Муниципальное хозяйство понятие основные отрасли элементы структуры. Отрасли хозяйства: виды, классификация, управление и экономика. Основные отрасли народного хозяйства. Инженерное обеспечение города

Базовые включают в себя:

- эк.активность домашних хозяйств

Эк.активность ком. предприятий

И правовых учреждений, которые приносят доход в регион из-за его пределов

Это экспортоориентированные пр-я или органы упр-я(+таможня), доходы которых поступают из федерального бюджета.

К базовым отраслям относятся (традиционно):промышл,с/х

Местные – отрасли эк., ориентированные преимущественно на удовлетворение потребностей регионального рынка (в том числе и инфраструктура)

Хар -ка данных отраслей:

1. деньги,исп. Для покупки товаров и услуг в местном секторе поступают прежде всего от доходов, полученных в экспортном секторе (т.е. в базовых отраслях)

2. чем выше уровень дохода, произв. в экспортном секторе, тем выше уровень спроса на товары и услуги в местном секторе

3. в доходы базовых отраслей входят:з/п, амортизация, налоги и прибыль.

4.работники базовых отраслей расходуют полученный доход в местном секторе

5. особенностью базовых отраслей является то,что они обеспечивают поступление в регион первичного дохода

Основой территориального разделения труда и специализации региональных экономик являются факторы размещения, под которыми понимаются совокупность пространственных неравнозначных условий и ресурсов, их свойства, правильное использование которых обеспечивает высокие результаты при размещении предприятий базовых и местных отраслей и развития хозяйства регионов.

Рациональное использование территориальных факторов создает условия для привлечения инвестиций и развития экономики регионов.

Различают следующие основные группы факторов:

Природные ресурсы и условия;

Экономические условия;

Экологические условия.

Важную роль играют факторы размещения, связанные с территориальный ми различиями в природных ресурсах и условиях.

К их числу, в первую очередь, относятся природные ресурсы: .

Другая группа факторов размещения, связанных с территориальными различиями в природной среде, именуется природно-климатическими условия.

К ним относятся:

§ климат,

§ рельеф местности,

§ характер грунтов и др.

3. Экологичес­кие факторы

Особую роль при размещении производительных сил на современном этапе экономического развития играет группа экологических факторов.

К экономическим факторам размещения относятся:

§ население и трудовые ресурсы

§ существующий производственный аппарат,

§ инфраструктура,

§ а также агломерационный эффект, отражающий результирующее влияние различных экономических факторов при их высокой территориальной концентрации.

Размещения предприятий местных отраслей.

К их числу, как уже ранее отмечалось, относятся торговля, ЖКХ, образование, здравоохранение и т.д.



Основным фактором, оказывающим влияние на размещение предприятий данной группы отраслей, оказывается численность населения.

Водные ресурсы при современном уровне развития производительных образуют исключительно важный фактор не только для водоемких отраслей промышленности (химическая, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, целлюлозно-бумажная), но также и для сельского хозяйства и развития городов.

Несмотря на близость к Европе, Псковская область является одним из беднейших регионов России: валовой региональный продукт за 2009 год составил 74 миллиарда рублей (70-е место).

Объём отгруженных товаров за первое полугодие 2010 года составил 22,2 миллиарда рублей, продукция сельского хозяйства в 2009 году - 9,3 миллиарда рублей, объём работ в строительстве в 2009 году - 6,1 миллиарда рублей.

Структура экономики Псковской области:

1. Аграрный сектор является важнейшей сферой экономики области. Доминирующие отрасли сельскохозяйственного производства - молочное и мясное животноводство, птицеводство, Переработка местного

2. 2.среднее машиностроение (пр-во электродвигателей, моторредукторов, электросварочного оборудования, аппаратура связи, высоковольтное оборудование)

3. пр-во строительных материалов(пр-во кирпича, железобетонных конструкций)

4. топливная промышленность(добывается топливного торфа до 800 тыс.тонн в год.)

7. Система показателей соц-экономического развития региона.

Система количественных измерений: 1)стоимостные показатели (на макроуровне) . Основные из них: а)ВРП – результат деятельности институционных единиц, являющихся резидентами данного региона. В состав ВРП не включается оценка результатов экономической деятельности, относимых к функциям национальной экономики(оборона, ЦБ, общегосударственное управление); б)региональный доход – сумма первичных доходов, полученных резидентами данного региона(з/п, прибыль, расходы, доходы).Региональный доход отличается от ВРП на величину сальдо первичных доходов, переданных и полученных из-за пределов региона. 2)натуральные показатели(на микроуровне). В целом система показателей должна давать обобщающую оценку: соц. параметров региона, характеризовать экон-кие условия, отражать характеристики инфраструктуры. Базовый перечень показателей развития региона должен включать следующие блоки: демографические, общеэкономические, промышленность, с/х, транспорт и связь, малое предпринимательство, труд и занятость, инвестиции, финансы, ден. расходы и доходы населения. Индикаторы – плановые ориентиры, используются в качестве инструментов управления хозяйством. Примерная система индикаторов: 1.индикаторы экон-го развития(объем и темпы роста производства, структуры производственных затрат, инвестиционная актуальность), 2)соц. индикатор(уровень развития непроизводственной сферы, занятость и безработица, показатели соц. поддержки нас-я, его доходы и расходы), 3)общие индикаторы(уровень инфляции), 4) основные параметры экон-го регулирования. Интегральные показатели позволяют оценить результат деятельности органов власти и управления и динамику развития региональной системы. Используются для оценки инвестиционного потенциала и риска и условий развития тех или иных видов экономической деятельности. 2 методики: 1я)расчет интегрального показателя уровня жизни населения. Состав частных показателей: демографические, экон-ие, показатели обеспеченности нас-я объектами и услагами соц. сферы; 2я)расчет интегрального показателя соц-экон-го развития тер-рии. Состав частных показателей: демографические(только продолжительность жизни), соц-е, благосостояние нас-я, экон-ие(ВРП на душу нас-я). Показатели качества жизни нас-я: а) уровень жизни – категория, определяемая



объемом благ, обеспечиваемый уровень развития и степень удовлетворения потребностей чела. б) образ жизни, в)здоровье, г)продолжительность жизни.

8. Экономический рост в регионе и возможности его обеспечения

Экономический рост- увеличение масштабов регионального производства, кот. обеспечивается как за счет роста количества применяемых факторов производства, так и на основе повышения их качества, кот. характеризует интенсивный тип этого роста. 2 подхода стимулирования экономического роста: 1. В условиях неполного использования регионом своих экономических ресурсов(теория занятости): через бюджетные инвестиции и инвестиционный мультипликатор «запустить» производство, вовлечь в него свободную рабочую силу, повысить доходы и платежеспособность населения, увеличить ВРП.(реципиенты) 2. В условиях полного задействования производственных мощностей(доноры) дальнейшее развитие регионального хозяйства связано с повышением его конкурентоспособности, структурной перестройкой, повышением производительности труда и общей эффективности производства за счет использования организационных инноваций и новых технологий. Источником роста здесь также являются инвестиции, но не бюджетные, а капиталовложения, осуществляемые предприятиями – «точками роста ». 2 определения точек экон-го роста: а)самостоятельно действующие предприятия, способные к развитию и полному обеспечению собственных финансовых потребностей без помощи из вне; б)предприятия, имеющие хороший экономический потенциал и способные его реализовать при внешней финансовой поддержке. Части совокупности всех возможных точек экон-го роста: территории, отрасли, предприятия, программы. Способы определения (.) экон-го роста: 1)по уд. весу отрасли в общем объеме продукции, произведенной в области в определенный период:2)по доле убыточных предприятий в отрасли;3)по уровню рентабельности отраслей;4)по денежному выражению полученной отраслями прибыли;5) по совокупности ведущих предприятий;6) по бюджетной эффективности отраслей(по размеру налоговых платежей). На практике прежде всего, устанавливают отрасли приоритетного развития региона, а затем определяют круг предприятий внутри этих отраслей. Типы эк-го роста: - преимущественно экстенсивный(расширение); - преимущественно интенсивный(внутри); инновационный (наука).

Основные факторы экономического роста, способствующие развитию экономики:

· факторы спроса;

· факторы предложения;

· факторы распределения;

· внутренние;

· внешние;

· смешанные.

Сущность и содержание государственного регулирования территориального развития. Субъект и объект регулирования. Государственная селективная поддержка регионов.

