Камеральная проверка 1. Камеральная проверка что такое? Сроки камеральной проверки. В зависимости от субъекта

Камеральной называется проверка, проводимая в отношении представленной гражданином, ИП или организацией налоговой декларации. Ее длительность не превышает трех месяцев, а для ее назначения не требуется решения начальника инспекции.

Камеральная проверка является одним из видов налогового контроля, при котором налоговым органом изучается представленная налогоплательщиком декларация или расчет на предмет правильности расчета налоговой базы, определения суммы налога к уплате, правомерности применения льгот и т.д.

Порядок и сроки проведения данного вида налогового контроля регламентируется ст. 88 НК РФ .

Таблица № 1. Вкратце о камеральной проверке

Что проверяется

Представленная гражданином, компанией или ИП налоговая декларация или расчет

Сколько длится проверка

3 календарных месяца (см. Прим.)*

Какие мероприятия могут быть проведены в рамках данного вида контроля

  • истребование документов и получение информации о налогоплательщике;
  • допрос свидетелей;
  • почерковедческая и иные виды экспертиз;
  • проведение осмотра;
  • привлечение переводчика или эксперта

Как оформляется результат проведенных мероприятий

В случае выявления нарушений составляется акт. Если нарушения не выявлены, то никакой документ не составляется

Что делать, если не согласен с результатами, отраженными в акте

В случае несогласия с результатами проверки налогоплательщик подает возражения на акт камеральной проверки в налоговый орган, вынесший указанный документ. Затем, если данное возражение не было принято, - в вышестоящий налоговый орган

* Примечание: в ряде случаев начальник инспекции может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля длительностью один месяц.

Рассмотрим более подробно, что из себя представляет камеральная проверка

Срок проведения

В соответствии с Налоговым кодексом срок проведения данного вида налогового контроля не должен превышать трех календарных месяцев с даты представления отчетности . При сдаче декларации или расчета лично срок начинает течь с даты ее представления, что подтверждается штампом, проставляемым на первом листе отчетности. При направлении по почте - датой представления считается дата, указанная на штемпеле почтового отправления.

В ряде случаев инспекция может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля длительностью один месяц. Как правило, это происходит после того, как налогоплательщик представляет свои возражения, и налоговому органу необходимо время для изучения вновь открывшихся обстоятельств.

Важно: при проведении мероприятий налогового контроля ИФНС не может доначислить дополнительные суммы налогов в виду открывшихся новых сведений. В рамках допмероприятий проверяются сведения и данные, полученные в ходе проверки. Если по результатам допмероприятий сумма в решении была увеличена (по обстоятельствам, открывшимся в ходе проведения указанных мероприятий), это является основанием отмены решения о привлечении к ответственности.

В рамках данного вида контроля осуществляется почти весь спектр мероприятий, проводимый в результате выездной проверки, но с некоторыми оговорками. Так, осмотр помещений и территории может быть проведен только с согласия налогоплательщика. Также проверяемые сведения должны затрагивать период, по которому представлена декларация.

Оформление результатов

В случае если по результатам проверки инспекцией были выявлены нарушения, составляется акт. Указанный документ должен быть составлен не позднее 10 дней с даты окончания проверки и в течение 5 дней с момента его составления вручен налогоплательщику.

Акт камеральной налоговой проверки (скачать)

Примечание: нарушение сроков оформления результатов проверки и уведомления налогоплательщика является основанием для отмены вынесенного решения.

В течение месяца с даты получения акта налогоплательщик может представить свои возражения на указанный документ.

После истечения месяца с даты вручения налогоплательщику акта налоговый орган в течение 10 дней должен вынести решение по результатам проверки. Оно может быть либо о привлечении к налоговой ответственности, либо об отказе в привлечении к ней.

Если в течение 10 дней после получения налогоплательщиком решения, оно не было обжаловано, то данное решение вступает в законную силу.

Обжалование результатов проведенных мероприятий

Если гражданин, ИП или компания не согласны с выводами, изложенными в акте, они вправе подать в течение месяца с даты получения акта свои возражения. Возражения подаются в ИФНС, вынесшую акт.

По результатам рассмотрения возражений инспекция выносит либо решение о привлечении к ответственности, либо решение об отказе в привлечении к ответственности. При этом иногда налоговый орган учитывает некоторые доводы налогоплательщика и в решении о привлечении к ответственности снижает или отменяет доначисление налогов, сборов и пеней по отдельным эпизодам акта.

Если по результатам рассмотрения возражений было вынесено решение о привлечении и налогоплательщик также не согласен с ним, он может подать апелляционную жалобу в течение 10 дней с момента получения им указанного документа. По истечении указанного срока решение вступает в законную силу и обжаловать его можно в течение 3-х лет.

