Когда проверка придет к вам. Как не попасть под проверку по налогу на прибыль Темп роста налоговых доходов формула

Самым быстрым способом получить дополнительные налоги с бизнеса является выездная налоговая проверка. Стремление налоговой службы достичь 100-процентной результативности таких проверок привело к тому, что ею был изменён подход к планированию контрольной работы. В настоящее время руководством к действию является «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок », в соответствии с которой, выход инспектора всегда должен быть обусловлен предположением, что существуют нарушения налогового законодательства.

Согласно этой Концепции для оценки вероятности существования нарушений инспектор обязан провести всесторонний анализ всей имеющейся у него информации о предприятии, а затем отнести налогоплательщика в категорию тех, кто требует повышенного налогового контроля, или тех, для кого достаточно текущего мониторинга.

Частью такого анализа является проверка на соответствие 12-ти критериям

По данным ФНС «План выездных налоговых проверок на 2008 год» был составлен на 90% из организаций, показатели финансово-хозяйственной деятельности которых соответствуют первым 11-ти критериям. «План выездных налоговых проверок на 2009 год» сформирован аналогично, но уже с учётом 12-го.

Руководители предприятий, у которых нет ни одного попадания в критерий, скорее всего, могут не ждать визита инспектора, вместе с тем наличие соответствий не обязательно должно повлечь проверку. Налоговые инспекторы осознают, что организации с проблемными показателями могут являться вполне законопослушными налогоплательщиками. А поскольку налоговики не заинтересованы тратить время на нерезультативные проверки, то они, возможно, ограничатся объяснениями с вашей стороны. Но подготовить эти объяснения нужно заранее.

Таким образом, предприятиям выгодно самим систематически анализировать свою деятельность, используя нижеизложенные методики по каждому критерию:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже её среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности)

Методика

Данный критерий применяется только для организаций, использующих общий режим налогообложения.
Нагрузка определяется в процентах как соотношение суммы уплаченных налогов к выручке организаций, очищенной от НДС и акцизов. В расчёт не включаются Страховые взносы в Пенсионный фонд и на травматизм, а также налоги, которые организация удерживает и перечисляет в бюджет как налоговый агент (НДФЛ и удержанный с других лиц НДС).
Уровни среднеотраслевых налоговых нагрузок опубликованы в приложении к приказу о принятии Концепции.
Обращаем ваше внимание на то, что в расчёт берутся уплаченные, а не начисленные налоги. В связи с этим советуем проводить сверки с налоговой, чтобы ваши деньги не «висели в невыясненных поступлениях», а были учтены налоговым инспектором при расчёте критерия.

Подсказка для бухгалтера
Уменьшение нагрузки может быть вызвано и вполне законными обстоятельствами. Например, организация выходит на рынок с новым товаром, назначая минимальную наценку на него, или реализует залежалый товар с большими скидками. Причину всегда можно найти, но для начала следует самим проверить свою налоговую нагрузку.

В 2007 году «Рога и копыта» уплатили налогов на сумму 180 тыс. руб.,
выручка организации составила 6 млн. 600 тыс. руб., следовательно

Основная сфера деятельности - торговля (рогами и копытами). Средняя нагрузка для данной отрасли - 3,8%.
Получается, что, нагрузка ниже средней и «Рогам и копытам» может грозить выездная проверка.
Однако при анализе структуры продаж выяснилось, что одна треть реализации (на сумму 2млн. 200 тыс. руб.) - это новый товар, проданный с минимальной наценкой. Если не принимать эту реализацию в расчёт, то налоговая нагрузка на постоянный ассортимент:

достаточна высокая, и оснований подозревать «Рога и копыта» в недобросовестности нет.

2. Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет

Методика

По мнению налоговых органов, убыток в финансовой деятельности без выраженных в течение нескольких календарных лет тенденций к его погашению или уменьшению - это наиболее вероятный признак искажения показателей деятельности, с целью занижения налогов.

Подсказка для бухгалтера
Очевидно, что при открытии бизнеса убытки возможны, но работать с ними можно только до тех пор, пока предприятие выходит на запланированные обороты.
В настоящее время доля убыточных предприятий в общем количестве юридических лиц достаточно велика - это 21%. Всех проверить не по силам, поэтому одним из методов работы налоговых органов с такими организациями в настоящий момент является приглашение на комиссии, созданные в Управлениях и инспекциях ФНС субъектов РФ для выяснения причин убыточности. При отборе кандидатов на комиссию дополнительным аргументом является наличие соответствий и другим критериям из Концепции.

По итогам 2007 года «Рога и копыта» получила убыток в связи с чем, налоговая инспекция попросила предоставить объяснения в произвольной форме.

Проанализировав структуру своих расходов, был составлен ответ: «Наша организация в 2007 году развивала новое направление продаж. Для того чтобы завоевать нишу на рынке, нами была произведена большая организационная работа по поиску клиентов в связи с чем, был увеличен штат сотрудников, что повлекло увеличение расходов на оплату труда, транспортные расходы, арендную плату, были привлечены кредитные средства в связи с чем, появились расходы на уплату процентов».

Налоговый инспектор принял объяснения и в план проверок на 2008 год «Рога и копыта» не включил.

3. Доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога равна либо превышает 89 % за 12 месяцев.

Методика

Критерий рассчитывается на основании данных Деклараций по НДС, и представляет собой отношение общей суммы НДС, подлежащей вычету (раздел 3, стр. 340 гр. 6) к сумме начисленного НДС (раздел 3 стр. 180 гр. 6)., умноженное на 100%. Результат не должен быть больше 89%

Подсказка для бухгалтера
На сегодня уровень в 89% не зависит от сферы деятельности, хотя понятно, что в оптовой торговле НДС к вычету выше, а в сфере услуг ниже этого порога. Нужно сказать, что в настоящий момент ФНС всё-таки ведёт работу по дифференциации данного критерия.
К сожалению, ФНС не делает исключений для предприятий реализующих по 0%-й и 10%-ой ставкам, а у них вычеты зачастую больше всего начисленного налога. Такие плательщики автоматически официально вносятся в число тех, у кого в любой момент вероятна выездная проверка. Единственным ограничением является пункт 5 статьи 89 НК РФ, в соответствии с которым за год обычно допускаются лишь две подобные ревизии. Увеличить их количество вправе руководитель ФНС России, но подобное решение - редчайший случай.
Вне зависимости от сферы деятельности большие вычеты могут быть вызваны следующим рядом причин: покупкой и вводом в эксплуатацию дорогого оборудования, увеличением запасов ТМЦ, оплатой дорогостоящих услуг.
Отчасти этот показатель может быть спланирован, но нужно ли это делать, и в какой степени - зависит от конкретной ситуации. Дополнительным ориентиром может служить расчёт средней доли вычетов по НДС по вашему региону (данные могут быть получены из отчётности ФНС по форме 1-НДС, регулярно публикуемой на сайтах региональных налоговых управлений). С большой вероятностью эту долю можно назвать безопасной для предприятия, т.к. она позволяет затеряться среди подавляющего большинства.

