Маржиналистская революция. Второй этап «маржиналистской революции Маржиналистская революция в экономической науке xix века

В результате изучения материала главы студент будет:

знать

  • социально-экономические предпосылки возникновения маржинализма;
  • основных предшественников и представителей маржиналистской революции;
  • систему научных взглядов школы маржинализма;
  • сущность изменений в представлении об экономике, характерные для маржинализма;
  • теории, предшествующие маржиналистской революции;

уметь

  • охарактеризовать вклад школы маржинализма в развитие экономической теории;
  • определить взаимосвязь теоретических взглядов предшественников маржинализма и их последователей;
  • идентифицировать идеи предшественников маржинализма относительно основных экономических категорий;
  • анализировать внешние и внутренние причины изменений в экономической науке;

владеть

  • понятийным и категориальным аппаратом школы маржинализма;
  • экономическим кругозором в области прогрессивной экономической мысли Европы в XIX в.

Истоки и причины маржиналистской революции

Исторический экскурс

Маржиналистская революция, ознаменовавшаяся появлением независимо друг от друга в 1871–1873 гг. прорывных произведений К. Менгера (австрийская школа), Л. Вальраса (Лозаннская школа) и У. Джевонса (англо-американская школа), оказалась настолько радикальным событием, что наука поменяла даже свое имя: начиная с У.-С. Джевонса и А. Маршалла, в англоговорящих странах ее стали называть "Экономикс" (economics ) вместо политической экономии (political economy).

Хронологически маржиналистскую революцию принято связывать с выходом в свет трех книг: "Теории политической экономии" У.-С. Джевонса и "Оснований политической экономии" К. Менгера в 1871 г., а также "Элементов чистой политической экономии" Л. Вальраса в 1874 г.

Одновременно и независимо друг от друга вышедшие в трех странах – Англии, Австрии и Швейцарии – с совершенно разными социально-экономическими условиями и традициями экономической мысли, эти три книги имели фундаментальное сходство, позволившее потомкам назвать их авторов основателями маржиналисг- ской теории. Это сходство относилось к новому взгляду на то, в чем состоят основные проблемы экономической науки и какими методами их следует решать.

В конце XIX в. происходит переоценка ценностей классической школы и возникает новый период формирования маржиналистской теории (фр. marginalisme, от лат. marginal – предельный). В этот период происходят резкие теоретические и методологические сдвиги в экономической теории и предельные категории становятся основным инструментом маржинализма.

В ходе маржиналистской революции появляется господствующая ныне микроэкономическая теория, изложенная во всех учебниках экономике. Маржинализм осуществляет переоценку ценностей классической политической экономии.

Во-первых, в отличие от классиков, занимавшихся исследованием объективных экономических закономерностей развития общества , маржиналисты сосредоточили свое внимание на изучении мотивов поведения различных субъектов рыночной экономики.

Во-вторых, в противоположность классической теории трудовой стоимости были разработаны три концепции маржинального экономического анализа : предельной полезности, предельной производительности и равновесной цены.

В-третьих, в отличие от классиков, оперировавших средними величинами, маржиналисты во главу угла ставили величины предельные.

В-четвертых, если классики анализировали социально-классовую структуру общества, то маржиналисты придерживались нейтральной позиции в социальных вопросах и выступали за некую "чистую" экономическую науку.

Наконец, в-пятых, классики опирались главным образом на метод научного абстрагирования, в то время как маржиналисты широко использовали математические методы, в том числе дифференциальные уравнения .

К причинам маржиналистской революции можно отнести комплекс факторов, внешних для экономической науки: спад экономической активности 70–80-х гг. XIX в., обострение борьбы за рынки сбыта как внутри стран, так и на мировом рынке, монополизация рынков, появление вертикальной интеграции, дифференциации товаров и услуг. В результате произошло изменение экономического поведения:

  • для фирмы теперь стало важно не то, сколько производится товаров, а то, каков их сбыт, то, как они находят спрос на рынках;
  • соответственно фирмам необходимо не просто наращивать производство, а исследовать потребности, покупательную способность населения;
  • для сбыта стало нужно предлагать разнообразные товары, условия поставок, обслуживания, так как потребитель хочет не просто как-то удовлетворить свои первичные потребности, а требует индивидуализированного подхода;
  • потребление – не часть производства, а самостоятельная сфера, которая определяет направление производства, расходования ресурсов. Если понять правила потребительского выбора, то можно выиграть в конкуренции, удержать рынки.