Таблица № 2. Камеральная и выездная налоговые проверки: отличия

Что проверяется

Представленная налогоплательщиком декларация или расчет

Правильность исчисления и сроки уплаты налогов, сборов и иных платежей

Какой период охватывает

Период, за который представлена отчетность

Три года, предшествующих году, в котором было вынесено решение о назначении проверки

Необходимо ли решение начальника инспекции о назначении данного вида налогового контроля

Срок проведения

Продление срока

Невозможно

Возможно, на 4 или на 6 месяцев

Приостановление срока

Невозможно

Возможно, на срок до полугода

Место проведения

По месту нахождения налогового органа

По месту нахождения налогоплательщика

Оформление результатов проведенных мероприятий

Если нарушения не выявлены, акт не составляется

Акт составляется вне зависимости от того, выявлены нарушения или нет.

Подводя итоги вышесказанному, вкратце ответим на основные вопросы:

  • Камеральная проверка - что это?

    Камеральной называется проверка, проводимая по декларации, представленной налогоплательщиком в налоговый орган.

  • Каков максимальный срок проверки, может ли он быть продлен или приостановлен?

    Максимальный срок проведения данного вида налогового контроля равен 3 месяцам, продлен, а также приостановлен он быть не может.

  • Как оформляется и обжалуется результат проверки?

    Оформляется данный вид налогового контроля актом в случае обнаружения каких-либо нарушений. Если нарушений нет, акт не составляется. Указанный документ можно обжаловать в досудебном порядке путем представления возражений на него.

Законодательством России в части регулирования налоговых правоотношений предусмотрено проведение камеральных проверок налогоплательщиков компетентными органами. В чем заключается специфика данных проверок? Какие действия налогоплательщика могут потребоваться при их проведении?

Камеральная налоговая проверка — процедура, которую специалисты Налоговой службы (ФНС) проводят во всех случаях, когда налогоплательщиком в ведомство подается та или иная декларация (или же расчет). Данная проверка — стандартная процедура, не требующая чьей-либо санкции (например — руководителя подразделения ФНС, как в случае с выездной проверкой).

При этом, о факте проведения «камералки» проверяемый хозяйствующий субъект — ИП или организация, могут не уведомляться (но это не всегда так — далее в статье мы рассмотрим примеры, когда происходит активное взаимодействие ФНС и налогоплательщика). Главные задачи соответствующей проверки следующие:

  1. Определить корректность расчетов и иных данных, приведенных в декларациях и иных документах. При этом, основную работу специалист ФНС может доверить программам (которые проанализируют расчеты автоматически) или же проверить те или иные показатели самостоятельно. Во многих случаях проверка документов на предмет корректности расчетов — единственная задача специалиста налогового ведомства.
  2. Определение степени комплектности отчетной документации, предоставленной в ФНС налогоплательщиком.
  3. Определение степени соответствия сведений, зафиксированных в отчетных документах, тем, что отражены в источниках ФНС.
  4. Установление фактов нарушений налогового законодательства в части заполнения отчетных документов.

Камеральная проверка должна быть проведена ФНС в отношении той или иной декларации в течение 3 месяцев со дня ее предоставления налогоплательщиком. В пределах отведенного срока налоговики должны осуществить все необходимые коммуникации с проверяемым лицом. Например:

  • запрос разъяснений;
  • истребование документов;
  • проверку документов на территории налогоплательщика.

Стоит отметить, что при подаче в ФНС уточненной декларации срок ее проверки отсчитывается заново. При этом, проверку в отношении предшествующей декларации налоговики прекращают.

Что может потребоваться при «камералке», собственно, от налогоплательщика? Если с предоставленными в ФНС документами — все в порядке, то никаких действий с его стороны не предполагается.

Однако, ФНС может прийти к иным выводам по итогам проверки документов. В этом случае инициируется одна или несколько из указанных процедур (запрос разъяснений, истребование документов или визит инспекторов). Изучим их специфику подробнее.

ФНС требует разъяснений: нюансы

ФНС может потребовать от налогоплательщика письменных разъяснений, если:

  1. В предоставленных декларациях есть ошибки или несоответствия сведений тем, что отражены в источниках ФНС.
  2. В предоставленных отчетных документах приведены некорректные расчеты.
  3. Комплектность предоставленных в ФНС отчетных документов не соблюдена налогоплательщиком.

В указанных случаях Налоговая служба вправе запросить у налогоплательщика дополнительные разъяснения и документы.

Требование предоставить разъяснения по факту проведения камеральной проверки налогоплательщика ФНС, как правило, отражает в специальном документе, которое передается проверяемому лицу:

  • лично под расписку;
  • по почте;
  • через интернет (в предусмотренных законом случаях и в установленном порядке).