При расчёте доли вычетов за 9 месяцев 2007 года «Рога и копыта» получили 91%:

Руководство фирмы, не желая привлекать к себе внимание налоговых органов, решило, что уровень вычетов за год должен соответствовать норме, т.е. быть не больше 89%. Исходя из прогноза суммы выручки на 4 кв., посчитали предполагаемый НДС к начислению в 4-м квартале - 297 тыс. руб. т.о. должно выполняться условие:

Следовательно, вычеты за 4 кв. 2007 года должны быть менее 246 тыс. руб. Для соблюдения данного условия нашли возможность одну из крупных покупок перенести на 1 кв. 2008 года.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

Методика

Дополнительная формулировка: «Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчётности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчётности».
Фактически данный критерий имеет в виду проверку двух показателей:
1) Налоговые расходы не должны расти быстрее налоговых доходов («Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)»).

Темп роста рассчитывается как отношение текущего показателя к базовому (например, показателя за прошлый год и за текущий год). Налоговые доходы и расходы определяются из декларации по прибыли по строкам 010, 020, 030, 040 Листа 02.

Подсказка для бухгалтера
Следует проанализировать структуру доходов и расходов и выяснить причины расхождений. Возможные причины: цены на выпускаемую продукцию увеличиваются не так существенно, как на необходимое сырьё и комплектующие. Можно сослаться на рост и других затрат: зарплаты персонала, коммунальных расходов и пр. Документы, которые пригодятся в подобной ситуации: статистические справочники, сведения с бирж, счета контрагентов, прайс-листы поставщиков и т. д. Кроме того, в качестве аргументов можно использовать такие события, как единовременная оплата значительных косвенных расходов, временное прекращение отгрузки товара.

Выбирая кандидатов на выездную проверку, инспектор проанализировал декларации по налогу на прибыль ООО «Рога и копыта» за 2007 и 2006 года.

Темп роста доходов выше темпа роста расходов.
Основания для включения ООО «Рога и копыта» в план выездных проверок нет.

2) Пропорция между расходами и доходами, отраженными в налоговой и финансовой отчётности должна сохраняться («Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчётности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчётности»):

Бухгалтерские доходы и расходы определяются из формы 2 суммированием строк (010, 060, 080, 090) и (020, 030, 040, 070, 100) графы 3. Затем сопоставляются полученные итоги.

Подсказка для бухгалтера
Данные несоответствия могут быть вызваны операциями, по-разному отражаемыми в бухгалтерском и налоговом учёте (оценка ТМЦ, амортизация основных средств и т. д.). Правила прописываются в «Приказе об учётной политике предприятия», принимая во внимание потребности организации. С одной стороны ей может быть выгодно показать более доходную финансовую отчётность для инвесторов или банка, с другой - на определенном этапе законно уменьшить налог на прибыль.

Добавим к данным налоговой отчётности данные финансовой отчётности и сопоставим их.

Показатель

Темп роста показателя

Сопоставление показателей

Налоговые доходы (стр.010 листа 02)

25 млн. руб.

29 млн. руб.

Налоговые расходы (стр.030 листа 02)

16,5 млн. руб.

19 млн. руб.

Бухгалтерские доходы (сумма строк 010, 060, 080,090)

25 млн. руб.

29 млн. руб.

Бухгалтерские расходы (сумма строк 020, 030, 040, 070, 100)

16 млн. руб.

19,5 млн. руб.

Соотношение не сохраняется. Однако в «Приказе об учётной политике предприятия» предусмотрено начисление амортизационной премии, что объясняет увеличение налоговых расходов по сравнению с бухгалтерскими в год закупки основных средств (2006 год) и уменьшение в следующем периоде (2007 год).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте России

Методика

Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации предлагается получать из органов статистики (в частности, с официальных интернет-сайтов, из статистических сборников и по запросам), а также из органов МНС РФ.
Среднюю заработную плату налоговые органы обычно рассчитывают на основании данных налоговой декларации или расчёта авансовых платежей по страховым взносам в ПФ, т. к. она сдаётся всеми организациями (и на УСН, и на ЕНВД), причём эти отчёты сдаются ежеквартально. Из этого отчёта берется налоговая база. А среднесписочная численность определяется из формы 4-ФСС, поскольку в отчётах в ПФ содержится просто количество работающих человек.

Подсказка для бухгалтера
В том случае, если этот критерий заинтересовал налоговые органы, нужно привести максимальное количество фактов и документов, показывающих оправданность невысоких доходов персонала. Возможные причины низкой заработной платы:

  • неполный рабочий день сотрудников (это должно быть видно из табелей учёта рабочего времени);
  • недолгий опыт работы в компании;
  • низкая квалификация персонала (об этом, в частности, свидетельствует трудовой стаж).

В Ярославской области по этому критерию работа ведётся не только с помощью выездных проверок, но и с помощью приглашений на комиссии в инспекциях (в 2006 году таким образом зарплату «подтягивали» до прожиточного минимума, в 2007 году – до среднеотраслевой). К тем же, кто не внял просьбам инспекторов, применяются уже другие методы.

Для расчёта средней заработной платы за 12 месяцев 2007 года «Рога и копыта» использовали следующие данные ФОП - 320 тыс. руб., средняя численность – 5 чел.


Средняя заработная плата по отрасли «Торговля с/х сырьём и живыми животными» - 5688 руб. Следовательно придётся делать копии с заявлений сотрудников о переходе на неполный рабочий день, о предоставлении отпуска без содержания, с табелей учёта рабочего времени и оправдываться перед налоговой.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять спецрежимы (УСН, сельхозналог, ЕНВД).