Одним из путей преодол-я рег. противоречий явл-ся использ-е мех-ма гос. регулир-я тер. разв-я. В наст. время ни в одном вопр. внутр. пол-ки нет таких разногласий м/у существом проблемы и методами ее реш-я, м/у теорией и практикой, как в вопр. орг-ции и провед-я рег. пол-ки гос-ва. Содерж-ем гос. регулир-я должна стать сис-ма орг-ционно-прав. мех-мов, способн. реально воздейст-ть на процессы тер. разв-я в интересах центра и регионов. Целью гос. регулир-я тер. развития явл-ся: 1.стимулир-е разв-я тер-рий не способных ф-онировать в режиме саморазв-я; 2.поддержка и активиз-я соц. мобильн-ти насел-я отдельн. регионов; 3.созд-е усл-й для возник-ния гос-венно значимых "точек роста" (свободных эк. зон, и т.д.).

Гос. селективная поддержка тер-рий может осущ-ся в форме: -трансфертов , напр-ных в бюджеты суб. РФ из бюджетн. фед. фонда фин. поддержки регионов с целью выравн-я бюджетной обеспеч-ти суб. фед-ии; - доп. фин. поддержки депрессивных рег-ов. Осн. критерием для опред-ия депрессивности рег-а служат расчетные превыш-я расх. над дох.; - фед. целевых программ реш-я рег. проблем (достиж-е ускорен. роста приоритетных отраслей, рост экспортн. потенциала рег-на и т.д.); - бюджетн. инвестиций и конкретн. инвестицион. проектов. С 1998 г. в фед. бюджете предусматр-ся так наз. бюджет разв-я; - отдельн. регионам (Крайний Сев.) из фед. бюджета м. б. предоставл. субсидии для пересел-я граждан из закрывающихся городов и поселков, для строит-ва жилья для переселенцев; - содействие соц. сфере рег-а; - специфич. формой гос. поддержки явл.ся устан-ние особых орг-ционно-прав. режимов на тер-рии отдельн. суб. РФ; - передача в собств-ть суб.РФ находящихся в фед. собств-ти акций АО, образован. в процессе приватиз-и; - товарн. кредиты , предоставл. за счет фед. бюджета суб.РФ для фин-вания поставок горюче-смазочн. материалов и комбикормов с/х товаропроизв-лям; - фед. гарантии по кредитам коммерч. банков, привлекаемым субъектами РФ для авансир-я текущ. расх. регион. бюджетов по обеспеч-ю соц. гарантий насел-ю; - фин. помощь регионально-отраслевым промыш. комплексам , к-ая оказывается пред-тиям, расположен. на опред. тер-рии (напр., угледобывающ. пред-тиям Печорского угольного бассейна), в целях повыш-я их конкурентоспос-ти (т.е. прибыльн-ти), а =>, и для увелич-я занятости, налоговых отчисл. в бюджет рег-а и внебюджетн. фонды; - поддержка рег-нов ч/з внебюджетн. фонды - занятости, пенсион., соц. страх-я и др., по каналам к-ых происх- перераспр-е ср-в и дотирование "проблемных" рег-ов.

Наиболее рацион. способом разреш-я противоречий м/у рег-ами и центром явл-ся предоставл-е рег-ам макс. хоз. самостоят-ти. Бюджетн. пол-ка на ур-не региона должна стать фактором, определяющ. ур-нь жизни насел-я и экон. разв-я рег-а. Регион. власти также должны иметь макс-но полную свободу во внешнеэк. деят-ти. Гос. регулир-е тер. разв-я не должно предполаг. созд-е усредненной картины разв-я рег-ов. Целью пол-ки должно стать построение России как гос-ва многообразн. взаимодействующ. рег-ов, образующих единство страны.

10Диспропорции и политика выравнивания.

Обязательной задачей любого государства явля­ется недопущение особо острых кризисных социальных, экономи­ческих, экологических и иных ситуаций в отдельных регионах (или снятие их остроты) как повода к появлению аномально высокой тер­риториальной дифференциации, нежелательной ни в одном нор­мально функционирующем государстве.

Подчеркнем, что речь идет именно об аномалиях, поскольку территориальная дифференция как таковая - явление обычное и распространенное.

Наиболее остро территориальная дифференциация ощущается то­гда, когда прежнее благополучие сменилось безнадежным упадком (кризис производства, экологическая катастрофа и т.д.), а люди не имеют возможности изменить место жительства или работы и перебраться в другой, более благополучный регион. Именно в этих случаях начинают говорить о депрессивных территориях и о необ­ходимости государственной селективной поддержки определенному региону.

Аномальные (резко отличающиеся от средних) территориальные различия в уровне и качестве жизни, во многом определяемые экономическими, природно-климатически­ми, природно-ресурсными и инфраструктурными особенностями регионов, являются логическим основанием для использования многими государствами политики так называемого «выравнивания».

Ее результатом считают последовательное приближение па­раметров уровня жизни и экономического развития в худших (по этим параметрам) регионах как минимум к среднему уровню.

Политика «выравнивания» как идеология государственного воздей­ствия на параметры функционирования отдельных регионов ис­пользуется в различных масштабах и применительно к разным группам таких параметров (в том числе и весьма неполно характеризующим территориальное развитие).

Так, например, крупномас­штабная политика «выравнивания» осуществляется в:

ФРГ, Италии и т.д.

В России по­литика «выравнивания» проводится преимущественно селективно, применительно к отдельным территориям (например, путем разра­ботки и реализации соответствующих программ), а на общегосударственном уровне - применительно к уравниванию «бюджетной обеспеченности» населения, т. е. по важному, но не определяющему параметру территориального развития.

Аномально высокая территориальная дифферен­циация и территориальная дезинтеграция России, их причины, параметры и последствия были исследованы нами еще в начале 1992 года4. К сожалению, и сама ситуация

Если что постепенно «выравни­вается» по регионам, то это - уровень экономического

Анализ ситуации.

и ее параметры с тех пор существенно не изменились.

спада, - и не потому, что из кризиса выходят экономически депрессивные территории, а потому, что кризис становится регионально всеоб­щим.

Таким образом, муниципальное хозяйство представляет собой сложную и динамичную систему организаций различных сфер и направлений деятельности, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей населения, а также различных организаций и предприятий, расположенных на территории любого административно-территориального образования. Сложность системы муниципального хозяйства состоит в многообразии состава предприятий и организаций, которые существенно различаются по характеру оказываемых услуг, организационным формам и структурам управления, а динамичность - в постоянном развитии муниципального хозяйства территориальных образований и повышении требований к предоставляемым услугам.

Состав отраслей муниципального хозяйства, объемные и качественные показатели деятельности предприятий и организаций этой сферы определяется размером территории, численностью его населения и особенностями планировки, а также выполняемым им функциям.

Численность населения муниципального образования, а так же его функции определяют не только площадь занимаемой территории, но и сложность его административно - территориального устройства, функциональное разнообразие территорий, сложность и многогранность его городского хозяйства.

Основу муниципального хозяйства составляет комплекс базовых отраслей, включающий:

· жилищно-коммунальное хозяйство (комплекс), которое, в свою очередь, состоит из ряда подотраслей и хозяйств. Прежде это жилищное хозяйство, которое включает с одной стороны жилищный фонд муниципального образования, а с другой предприятия, созданные для его обслуживания, содержания, эксплуатации и ремонта, а также организации, необходимые для управления этой деятельностью (управляющие компании). Кроме жилищного хозяйства в состав комплекса входят коммунальные предприятия инженерного обеспечения (ресурсоснабжения) города. Это предприятия водоснабжения и водоотведения, коммунальной энергетики (тепло и электроснабжения), газоснабжения, а так же предприятия и организации, обеспечивающие внешнее благоустройство и содержание территории города: санитарная очистка, дорожно-мостовое хозяйство, зеленое хозяйство и т.п.

· городской пассажирский транспорт массового пользования, включая трамвай, троллейбус, автобус;

· комплекс потребительского рынка, торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города;

· учреждения образования, здравоохранения, культуры и социальной сферы;

· службы общественной безопасности, включая экологическую безопасность муниципального образования.

Преобладающая часть текущих вопросов по обеспечению нормального функционирования и финансированию системы этих отраслей относится к компетенции муниципальных властей. При этом предприятия и учреждения сферы муниципального хозяйства выступают объектом управления со стороны местных властей в определённых законом формах.


Муниципальное хозяйство как объект управления имеет ряд особенностей:

1 Местный характер производства, оказания и потребления услуг (продукции); эти процессы, как правило, протекают в границах территории муниципального образования или городских территорий.