Как только налогоплательщик получит требования от ФНС — у него будет 5 дней на подготовку содержательного ответа по ними или же осуществления необходимых действий (например, предоставления в ведомство недостающих отчетных документов). Ответ ФНС может быть составлен в свободной форме и дополнен теми или иными документами, подтверждающими правомерность позиции налогоплательщика.

Стоит отметить, что никаких практических санкций за непредоставление в ФНС ответа по требованиям касательно разъяснений законодательством России не предусмотрено. Однако, выполнить просьбу налоговиков крайне желательно с точки зрения:

  • избежания необоснованных доначислений по декларациям;
  • избежания возможных санкций за непредоставление документов;
  • сохранения лояльности ФНС в части взаимодействия по другим декларациям и расчетам.

Следующий вариант коммуникаций ФНС и налогоплательщика — истребование документов налоговой службой. Рассмотрим особенности данного сценария.

ФНС истребует документы: нюансы

Истребовать от налогоплательщика дополнительные документы ФНС вправе, если в ходе камеральной проверки выяснится, что:

  1. Поданная налогоплательщиком декларация не дополнена необходимыми документами. Чаще всего — те, что подтверждают право фирмы применять нулевую ставку по НДС, право получения аванса от контрагента, а также применения расходов на научные работы.
  2. В декларации отражены льготы, но не предоставлены документы, удостоверяющие их. Например — при льготе, предполагающей освобождение от НДС при оказании медицинских услуг, таким документом может быть лицензия, а также те документы, что подтверждают оказание соответствующих услуг налогоплательщиком.

Важный нюанс: не может рассматриваться в качестве льготы факт отсутствия необходимости уплачивать НДС в рамках тех или иных правоотношений в принципе (например, при реализации земельных участков).

  1. В декларации по НДС отражена сумма к возмещению, но декларация не дополнена документами, удостоверяющими правомерность применения вычета. Такими источниками могут быть счета-фактуры, различные первичные документы.
  2. В декларации по НДС отражены сведения, которые не соответствуют тем, что приведены в других источниках (в частности, в декларации, предоставленной в ФНС контрагентом налогоплательщика). В этом случае налоговики вправе истребовать документы, позволяющие узнать точные сведения о хозяйственных операциях. К их числу могут относиться те же счета-фактуры, первичные документы.
  3. Налогоплательщик предоставил в ФНС уточненную декларацию, в которой налогооблагаемая база уменьшена. В этом случае налоговики могут истребовать документы, удостоверяющие обоснованность снижения базы (например, вследствие уменьшения прибыли). Такими документами могут быть, к примеру, регистры бухгалтерского учета.
  4. В ФНС предоставлена декларация по одному из следующих налогов:
  • НДПИ;
  • водному;
  • земельному.

В этом случае налоговики могут истребовать документы, на основании которых фирма исчисляет и уплачивает соответствующие налоги, различные отчетные формы — например, документ № 2-ТП (об использовании хозяйствующим субъектом воды).

  1. В ФНС предоставлена декларация по налогу на прибыль организации либо декларация НДФЛ налогоплательщиком в статусе участника инвестиционного товарищества. В этом случае истребуются:
  • документы, отражающие длительность нахождения налогоплательщика в соответствующем статусе;
  • сведения о доле прибыли или убытка, которая приходится на налогоплательщика.
  1. В ФНС предоставлена содержащая сведения о применении льгот декларация от налогоплательщика, который ведет деятельность в рамках регионального инвестиционного проекта. В этом случае налоговики запрашивают документы, удостоверяющие тот факт, что показатели реализации проекта соответствуют критериям, которые определены законодательно (непосредственно в отношении проекта или его участников).

Так или иначе, ФНС вправе истребовать документы, имеющие отношение к конкретной декларации за определенный отчетный период.

Возможны случаи, когда налогоплательщику предстоит личное общение с проверяющими — на своей территории. Фактически, речь идет о «выездной» камеральной проверке. Изучим то, что она представляет собой.

Камеральная проверка на территории налогоплательщика: нюансы

Действительно, камеральная проверка в ряде правоотношений предполагает нанесение визита налоговиков в офис или на производственные мощности налогоплательщика — как если бы проводилась выездная проверка. В связи с чем у ФНС возникает такое право?

Дело в том, что в положениях ст. 91 Налогового Кодекса РФ есть норма, по которой представители ФНС при наличии служебных удостоверений, а также мотивированного постановления компетентного лица ведомства вправе получать доступ в помещение налогоплательщика — если осуществляется камеральная проверка по декларации по НДС:

  1. В которой заявлено право налогоплательщика на возмещение НДС.
  2. В которой отражены сведения, противоречащие друг другу, а также не соответствующие тем, что отражены в декларациях от других налогоплательщиков либо иных документах, которые имеют отношение к налоговому учету по НДС. Например — если они отражены в журнале учета счетов-фактур, который также предоставляется в ФНС.