Методика

В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение календарного года).

Для ЕСХН – доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 процентов. Данные о сельскохозяйственной выручке берутся из декларации по ЕСХН, об общей выручке – из отчёта о прибылях и убытках.

  • доля участия других организаций составляет не более 25 процентов (проверяется по реестру юридических лиц);
  • средняя численность работников за налоговый (отчётный) период составляет не более 100 человек (проверяется по форме 4-ФСС). При приближении к этому критерию возможна проверка, в ходе которой чиновники будут искать недочёты в кадровых документах, особенно связанных с увольнением (возможное искажение численности персонала);

    остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов составляет не более 100 млн. рублей (по сдаваемой отчётности проверку выполнить невозможно, в декларациях по УСН нет такого показателя, а баланс не сдается); налоговая может потребовать инвентарную ведомость основных средств;

  • предельный размер доходов по итогам года не более 24,8 млн. рублей (проверяется по декларации УСН).

Для ЕНВД:

    площадь торгового зала магазина или павильона по каждому объекту организации розничной торговли составляет не более 150 кв. метров;

    площадь зала обслуживания посетителей по каждому объекту организации общественного питания составляет не более 150 кв. метров;

    количество имеющихся автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг, составляет не более 20 единиц;

    общая площадь спальных помещений в каждом объекте, используемом для оказания услуг по временному размещению и проживанию, не более 500 кв. метров.

Подсказка для бухгалтера
Проверка может производиться как на соответствие предельным показателям, так и на участие в схемах «ухода от налогов». Логика налоговиков в данном случае такова – если предприятие только-только вписывается в показатели, то возможно, или оно уже выходило за рамки, или создано специально, лишь с целью получения налоговой выгоды.
Проверка производится по данным представленной декларации, дополнительно могут быть затребованы подтверждающие документы (договоры аренды, разрешительные, правоустанавливающие документы, журналы учёта путевых листов и другие документы).

Примеры «опасных» налоговых схем с участием «упрощенцев»:

  • компания, занимающаяся оптовой торговлей, привлекает дружественную компанию на «упрощенке» для реализации товара по договору комиссии, причем торговая наценка целиком остается в распоряжении комиссионера и облагается по ставке 6 % .
  • компания, владеющая торговым центром, сдает в аренду все его площади нескольким «упрощенцам», те в свою очередь передают эти площади в субаренду конечным арендаторам по цене в семь-девять раз дороже.

7. НДФЛ. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за год.

Методика

Доля профессиональных налоговых вычетов в общей сумме их доходов превышает 83 %.

Подсказка для бухгалтера
Достаточно спорное соотношение: если для организаций критерием риска налогового правонарушения является неоднократное получение убытка, то для индивидуальных предпринимателей таким критерием является минимальная прибыль по итогам календарного года. Очевидно, ФНС уверенна, что какая-то сумма, должна оставаться в распоряжении предпринимателя на личные расходы.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

Методика

Здесь налоговые органы ссылаются на Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». В соответствии с этим постановлением:

    налоговая выгода может быть признана необоснованной, если для целей налогообложения учтены операции, проведённые не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера);

  • налоговая выгода не может быть признана обоснованной и в случаях, если она получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной деятельности.

Сформулированы критерии, по которым судьи арбитражных судов могут прийти к выводу о необоснованности налоговой выгоды:

    невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных им операций с учётом времени, места нахождения имущества или объёма материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

    отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности из-за отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

    учёт для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учёт иных хозяйственных операций;

    совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объёме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учёта.

Подсказка для бухгалтера
Как видно, приведённые высшей судебной инстанцией формулировки весьма размыты. Налоговики могут истолковать их так, как посчитают нужным. Но в то же время суд может не согласиться с мнением инспекторов и признать правоту налогоплательщика. Сейчас судьи стали вникать в содержательную часть экономических операций и в их целесообразность.
Иными словами нужно убедить суд в том, что «спорный» факт хозяйственной деятельности, действительно имел место. Т.е. его осуществление было обеспечено наличием достаточного времени, оборудования соответствующей мощности, материалов, площадей для хранения, транспортных средств, трудовых ресурсов. Все процессы, отраженные в бухгалтерском учёте должны представлять собой логичную, оправданную хозяйственной необходимостью цепь событий.

Примеры позиций ВАС относительно ряда ситуаций, когда он признал решения налоговых органов недействительными:

  • Покупая товар через взаимозависимые компании, предприятие не становится недобросовестным (определение ВАС от 19 сентября 2008 г. № 11691/08).
  • Ссылка инспекции на нерыночное ценообразование не даёт оснований автоматически признавать организацию участником схемы (определение ВАС от 16 октября 2008 г. № 13702/08).
  • Надо ещё доказать, что сделка между зависимыми фирмами заключена по ценам ниже рыночных с целью неправомерно возместить налог (постановление ВАС от 4 марта 2008 г. № 13797/07).

По мнению Конституционного Суда РФ: обоснованность расходов, уменьшающих налоговую базу, нельзя оценивать с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата (определение КС от 4 июня 2007 г. № 320-О-П).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Методика

Согласно п.п. 4 п. 1 статьи 31 НК РФ налогоплательщик, получив уведомление налогового органа, обязан представить в течение пяти дней необходимые пояснения по изложенным в нём вопросам, или внести в отчётность исправления. Основаниями для уведомления могут быть выявленные в ходе камеральной проверки следующие факты:

  • ошибки в налоговой декларации (расчёте);
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа.

Подсказка для бухгалтера
Данным пунктом налоговики призывают не оставлять без внимания их желание разобраться в ситуации, не выезжая с проверкой на предприятие. Поддерживать диалог с инспекцией на расстоянии в ваших же интересах.

10. Неоднократная (2 и более раза) «миграция» между налоговыми органами

Методика

Имеется в виду не смена адресов вообще, а смена адресов в моменты проведения выездных налоговых проверок, причём с изменением места постановки на учёт (переход в другую ИФНС).

Подсказка для бухгалтера
Отметим, что «переезды» всегда настораживают налоговиков. Работа с этим критерием строится при помощи реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), который позволяет отследить перемещения. Риск стать претендентами на выездную проверку традиционно имеется у компаний, которые указывают при регистрации в качестве адреса места нахождения так называемые «адреса массовой регистрации».