Изменился и подход к исследованиям экономики:

  • переход от поисков сущности явлений к выяснению закономерностей функционирования системы в целом для того, чтобы выявить взаимосвязи всех элементов и иметь возможность изменить их в свою пользу;
  • цель исследования – не поиск истины в философском смысле, а выяснение эффективных способов использования знаний для эффективных действий экономических субъектов;
  • выяснение не причинно-следственных связей, а функционального взаимодействия элементов системы;
  • системный подход: выявление условий равновесия в закрытой системе взаимосвязанных элементов. Равновесие составляет главное условие достижения эффективности: ни один из участников экономических действий не заинтересован менять принятое решение.

Маржиналистская революция, развернувшись в 70–80-х гг. XIX в., была подготовлена в работах немецких и французских экономистов первой половины XIX в.

Исторический экскурс

Несмотря на осуществленный настоящий прорыв в экономическом анализе, у мар- жиналистской революции были предшественники. Если относить к ним всех мыслителей, объяснявших меновую ценность благ комбинацией их полезности и редкости, то начинать следует еще с Аристотеля. Эта традиция продолжалась в работах средневековых схоластов, меркантилистов (Кондильяк и др.). Однако ее представители не дошли до использования категории предельной полезности. В рамках этой традиции был разрешен и знаменитый "парадокс воды и алмаза": жизненно необходимая вода, как правило, ценится ниже в сущности ненужного алмаза. Этот парадокс, используемый критиками теории, объясняющей ценность полезностью, был разрешен Джоном Ло еще в 1705 г.

Если же рассматривать предшественников маржинализма более узко и причислять к ним только тех экономистов, которые разрабатывали основные идеи предельного анализа, то следует отметить, что в первой половине XIX в. эти идеи возникали в разных странах Европы. Такие концепции маржинализма, как закон убывания предельной полезности, потребительский излишек, предельная производительность и т.д., были сформулированы в 1830–1850-е гг. Р. Дженнингсом, С. Лонгфилдом и П. Ллойдом в Англии, Ж. Дюпюи и О. Вальрасом (отцом Л. Вальраса) во Франции, Г.-Г. Госсеном и И. Тюненом в Германии.

Такое распределение национальных исследований неслучайно. Критика классической школы политической экономии развернулась в XIX в. в основном в континентальных европейских странах. Историческая особенность экономического развития Франции, Германии, России, традиции меркантилизма и камерализма в формировании и преподавании экономической теории, внимание к изучению исторических особенностей функционирования национальной экономики в мировоззрении элиты этих стран: все предопределило поиск самостоятельных путей развития экономической теории, "отталкивания" от классической традиции, которая ассоциировалась с английской философией, особенностями развития английской экономики, общества в Англии.

В Германии критика английской школы классической политической экономии сосредоточилась на исторических предпосылках формирования хозяйства и общества, дошла до отрицания универсальных объективных законов развития общества в целом, дедуктивной методологии в исследовании экономики. В мировоззрении элиты господствующие позиции заняли историзм и эмпиризм, в преподавании теории хозяйства – подход с точки зрения решения прикладных задач: финансовая и денежная политика, высота таможенных тарифов, перераспределение доходов.

Во Франции развитие экономической науки шло как по линии все большей абстрактности (использования математических, количественных методов) в анализе экономики, так и усиления социальных, психологических, нормативных и даже утопических мотивов в экономических теориях. В методологии особое внимание уделялось рациональному и математическому подходу.

  • При раскрытии темы авторы использовали материал: Сычев Н. В. Очерки истории экономических учений. М.: Изд-во ГУУ, 1998.

В течение последней трети XIX в. появилось новое направление экономической науки – маржинализм .

В основу этого направления был положен анализ предельных величин на основе привлечения соответствующего математического аппарата (прежде всего дифференциального исчисления). Некоторые экономисты оценивают введение предельных величин в экономический анализ и в объяснение экономических явлений, а также в экономические модели как «маржиналистскую революцию».

Начало «маржиналистской революции» обычно связывают с именами трех экономистов: французского экономиста Л. Вальраса, английского – У. Джевонса и австрийского экономиста К. Менгера, опубликовавших свои работы в 1871-1874 гг.

В «маржиналистской революции» обычно выделяют два этапа.