2 Индивидуальность (незаменяемость) услуг и продукции предприятий муниципального хозяйства; предоставляемые каждым из этих предприятий услуги являются уникальными и не могут быть заменены на другие.

3 Специфичность связей производства и потребления продукции (услуг), которые либо следуют одно за другим либо совпадают во времени.

4 Тесная взаимосвязь развития и состояния муниципального хозяйства с предприятиями градообразующей сферой, с тем видом деятельности, который оправдывает появление территориально-административного образования, его существование, развитие и обеспечивает для этого необходимые ресурсы.

5 Комплексность и пропорциональность развития подотраслей сферы муниципального хозяйства. Очевидно, что отсутствие каких-либо жизненно важных коммунальных услуг способно резко снизить качество и удобство жизни населения города. Строительство жилых домов необходимо вести одновременно со строительством дорог, благоустройством, формированием транспортной, социальной, торговой инфраструктуры, то есть осуществлять комплексную застройку территорий.

6 Зависимость размера предприятий муниципального хозяйства и их размещения от местных условий. Планировка городов и их размер непосредственно влияет на уровень развития муниципального хозяйства и определяет наличие или отсутствие тех или иных видов услуг. Например, в компактно расположенном городе с небольшой территорией может отсутствовать внутригородской пассажирский транспорт, что не оказывает существенного влияния на нормальное функционирование комплекса городского хозяйства.

Предприятия и организации муниципального хозяйства имеют специфические черты своей производственной деятельности, которые определяют особенности организации производственной структуры и управления:

· Продукция предприятий как правило не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например услуги теплоснабжения заключаются в нагреве воды для целей отопления, городского транспорта – в предоставлении услуг по перевозке пассажиров и т. д.

· Целью деятельности предприятий муниципального хозяйства является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг, и, в отличие от коммерческих предприятий, извлечение прибыли (дохода) не должно являться основной задачей и главным критерием эффективности их деятельности.

· Переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий муниципального хозяйства имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток (часы с максимальными «пиковыми» нагрузками), и предоставление этих услуг должно быть согласовано с режимами потребления.

· Наличие на предприятиях муниципального хозяйства достаточно значительных резервных мощностей (до 30% оборудования), необходимых для покрытия максимальных сезонных и пиковых нагрузок. Последствием этого является снижение коэффициента полезного действия и других показателей использования оборудования и повышение себестоимости услуг.

· Невозможность компенсировать невыполнение производственной программы муниципального предприятия без ущерба для потребителей ни ее последующим перевыполнением ни предоставлением других видов услуг.

· Отсутствие прямой зависимости между численностью работников предприятия муниципального хозяйства и объемом оказываемых услуг. На предприятиях широко применяются нормы обслуживания, нормативы трудоемкости работ и численности персонала, распространена повременная система оплаты труда.

· Большинство предприятий муниципального хозяйства производят однородную продукцию, то есть предоставляют один вид услуг, который на территории города как правило является уникальным.

· Значительная часть предприятий на территории муниципального образования является естественными локальными монополистами в производстве и предоставлении услуг (предприятия коммунальной энергетики, водоснабжения и отведения и т.д.), или занимают олигопольное положение (организации жилищной сферы, дорожно-мостового хозяйства и т.д.), что затрудняет развитие конкурентных отношений в сфере муниципального хозяйства, приводит к систематическому росту тарифов, значительно опережающему инфляцию, низкому качеству услуг.

Система городского управления включает ряд целевых, функциональных и обеспечивающих подсистем, ориентированных на достижение актуальных целей и решение поставленных задач. Особое место среди них занимает городское хозяйство.

Имеются различные точки зрения на содержание данного термина, которые отличаются широтой охвата включаемых отраслей и видов деятельности, а также принципами формирования этих понятий. Можно выделить три подхода к формированию и принципам образования данной сферы: расширительный, ограничительный и рациональный.

Согласно первому из них в состав городского хозяйства включается практически все, что находится на данной территории. Причем в этой трактовке встречаютве разновидности. Согласно первой из них городское хозяйство включает все имеющиеся виды деятельности на данной территории, независимо от ее характера, муниципальной направленности, форм собственности и т.п. Этот подход имеет очень размытые границы и полностью совпадает с понятием «социально-экономическая сфера города». В соответствии со второй разновидностью расширительного подхода в состав городского хозяйства включаются все отрасли и виды деятельности, ориентированные на местный рынок и на местного потребителя в лице органов местного самоуправления, населения и организаций, имеющих местный характер, независимо от форм собственности. В этом случае городское хозяйство полностью совпадает с понятием «градообслуживающая сфера».

В соответствии с ограничительной точкой зрения под городским хозяйством понимают только те отрасли, виды деятельности и объекты, которые находятся в муниципальной собственности. Практически это означает заметное сужение границ городского хозяйства в связи с наличием процесса приватизации городским объектов и недоучетом различных предприятий и организаций данной сферы, имеющих альтернативные формы собственности - ремонтно-строительные, жилищно-коммунальные, транспортные и т.д.

В соответствии с рациональной позицией, которую мы принимаем, термин «городское хозяйство» должен содержать особую качественную определенность и не совпадать с другими понятиями. В состав городского хозяйства включаются те отрасли и виды деятельности, которые относятся к градообслуживающей сфере, являются составной частью хозяйственно-экономической деятельности на данной территории, имеют социально-ориентированный характер и находятся в области прямого регулирования городских органов власти. Исходя из этого, городское хозяйство представляет собой территориально-отраслевой комплекс, обеспечивающий потребности населения и территории в услугах, работах и продукции, имеющих общественную значимость, а также создающий необходимые условия для развития города.

Основу городского хозяйства составляет жилищно-коммунальный комплекс, включающий жилищное хозяйство и отрасли коммунального обслуживания потребителей. Данный комплекс имеет высокий удельный вес муниципальной собственности и выполняет жизненно-важные функции для жизнедеятельности города - содержание и ремонт жилых и общественных зданий, техническое и санитарное содержание городское территории, обеспечение населения и организаций водой, газом, электроэнергией, теплом. В тоже время другие отрасли сферы услуг, например, торговля и общественное питание, практически полностью приватизированы и в состав городского хозяйства не входят. По отношению к ним создаются необходимые условия для развития и осуществляются функции контроля.

Итак, в состав городского хозяйства входят следующие отрасли и комплексы:

    жилищное хозяйство, включая систему технического и санитарного
    содержания жилищного фонда, текущего и капитального ремонта
    жилых зданий;

    водоснабжение и канализация жилого и нежилого фонда города;

    коммунальная энергетика, включая тепло-, газо-, электроснабжение;

    благоустройство городской территории, включая дорожное хозяйство,
    санитарную очистку, уборку и утилизацию бытовых отходов и мусора,
    садово-парковое хозяйство, содержание малых архитектурных форм,
    водоемов, пляжей и других городских объектов;

    городской пассажирский транспорт и организация транспортных
    потоков;

    градостроительное регулирование и землеустройство;

    управление городским имуществом;

    городские информационные системы и пр.

Кроме этих базовых видов деятельности в состав городского хозяйства входят и внешние функции по содержанию и коммунальному обеспечению ряда городских объектов, не входящих в состав городского хозяйства:

    техническое содержание и коммунальное обеспечение объектов
    социально-культурной сферы города - школ, поликлиник, больниц,
    библиотек, спортивных объектов и т.п.;

    коммунальное обеспечение энергией, водой и отведением
    канализационных стоков, услугами по благоустройству городской
    территории предприятий торговли и общественного питания,
    правоохранительных и военных организаций, промышленных
    предприятий, коммерческих организаций различного профиля и
    прочих объектов, находящихся на территории города.

Как следует из этой группировки, к городскому хозяйству относятся объекты и виды деятельности двух типов: непосредственно обеспечивающие жизненно-важные функции города, а также предоставляющие услуги

2.Основные экономические субъекты городского хозяйства: предпринимательский сектор, домашнее хозяйство, органы местного самоуправления. Их взаимодействие в местном сообществе

Городское хозяйство означает взаимодействие между тремя основными субъектами: домохозяйства, предприниматели, органы местного самоуправления.

В общей экономической теории под домашним хозяйством понимают конечных потребителей национального продукта. Общая экономическая теория относит к предпринимательскому секторы всех, кто производит товары и услуги с целью получения прибыли. Существуют разные подходы к оценке деятельности предприятий. Для местного сообщества важно оценить не только эффективность отдельного предприятия, сколько то, что дает каждое конкретное предприятие для обеспечения жизнедеятельности сообщества в целом. С этой точки зрения можно предложить следующие критерии:

    критерий прибыльности предприятия имеет принципиальное значение,
    т.к. часть налогов и отчислений от их деятельности является важным
    источником пополнения местного бюджета;

    критерий занятости. Важными являются вопросы: сколько рабочих мест создает предприятие? насколько стабильны созданные рабочие места?