При этом, налоговики вправе реализовать право получения доступа к документам, если речь идет о возможном необоснованном занижении налогоплательщиком суммы НДС или к завышению той суммы, что отражает возмещение данного налога, и запросить у фирмы счета-фактуры, первичные и прочие документы, которые имеют отношение к расчету суммы НДС.

Таким образом, одним лишь истребованием документов в данном сценарии ФНС может не ограничиться.

Сегодня дадим ответы на вопросы, которые возникают в отношении этого вида контролирующих мероприятий. Выясним подробности процедуры и зачем вообще налоговые структуры проводят такие проверки.

Камеральная проверка: что это значит

Разъяснять значение этого термина будем опираясь на законодательство РФ.

Под термином «камеральная» подразумевается такая проверка, которую проводят на основании данных, внесенных в декларацию, предоставленную плательщиком налога. При этом другую проверку не проводят.

Кто может осуществлять проверку

Камеральная проверка не является прерогативой налоговой службы, проводить ее также могут:

  • Таможенные органы;
  • Внебюджетные фонды.

Где проводится процедура проверки

Для проверки налоговые декларации и прочую документацию налогоплательщик предоставляет непосредственно в отдел ФНС. Процедуру проводит уполномоченное лицо налоговой инспекции.

Цели проведения проверки

Основные цели состоят в следующем:

  • Осуществлять контроль за тем, чтобы налогоплательщики соблюдали законодательство;
  • Выявлять средства, которые плательщик не внес в качестве налога;
  • Взыскивать неуплаченные налоги полностью или частично;
  • Если есть необходимость, привлекать к ответственности лиц, совершивших нарушение;
  • Подготовить информацию к выездной проверке (если есть такая необходимость).

Чем регламентируются вопросы КНП

Все вопросы, связанные с проведением камеральных проверок, регламентируетНалоговый кодекс РФ. В нем зафиксированы методы проверки,а также вопросы, связанные с проведением экспертиз и предоставлением необходимой документации.

Сроки проведения проверки

Проверка осуществляется в течение 90 дней с того момента, как вы подали в отдел ФНС декларацию или расчет. Но на практике часто возникают проблемы с определением срока начала проверки.

Пример. Если вы отправляете декларацию по почте, то тогда дата предоставления – это дата по почтовому штемпелю. Но проблема в том, что письмо может затеряться. И если оно будет идти дольше, чем три месяца, то специалисты налоговой получат его, когда срок проверки уже истечет.

ФНС по данному поводу опубликовала пояснения, из которых следует, что до того, как проверяющий получит декларацию, проверка не начнется. Получается, что дата отправления – дата по штемпелю, а дата начала проверки – день, когда налоговый инспектор получил декларацию.

Особенности КНП

По сравнению с выездной проверкой, у камеральной есть некоторые нюансы. В процессе ее проведения полномочия налоговых инспекторов довольно сильно ограничены.

Если во время выездных проверок они могут потребовать у вас вообще любую документацию, а также проводить ревизию и осматривать производство, то в момент камеральной проверки их возможности на порядок меньше.

В частности, инспектор может:

  • Запросить у вас дополнительную документацию, но только оговоренную в НК РФ;
  • Осмотреть имущество только с вашего согласия;
  • Проводить экспертную оценку;
  • Запрашивать помощь экспертов и переводчиков.

Помимо этого, у вас могут запросить дополнительную документацию в следующих случаях:

  • Если в декларации указан размер , который подлежит возмещению;
  • Если указаны какие-либо льготы;
  • Если проверка осуществляется в отношении использования природных ресурсов.

Отметим, что если вы показываете в декларации наличие убытка, то в течение пяти дней с момента требования инспектора вы должны объяснить этот факт.

Процедура в отношении ИП

Основания для проведения углубленной проверки могут быть формальными, например, льготы по НДС. На этих основаниях у вас будет запрошена дополнительная документация.

Если же в качестве основания для проверки будут выступать ошибки либо несостыковки в финансовых показателях, у вас запросят пояснения, либо потребуют внести исправления.

А теперь предлагаем рассмотреть вопрос о том, в какой срок и как правильно предоставить пояснительную записку в ФНС.

Пояснительная записка

На ее предоставление вам отводится пятидневный срок с момента получения требования. В ваших интересах не игнорировать данное требование, а предоставить пояснения в полном объеме.

За отказ от предоставления пояснений предусмотрена административная ответственность, а в случае грубых нарушений – принудительный привод к инспектору. Но если вся ваша деятельность прозрачна и законна, проблем с объяснениями возникнуть не должно.