Первый этап охватывает 1870-1880 гг. и связывается с именами трех названных выше экономистов. Центральное место в маржинализме этого периода занимает теория «предельной полезности». Ценность каждой единицы любого блага, согласно этой теории, уменьшается по мере увеличения количества этих благ, т.е. по мере насыщения спроса. Цена этого блага определяется предельной величиной – ценностью последней единицы. При этом объяснении закономерности динамики спроса связывались с психологическим поведением потребителя. Отрицание трудовой теории стоимости, свойственной классической школе политэкономии – важнейшая черта «маржиналистской революции» на первом ее этапе.

Второй этап «маржиналистской революции», хронологические рамки которого начинаются с 1890-х гг., связан с именами английского экономиста А. Маршалла, американского экономиста Дж. Б. Кларка и итальянского экономиста В. Парето. Если первый этап «маржиналистской революции» был связан прежде всего с потреблением, изучением динамики закономерностей спроса, то второй ее этап характеризуется другим – признанием необходимости обеих сфер экономической жизни – производства и потребления. Этот новый этап характеризуется также отказом от психологического подхода, что сблизило новое направление с классической политэкономией.

Основная идея маржинализма – исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли, а также в масштабе всего народного хозяйства. Экономика рассматривается маржиналистами как система взаимозависимых хозяйствующих субъектов, распоряжающихся хозяйственными благами, т.е. материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами. Поэтому благодаря «маржиналистской теории» проблемы равновесия и устойчивого состояния стали предметом анализа результатов взаимодействия с окружающей средой.

История экономических учений: конспект лекций Елисеева Елена Леонидовна

3. Маржиналистская революция. Причины и последствия маржиналистской революции

Маржиналистская революция «перевернула» экономическую науку в целом, т. е. изменила ее методы и сам предмет изучения.

60 После маржиналистской революции (после 1870-х гг.), по мнению многих современных ученых, началась эпоха современной экономической мысли.

Пожалуй, одной из причин революции можно назвать выход в свет книги Уильяма Джевонса под названием «Теория политической экономии» в то время, когда были опубликованы труды Карла Менгера. Это и послужило толчком к началу маржиналистской революции.

Считается, что маржинализм – противостояние экономическому учению Карла Маркса. Это тоже можно отнести к одной из причин маржиналистской революции.

Согласно представлениям многих ученых, маржиналистская революция одержала победу скорее всего по причинам, которые исходят изнутри самой экономической науки. К таким причинам можно отнести следующие:

1) «экономность» этой теории (одни принципы исследования);

2) аналитический инструментарий, одинаковый для всех проблем (хозяйственных и нехозяйственных);

3) универсальность метода и инструментов анализа (формирование единого языка).

Последствия, которые принесла за собой маржиналистская революция, можно выстроить следующим образом:

1) создание экономических ассоциаций, журналов;

2) абстрактный уровень анализа;

3) упрощение человеческого образа;

4) упрощение образа мира.

Сначала маржиналистов делили на школы по тому, на каком языке они разговаривают, т. е. австрийскую (немецкий язык) (представители – Карл Менгер, Ойген Бем-Баверк, Фридрих фон Визер), лозаннскую (французский язык) (представитель – В. Парето) и англоязычную (представители – Уильям Стенли Джевонс, Френсис Исидро Эджуорт, Ф. Г. Уикстид). Со временем к последней из групп присоединили Альфреда Маршала и его последователей, а группу стали называть кембриджской школой. Затем к ней присоединили Дж. Б. Кларка, а школу вновь переименовали (на этот раз в англо-американскую школу).

Английские маржиналисты – Уильям Джевонс и Френсис Эджуорт.

Уильям Стенли Джевонс (1835 – 1882) – бросил учебу в колледже при университете Лондона, в котором обучался химии и металлургии, когда 1847 г. разорился его отец. Из-за этого ему пришлось пойти на работу на монетный двор, который находился в Сиднее в Австралии. Работа позволяла ему уделять время своим увлечениям. Уильяму Джевонсу были интересны такие науки, как метеорология, экономика. Еще в юном возрасте Джевонс очень серьезно увлекался фотографией и сбором статистических данных, а также интересовался проблемами железнодорожного транспорта. В Австралии он прожил пять лет, а затем решил вернуться в Лондон, чтобы доучиться в своем университете, хотя после возращения предпочел изучать экономическую науку. Первые из работ практически не принесли ему успеха. Они назывались «Об общей математической теории политической экономии» и «Заметка о статистических способах исследования сезонных колебаний» (1862). Следующие его работы стали более известными. Это работа, посвященная цене золота (1683), а также работа под названием «Угольный вопрос» (1865). Во второй работе Уильям Джевонс рассматривает, какие проблемы могут возникнуть, если уголь в Англии закончится. И все же самые знаменитые его книги – это «Теория политической экономии» (1871) и «Принципы науки – трактат о логике и научном методе» (1874). Уильям Джевонс работал преподавателем с 1863 по 1880 гг.: сначала 13 лет в Манчестере, а затем 4 года в Лондоне.