    Критерий качества рабочих мест.

Согласно ст. 131 Конституции РФ, населению предоставлено право
самостоятельного определения структуры органов местного самоуправления, которое закрепляется в Уставе муниципального образования. Ограничением при этом является наличие выборных органов как одного из критериев существования самоуправления. Предлагается предприятиям и организациям различного профиля, находящимся на территории города.

Особенностями городского хозяйства являются:

    высокая социальная значимость, так как практически все виды деятельности в составе городского хозяйства направлены на обеспечение потребностей горожан;

    высокий удельный вес муниципальной собственности;

    тесная взаимосвязь и взаимозависимость многих отраслей городского хозяйства между собой и с другими сферами деятельности на данной территории;

    особый характер деятельности предприятий городского хозяйства однородность продукции, трудность образования запасов и др.

    наличие естественных локальных монополий при обеспечении функционирования жизненно-важных инженерно-энергетических систем города водоснабжение и канализация, коммунальная энергетика.

Рассмотрю пять моделей организации местного самоуправления: Выбор той или иной модели зависит от множества разных факторов. На практике возможно сочетание моделей.

а) Модель «Сильный мэр - Совет» Мэр и Совет избираются всем населением.

    Мэр обладает правом отлагательного вето на решения Совета;

    Самостоятельно формирует администрацию;

    Назначает на должность и освобождает от нее сотрудников администрации;

    Единолично руководит деятельностью администрации;

    Организует работу Совета, председательствует на его заседаниях,
    подписывает акты, принимаемые Советом.

Для соблюдения баланса Совет наделяется правом преодоления вето большинством голосов депутатов. Досрочное прекращение полномочий мэра в случае утраты доверия со стороны избирателей происходит по решению местного референдума.

Условие применения: если на должность мэра есть претендент, пользующийся поддержкой большинства избирателей и обладающий достаточными административными и управленческими качествами.

б) Модель «Слабый мэр - Совет» В этой модели мэр избирается из числа депутатов Совета. «Слабость» его заключается в полной подконтрольности и подотчетности Совету:

Мэр не имеет право вето;

    Формирование администрации, назначение на должность и освобождение от нее сотрудников администрации производится им с согласия Совета;

    Пределы его права руководства администрацией ограничены решениями Совета.

Досрочное прекращение полномочий мэра осуществляется Советом по собственной инициативе или инициативе населения.

Условие применения: когда невозможно выявить предпочтения избирателей в отношении кандидатов или если кандидат не обладает знаниями, умениями и навыками для управления муниципальным образованием.

в) Модель «Совет - Управляющий»

В этой модели должность мэра не предусматривается. Деятельность Совета осуществляется председателем, избираемым из числа депутатов Совета. Он не имеет полномочий по руководству местной администрацией.

Все административные функции сосредоточены у нанимаемого на контрактной основе управляющего, который единолично формирует администрацию, руководит ее деятельностью, назначает и увольняет должностных лиц администрации. Отношения управляющего с Советом определяются условиями контракта.

Условие применения: при неопределенности ситуации в отношении претендентов на должность высшего должностного лица муниципального образования.

г) Модель «Городская комиссия»

Избираются не депутаты представительного органа, а руководители органов и структурных подразделений местной администрации. Полномочия представительного органа исполняет комиссия, в состав которой входят все избранные должностные лица.

Условие применения: для муниципальных образований, имеющих достаточный кадровый потенциал.

д) Модель «Мэр - Собрание» Эта модель может быть рекомендована только для малых поселений где функции представительного органа может осуществлять население.

3. Понятие местного бюджета. Расходы и доходы местного бюджета

Местный бюджет - это план финансовой деятельности органов местного самоуправления на определенный период, представленный в форме описи доходов и расходов.

Классификация местных бюджетов

1. В зависимости от содержания деятельности выделяют два вида бюджетов:

Текущий бюджет представляет собой совокупность доходов и расходов органов местного самоуправления, обеспечивающих первоочередные нужды городского хозяйства. Бюджет развития включает в себя совокупность доходов и расходов, направляемых на совершенствование и развитие городского хозяйства.

Состав отраслей муниципального хозяйства, объемные и качественные показатели деятельности предприятий и организаций основных подотраслей определяется размером города, численностью его населения и особенностями планировки, а также выполняемым им функциям.

Численность населения муниципального образования, а так же его функции определяют не только площадь занимаемой территории, но и сложность его административно - территориального устройства, функциональное разнообразие территорий, сложность и многогранность его городского хозяйства. Важнейшим условием характеристики муниципального образования как объекта управления является представление его в качестве многофункциональной системы. Муниципальное образование как многофункциональный и сложный объект может быть представлено как экологическая, транспортная, административно-территориальная, производственно-хозяйственная, демографическая система, состоящая из пяти основных подсистем:

− градообразующей, включающей промышленность, транспорт, науку и научное обслуживание, строительство;

− градообслуживающей, к которой относятся отрасли сферы нематериального производства, то есть предприятия торговли, общественного питания, система образования, здравоохранения, учреждения культуры, жилищно-коммунальное хозяйство и другие виды обслуживания населения и предприятий города;

− социальной, состоящей из блоков профессионально-квалификационной структуры населения, характеризующей наличие рабочих, служащих, специалистов и уровень их квалификации, и социально-демографического;

− управленческой, включающей комплекс управленческих структур и общественных организаций, расположенных в городе;

− пространственной, включающей природные ресурсы, районы жилой застройки, производственные, торговые, санитарно-защитные и другие функциональные зоны города.

Понятие « Муниципальное хозяйство » допускает трактовку как в широком смысле как совокупность отраслей градообеспечивающей сферы, предоставляющих услуги следующих видов:

Услуги производственные, удовлетворяющие запросы производства, но не входящие в его технологический процесс; в основном связанные со снабжением производства водой, тепло и электроэнергией, доставкой сырья и продукции потребителю и т. д.;

Услуги личные, удовлетворяющие как материальные, так и духовные запросы населения (это услуги торговли, общественного питания, большинства подотраслей жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), бытового обслуживания, здравоохранения и т. п.);

Услуги общественные, связанные с развитием самого города и его подсистем (это услуги органов управления, охрана общественного порядка, науки и научного обслуживания внутригородского значения, услуги по благоустройству и озеленению территории и т. п.);

так и в узком смысле, как комплекс градообслуживающих отраслей, которые выделяются по принципу жизнеобеспечивающей роли, то есть выполняют функции удовлетворения первоочередных жизненно необходимых потребностей населения и предприятий муниципального образования.

Профессор Л. Велихов определил муниципальное хозяйство как деятельность муниципалитета (городского управления) и предложил называть хозяйство городским, дав ему следующее определение:

«Городское, или муниципальное хозяйство есть деятельность местных публичных органов или организованного представительства людей, живущих концентрированно на избранной территории и занимающихся преимущественно обрабатывающей промышленностью или торговлей, причём эта деятельность направлена к наивыгоднейшему использованию материальной среды с помощью установленных средств в целях благоустройства данной территориальной единицы и социального благосостояния (т. е. благоустройства в широком смысле) живущего на ней коллектива.»

Основу муниципального хозяйства составляет комплекс базовых отраслей, включающий:

Жилищно-коммунальное хозяйство (комплекс), которое, в свою очередь, состоит из ряда подотраслей и хозяйств. Прежде это жилищное хозяйство, которое включает с одной стороны жилищный фонд муниципального образования, а с другой предприятия, созданные для его обслуживания, содержания, эксплуатации и ремонта, а также организации, необходимые для управления этой деятельностью (управляющие компании). Кроме жилищного хозяйства в состав комплекса входят коммунальные предприятия инженерного обеспечения (ресурсоснабжения) города. Это предприятия водоснабжения и водоотведения, коммунальной энергетики (тепло и электроснабжения), газоснабжения, а так же предприятия и организации, обеспечивающие внешнее благоустройство и содержание территории города: санитарная очистка, дорожно-мостовое хозяйство, зеленое хозяйство и т. п.

Городской пассажирский транспорт массового пользования, включая трамвай, троллейбус, автобус;

Комплекс потребительского рынка, торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города;

Учреждения образования, здравоохранения, культуры и социальной сферы;

Службы общественной безопасности, включая экологическую безопасность муниципального образования.