Если пояснение требуется из-за , в которой показан убыток, то вам следует поступить следующим образом:

  • Покажите на цифрах, почему образовался убыток. Предоставьте анализ ваших расходов и доходов;
  • Объясните, какие причины к нему привели;
  • Все подтверждайте документально, чтобы предотвратить возникновение дальнейших вопросов к себе.

Пояснение предоставляется в свободной форме, по каждому требуемому пункту. Стандартного бланка для его оформления нет.

Подавайте пояснение, если этот отчет вы не предоставляете на законных основаниях. Это лучше сделать, чтобы избежать различных недоразумений, а также излишней нервотрепки.

Если же, согласно данным ИФНС, вы должны были предоставлять эту отчетность, вам грозит не только привлечение к ответственности за нарушение, но и блокировка .

Если вы не согласны с результатами проверки

В том случае, если вы не согласны с тем, какие выводы сделали специалисты ФНС, направляйте в инспекцию свои возражения.

Ваше право высказать несогласие, как с отдельными замечаниями, так и со всем актом в целом.

От вас требуется все свои возражения изложить письменно и предоставить их в инспекцию в течение одного месяца с того момента, как вы получили акт и ознакомились с ним.

Эти возражения будут рассмотрены, и по результатам рассмотрения вынесено окончательное решение. Если в апелляционном порядке вы это решение не обжалуете, оно вступает в силу.

Заключение

Уважаемые читатели! – мероприятие, которое может проводиться не один раз, поэтому к нему нужно быть готовым. Соблюдайте требования законодательства, не игнорируйте требования ФНС и никаких проблем с контролирующими органами у вас не возникнет.

Расширение перечня мероприятий, которые налоговый орган вправе осуществлять в рамках камеральной проверки, постепенно превратили ее в выездную. Проведение камеральной проверки различается в зависимости от вида представляемой отчетности. Срокам проведения камеральной налоговой проверки и случаям отмены вынесенного инспекцией решения вышестоящим налоговым органом посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Какие правила предусмотрены НК РФ для камеральной проверки?

– Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов). Не любой документ, представляемый организацией в налоговый орган, влечет камеральную проверку. Скажем, проверка справок по форме 2-НДФЛ камеральной проверкой не охватывается.

В ходе проверки налоговый орган исследует документы, представленные налогоплательщиком, а также документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа (пункт 1 статьи 88 НК РФ). К этим документам относятся, в том числе, отчетность налогоплательщика по налогу за предыдущие периоды, отчетность по другим налогам, отчетность других налогоплательщиков.

Специального решения руководителя налогового органа на проведение камеральной проверки не требуется. Проверку осуществляют должностные лица того налогового органа, в который представлена налоговая декларация (расчет). Проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

С какого момента начинает отсчитываться срок проверки?

– Срок проверки – это период времени, в течение которого в отношении налогоплательщика проводятся контрольные мероприятия.

Имеется неопределенность с отсчетом начала камеральной налоговой проверки. Очевидно, что камеральная проверка не может проводиться до получения налоговым органом налоговой декларации (письмо Минфина от 19.06.2012 № 03-02-08/52).

Поэтому дата начала течения срока проверки декларации не совпадает с датой, на которую обязанность налогоплательщика по представлению декларации признается исполненной. При отправке декларации по почте или передачи ее по телекоммуникационным каналам связи необходимо учитывать, что время от дня отправки до дня фактического получения декларации налоговым органом в срок проверки не включается.

Минфин не усматривает сложностей в том, что указанные в акте проверки дата представления в налоговый орган декларации и дата фактического начала камеральной проверки могут не совпадать. Но в любом случае срок проверки начинает исчисляться с даты получения декларации инспекцией (письмо Минфина от 22.12.2017 № 03-02-07/1/85955).

В течение какого периода проводится проверка?

– По общему правилу, в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

В части камеральной проверки по НДС стало еще больше особенностей.

Срок проведения проверки декларации по НДС установлен в два месяца. Новый двухмесячный срок проверки касается деклараций по НДС, представляемых после 3 сентября 2018 года (после вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

Представляемые в настоящее время декларации по НДС должны проверяться за два месяца. Тот же срок проверки применяется в отношении «опоздавших» первичных деклараций, уточненных деклараций по НДС за прошлые периоды, представляемые в инспекцию после 3 сентября 2018 года.

Сокращение срока проверки декларации по НДС может иметь значение для целей ускорения возмещения НДС компаниями (особенно в условиях увеличения ставки до 20%).

Кроме того, это может повлиять на сроки действия банковских гарантий при заявительном порядке возмещения.

При каких условиях срок проверки составит два месяца?

– Из текста пункта 2 статьи 88 НК РФ следует, что единственное условие – это отсутствие выявленных налоговым органом признаков, свидетельствующих о возможном нарушении законодательства о налогах и сборах.