Этого ученого можно отнести к очень разносторонним экономистам, потому как его увлекали и прикладной анализ, и статистические исследования, а также методология и логика экономической науки. Именно он составил обзор по развитию математической теории предельной полезности у каждого автора в отдельности, не уменьшая заслуг каждого из них. Также принято считать, что именно он заложил основы современной логики в своих трудах. Не стоит забывать и о его в кладе в разработку теории об индексах или попытке создать теорию о том, что экономический цикл зависит от активности солнца. Выход в свет его книги под названием «Теория политической экономии» в то время, когда были опубликованы труды Карла Менгера и послужил толчком к началу маржиналистской революции.

По мнению Джевонса, экономическая наука должна быть еще и математической, поскольку в ней достаточно цифр. Математический подход помогает сделать экономическую теорию более точной наукой. Эту науку следует основывать на статистических данных.

Френсис Исидро Эджуорт (1845 – 1926) – практически самый оригинальный экономист своего времени. Хотя его образование было домашним, оно вызвало зависть у многих. Например, не каждый способен выучить шесть языков, включая латинский. Также чуть позже он обучался гуманитарным наукам в университетах Дублина и Оксфорда. Круг его увлечений тоже не оставляет равнодушным и вызывает массу удивлений. Это и философия, и этика, и древние языки, и логика, и даже математика, которую ему пришлось осваивать самому. Эджуорт настолько хорошо владел этими предметами, что даже преподавал многие из них. Знакомство с Альфредом Маршаллом и Уильямом Джевонсом зародило в нем увлечение статистикой и экономической наукой. В 1891 г. он стал профессором экономики в Оксфорде и оставался им до 1922 г. Также в это время он стал издателем и соиздателем с таким ученым, как Джон Мейнард Кейнс. В этом же году Эджуорт был назначен председателем редакционного совета известного всем «Экономического журнала». Писал он по большей части статьи для журналов, а также статьи для Словаря Палгрейва (Словаря политической экономии, изданного в 1925 г.). Еще Френсис Эджуорт известен как автор книги «Математическая психология» (1881). Произведения этого ученого как сейчас, так и при его жизни были очень сложны для понимания, потому что его труды – это достаточно сложная смесь из цитат латинских и греческих авторов и очень сложной математики. Больше всего Эджуорта волновали экономические проблемы, которые были связаны с ограничением конкуренции, а также с ценовой дискриминацией. Из всех его вкладов в экономическую теорию самый оригинальный – это его вклад в теорию обмена.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Банковское дело: шпаргалка автора Шевчук Денис Александрович

Тема 9. Инфляция (И). Причины, социально-экономические последствия и методы регулирования. Особенности инфляции в России И. – это рост общего уровня цен в стране и переполнение в связи с этим каналов денежного обращения бумажными деньгами сверх потребностей в них,

Из книги Деньги. Кредит. Банки: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

22. Формы проявления, причины и последствия инфляции Понятие “инфляции” появилось в 1864 г. после обесценивания бумажных денег в США. Раннее этот термин существовал в другой форме и имел название «дороговизна». Представление об инфляции появилось сразу с металлическими

автора Елисеева Елена Леонидовна

2. Маржиналистская теория ценности и ее преимущества Маржиналистский подход к теории ценности противопоставляется классическому подходу, т. е. цена на товар должна опираться на спрос, а не на издержки. Маржиналисты придавали очень большое значение вкусу и предпочтению

Из книги История экономических учений: конспект лекций автора Елисеева Елена Леонидовна

1. Причины и последствия феодальной раздробленности. Рост феодального землевладения Период политической раздробленности наступил в XII – XV вв. Это закономерный исторический этап в развитии феодализма. Одной из причин феодальной раздробленности был раздел древнерусских

Из книги Антикризисное управление автора Бабушкина Елена

7. Кризисы государственного управления: причины, последствия, преодоление Кризис государственного управления – это особая форма политической системы общества, органов государственной власти, сопровождающаяся нестабильностью, снижением уровня управляемости

Из книги Личные деньги: Антикризисная книга автора Пятенко Сергей

1.3. Инфляция: причины, следствия и последствия Инфляция: за деньги нельзя купить здоровье, счастье, любовь и многое из того, что можно было купить за эти деньги год назад. Наша версия высказывания афориста Э. Макензи Определение. Существует множество разнообразных