Преобладающая часть текущих вопросов по обеспечению нормального функционирования и финансированию системы этих отраслей относится к компетенции муниципальных властей. При этом предприятия и учреждения сферы муниципального хозяйства выступают объектом управления со стороны местных властей в определённых законом формах.

Муниципальное хозяйство как объект управления имеет ряд особенностей:

1 Местный характер производства, оказания и потребления услуг (продукции); эти процессы, как правило, протекают в границах территории муниципального образования или городских территорий.

2 Индивидуальность (незаменяемость) услуг и продукции предприятий муниципального хозяйства; предоставляемые каждым из этих предприятий услуги являются уникальными и не могут быть заменены на другие.

3 Специфичность связей производства и потребления продукции (услуг), которые либо следуют одно за другим либо совпадают во времени.

4 Тесная взаимосвязь развития и состояния муниципального хозяйства с предприятиями градообразующей сферой, с тем видом деятельности, который оправдывает появление территориально-административного образования, его существование, развитие и обеспечивает для этого необходимые ресурсы.

Территориально-административное образование на основе города может выполнять одну или несколько основных функций. По функциональному назначению можно выделить следующие группы городов:

Города как административно-территориальные центры и столицы. В случае развитие города и его муниципального хозяйства будет определяться не только экономическими, но и социально - политическими требованиями.

Город как регионально-многоотраслевой центр. В градообразующей базе этих городов преобладают предприятия различных отраслей, являясь наиболее крупными в своей отрасли. Система управления городом и муниципальным хозяйством при этом должна строиться с учетом гармоничного сочетания территориальных и отраслевых принципов и приоритетов управления.

Многоотраслевые города. Для них характерными чертами является наличие в городе предприятий различных отраслей самых разнообразных размеров. При этом задачей стратегического управления муниципальным хозяйством городом является создание и развитие такой городской инфраструктуры, при которой работники всех предприятий как равноправные жители города должны иметь одинаковый уровень обеспеченности всеми видами коммунальных услуг и социальных благ.

Одноотраслевые (однопрофильные) города. Основа появления или существования этих городов связана с наличием одного или нескольких однородных предприятий, на которых работает большинство трудоспособного населения. Социально-экономический уровень развития города и муниципального хозяйства обуславливается финансовым состоянием основного предприятия и перспективами его развития.

Особую категорию одноотраслевых городов составляют наукограды, в которых ярко выраженной градообразующей базой является наука. Только на территории Подмосковья таких городов более 28. Состояние муниципального хозяйства этих городов напрямую зависит от объемов бюджетных средств, направленных на финансирование научных исследований.

Специфические города. Появление этой категории городов связано со специфическими особенностями, характерными только для данного региона. Такими особенностями могут выступать природно-климатические и экономико-географические условия. Например Кисловодск, Сочи, Анапа – центры отдыха; Суздаль, Кижи – туристические центры. Здесь стратегическое управление муниципальным хозяйством обуславливается необходимостью развития города в соответствии с требованиями наилучшего использования специфических особенностей в сочетании с развитием научно-технического и социально-экономического прогресса.

5 Комплексность и пропорциональность развития подотраслей сферы муниципального хозяйства. Очевидно, что отсутствие каких-либо жизненно важных коммунальных услуг способно резко снизить качество и удобство жизни населения города. Строительство жилых домов необходимо вести одновременно со строительством дорог, благоустройством, формированием транспортной, социальной, торговой инфраструктуры, то есть осуществлять комплексную застройку территорий.

6 Зависимость размера предприятий муниципального хозяйства и их размещения от местных условий. Планировка городов и их размер непосредственно влияет на уровень развития муниципального хозяйства и определяет наличие или отсутствие тех или иных видов услуг. Например, в компактно расположенном городе с небольшой территорией может отсутствовать внутригородской пассажирский транспорт, что не оказывает существенного влияния на нормальное функционирование комплекса городского хозяйства.

Предприятия и организации муниципального хозяйства имеют специфические черты своей производственной деятельности, которые определяют особенности организации производственной структуры и управления:

1. Продукция предприятий как правило не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например услуги теплоснабжения заключаются в нагреве воды для целей отопления, городского транспорта – в предоставлении услуг по перевозке пассажиров и т. д.

2. Целью деятельности предприятий муниципального хозяйства является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг, и, в отличие от коммерческих предприятий, извлечение прибыли (дохода) не должно являться основной задачей и главным критерием эффективности их деятельности.

3. Переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий муниципального хозяйства имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток (часы с максимальными «пиковыми» нагрузками), и предоставление этих услуг должно быть согласовано с режимами потребления.

4. Наличие на предприятиях муниципального хозяйства достаточно значительных резервных мощностей (до 30% оборудования), необходимых для покрытия максимальных сезонных и пиковых нагрузок. Последствием этого является снижение коэффициента полезного действия и других показателей использования оборудования и повышение себестоимости услуг.

5. Невозможность компенсировать невыполнение производственной программы муниципального предприятия без ущерба для потребителей ни ее последующим перевыполнением ни предоставлением других видов услуг.

6. Отсутствие прямой зависимости между численностью работников предприятия муниципального хозяйства и объемом оказываемых услуг. На предприятиях широко применяются нормы обслуживания, нормативы трудоемкости работ и численности персонала, распространена повременная система оплаты труда.

7. Большинство предприятий муниципального хозяйства производят однородную продукцию, то есть предоставляют один вид услуг, который на территории города как правило является уникальным.

8. Значительная часть предприятий на территории муниципального образования является естественными локальными монополистами в производстве и предоставлении услуг (предприятия коммунальной энергетики, водоснабжения и отведения и т. д.), или занимают олигопольное положение (организации жилищной сферы, дорожно-мостового хозяйства и т. д.), что затрудняет развитие конкурентных отношений в сфере муниципального хозяйства.

Жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК) – это один из наиболее значимых элементов муниципального хозяйства, важнейшая часть территориальной инфраструктуры. Его деятельность в значительной степени формирует жизненную среду человека – комфортность жилища, микрорайона, города, муниципального образования.

Основу ЖКК составляет жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) которое представляет собой крупную отрасль непроизводственной сферы, предназначенная для сохранности и улучшения использования жилищного фонда, бесперебойного обеспечения населения коммунальными услугами, необходимыми для жизни и деятельности человека, дальнейшего повышения общего уровня благоустройства и санитарного состояния муниципальных образований.

В составе ЖКХ выделяют следующие отрасли:

Жилищное хозяйство;

Водопроводно-канализационное хозяйство;

Теплоэнергетическое хозяйство (тепловые сети и коммунальные

котельные);

Электроснабжение (коммунальные электрические станции и электрические сети);

Газовое хозяйство (газовые сети и сооружения) ;

Санитарную очистку и благоустройство городских территорий;

Дорожно-мостовое хозяйство и другие сферы.

Услуги, оказываемые жилищно-коммунальным хозяйством, представляют собой материальные услуги непроизводственного назначения.

Услуги, предоставляемые населению жилищно-коммунальным хозяйством, делятся на услуги индивидуального и общественного потребления.

Первые доводятся непосредственно до каждого потребителя (водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение и т. д.).

Вторые включают обслуживание мест общего пользования в многоквартирных жилых домах, лифтового хозяйства, придомовых территорий (уборка, сбор и вывоз отходов), территории муниципальных образований (уборка улиц, строительство, ремонт и уборка дорог, мостов, тротуаров, озеленение, уличное освещение, утилизация и захоронение твердых бытовых отходов и т. д.).

По социальной значимости предприятий ЖКХ можно выделить три уровня жизнеобеспечивающих систем. Так, большинство служб ЖКХ обеспечивают удовлетворение первоочередных жизненных потребностей населения (особенно в крупных городах). Такие службы ЖКХ как, электро-, тепло-, газоснабжение, водопровод и канализация, городской электротранспорт несут важную социальную нагрузку и относятся к первому уровню жизнеобеспечивающих систем. Прекращение функционирования любой из названных служб (или какие-то сбои в их работе) может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

Критерием выделения следующих двух уровней выступает временной фактор - необходимость пользования продукцией или услугами ежедневно или с каким-либо временным интервалом. В связи с этим ко второму уровню жизнеобеспечения относятся те виды деятельности ЖКХ, пользование которыми потребитель осуществляет ежедневно или с периодичностью в несколько дней (например, услуги по уборке мусора в жилых домах).

