, правильности составления планов по ликвидации аварийных очагов и неактивных последствий аварии, наличия материальных ресурсов, необходимых для ликвидации аварийных ситуаций.
  • Заключение касательно компетенции и квалификации сотрудников фирмы, отвечающих за природоохранные мероприятия, а также наличия у них технических средств, необходимых для самостоятельного качественного контроля состояния предприятия с точки зрения экологической благоприятности.
  • Вывод о степени информированности руководителей компании и степени загрязнения природы в процессе хозяйственной и производственной деятельности. Заключение о наличии и эффективности мотивационных программ, нацеленных на защиту природы, а также снижение материалоемкости и энергозатратности производства.

Обширность аспектов хозяйственной деятельности, которые учитываются в заключении, еще раз подчеркивает серьезность такой процедуры, как экологический аудит. Пример состава заключения, приведенный выше, унифицирован, но может меняться в зависимости от специфики предприятия.

Регулирование деятельности

Деятельность в данной области подлежит государственному регулированию. В качестве специального уполномоченного госоргана для регулирования экоаудита выступает Министерство природы. Его основными функциями являются:

  • Издание нормативно-правовых актов, согласно которым осуществляется регулирование экологического аудита.
  • Организация аттестации, обучения и повышения уровня аудиторов, а также лицензирование аудиторской деятельности.
  • Организация системы контроля над соблюдением лицензионных требований индивидуальными аудиторами и аудиторскими организациями.
  • Разработка порядка представления отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов уполномоченному государственному лицу.
  • Введение государственных реестров экологических аудиторов, а также аудиторских организаций и учебных центров.

При Министерстве природы должен функционировать совет по экоаудиту, участвующий в подготовке и предпросмотре главных документов и проектов решений уполномоченных органов, а также разрабатывающий правила деятельности аудиторов. Таким образом, введение аудита в практику природоохранной деятельности способствует решению целого комплекса проблем, связанных с охраной природы хозяйствующими субъектами. Расширение сферы использования экологического аудита стимулирует природоохранную деятельность, способствует созданию методической базы по оценке степени экологической опасности, величины ущерба и так далее. Без правильной организации деятельности в области экологического аудита затрудняется экологическая сертификация и создание экономико-правовой системы экологического страхования. Внедряя методы экологического аудита в практику деятельности предприятий, можно обеспечить более эффективное функционирование системы управления окружающей средой.

Вывод

Сегодня мы познакомились с таким понятием, как экологический аудит. Рассмотрев определение, виды, проведение, регулирование и задачи экологического аудита, можно сделать вывод, что данная процедура играет важную роль в природоохранной политике государства, особенно в условиях постоянно ухудшающегося экологического состояния.