Из книги Инфляция и ее последствия автора Сапов Григорий

Инфляционное перераспределение: причины и последствия Самая интересная особенность всех перечисленных видов денежной эмиссии состоит в том, что запускаемые в экономику новые деньги всегда достаются кому-то конкретному, а не размазываются равномерно на всех жителей

Из книги Становление капиталистической Японии автора Норман Герберт

Мелкое крестьянское хозяйство в Японии Причины и последствия его возникновения Экспроприация крестьянства в Японии, в отличие от Англии, не привела к закреплению или увеличению среднего надела обрабатываемой земли. Наоборот (несмотря на незначительное увеличение

Из книги Экономическая теория. автора Маховикова Галина Афанасьевна

17.3. Занятость и безработица: причины, основные черты, виды и последствия Дисбаланс рынка труда, как правило, имеет хронический характер. Поэтому проблемы занятости рассматриваются всеми экономическими школами.1. Английский священник Мальтус сформулировал закон

Из книги Практичная русская идея автора Мухин Юрий Игнатьевич

Глава 15. Есть у революции начало – нет у революции конца! Варианты Как было показано выше, для проведения референдума необходимо создать инициативные группы минимальной численностью 4 500 человек. Но возможны два варианта развития события: либо Президент, Федеральное

автора Городников Сергей

Глава первая. Потребность в общественных отношениях при равенстве возможностей – причины национальной

Из книги РАСОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ автора Городников Сергей

1. Национальная революция есть социальная революция на определённой ступени общественного развития государствообразующего этноса Нынешний режим власти в России со дня на день показывает вопиющую неспособность разговаривать с населением страны как с обществом, не

Из книги ВВЕДЕНИЕ В ОБЪЕКТИВНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ (ЧАСТЬ III) автора Городников Сергей

I. Равенство возможностей и потребность в общественной иерархии - причины перерастания буржуазной революции в национальную Буржуазные революции, неся на своих знамёнах лозунги Свободы и Братства, провозглашая декларации Прав Человека, в действительности происходят

Из книги История экономики: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

7.2. Экономические причины и последствия первой мировой войны Первая мировая война разразилась между двумя военными блоками: Антантой (Англия, Франция, Россия и др.) и Тройственным союзом (Германия, Турция, Австро-Венгрия, Болгария и др.). В целом в ней приняло участие 34 из 56

Из книги Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами автора Деминг Уильям Эдвардс

Особые причины. Общие причины. Совершенствование системы Еще одна карта хода процесса (карта серий). Мы видели карту хода процесса в главе 1. Она показывала, что любое существенное улучшение должно быть следствием изменений в системе, за которые ответствен менеджмент.

Из книги Обеспечение безопасности человека автора Савина Мария

5 Причины войны, причины мира Снижение числа вооруженных конфликтов с 1992 г., вероятно, стало результатом усиления деятельности ООН по прекращению войн. С 1945 г. модель вооруженного конфликта трижды претерпела изменения: завершение колониальных войн, фактическое

В свершении «маржинальной революции» в экономической литературе выделяют обычно два этапа.

Первый этап охватывает 70--80-е гг. XIX в., когда возникли обобщения идей маржинального экономического анализа в трудах австрийца К. Менгера и его учеников, а также упомянутых выше англичанина У. Джевонса и француза Л.Вальраса.

При этом ставшая на данном этапе центральной теория предельной полезности товара объявлялась школой главным условием определения его ценности, а сама оценка полезности товара признавалась психологической характеристикой с позиции конкретного человека. Поэтому первый этап маржинализма принято называть «субъективным направлением» политической экономии».

Второй этап «маржинальной революции» приходится на 90-е гг. XIX в. С этого времени маржинализм становится популярным и приоритетным во многих странах. Главное достижение маржипалистов на этом этапе -- отказ от субъективизма и психологизма 70-х гг., с тем чтобы подтвердить, говоря словами Й. Шупетера, что «целью чистой экономики... всегда оставалось объяснение регулярного хода экономической жизни на основе данных условий».

В результате представители «новых» маржинальных экономических идей стали расцениваться в качестве преемников классической политической экономии и называться неоклассиками, а их теория, соответственно, получила название «неоклассической». На втором этапе «маржинальной революции» -- этапе формирования неоклассической политической экономии -- наибольший вклад внесли англичанин А. Маршалл, американец Дж.Б. Кларк и итальянец В. Парето.