Сейчас на сайте http://www.nalog.ru/ появился соответствующий сервис , где можно проверить, относится ли место регистрации вашей организации к местам «массовой регистрации».

11. Отклонение как минимум на 10 % уровня рентабельности по данным бухгалтерского учёта от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики

Методика

Рассчитываются два показателя по данным бухгалтерского учёта:

  • рентабельность продаж;
  • рентабельность активов.

Полученные данные сравниваются со средними показателями по основному виду деятельности налогоплательщика. При существенном отклонении (рентабельность налогоплательщика меньше среднеотраслевой на 10% и более) может быть принято решение о проведении выездной налоговой проверки по налогу на прибыль организаций за соответствующий период.
Отраслевую рентабельность можно установить из специальных сборников, публикуемых Росстатом, или на сайте http://www.gks.ru/ . В приложении к приказу о принятии Концепции тоже приведен перечень этих данных, который ежегодно будет обновляться.


Рентабельность продаж рассчитывается как отношение величины сальдированного финансового результата от продаж (строка 050 «Прибыль (убыток) от продаж» формы № 2.) к полной себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг (сумма строк 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг», 030 «Коммерческие расходы» и 040 «Управленческие расходы» формы № 2).

Подсказка для бухгалтера
Основные возможные причины низкой рентабельности аналогичные тем, о которых уже говорилось в связи с убыточностью и опережающим ростом расходов:

  • мизерная наценка;
  • скидки или другие мероприятия по привлечению клиентов;
  • высокая конкуренция - нельзя продать товар дороже рыночной цены;
  • значительное удорожание сырья;
  • привлечение более квалифицированной рабочей силы, и т.д.

Определим рентабельность продаж наших «Рогов и копыт».
Прибыль от продаж по строке 050 формы № 2 = 1760 тыс. руб.
Расходы по строкам 020, 030 и 040 формы № 2 = 16391 тыс. руб., 112 тыс. руб., 258 тыс. руб.

Рентабельность проданных товаров составит 10,5%. Среднеотраслевой показатель рентабельности продаж для оптовой торговли 11,5%. Допускается отклонение этого показателя в сторону уменьшения на 10%, то есть минимальный уровень рентабельности составляет 10,4% (11,5% – 11,5 х 0,1). Значит, нет у нас риска по данному критерию.

Под рентабельностью активов понимается соотношение сальдированного финансового результата (строка 190 «Чистая прибыль (убыток) отчётного периода» формы № 2.) и стоимости активов организации (средняя арифметическая величина валюты баланса на начало и на конец периода).

В1 - валюта баланса на начало периода;
В2 - валюта баланса на конец периода.

Подсказка для бухгалтера
Возможные причины низкой рентабельности активов:

  • большое количество непрофильных активов (социальные объекты, вспомогательные цеха и т. д.);
  • большой объём дебиторской задолженности (неплатежи либо отсрочка платежей);
  • наличие на балансе большого объёма неликвидов.

Рассчитаем рентабельность активов. Для этого нужна величина чистой прибыли (стр. 190 формы № 2) - 915 тыс. руб. Валюта баланса на начало и конец периода: 13 270 тыс. руб. и 16 582 тыс. руб.

Рентабельность активов – 6,13%.
Средний показатель по отрасли - 9,9%, причём, допустимо иметь 8,91% (9,9% – 9,9% х 0,1).
А рентабельность активов ООО «Рога и копыта» существенно ниже. Это говорит о том, что налоговые органы оценят риск совершения такой организацией налогового правонарушения как достаточно высокий. Проанализировав структуру баланса, предприятие определило, что значительную часть активов занимает дебиторская задолженность. Предприятие собрало доказательства, подтверждающие ведение активной работы с должниками (например, выставленные претензии).

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском

Методика

Данный критерий раскрывает наиболее типичные схемы ухода от налогообложения. Налоговая служба их публикует. В настоящее время на сайте службы указаны четыре схемы.

  1. Первая из них связана с получением необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм-однодневок. Здесь включаются в цепочку хозяйственных связей лица, не исполняющие свои налоговые обязательства. В результате создаются фиктивные расходы, уменьшающие прибыль для целей налогообложения, и необоснованно получаются вычеты по НДС.
  2. Вторая схема - вексельная. Популярна в компаниях, работающих с недвижимостью (агентства недвижимости, инвесторы, страховые компании). Покупатель квартиры, заключивший договор инвестирования на строительство жилья, расплачивается с застройщиком (агентством недвижимости) векселем, приобретённым у организации, зависимой от застройщика. Это позволяет всем участникам незаконно минимизировать свои налоговые обязательства.
  3. Третья схема способствует получению необоснованной налоговой выгоды при производстве алкогольной продукции (водки). Специфика данной схемы связана с тем, что налоговая нагрузка по акцизу при производстве из спиртосодержащей продукции гораздо ниже, чем при производстве из этилового спирта.
  4. Последняя схема уделяет внимание компаниям, штат которых наполовину состоит из инвалидов. Формально такая организация соответствует требованиям, предъявляемым для освобождения от уплаты НДС, но при этом она производит продукцию силами не инвалидов, а персонала, привлечённого по договорам аутсорсинга.
  • исключить сомнительные операции при расчёте налоговых обязательств за соответствующий период;
  • уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых для снижения рисков, (уточнении налоговых обязательств), для того чтобы ФНС смогла принять во внимание этот факт при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Уведомить - значит подать в свою инспекцию уточненные декларации по налогам за те периоды, в которых выявлено осуществление деятельности с высоким налоговым риском.
В дополнение к декларациям налоговики предлагают написать пояснительную записку (в приказе № ММ-3-2/467@ приведён её шаблон). Из неё следует, что компании призывают добровольно признаться в недостаточной осмотрительности при выборе контрагентов. И попросить у налоговиков, чтобы они «зачли» добровольное раскаяние при отборе кандидатов на проверку. При этом ФНС пообещала, что требовать никаких поясняющих документов по таким «уточненкам» не будут.