К третьему уровню относятся те виды деятельности ЖКХ, результатами которых потребители пользуются по мере необходимости. Прежде всего это подавляющая часть услуг жилищного хозяйства (мелкий и аварийный ремонт) и т. д.

ЖКХ - это замкнутый, внешне ограниченный и зависимый тип производства: оно замкнуто на потребностях, формируемых на конкретно заданной территории; оно ограничено, т. е. и имеет предел, определяемы! масштабами указанной потребности в соответствующих услугах на ограниченной территории; оно зависимо от ряда факторов, которые формируют величину и структуру этих потребностей в каждый соответствующий период времени.

Таким образом, жилищно-коммунальные предприятия не могут выступать в качестве самостоятельного производителя, определять по своему усмотрению формы, объемы и масштабы деятельности. Их функционирование жестко привязано к инфраструктуре, ограниченной пространственной и функциональной организацией города.

Организационно и технически предприятия жилищно-коммунального комплекса не могут ввести на практике избирательное обслуживание клиентов, их деятельность носит обезличенный характер и обслуживает не отдельных потребителей и даже не какую-либо группу, а всю их совокупность на определенной территории. Отсюда следует отсутствие непосредственного контакта сторон, при этом свои услуги предприятия ЖКХ отпускают в кредит, на условиях последующей оплаты, что порождает проблему перманентной задолженности.

Нормальное функционирование жилищно-коммунального хозяйства в значительной мере связано с другими отраслями муниципального хозяйства и системами народнохозяйственного уровня. К последним относятся, например, системы газо - и электроснабжения, которые, являясь необходимыми элементами ЖКХ, относятся к отраслям, не входящим в систему муниципального подчинения. Таким образом, некоторые услуги коммунального характера оказываются предприятиями, которые сами не производят продукцию, а являются посредниками между предприятиями-производителями и населением города. В первую очередь это относится к таким видам услуг, как предоставление электроэнергии и газоснабжение. Все эти энергоносители вырабатываются, добываются предприятиями соответствующих отраслей (министерств и ведомств) и по своим транспортным магистралям проводятся к городам и другим населенным пунктам, где предприятия, отвечающие за подвод этих энергоносителей к жилым домам и другим потребителям, покупают у поставщиков их продукцию и, используя собственное оборудование распределения и подачи энергоносителей, осуществляют их перепродажу их прямым потребителям. Отсюда возникают сложные задачи организации и управления распределением, учетом и расчета стоимости предоставленных услуг и произведенных затрат по коммунальным теплоносителям, электроэнергии и газу.

По этим видам ресурсов основными снабжающими организациями являются:

Электроэнергия – централизованные региональные энергосистемы, входящие в состав РАО «ЕЭС России», а в удаленных районах – местные электростанции;

Природный газ – организации, входящие в состав РАО «Газпром»;

Теплоэнергия – ТЭЦ, принадлежащие региональным энергосистемам, и местные котельные, значительная часть которых находится в муниципальной собственности;

Водоснабжение и водоотведение – организации типа «Водоканал», в большинстве своем муниципальные предприятия, в отдельных городах – акционерные общества.

Такие предприятия, обеспечивающие поставку указанных ресурсов по распределительным сетям, являются естественными локальными монополистами.

Тесная взаимосвязь ЖКХ со всеми элементами и подсистемами городского и народнохозяйственного уровней приобретает особое значение при решении проблем муниципального управления, требующего комплексного подхода к функционированию и развитию административно-террриториальных территорий.

Анализ развития ЖКХ с позиций территориального управления (городского и внутригородского уровней) с выявлением и анализом всей совокупности факторов и условий, воздействующих на эффективное развитие города как места проживания, работы, отдыха и получения всех видов услуг, необходимых для гармоничного развития людей, позволяет подходить к нему с более широких позиций и определять как жилищно-коммунальный комплекс.

Таким образом, жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК) - сложное многоотраслевое образование, в котором каждая отрасль выполняет четко поставленные задачи.

По своей природе ЖКК представляет собой целостную систему, а не простую сумму отдельных отраслей. Он развивается по свойственным ему объективным законам, а территориальная целостность предопределяет необходимость комплексного подхода к формированию системы управления им. Для построения эффективной системы управления ЖКК необходимо учитывать его особенности как объекта управления, которые определяются прежде всего тем, что это сложный конгломерат предприятий различных отраслей, тесно взаимосвязанных едиными экономическими и социальными целями и задачами. В составе ЖКК укрупнено можно выделить три основных блока:

· жилищное хозяйство, т. е. жилые и нежилые здания с сетью обслуживающих их предприятий и организаций;

· системы инженерного обеспечения жилой застройки города или ресурсообеспечения (электроэнергия, тепло, газ, вода);

· общегородское коммунальное хозяйство (дороги, благоустройство территории, вывоз и переработка бытовых отходов и ряд других).

Важной особенностью ЖКК является разнообразие форм подчиненности его предприятий в территориальном аспекте. В крупных городах с районным делением часть отраслей имеет предприятия и организации, разбитые по подчиненности по административным округам и районам города. К ним относятся: жилищное хозяйство; ремонтно-строительное производство; часть дорожного и паркового хозяйства. При другом районировании, не совпадающем с административными районами города, имеются сетевые хозяйства, такие, как водопроводно-канализационное, газовое, теплоэнергетическое. В некоторых отраслях отсутствует районирование управления и они являются общегородскими, например, часть дорожного хозяйства и целевого благоустройства.

Важнейшей особенностью ЖКК как объекта управления является его направленность на удовлетворение приоритетных потребностей населения. Предприятия ЖКК, удовлетворяя соответствующие потребности населения и других категорий потребителей, обеспечивают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности человека и служат одной из важнейших предпосылок развития экономического потенциала и формирования имиджа городских территорий. Именно поэтому управленческая деятельность городских властей муниципального образования в большей степени ориентируется на решение проблем жилищно-коммунального комплекса.

К особенностям организации жилищно-коммунального комплекса города можно отнести следующие:

· отсутствие у потребителя выбора исполнителей услуг и практическое отсутствие возможности отказа от их приобретения;

· отсутствие, как правило, количественной оценки качества предоставляемых услуг;

· отсутствие понятных для населения ориентиров оценки качества большинства жилищно-коммунальных услуг;

· использование в ходе технологического процесса предоставления услуг сложной инженерной инфраструктуры, относящейся к конкретной территории (сетей водопровода, канализации, теплосетей, устройств по передаче электроэнергии и т. д.) и повышенные требования к их надежности;

· необходимость четкой взаимосвязи на всех стадиях производственного процесса;

Указанные особенности, основные из которых показаны на рисунке требуют специального подхода к организации жилищно-коммунального обслуживания с учетом специфики местных условий при формировании нормативно-правовой базы, определяющей гарантируемый исполнителем уровень качества услуг и действенные механизмы защиты прав потребителей.

  • II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Литература

    1. Структура правленческой деятельности муниципального хозяйства

    Для того, чтобы раскрыть содержание изложенного выше понятия, необходимо рассмотреть вопрос о структуре муниципального хозяйства и провести некоторую классификацию тех связей, которые возникают внутри муниципального хозяйства между его элементами. Прежде всего необходимо выяснить, что из себя представляют элементы муниципального хозяйства, и по какому основанию мы можем привести их классификацию. Методика, предложенная при определении самого понятия "муниципальное хозяйство", предлагает подход, исходящий из того, что:

    1. Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.

    2. Деятельность, осуществляемая этими предприятиями и учреждениями, направлена на удовлетворение общественных интересов.

    3. Поскольку деятельность осуществляют разнородные по своей природе субъекты этой деятельности, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.

    Исходя из данного анализа, основным признаком, по которому мы можем классифицировать элементы муниципального хозяйства, является роль и место того или иного элемента в реализации общественных потребностей. И с этой точки зрения мы можем выделить следующие элементы:

    · муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования);

    · иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований;

    · органы местного самоуправления.

    2. Общии черты, функции, формы, методы правленческой деятельности

    В управлении муниципальным хозяйством используются три модели.

    1. Коммунальная модель. Характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на удовлетворение потребностей МО несут сами жители. Органы власти осуществляют процесс накопления и распределения ресурсов для нужд территории. Основным источником ресурсов являются налоги. Недостатком этого подхода является то, что ресурсы для решения проблем МО восполняются государством. Организационными формами управления выступают коммуны и общины. В нашей стране этот подход еще не получил своего развития.