Эволюцию маржинальных идей на двух обозначенных выше этапах «маржинальной революции» можно охарактеризовать следующим образом.

Вначале маржинализм в своем субъективном течении акцентировал внимание на значении экономического анализа в части проблематики, связанной с потреблением (спросом), а классики, как известно, исходили из приоритета проблем производства (предложения). Но затем неоклассики (второй этап «маржинальной революции») обосновали необходимость одновременного (системного) изучения обеих сфер, не выделяя ни одну из них и не противопоставляя их друг другу.

Маржиналисты первой волны (субъективное направление экономической мысли), используя, подобно «классикам», причинно-следственный анализ, как бы повторили своих предшественников. Речь идет о том, что приверженность каузальному подходу привела и тех и других к признанию стоимости (ценности) товарных благ в качестве исходной категории экономического исследования. Правда, с одной существенной разницей: «классическая школа» считала первичной в экономике сферу производства и источником формирования стоимости издержки производства, а «субъективная школа» считала первичной сферу потребления и обусловленность цен полезностью товаров и услуг.

В свою очередь маржиналисты второй волны, ставшие родоначальниками неоклассического направления экономической теории, благодаря замене каузального подхода функциональным исключили из «поля зрения» экономической науки существовавшую почти 200 лет дилемму о первичности и вторичности по отношению друг к другу сфер производства и потребления, а соответственно, и споры о том, что лежит в основе стоимости (цены). Неоклассики, образно говоря, «объединили» сферу производства и сферу потребления в объект целостного системного анализа, распространив характеристику предельных экономических величин еще и на сферы распределения и обмена. В результате произошло естественное объединение обеих теорий стоимости (издержек «классиков» и полезности «субъективистов») в одну двухкритериальную теорию, базирующуюся на одновременном соизмерении и предельных издержек, и предельной полезности.

В отличие от первого этапа «маржинальной революции» на втором ее этапе наряду с функциональным методом экономического анализа всемерно утвердился и метод математического моделирования экономических процессов как средство реализации концепции об экономическом равновесии на уровне микроэкономики, т.е. отдельных хозяйствующих субъектов, из-за чего у неоклассиков незаслуженно из предмета экономической науки вплоть до 30-х гг. XX в. выпала проблематика факторов роста экономики и макроисследования. Но при этом маржиналисты последней трети XIX в., а затем и их последователи в первой трети XX в. по-прежнему полагали, что экономический рост благодаря «свободной» конкуренции поддерживается автоматически, и продолжали разделять несостоятельный в действительной жизни «закон рынков» Ж.Б. Сэя с его главной идеей о саморегулируемости и равновесности экономики.

Однако, признавая математизированную специфичность маржинальной экономической науки, не будет лишним напомнить читателю о предостережениях на этот счет, высказанных некоторыми широко известными учеными-экономистами современности. Так, например, В. Леонтьев пишет: «Не будучи с самого начала подчинены строгой дисциплине систематического сбора данных, в отличие от своих коллег, работающих в естественных и исторических науках, экономисты приобрели почти непреодолимую склонность к дедуктивному анализу или дедуктивной аргументации. Многие экономисты пришли из «чистой» или прикладной математики. Каждая страница экономических журналов пестрит математическими формулами, которые ведут читателя от более или менее правдоподобных, но абсолютно произвольных предположений к точно сформулированным, но не относящимся к делу теоретическим выводам.

Ничто так красноречиво не говорит об антипатии большинства современных экономистов-теоретиков к систематическому изучению, как те методологические средства, которые они используют для того, чтобы избежать или сократить до минимума применение фактической информации». А по мнению М. Алле, «нельзя быть хорошим физиком или экономистом по той единственной причине, что обладаешь некоторыми знаниями и навыками в области математики», и потому «никогда не будет лишним повторить следующее: для экономиста, как и для физика, основная задача -- это не использование математики ради нее самой, а ее применение в качестве средства исследования анализа конкретной реальности; задача, следовательно, состоит в том, чтобы никогда не отрывать теорию от ее применения». И этот перечень предостережений достаточно велик.