Подсказка для бухгалтера
Сомнительную операцию, иными словами сделку с проблемным партнёром не обязательно исключать из расходов предприятия. Необоснованность налоговой выгоды может быть установлена, только если инспекторы докажут, что организация действовала без должной осмотрительности при выборе контрагента, т.е. ей не могло быть не известно о нарушениях партнёра. Поэтому предприятию важно показать, что оно выполняло все требования налогового законодательства при заключении сделки.
Для того чтобы не давать в руки налоговиков поводов для подозрений в вашей недобросовестности, нужно уделить особое внимание следующим фактам:

  1. Документации:
    • оформлять все документы на поставку (работы, услуги) согласно букве закона (все реквизиты контрагента должны быть заполнены);
    • подписывая бумаги, избегать факсимиле;
    • подтверждать доставку грузов товарно-транспортными накладными (несмотря на то, что при учёте торговых операций наличие ТТН законодательством не предусмотрено (определения ВАС от 23 октября 2008 г. № 13167/08, от 28 мая 2008 г. № 6700/08)).
  2. Данным контрагента:
    • проверять госрегистрацию контрагента в ЕГРЮЛ (официально запросить платную выписку в налоговой, либо посмотреть на сайте ФНС http://www.nalog.ru/ , где размещают также адреса массовой регистрации);
    • подтверждать личные контакты с партнёром (оформить протоколы встреч, распечатки телефонных переговоров и т. д.)
    • проверять полномочия доверенных лиц поставщика (доверенность, копия паспорта, для руководителя - копия решения учредителей о назначении директором. Действительность паспортов можно проверить на сайте ФМС http://www.fms.gov.ru/).
    • проверять руководителя контрагента на наличие дисквалификации (официально запросить информацию у уполномоченного органа, который формирует и ведёт реестр дисквалифицированных специалистов (МВД), либо посмотреть на сайте ФНС http://www.nalog.ru/)
    • проверять лицензируемые виды деятельности (копия лицензии и оценка её на действительность, например, для строительных лицензий это можно сделать на сайте ФГУ ФЛЦ http://www.flc.ru/).
  3. Расходам - подтверждать их хозяйственную необходимость наличием служебных записок, приказов директора и т.д.
  4. Ценообразованию - обосновывать правомерность данными мониторинга рынка: распечатками из интернета, информацией из СМИ, копиями счетов других организаций.

Подведём итог

Мы надеемся, что обзор всех методик, не только дал вам представление об объёме работы, но и позволил вникнуть в её суть, убедил в её необходимости. Решившись на ведение этой аналитической работы вы получите два больших плюса:

  • С одной стороны регулярно занимаясь самоконтролем с помощью критериев вы cможете определить свой гибкий стиль общения с налоговой: в каких-то вещах идти навстречу требованиям налоговиков, подстраиваясь под предложенные стандарты; в каких-то - уверенно держаться собственной позиции.
  • С другой стороны работа с критериями полезна не только для ведения переговоров с ФНС постфактум. Она даёт возможность углубленно заняться налоговым планированием, заранее предвидя реакцию налоговых органов. Шаг за шагом вы подойдёте к золотой середине. С помощью СБиС++ этот путь cможет стать более лёгким на этапе расчётов и более творческим на этапе принятия решений.

Дословная формулировка: "Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности".

"Расшифровка показателя" противоречит названию показателя.

Фактически здесь можно проверить два критерия:

1) Налоговые расходы должны расти не быстрее налоговых доходов (критерий "Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)")

Темп роста рассчитывается как отношение текущего показателя к базовому (например, показателя за прошлый год и за текущий год). Налоговые доходы и расходы определяются из декларации по прибыли по строкам 010, 020, 030, 040 Листа 02.

Пример

Согласно декларации по налогу на прибыль за 2010 г. доходы организации "Альфа" от реализации товаров (работ, услуг) составили 74 256 158 руб. (стр. 010 листа 02). Расходы организации от реализации товаров (работ и услуг) составили 69448546 руб. (стр. 030 листа 02). За 2009 г. доходы от реализации составили 65683546 руб., а расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации, - 64 354 645 руб.

Темп роста доходов составил 1,07 (74256158/69448546)
Темп роста расходов составил 1,02(65683546/64354645)
Темп роста расходов не опережает темп роста доходов (1,02<1,07)

В результате организация не включена в план выездных проверок.

2) Должно примерно выполняться соотношение (критерий "Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности"):

Tp Расходов
нал
Тр Расходов
бух
(2)
Tp Доходов
нал
Тр Доходов
бух

Определяют его в три этапа.

Сначала выясняют соотношение роста затрат к росту доходов исходя из декларации по налогу на прибыль.

Потом тот же расчет производят по форме № 2, при этом бухгалтерские доходы и расходы определяются из формы 2 суммированием строк (010, 060, 080, 090) и (020, 030, 040, 070, 100) графы 3 по отчетности до 2011г.

По бухгалтерской отчетности с 2011г. доходы и расходы определяются по Отчету о прибылях и убытках суммированием строк (2110, 2310, 2320, 2340) и (2120, 2210, 2220, 2330, 2350) графы за отчетный период.

В последнюю очередь сопоставляют полученные итоги.

Продолжение предыдущего примера

данные по ООО "Альфа"

Темп роста бухгалтерских расходов 1,01 (65083/64254)

Темп роста бухгалтерских доходов 1,08 (75226/69745)

Соотношение (2) выполняется, темпы роста бухгалтерских расходов не опережают темпы роста бухгалтерских доходов.

Сопоставляем темпы роста в налоговом и бухгалтерском учете.

1,02 > 1,01 налоговые расходы растут быстрее бухгалтерских расходов

1,07 < 1.08 налоговые доходы растут медленнее бухгалтерских доходов

Наличие обоих несоответствий налоговые органы могут истолковать их как признаки сокрытия выручки от реализации с одновременным завышением расходов.

Есть вероятность, что для ООО "Альфа" будет назначена выездная проверка.

Что предпринять, если по этому показателю вы в зоне риска

Бухгалтеру следует проанализировать ситуацию и выяснить причины расхождений.

Возможные причины несоответствий по показателю (1):

Цены на выпускаемую продукцию увеличиваются не так существенно, как на необходимое сырье и комплектующие

Можно ссылаться на опережающий рост и других затрат: зарплаты персонала, коммунальных расходов и пр.

Документы, которые пригодятся в подобной ситуации: статистические справочники, сведения с бирж, счета контрагентов, прайс-листы поставщиков и т. д.

Кроме того, в качестве аргументов можно использовать такие события, как единовременная оплата значительных косвенных расходов, освоение новой деятельности и почти неизбежные убытки, временное прекращение отгрузки товара.