Критерии сокращения срока камеральных проверок деклараций по НДС в условиях применения риск-ориентированного подхода на основе программного комплекса «АСК НДС-2» были изложены в письме ФНС от 13.07.2017 № ММВ-20-15/112@. Хотя в настоящее время письмом ФНС от 07.11.2018 № ММВ-20-15/146 указанные критерии отменены, они наверняка будут продолжать применяться налоговыми органами на практике.

Отметим, что письмом ФНС от 27.07.2018 № ММВ-20-15/85@ соответствующие критерии сокращения сроков проверки обозначены в отношении деклараций по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию.

Может ли срок камеральной проверки приостанавливаться или продлеваться?

– Приостановление срока камеральной проверки не предусмотрено. Продление срока проверки возможно в отношении декларации по НДС.

До окончания двухмесячного срока руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проверки на один месяц. Тем самым срок проверки декларации по НДС составит три месяца.

ФНС утвердила форму решения о продлении срока проверки (приложение № 3 к приказу от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@).

Форма решения не предусматривает указание выявленных налоговым органом в двухмесячный срок признаков, свидетельствующих о возможном нарушении законодательства.

В этом смысле форма решения не позволяет налогоплательщику получить информацию о характере возможных нарушений.

Как налогоплательщик узнает о продлении срока проверки по НДС?

– Минфин полагал, что статья 88 НК РФ не содержит обязанность налогового органа уведомлять налогоплательщика о продлении срока проверки (письмо от 02.10.2018 № 03-02-07/1/70615). Но есть подпункт 9 пункта 1 статьи 32 НК РФ, согласно которому налоговый орган обязан направлять налогоплательщику копии решений, а значит, в том числе и копию решения о продлении срока проверки.

Утвержденная форма прямо предусматривает отметку о получении налогоплательщиком решения о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки.

Можно ли обжаловать решение о продлении срока проверки?

– Как и любое иное решение, решение о продлении срока проверки может быть обжаловано, особенно, если в отношении налогоплательщика практика принятия решений о продлении срока проверки будет носить систематический характер при отсутствии на то должных оснований. Например, если решение о продлении проверки было принято, но налогоплательщику не направлялись требования о представлении пояснений.

Вынесение решения о продлении срока проверки декларации по НДС не означает, что по ее окончании обязательно должен быть составлен акт о выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах.

Может проверка закончиться до истечения отведенного срока?

– Проверка может закончиться и до истечения установленных сроков в три и два месяца. Причем это касается проверки любой декларации, а не только декларации по НДС.

Но об окончании срока проверки налогоплательщик узнает только в тех случаях, когда НК РФ обязывает налоговый орган составлять соответствующий документ.

Если налоговый орган продолжает проверку за пределами срока?

– Нужно отметить, по меньшей мере, два момента. Во-первых, проверочные мероприятия должны быть осуществлены налоговым органом в отведенный срок (письмо Минфина от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75). Если истек срок проверки декларации по НДС и налогоплательщик не получил решение о продлении срока проверки, то в ответ на полученное требование о представлении пояснений или документов можно ответить письмом с просьбой уточнить основание направления требований.

Во-вторых, согласно пункту 14 статьи 101 НК РФ, несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (постановление Президиума ВАС от 17.11.2009 № 10349/09).

В данном случае значение имеет момент проведения контрольных мероприятий. Следует обратить внимание, что, например, направление требования, назначение экспертизы в течение срока проверки не всегда означает получение налоговым органом фактического результата от мероприятия в течение проверки.

Когда акт проверки составлен, то в процессе рассмотрения материалов проверки, иными словами, уже за пределами срока проверки, руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля (пункт 6 статьи 101 НК РФ). В рамках указанных мероприятий налоговый орган вправе истребовать документы у налогоплательщика или лиц, располагающих сведениями о нем, допрашивать свидетелей, назначать экспертизу.

Что означает нарушение налоговым органом срока проверки?

– ФНС обязывает руководителей территориальных налоговых органов контролировать соблюдение сроков, в том числе в режиме текущего мониторинга средствами автоматизированной информационной системы налоговых органов (письмо от 10.01.2019 № ЕД-4-2/55).

К сожалению, практика показывает, что сам по себе срок проведения камеральной проверки не является пресекательным (информационное письмо Президиума ВАС от 17.03.2003 № 71).

Пропуск срока не препятствует выявлению недоимки и составлению акта.

Но есть примеры, когда в отношении камеральных проверок, продолжавшихся год и даже более, суды признавали пропуск установленного срока проведения камеральной проверки существенным нарушением. Такое нарушение может влечь отмену решения инспекции, если ей никак не будет обоснована необходимость проведения проверки за пределами срока.

Каким документом оформляется окончание проверки?

– С датой окончания проверки, как и с датой начала проверки, не все ясно.