Неоклассики переняли у «первых учителей экономической науки», т.е. у классиков, главное -- приверженность принципам экономического либерализма и стремление «держаться чистого знания»18 или, как еще говорят, «чистой теории» без субъективистских, психологических и прочих неэкономических наслоений. Поэтому признавая, что маржиналисты «второй волны» в отличие от маржиналистов «первой волны», да и в отличие от классиков расширили предмет исследования (прибегнув для этого в противоположность своим предшественникам к качественно новому методологическому инструментарию, как-то: системный, благодаря возможностям математики и замене каузального и классификационного анализа, подход к исследованию хозяйственного механизма; функциональная характеристика взаимосвязи и взаимообусловленности экономических показателей), надо признать и обратное: неоклассики в то же время сузили предмет своего исследования из-за намеренного изъятия из круга теоретико-методологических задач экономической науки проблематики как социальной, так и макроэкономической направленности.

По этому поводу М. Блауг высказал следующее критическое суждение: «Ограничив предмет экономической теории, неоклассики открыто признались в своей некомпетентности за пределами поставленных ими границ и, таким образом, исключили из своей дисциплины не только ряд выводов на уровне здравого смысла, но и несколько ценных идей. Легко убедиться, что во второй половине XIX в. отношение экономистов к проблемам роста было весьма спокойным: вполне естественно, что такой автор, как Маршалл, полагал, что экономический рост будет поддерживаться автоматически, если «свободная» конкуренция в сочетании с минимальным государственным контролем обеспечит подходящую социологическую среду. В результате экономическая теория осталась без концепции роста или развития...»

Введение.......................................................................................................... 2

1. Общая характеристика маржинализма...................................................... 3

2. Теория процента Бем-Баверка.................................................................... 6

3. Теория предельной производительности Дж. Кларка.............................. 7

4. Теория частичного равновесия А. Маршалла......................................... 10

5. Л. Вальрас и создание модели общего экономического равновесия..... 12

Заключение.................................................................................................... 14

Список используемой литературы............................................................... 15

В середине XIX в. классическая школа политической экономии оказалась в состоянии кризиса, так как ее теория базировалась на затратной трактовке ценности и не могла объяснить ряда острых проблем экономики. Самым слабым местом классической школы было то, что она слабо была сориентирована на субъекта-потребителя, ради которого осуществляется производство. Взгляд классической школы был прикован к производителю.

Выход из кризиса нашли маржиналисты. Это направление экономической мысли возникло в последней трети XIX в. В центре данной системы стоит субъект с его потребностями. В ней потребитель - всему голова.

Маржиналистская революция проходила в два этапа. Первый этап охватывает 70-80-е годы XIX в., второй этап (1890-е гг.) получил название неоклассической школы. Многие ученые начинали маржиналистскую революцию, а затем способствовали созданию более глубокой неоклассической теории. Маржиналистскую революцию осуществила блестящая плеяда таких ученых, как Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851-1914), Уильям Стенли Джевонс(1835-1882), Френсис Эджуорт (1845-1926), Леон Вальрас (1834-1910), Джон Бейтс Кларк (1847-1938), Альфред Маршалл (1842-1924) и др.

У маржиналистов были свои предшественники. Первым из основоположников предельного анализа был Иоган фон Тюнен (1783-1850), разработавший теорию предельной производительности. Пионерами предельного анализа были Антуан Огюстен Курно (1801-1877), написавший книгу "Математические основы теории богатства"; Жюль Дюпюи, занимавшийся проблемой измерения полезности общественных услуг; Герман Госсен (1810-1858), сформулировавший законы предельной полезности. Однако труды зачинателей предельного анализа остались невостребованными обществом. Все добытое ими пришлось открывать вновь, но их достижения вошли в современную экономическую теорию.

Среди важнейших элементов маржинализма как направления экономической науки следует выделить следующие.

а) Использование предельных (т.е. приростных) величин. Само слово «маржинализм» происходит от латинского margo, что означает край, предел. Маржиналистов интересует то, насколько изменится та или иная величина при изменении другой величины на единицу. В этом смысле весьма удобным оказывается использование дифференциального исчисления, в котором все построено на соотношении приростов разных величин.

б) Субъективизм, т.е. подход, при котором все экономические явления исследуются и оцениваются с точки зрения отдельного хозяйствующего субъекта. Недаром маржинализм иногда называют субъективной школой экономики.

в) Гедонизм хозяйствующих субъектов. Человек рассматривался маржиналистами как рациональное существо, целью которого является максимизация собственного удовлетворения.

Именно эти три особенности привели к тому, что постепенно сменилось понимание предмета экономической науки. После Маржиналистской революции экономическая теория из науки о материальном богатстве превратилась в науку о рациональном поведении людей.

Другими важными свойствами маржинализма являются следующие.