Возможные причины несоответствий по показателю (2):

Большой объём операций, по-разному отражаемых в бухгалтерском и налоговом учете (политика списания ТМЦ, основных средств и т.д.).

Судебно - арбитражная практика

Решения в пользу налогоплательщика

1.Налоговые органы увеличение управленческих расходов ООО "УдмуртЭнергоНефть" признали необоснованными. Причина данные затраты не привели к росту прибыли.

Организацией создана новая система управления. Такие затраты не приведут к быстрому увеличению доходов поскольку направлены на перспективу. Оправданными считаются расходы, направленные на получение дохода.

(Постановление ФАС Уральского округа от 05.04.2007 № Ф09 -2229/07-С3)

2.Налоговые органы при проверке "Молвино агро" признали расходы по капитальному ремонту основных средств, не прошедших государственную регистрацию, необоснованными.

Решение суда: в требовании налогового органа отказать.

Расходы на ремонт основных средств учитываются в целях налогообложения независимо от государственной регистрации права на основные средства.

(Постановление ФАС ПО от 26.01.2010 по делу N А72-8244/2009)

Решение не в пользу налогоплательщика

1. Налоговые органы при проверке ОАО "МПЗ" не признали расходы на консультационные и управленческие расходы обоснованными.

Решение суда: требования налогового органа удовлетворить.

Контрагенты, оказавшие данные услуги исчезли, и проверить достоверность документов невозможно.

Ведущий эксперт журнала «Главбух»

Узнать, грозит ли компании выездная проверка, можно проанализировав финансовые показатели. Инструкция по их расчету - в этой статье. В ней же информация о том, какие документы и пояснения могут предотвратить визит налоговиков.

Вот три основных критерия, которые инспекторы будут использовать при планировании выездных проверок по налогу на прибыль:
- убытки в бухгалтерской или налоговой отчетности;
- рентабельность отклоняется от среднестатистического уровня;
- темп роста расходов опережает темп роста доходов.

Эти критерии - из Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@.

О первом из этих критериев - убытках в бухгалтерской и налоговой отчетности - мы подробно рассказали в прошлом номере журнала (см. «Главбух» № 13, 2007, стр. 73-78). Поэтому сейчас на этом критерии останавливаться не будем. А вот значения показателей рентабельности и темпов роста доходов и расходов проанализируем подробно.

О том, как инспекторы будут использовать данные показатели, ФНС России рассказала в специальном документе. Он называется «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок от 25 июня 2007 г.». Документ выпущен как приложение к Концепции системы планирования выездных налоговых проверок и опубликован на официальном сайте налоговой службы (www.nalog.ru).

Сравнение рентабельностисо среднестатистическим уровнем

Оценивать этот критерий инспекторы будут на основании бухгалтерской отчетности предприятия за предыдущий год. Взяв из нее необходимые цифры, они рассчитают два показателя - рентабельность продаж и рентабельность активов.

Полученные значения налоговики сравнят со среднестатистическими показателями рентабельности по тому виду деятельности, которым занимается компания. И если окажется, что хотя бы один из коэффициентов рентабельности меньше среднеотраслевого на 10 процентов и более, налоговики включат организацию в список подозрительных.

Конкретные значения среднестатистических показателей за 2006 год по всем отраслям экономической деятельности ФНС России привела в приложении 2 к Общедоступным критериям. А о том, как рассчитать показатели рентабельности по конкретному предприятию, мы расскажем ниже.

Рентабельность продаж

Как рассчитать показатель. Его значение инспекторы будут определять по формуле:
Рпр = ФРпр: Спр,
где Рпр - рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг;
ФРпр - финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж (показатель строки 050 Отчета о прибылях и убытках);
Спр - себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (сумма строк 020, 030, 040 Отчета о прибылях и убытках).

Понятно, что если по итогам года в отчетности был отражен убыток, значение рентабельности продаж получится отрицательным.

Проанализируем среднестатистические показатели за 2006 год, приведенные налоговой службой в приложении 2 к Общедоступным критериям.

В некоторых отраслях средний уровень рентабельности не превышает 10 процентов. Например, для строительных организаций средняя рентабельность продаж составляет 5,6 процента, для предприятий розничной торговли - 4,9 процента, для образовательных организаций - 6,6 процента. Поскольку налоговики считают допустимыми отклонения в пределах 10 процентов, получается, что для предприятий этих отраслей вполне нормальной будет считаться даже отрицательная рентабельность. То есть небольшие убытки.

А вот для других сфер деятельности отрицательная рентабельность продаж - свидетельство подозрительных отклонений от среднего уровня рентабельности (более чем на 10%). В частности, это относится к предприятиям оптовой торговли (средняя рентабельность продаж - 14,1%), металлургического производства (средняя рентабельность продаж - 36,3%), для финансовой деятельности (средняя рентабельность продаж - 17,6%). Даже небольшие убытки в отчетности предприятий этих отраслей инспекторы будут считать подозрительными.

Как обосновать отклонения. Допустим, расчеты показали, что рентабельность продаж за год отклоняется от среднестатистической более чем на 10 процентов. И все же это еще не значит, что в ближайшем будущем к вам непременно придут с выездной проверкой. По словам представителей ФНС России, перед тем, как включить компанию в план проверок, инспекторы будут выяснять причины отклонений. Делать это они будут в рамках камеральных проверок деклараций по налогу на прибыль на основании статьи 88 Налогового кодекса РФ. Эта статья предоставляет инспекторам право требовать в ходе проверки необходимые пояснения и документы. Разберемся, какие документы имеет смысл подготовить, чтобы подозрения с компании были сняты.

Самая распространенная причина, по которой рентабельность продаж может оказаться низкой, - это вынужденные неприбыльные операции по реализации товаров. Они хоть и являются нежелательными, но могут встретиться в деятельности любой компании. Вызваны они могут быть совершенно разнообразными причинами. Например:
- истечением срока годности или моральным устареванием товара;
- ростом закупочных цен при невозможности изменения цен реализации;
- распродажей товара из-за смены направления деятельности.

Имейте в виду: во всех ситуациях, когда компания продает товары по сниженным ценам, обоснованность расходов имеет смысл подтверждать дополнительными документами.

В частности, ими могут быть:
- акт (или протокол) инвентаризационной комиссии;
- приказ руководителя о снижении цен.