    2. Коммунально-рентная модель. Для этой модели характерно то, что органам местной власти предоставляются ограниченные полномочия в финансово-кредитной деятельности и ресурсной ренты, т.е. налоги с населения дополняются возможностью обложения производителя продукции и услуг на территории МО.

    3. Муниципально-рентная модель. При этой модели ведение муниципального хозяйства (обслуживание населения и решение проблем местного характера) возлагается на органы местной власти, так как они являются полноценным хозяйствующим субъектом МО.

    3. Организационная структура правленческой деятельности муниципального хозяйства

    Муниципальное хозяйство состоит из различных хозяйствующих субъектов, деятельность которых определяет и координирует соответствующий орган местного самоуправления. Исходя из этого можно выделить три элемента в структуре муниципального хозяйства:

    ) органы местного самоуправления, осуществляющие нормативное и экономическое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов на территории муниципального образования, при этом целью такого регулирования является удовлетворение коллективных потребностей населения данной территории;

    ) предприятия, учреждения и организации, находящиеся в муниципальной собственности. Взаимоотношения с органами местного самоуправления этих хозяйствующих субъектов регламентируются ст. 31 Закона "Об общих принципах …". Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок их деятельности; регулируют цены и тарифы на их продукцию, утверждают их уставы, назначают и увольняют их руководителей;

    ) предприятия, учреждения и организации, не находящиеся в муниципальной собственности. Взаимоотношения с органами местного самоуправления этих хозяйствующих субъектов регламентируются ст.ст. 32, 33 Закона "Об общих принципах …". Эти статьи определяют договорный характер взаимоотношений, дают право органам местного самоуправления координировать деятельность этих субъектов в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования, устанавливать в определенных случаях ограничения на их деятельность.

    Весь мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективно работают отнюдь не муниципальные предприятия, а предприятия, находящиеся в частной собственности, поэтому целесообразно заинтересовывать их в производстве товаров и услуг, направленных на удовлетворение общественных потребностей населения данной территории. Сделать это органы местного самоуправления могут с помощью муниципального заказа, льгот, предоставляемых таким предприятиям.

    Муниципальный заказ, являясь наиболее эффективным способом взаимодействия органов местного самоуправления с предприятиями, не находящимися в муниципальной собственности, в настоящее время получает все более широкое распространение. Различные субъекты федерации принимают свои законы, регулирующие этот вопрос. В Санкт-Петербурге, например, принят закон "О заказе Санкт-Петербурга", хотя формально Санкт-Петербург - это субъект Российской Федерации, так что, строго говоря, закон регулирует введение государственного заказа, но, фактически, речь идет о самом настоящем муниципальном заказе, если муниципальное образование - это крупный город. Целями данного закона являются обеспечение эффективного расходования средств городского бюджета и поддержка производства товаров, работ и услуг петербургскими организациями. Основными принципами формирования, размещения и исполнения заказа Санкт-Петербурга являются поддержка конкурентоспособных производств (заказ размещается по итогам конкурса) и создание благоприятных условий для их развития в городе, обеспечение приоритетности именно петербургских производителей (путем предоставления льгот и квот).

    Рассмотрим теперь виды муниципального хозяйства: Л.А. Велихов выделяет четыре модели муниципального хозяйства:

    муниципализация;

    муниципально-подрядная и муниципально-рентная модели;

    муниципально-концессионная;

    концессия.

    Эти модели различаются по степени вмешательства органа местного самоуправления в хозяйственную деятельность предприятия. Максимальное вмешательство осуществляется при муниципализации, когда местное самоуправление по существу становится собственником предприятия, минимальное вмешательство предполагает концессия, когда местное самоуправление на договорных условиях предоставляет частному лицу управлять предприятием. Следует иметь ввиду, что книга Велихова вышла в свет в 1928 г., и некоторые из ее положений все-таки устарели.

    В настоящее время реализуются следующие виды муниципального хозяйства:

    Муниципально-рентная модель, при которой органы местного самоуправления несут основную нагрузку по решению вопросов местного значения и являются полноценным хозяйствующим субъектом на территории муниципального образования (эта модель соответствует муниципализации в классификации Л.А.Велихова).

    Коммунально-рентная модель, при которой доходы органов местного самоуправления складываются из налогов, собираемых с жителей муниципального образования и, кроме этого, органы местного самоуправления могут облагать налогами (в виде ресурсной ренты, например) хозяйствующие субъекты.

    Коммунальная модель, при которой доходы органов местного самоуправления складываются из налогов с жителей муниципального образования. Хозяйственную деятельность здесь ведут в основном частные предприятия (эта модель всего ближе к концессии в классификации Л.А. Велихова).

    Следует отметить, что существование того или иного вида муниципального хозяйства зависит от ресурсов территории (материальных, финансовых, кадровых); от собираемости налогов и от компетенции органов местного самоуправления. Так, например коммунальная модель существует в наиболее благополучных странах Западной Европы, в России же, она практически нигде не применяется, напротив, российские органы местного самоуправления претендуют, причем часто необоснованно, на реализацию муниципально-рентной модели.

    Традиционно под ресурсами понимают некую совокупность возможностей той или иной территории. Применительно к хозяйственным отношениям под ресурсами, как правило, понимаются материальные и нематериальные показатели территории, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности. Прежде всего в это понятие включаются природные ресурсы (земля, недра и др.). Обычно к материальным ресурсам относят также и производственный потенциал, производственные мощности, расположенные на данной территории.

    Развитие территории в значительной степени определяется наличием материальных ресурсов, поскольку от них зависит эффективность инвестиций, вкладываемых в регион, они определяют структуру производственной деятельности и благосостояние населения. Но, несмотря на исключительную важность для ведения хозяйственной деятельности наличия ресурсов, сама деятельность невозможна без основного ресурса - кадрового потенциала территории.

    Примером важности данного ресурса может служить послевоенное развитие Японии, которая сумела достичь огромных успехов в хозяйственном развитии, не обладая сколько-нибудь серьезными природными ресурсами. Опыт Японии свидетельствует также и о том, что в современном обществе не только профессиональная подготовка кадров, но и обладание современными технологиями является своеобразным ресурсом деятельности.

    Не менее важным ресурсом, без которого невозможна никакая хозяйственная деятельность, является тот объем полномочий, которым наделен хозяйствующий субъект по закону. Другими словами, определенный правовой ресурс. Так же как без наличия у работников определенных навыков и технологий деятельности нельзя реализовать возможности материальных ресурсов, так и без правового ресурса невозможно осуществление хозяйственной деятельности.

    Так, наличие богатых природных ресурсов еще вовсе не означает богатства населения, проживающего на данной территории. Примеров тому достаточно много. Без наличия права на взимание земельного налога земля как ресурс хозяйственной деятельности органа местного самоуправления рассматриваться не может. Значительную роль в структуре управления муниципальным хозяйством играют и другие виды ресурсов: финансовые, организационные и т.п.

    Общепринято выделять следующие основные ресурсы местного самоуправления:

    Правовая (законодательная) основа, включающая в себя полномочия, предметы ведения и гарантии прав местного самоуправления.

    Финансовые основа местного самоуправления, включающая в себя весь комплекс финансовых ресурсов и проявляющаяся наиболее ярко в бюджетном процессе.

    Экономическая основа, включающая в себя ресурсы, связанные с участием муниципальных образований в хозяйственной деятельности; ключевым вопросом здесь является управление муниципальной собственностью.

    Управленческие основы. Включающие в себя структурно-организационные, информационные и кадровые ресурсы.

    Ресурсы муниципального хозяйства должны быть:

    Во-первых, соразмерны объему задач, решаемых органами местного самоуправления данного муниципального образования;

    Во-вторых, за органами местного самоуправления должны закрепляться ресурсы, обеспечивающие комплексное решение задач.

    Так, например, если за местным самоуправлением закреплена задача обеспечения населения коммунальными услугами, то весь производственный потенциал, работающий в этой сфере (инженерные сети, коммуникации, финансовые ресурсы, источники тепла и т.д.), должен быть отнесен к ведению органов местного самоуправления.

    управленческий муниципальный хозяйство коммунальный

    4. Стадии управленческой деятельности и понятия управленческой технологии

    Формы и методы управленческой деятельности применяются в определенной последовательности в зависимости от цели управленческого решения и раскладываются на определенные этапы. Этапы управленческой деятельности с особым набором форм и методов называются стадиями (циклами) управленческой деятельности. Эти стадии имеют логическую взаимосвязь между собой и определенную последовательность. Существует несколько подходов в определении стадий управленческой деятельности, один из них предполагает семь этапов:

    Анализ и оценка управленческой ситуации, качеств управляемого объекта.