НК РФ не предусмотрено составление справки после окончания камеральной налоговой проверки. За исключением особенностей проверки декларации, в которой заявлено право на возмещение НДС и акцизов, налогоплательщик не извещается об окончании проверки, если она не выявила нарушений.

Начало и окончание проверки, согласно пункту 3 статьи 100 НК РФ, указываются в акте камеральной налоговой проверки, который составляется в течение 10 дней после ее окончания. Но акт составляется только при выявлении в ходе проверки нарушений законодательства о налогах и сборах.

После составления акта порядок рассмотрения материалов проверки, вынесения решения и дальнейшие процедуры для камеральной и выездной проверки совпадают.

– Каков порядок действий налогового органа, получившего после истечения срока проверки сведения о нарушениях налогоплательщика?

– Когда нарушений не выявлено, то проверка заканчивается без составления акта.

При получении налоговым органом уже после окончания проверки доказательств допущенных налогоплательщиком нарушений, информация об обнаруженных нарушениях направляется в правоохранительные органы для проведения оперативно-розыскных мероприятий, возможного принятия обеспечительных мер в рамках уголовно-процессуального законодательства (письмо ФНС от 18.12.2014 № ЕД-18-15/1693). В отношении налогоплательщика может быть назначена выездная налоговая проверка.

С учетом складывающейся практики, скорее всего, необоснованное решение нижестоящего налогового органа о возмещении НДС будет отменено вышестоящим налоговым органом.

В рамках какой процедуры вышестоящий налоговый орган может отменить принятое инспекцией решение?

– В порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа, без жалобы налогоплательщика.

Основанием для отмены являются статья 31 НК РФ, статьи 1, 6, 9 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».

Полномочия по отмене решения нижестоящего налогового органа могут быть реализованы вышестоящим органом в пределах трех лет с момента окончания контролируемого налогового периода (определение Верховного суда от 31.10.2017 № 305-КГ17-5672). То есть, в 2019 году – за периоды, начинающиеся с 2016 года, и последующие.

Возможно, что отмена решения, не соответствующего НК РФ (у налогоплательщика отсутствовало право на возмещение НДС), будет проводиться в рамках процедуры, схожей с рассмотрением апелляционной жалобы. С извещением о времени и месте рассмотрения вопроса об отмене или изменения решения, принятого инспекцией по результатам камеральной проверки налоговой декларации (определение Верховного Суда от 15.12.2016 № 304-КГ16-16943). Но не обязательно, что это процедура будет соблюдаться.

На практике возможна отмена решения территориальной инспекции решением УФНС.

Другим вариантом является отмена ФНС решения УФНС, которым, в свою очередь, было отменено решение инспекции. Тем самым оставлено в силе будет решение территориальной инспекции об отказе в возмещении.

В подобных ситуациях у налогоплательщика остается право на обращение в суд. При этом дело будет рассматриваться исходя из фактических обстоятельств.

– Могут ли быть пересмотрены выводы, сделанные инспекцией по итогам камеральной проверки, в ходе последующей выездной проверки?

– Проведение камеральной проверки, которая не выявила нарушений, и даже проведение камеральной проверки, которая закончилась решением о возмещении налога, не запрещает налоговому органу впоследствии провести за тот же самый период выездную налоговую проверку.

Результатом такой проверки может стать доначисление недоимки, пени, штрафа. Этот вывод был сделан Конституционным судом в определении от 08.04.2010 № 441-О-О.

Более того, акт и решение по камеральной проверке не являются разъяснениями по вопросам применения законодательства, которые исключают привлечение налогоплательщика к ответственности и уплату им пени (пункт 1 письма ФНС от 07.06.2018 № СА-4-7/11051@).

– А если в отношении результатов ранее состоявшейся камеральной проверки есть решение суда в пользу налогоплательщика?

– Решение налогового органа, принятое по итогам камеральной налоговой проверки, может быть признано судом недействительным исходя из положенных в его основу фактических обстоятельств, недостаточности представленных доказательств, допущенных налоговым органом нарушений.

Однако наличие судебного решения в пользу налогоплательщика по результатам камеральной проверки не запрещает проведение выездной проверки. Само по себе проведение выездной проверки не расценивается как преодоление налоговым органом решения суда, вынесенного по итогам камеральной проверки (определение Конституционного суда от 10.03.2016 № 571-О).

Суд по итогам рассмотрения результатов выездной проверки того же налогоплательщика за тот же период может прийти к иному выводу. С учетом собранных доказательств, он может признать обоснованным новое решение налогового органа.

Согласно 88 статье НК РФ, камеральная проверка – это проверка декларации о доходах, которую заполнил и подал налогоплательщик. Сотрудник ведомства изучает документ, проверяет достоверность фактов, правильность расчетов. И если всё в порядке, то претензий не предъявляет. Если находит ошибки или недочеты, просит их исправить либо объяснить. Что еще следует знать об этом виде налоговой проверки, расскажем в данной статье.