В акт инвентаризационной комиссии имеет смысл включить:
- сведения о характеристиках, свойствах и качестве товара;
- причины, по которым его нельзя продать с прибылью;
- заключение о вынужденной необходимости совершить сделку с убытком.

Другая распространенная причина неприбыльных продаж - демпинговая политика, направленная на расширение рынка сбыта и вытеснение конкурентов. В этом случае главный документ, подтверждающий обоснованность неэффективных продаж, - бизнес-план либо утвержденная руководителем маркетинговая политика. Если из этих документов будет видно, что низкая рентабельность продаж запланирована изначально, дополнительных вопросов у инспекторов быть не должно. Ведь конечная цель этой стратегии - получение прибыли от продаж в будущем.

Рентабельность активов

Как рассчитать показатель. Формула, которую будут применять инспекторы, выглядит так:
Pa = ФРa: Ca,
где Рa - рентабельность активов;
ФРа - финансовый результат (прибыль или убыток) (показатель строки 190 Отчета о прибылях и убытках);
Сa - стоимость активов (показатель валюты баланса).

Если в отчетности был отражен убыток, показатель ФРа будет отрицательным и, соответственно, значение коэффициента рентабельности продаж тоже.

Как обосновать отклонения. Рентабельность активов - более общий показатель, чем рентабельность продаж. Он показывает, насколько прибыльны все затраты предприятия в целом. Соответственно, низкое значение этого показателя может быть вызвано прежде всего теми же причинами, что и низкое значение показателя рентабельности продаж.

Приведем несколько примеров. Допустим, в 2006 году организация провела дорогостоящий ремонт. Затраты на него списаны единовременно, что и явилось причиной низкого показателя рентабельности активов. В этой ситуации достаточно иметь документы, подтверждающие экономическую обоснованность затрат на ремонт. Кроме того, не помешает запастись приказом руководителя о необходимости проведения ремонта и утвержденной им сметой расходов.

Или такая распространенная ситуация. Организация решила заняться новым видом деятельности. В связи с этим в 2006 году она потратила много средств на маркетинговые исследования, консультации со специалистами, закупку нового оборудования, научные разработки и т. п. Однако получить отдачу от этих затрат планируется только через несколько лет. Естественно, по итогам 2006 года показатель рентабельности активов получится достаточно низким. Обосновать эту ситуацию поможет грамотно составленный бизнес-план. Из него должно быть видно, что крупные расходы при минимальных доходах на начальном этапе развития запланированы изначально. А приносить прибыльти первоначальные вложения начнут только через несколько лет.

Кроме того, на показатель рентабельности активов могут повлиять и крупные сделки, напрямую не связанные с доходами и расходами от продаж. Например, компания приобрела в анализируемом периоде недвижимость. Или же взяла крупный заем.

Сравнение темпов роста расходови темпов роста доходов

В Концепции системы планирования выездных налоговых проверок этот критерий сформулирован очень расплывчато. И все же попробуем разобраться, как инспекторы будут применять его на практике.

Что будут анализировать налоговики

Подозрительным налоговики должны считать «опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)». Так сказано в Концепции. При прочтении этой формулировки возникает множество вопросов. По данным какой отчетности будут рассчитываться эти темпы: бухгалтерской или налоговой? Какая формула будет при этом применяться? Какие периоды необходимо использовать в расчетах?

Некоторые пояснения ФНС России привела в Общедоступных критериях. Из них следует, что налоговые инспекторы будут рассчитывать темпы роста расходов и доходов не только по налоговой, но и по финансовой отчетности. И «несоответствия» между «бухгалтерскими» и «налоговыми» темпами они тоже будут считать подозрительными. Таким образом, на самом деле пояснение налоговой службы вопросов только добавило.

За разъяснениями мы решили обратиться к одному из разработчиков критериев Константину Новоселову, советнику государственной гражданской службы РФ 2-го класса.

Он пояснил, что такой критерий, как сравнение темпов роста доходов и расходов, нельзя определить однозначно и может быть несколько вариантов подсчета. Каким воспользоваться - налоговый инспектор может решить самостоятельно, в зависимости от конкретной ситуации и проверяемой организации. Так, можно проанализировать как доходы и расходы, связанные с реализацией, так и общие доходы и расходы компании. Такой же подход предполагается и к выбору периодов для расчета темпов роста доходов и расходов. Какие конкретно периоды выбрать, налоговый инспектор может решить сам. За основу могут быть взяты как налоговые периоды, так и отчетные. Причем сравниваться могут не только ближайшие периоды (последний период с предпоследним и т. п.). Рассчитывая темпы роста, можно сравнить и отчетные периоды этого года с аналогичными периодами прошлого года (например, первое полугодие 2007 года и первое полугодие 2006 года и т. п.).

Что считать «несоответствием» темпов роста доходов и расходов, то здесь возможен вариант анализа как по относительным показателям (отклонение в процентах), так и по абсолютным (разница в рублях). Кроме того, можно проанализировать темпы роста доходов и расходов, рассчитанные по данным налоговой и финансовой отчетности за один или несколько периодов, а также сравнить темпы роста доходов и расходов по данным налоговой отчетности за разные периоды.

Формулы расчета темпов роста

Рассмотрим два основных способа расчета темпов роста, которые применяются в статистике.

Сравнение с базисным периодом. Этот способ предполагает, что показатели каждого анализируемого периода соотносятся с показателями периода, выбранного базисным. Допустим, за базу взят 2004 год. Тогда темпы роста доходов за последующие годы будут определены так:
Т(Д)2005 = Д2005: Д2004
Т(Д)2006 = Д2006: Д2004,
где Т(Д)2005 - темп роста доходов в 2005 году по сравнению с 2004 годом;
Т(Д)2006 - темп роста доходов в 2006 году по сравнению с 2004 годом;
Д2004 - доходы за 2004 год;
Д2005 - доходы за 2005 год;
Д2006 - доходы за 2006 год.

Соответственно, в общем виде формула выглядит так:
Т(Д)n = Дn: Дбаз,
где Т(Д)n - темп роста доходов в анализируемом периоде;
Дn - сумма доходов, полученная в анализируемом периоде;
Дбаз - сумма доходов, взятая за базу.