    Прогнозирование и моделирование действий по преобразованию ситуации.

    Принятие решения и разработка управленческих актов.

    Организация исполнения (правовых и организационных) решений.

    Контроль выполнения и оперативное информирование.

    Оценка результатов управленческого воздействия.

    Процесс управления любого уровня и особенно в муниципальном образовании носит динамичный характер. Изменения, которые происходят в окружающей среде требуют от управляющего субъекта принятия соответствующих решений и практических мер. Задачи, с решением которых субъекту управления приходится постоянно сталкиваться условно можно разделить на две группы:

    a) функциональные - обусловленные спецификой деятельности системы, подсистемы или звена управления;

    b) ситуационные - возникающие в управляемых системах, в результате взаимодействия и различных связей.

    Понятие термина "решение" включает в себя три значения:

    Найденный, но еще не осуществленный вариант поведения;

    Собственно процесс устранения каких-либо трудностей, разрешение задач;

    Практический результат и итог деятельности.

    Управленческое решение можно рассматривать как концентрированное выражение процесса управления, как поступающую от управляющей системы команду, подлежащую исполнению.

    У правленческое решение как специфический вид деятельности человека в процессе управления можно представить в виде последовательности определенных операций: разработка вариантов действий, выбор оптимального варианта, его принятие, утверждение и оформление, осуществление. На качество управленческого решения оказывают влияние различные факторы, в том числе: правильное определение цели, методика разработки решения, объема и качества информации по рассматриваемому вопросу, объективная оценка состояния объекта воздействия, профессионализма должностного лица и др.

    ¦ по источнику возникновения: инициативные, по предписанию, по предложению "снизу".

    ¦ по юридическому оформлению: приказ, распоряжение, указание, инструкция, план и др.

    ¦ по субъектному признаку: индивидуальные и коллективные (коллегиальные)

    ¦ по степени уникальности: рутинные и новаторские.

    ¦ по методу разработки: количественные, экономико-статистические, эвристические.

    ¦ по количеству целей: одноцелевые, многоцелевые.

    ¦ по степени регламентации: регламентирующие, ориентирующие, рекомендательные.

    ¦ по функциональному признаку: экономические, социальные, политические, технические, организационные; финансовые, кадровые и др.

    ¦ по сроку действия: оперативные, долгосрочные.

    ¦ с учетом стереотипности ситуации: программируемые, непрограммируемые.

    ¦ по внутреннему построению: структурированные, неструктурированные.

    У правленческая деятельность предполагает не только принятие решения, но проведения комплекса мероприятий по его осуществлению, выполнению. Этой цели служит организационно-распорядительная деятельность управляющего субъекта, которая представляет собой форму осуществления принятых управленческих решений.

    К организационно-распорядительной деятельности относится:

    оформление организационной документации по принятому решению и доведение ее до исполнителей;

    разъяснение содержания и направленности управленческого решения, объективной необходимости, причин вызвавших принятие решения.

    конкретизация задач в условиях изменения функционирования объекта управления;

    определение ответственных исполнителей;

    организация контроля за ходом выполнения решения;

    практическая оценка, подведение итога выполнения решения и качества работы исполнителей.

    Понятие управленческой технологии

    Развитие управленческой мысли и практики в течение XX века, особенно второй его половины, привело к формированию управленческих технологий. Обычно в обобщающее понятие технологии включают такие содержательные моменты: социальная технология - это определенный способ достижения поставленных общественных целей; сущность этого способа состоит в пооперационном осуществлении деятельности, операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно; эта разработка проводится на основе и с использованием научных знаний; при разработке учитывается специфика области, в которой осуществляется деятельность; социальная технология выступает в двух формах: как проект, содержащий процедуры и операции, и как сама деятельность, построенная в соответствии с этим проектом; социальная технология - элемент человеческой культуры, она возникает двумя путями: вырастает в культуре эволюционно либо строится по ее законам как искусственное образование, главная функция которого сегодня - соединение науки и практики. Управленческая технология есть одно из проявлений социальных технологий, отражающее непосредственно управленческие процессы. Ее суть, кратко говоря, состоит в системном соединении научного знания, управленческих потребностей и интересов общества, целей и функций государственного управления, возможностей и элементов управленческой деятельности. Она расчленяется на последовательно взаимосвязанные процедуры и операции, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности. Под процедурой понимается набор действий (операций), с помощью которых осуществляется тот или иной основной процесс (фаза, этап), выражающий суть данной технологии. Операция является непосредственно практическим актом решения определенной задачи в рамках соответствующей процедуры управления. Операция - это однородная, логически неделимая часть процесса управления, направленная на достижение определенной цели, она выполняется одним или несколькими исполнителями.

    Следует вместе с тем понимать, что распределение, специализация, сочленение, интеграция различных проявлений (элементов) управленческой деятельности представляют собой только часть, в какой-то мере формализованную, управленческих технологий. Если этим ограничиться, то мало будет пользы от управленческих технологий, разве что употребление модного слова. Становление управленческих технологий есть следствие усиления системности государственного управления, его научного осмысления и попытка широкого использования типичного, выверенного опытом, дающего высокие результаты. Ее смысл заключается в обязательном (принудительном) массовом использовании в управленческой деятельности лучших, передовых достижений науки, искусства и опыта государственного управления. Поэтому в качестве управленческой технологии стоит рассматривать лишь ту организацию управленческой деятельности, которую отличают рациональность и эффективность.

    Литература

    Система государственного управления Пикулькин А.В. 2004г.

    Система муниципального управления Зотова В.Б. 2007г.

    Государственное управление в области финансов и кредитов в России Тосунян Г.А. 1997г.

    Государственное и муниципальное управление Глазунова Н.И. 2007г.

    Местное самоуправление Российской практики и за рубежный опыт Игнатов И.Г. 2007г.

    Система государственного и муниципального управления Койгель Я.Я. 2009г.

    Разработка правленческого решения Саак А.К., Тюшняков В.Н. 2007г.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Хозяйственная деятельность местного самоуправления в Европе, в Соединенных Штатах и в России. Три модели муниципального хозяйства: коммунальная, коммунально-рентная, муниципально-рентная. Преимущества и недостатки муниципальных хозяйств перед частными.

      реферат , добавлен 05.11.2015

      Муниципально-правовые нормы. Источники отрасли муниципального права. Европейская Хартия местного самоуправления. Конституция Российской Федерации в системе источников муниципального права. Классификация муниципально-правовых отношений, их субъекты.

      презентация , добавлен 27.09.2014

      Понятие местного самоуправления. Разграничение вопросов местного значения между муниципальными образованиями. Компетенция представительного органа муниципального образования. Статус главы местной администрации. Формы планирования работы руководителей.

      курсовая работа , добавлен 15.01.2011

      История развития местного самоуправления в России. Компетенция органов исполнительной власти местного самоуправления, их организация, права, обязанности и специфика их деятельности в области исполнительно-распорядительной и управленческой деятельности.

      курсовая работа , добавлен 15.02.2014

      Органы местного самоуправления. Понятие муниципального хозяйства в системе муниципальных отношений. Инфраструктура муниципального хозяйства. Связь между государством, населением и мелким собственником. Финансовые средства муниципального образования.

      курсовая работа , добавлен 08.03.2016

      Понятие, порядок формирования муниципальной собственности, как основы местного самоуправления. Описание основных способов ведения муниципального хозяйства: прямое управление; муниципально-подрядная, муниципально-арендная система; муниципальная концессия.

      контрольная работа , добавлен 19.10.2011

      Общие принципы организации и правовая основа местного самоуправления. Территориальные основы местного самоуправления. Особенности регулирования местного самоуправления. Устав муниципального образования, как основной правовой акт местного значения.

      дипломная работа , добавлен 28.08.2008

      Система и источники муниципального права. Муниципально-правовые отношения, нормы и институты. Концепции, правовые акты и модели построения местного самоуправления в РФ, ответственность его органов. Управление объектами муниципальной собственности.

      шпаргалка , добавлен 15.01.2011

      Определение понятия муниципального управления как вида управленческой деятельности, его особенности и технологии. Выявление эффективности структуры местного самоуправления. Система государственного и народного контроля за соблюдением законности в городе.

      аттестационная работа , добавлен 28.11.2013

      Понятие и виды муниципально-правовых отношений. Субъекты местного самоуправления. Группы общественных отношений, составляющие предмет муниципального права, его функции. Пределы федерального подзаконного регулирования вопросов местного самоуправления.