Государство в целях экономической безопасности следит за каждым шагом предпринимателей, вне зависимости от того, насколько крупным бизнесом они владеют. Этот контроль проявляется в требовании регулярно подавать декларацию о доходах. Требование распространяется на всех без исключения: ИП, ООО, ОАО. Как только «заветный» документ попадает в Федеральную налоговую службу, сотрудники ведомства, не покидая стен своего здания, тут же его проверяют. Иными словами, проводят камеральную налоговую проверку.

Цель «налоговиков» – выяснить, не попытался ли налогоплательщик перечислить в бюджет меньшую сумму: не утаил ли доходы, правильно ли указал налоговую ставку. Налогоплательщик вместе с декларацией подает расчетные операции по авансовым платежам, различные справки и заявления.

При этом инспектор может запросить и другие документы проверяемого лица, чтобы сложилось полное представление о финансовой деятельности предпринимателя. Документация подается в бумажном или электронном виде. Исключение – компании, в штате которых свыше сотни сотрудников. Руководитель столь крупной организации отчетность подает только в электронном виде.

Цели и задачи проверки

Перед инспектором, который проводит камеральную проверку, стоят следующие цели:

  • контролировать соблюдение норм действующего налогового законодательства;
  • выявлять суммы непогашенных или частично оплаченных штрафов;
  • взыскивать эти суммы;
  • привлекать нарушителя к ответственности (она, в зависимости от тяжести совершенного деяния, может быть административной или уголовной);
  • определить, стоит ли проводить выездную проверку;
  • проверить, может ли проверяемое лицо рассчитывать на получение налоговых льгот и вычетов.

Для достижения перечисленных целей ему необходимо выполнить следующие задачи:

  • проверить, правильно ли оформлена бухгалтерская отчетность;
  • подсчитать суммы всех налогов, что следует заплатить;
  • проконтролировать своевременность подачи в налоговую всех расчетов;
  • выявить недостоверную информацию;
  • проверить, совпадают ли цифры в налоговой и бухгалтерской отчетности;
  • выявить факты нарушения налогового законодательства.

Порядок проведения

В Налоговом кодексе нет отдельного упоминания об этапах камеральной проверки, но условно можно выделить четыре:

  • на первом этапе налоговые инспекторы принимают декларацию, бухгалтерскую отчетность и другие документы;
  • на втором – проводят камеральную проверку;
  • на третьем – составляют акт;
  • на четвертом – анализируют полученную информацию и принимают решение (завершить проверку или призвать налогоплательщика к ответу за совершенные нарушения).

Если в декларации были обнаружены ошибки или неточности, инспектор обязан сообщить об этом в течение трех дней. На их исправление отводится 5 дней. Если эти нарушения привели к тому, что проверяемое лицо уплатило меньше налогов, в течение 10 дней инспектор должен принять решение, каким будет наказание для нарушителя.

Органы исполнительной власти не едины во мнении, насколько значим акт проведенной камеральной проверки. Верховный суд РФ уверяет, что в нем нет необходимости. Арбитражные суды полагают, что его отсутствие нарушает права налогоплательщиков. И если нарушения, выявленные в ходе камеральной проверки, не были зафиксированы документально, то не стоит торопиться с оплатой штрафов.

Отличия от выездной проверки

Налоговая инспекция проводит не только камеральную проверку, но и выездную. Их не стоит путать. Друг от друга они отличаются по следующим параметрам:

  • срок проведения (камеральная – 3 месяца, выездная – 2-6 месяцев);
  • разрешение на проведение (для камеральной – не нужно, для выездной – требуется разрешение руководителя ведомства);
  • частота проведения (камеральная – по каждому сданному документу, выездная – не более 2 раз за один календарный год);
  • наличие акта (при камеральной этот документ составляется, если были выявлены нарушения, при выездной – в любом случае).

Наказание за нарушения

Если индивидуальный предприниматель нарушил нормы налогового законодательства и в ходе камеральной проверки налоговый инспектор нашел документальное тому подтверждение, бизнесмену придется заплатить штраф. Кроме того, ему будут начислены пени и доплаты. Опасаться штрафных санкций следует тем, кто:

  • уклоняется от налоговых выплат, размер которых составляет 20% от суммы долга;
  • отказывается подавать на проверку декларацию и бухгалтерскую отчетность;
  • совершает иные административные нарушения.

Итак, камеральная проверка – вид проверки ФНС, цель которой выявить нарушения налогового законодательства и призвать к их устранению. Больше о камеральной проверке вы узнаете, прочитав статьи на нашем сайте или у консультанта. Связаться с ним можно через форму обратной связи.