Темпы роста расходов рассчитываются аналогично, например:
Т(Р)2005 = Р2005: Р2004
Т(Р)2006 = Р2006: Р2004,
где Т(Р)2005 - темп роста расходов в 2005 году по сравнению с 2004 годом;
Т(Р)2006 - темп роста расходов в 2006 году по сравнению с 2004 годом;
Р2004 - расходы за 2004 год;
Р2005 - расходы за 2005 год;
Р2006 - расходы за 2006 год.

В общем виде формула выглядит так:
Т(Р)n = Рn: Рбаз,
где Т(Р)n - темп роста расходов в анализируемом периоде;
Рn - сумма расходов в анализируемом периоде;
Рбаз - сумма расходов, взятая за базу.

Сравнение с предыдущим периодом. При этом способе темпы роста (или снижения) определяются применительно к предшествующим периодам. То есть доходы и расходы за каждый анализируемый период сопоставляются с аналогичными показателями предыдущего периода.

Допустим, периодом для расчетов выбран год. Вот как будут вычислены темпы роста доходов за последние два года:
T(Д)2006 = Д2006: Д2005
Т(Д)2005 = Д2005: Д2004,
где Т(Д)2006 - темп роста доходов в 2006 году по сравнению с 2005 годом;
Т(Д)2005 - темп роста доходов в 2005 году по сравнению с 2004 годом.

Соответственно, в общем виде формула будет выглядеть так:
Т(Д)n = Дn: Дn – 1,
где Т(Д)n - показатель темпа роста доходов в n-ом периоде по сравнению с (n – 1)-ым периодом;
Дn - сумма доходов в n-ом периоде;
Дn – 1 - сумма доходов в (n – 1)-ом периоде.

Темпы роста расходов за последние два года рассчитываются аналогично, например:
T(Р)2006 = Р2006: Р2005
Т(Р)2005 = Р2005: Р2004,
где Т(Р)2006 - темп роста расходов в 2006 году по сравнению с 2005 годом;
Т(Р)2005 - темп роста расходов в 2005 году по сравнению с 2004 годом.

В общем виде эта формула выглядит так:
Т(Р)n = Pn: Pn – 1,
где Т(Р)n - показатель темпа роста расхода в n-ом периоде по сравнению с (n – 1)-ым периодом;
Рn - сумма расходов в n-ом периоде;
Рn – 1 - сумма расходов в (n – 1)-ом периоде.

Где взять показатели доходов и расходов. Рассчитывая темпы роста по данным налоговой отчетности, значения доходов и расходов нужно брать из деклараций по налогу на прибыль. Сумме доходов за соответствующий период соответствует строка 010 листа 02 декларации по налогу на прибыль. А сумму расходов можно взять из строки 030 листа 02 декларации.

Анализируя бухгалтерские показатели, сумму доходов от продаж можно взять из строки 010 Отчета о прибылях и убытках. А соответствующий показатель бухгалтерских расходов - это сумма строк 020, 030 и 040 Отчета о прибылях и убытках.

Как обосновать «несоответствие» темпов роста

Нестабильные темпы роста доходов и расходов в налоговой или бухгалтерской отчетности могут быть связаны с разнообразными особенностями хозяйственной деятельности. Например, с сезонным характером закупок и продаж. Либо с теми же причинами, из-за которых в отдельных периодах у компании был низкий уровень рентабельности (о них мы подробно написали выше). Например, с увеличением стоимости энергоресурсов при вынужденном сохранении цен реализации. Или же снижением цен на продукцию из-за истечения ее срока годности и т. п.

А несовпадение темпов роста, полученных по данным налоговой и бухгалтерской отчетности, может быть вызвано расхождениями в бухгалтерском и налоговом учете. То есть тем, что в бухгалтерском и налоговом учете установлены разные правила для учета доходов и расходов. Это влияет на показатели отчетности, а также на рассчитанные на их основе коэффициенты темпов роста.

РИА Рейтинг - 14 июл. Суммарные доходы региональных бюджетов субъектов РФ за январь - май 2017 года, согласно данным Федерального казначейства, составили 3,766 триллиона рублей. По оценке экспертов РИА Рейтинг, по сравнению с аналогичным периодом 2016 года суммарный объем доходов бюджетов субъектов РФ вырос на 10,1%, причем темпы роста значительно опережают инфляцию, которая по данным Росстата, за первые пять месяцев 2017 года составила 1,7%. В 66 российских регионах отмечен рост бюджетных доходов, в Республике Тыва их объем не изменился, в 18 - снизился. Стоит отметить, что в 45 регионах темп роста объемов доходов бюджета был выше, чем среднероссийский уровень.

Суммарные налоговые и неналоговые доходы бюджетов регионов РФ за январь - май 2017 года составили 3,15 триллиона рублей, что, по оценкам экспертов РИА Рейтинг, на 10,2% выше, чем за соответствующий период 2016 года. Объем налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов вырос также в 66 субъектах РФ, в Ростовской области и Республике Бурятия не изменились, и в 17 регионах - снизились.

Лидером по темпам роста налоговых и неналоговых доходов стал Ненецкий автономный округ, где объем поступлений вырос на 95%, что в большей степени обусловлено почти двукратным ростом объемов сборов налога на прибыль организаций. Пятикратный рост объема поступлений налога на прибыль организаций внес ощутимый вклад в общий объем налоговых и неналоговых доходов Республики Крым, которые выросли за пять месяцев 2017 года на 82%. Тройку лидеров по темпам роста налоговых и неналоговых доходов замыкает Кемеровская область (+52%), где так же значительно выросли поступления налога на прибыль организаций.

Существеннее всего объемы налоговых и неналоговых доходов сократились в Сахалинской области (-34%) и Кабардино-Балкарской Республике (-35%).

Суммарный объем расходов региональных бюджетов по итогам пяти месяцев 2017 года составил 3,2 триллиона рублей, что на 5,2% выше в сравнении с аналогичным периодом 2016 года. Темпы роста расходов региональных бюджетов оказались ниже, чем темпы роста доходов, что привело к увеличению суммарного профицита бюджетов субъектов РФ и сокращению почти в два раза количества регионов с дефицитом бюджета: по итогам пяти месяцев 2017 года их всего 25 против 45 годом ранее.

РИА Рейтинг - это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня» , специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня» - международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА Новости , Р-Спорт , РИА Недвижимость , Прайм , ИноСМИ . МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.