г) Методологический индивидуализм. Согласно этому методологическому принципу, закономерности функционирования хозяйства в целом выводятся из поведения отдельно взятого хозяйствующего субъекта. Как писал один из творцов Маржиналистской революции К. Менгер, «то наблюдение, которое мы сперва сделали над изолированным индивидом, а затем над маленьким обществом, временно отделенным от остальных людей, равным образом относится и к более сложным отношениям народа и человеческого общества вообще» .

д) Статичность. Маржиналисты потеряли интерес к «законам движения» капитализма, которыми занимались классики. Акцент экономических исследований после Маржиналистской революции сместился к изучению использования редких ресурсов для удовлетворения потребностей людей в данный момент времени.

е) Замена причинно-следственного анализа функциональным. Это также стимулировало применение в экономической науке математических методов.

ж) Ликвидация приоритета сферы производства, характерного для экономического анализа классиков. Вместо этого на ранней стадии своего развития маржинализма акцент был перенесен на сферу потребления.

з) Акцент на применении дедуктивных методов исследования в противоположность историзму и индукции.

и) Восприятие рыночной экономики как равновесной системы (хотя последнее было не характерно для австрийской школы маржинализма). Эта равновесность неразрывна связана с рациональным оптимизирующим поведением, поскольку неравновесные состояния экономики - т. е. те состояния, которые не удовлетворяют рациональных хозяйствующих субъектов - корректируются их действиями и приводятся к равновесию.

Анализ общей характеристики маржинализма позволяет предположить, что в какой-то степени маржинализм явился реакцией на теорию классической школы и, в первую очередь, на ее подход к теории ценности; согласно классическим теориям ценности (как трудовой теории ценности, так и теории факторов производства), ценность того или иного блага определялась почти исключительно объективными факторами, а именно издержками его производства. Впрочем, некоторые классики (такие, как А. Смит или Ж. Б. Сэ) указывали на немаловажную, по их мнению, роль полезности в установлении ценности блага. Но наука очень часто развивается в результате недопонимания идей предшественников или пренебрежения этими идеями. Таким образом, появляется маржинализм, представители которого полагали, что они открывают нечто принципиально новое. И в известной мере они правы - никто до них не делал такого сильного акцента на субъективных факторах (предпочтениях отдельного человека) ценности. Возможно, в этом отношении они пустились в некоторые крайности.

По мере своей дальнейшей эволюции маржинализм «избавлялся» от некоторых из этих крайностей и при этом заимствовал некоторые элементы классической политической экономии. Впрочем, и прежде отдельные подобные элементы присутствовали в учении маржиналистов - например, принцип рациональности (представлявший собой развитие концепции «экономического человека») или приоритет дедуктивного метода исследования. Но на втором или позднем этапе своего развития маржинализм в еще большей степени дополнился компонентами учения классической школы.

На этой стадии эволюции маржинализм незаметно трансформировался в неоклассику или неоклассическую школу, которая стала «сердцевиной» магистрального направления экономической науки в III, современный период ее существования. В этом периоде, как отметил известный методолог Л. фон Мизес, доминирующей стала следующая трактовка предмета экономической науки: « сферы рациональной и экономической деятельности... совпадают... Всякая экономическая деятельность рациональна... Ясно, что область «экономического» есть то же, что область рационального» .

Перейдем к рассмотрению конкретных положений основных маржиналистских концепций. Начнем с описания концепции австрийского экономиста Е. Бем-Баверка (теории процента).

Теория процента присутствует в зачаточном состоянии у Сениора (процент - как плата “за воздержание”) и у Дж. Милля. Бем-Баверк рассмотрел теорию процента в работе “Капитал и прибыль” (1879 г.). Эта теория характеризуется в отличие от вышеуказанных теорий стройностью и законченностью. Бем-Баверк объясняет процент, используя общий для австрийской школы принцип “убывающей предельной полезности” и концепцию альтернативных затрат. Эту теорию он называет иногда “психологической теорией процента”.

Процент, по Бем-Баверку, возникает из-за отказа от текущего дохода в пользу будущего. В обществе всегда есть люди, готовые заплатить за удовольствие иметь деньги сегодня. Возможность иметь доход сегодня, а не в будущем, получает свою оценку, которая и есть норма процента. Но почему люди готовы платить за обладание благами сегодня? Ответ на этот вопрос коренится в недооценке людьми будущего, проистекающей из-за недостаточно развитого воображения, скоротечности жизни и неуверенности в завтрашнем дне. Появляется избыточный спрос на потребительский кредит, что приводит к положительной норме процента. Согласно закона “убывающей предельной полезности” в динамично развивающейся экономике (что предполагает рост доходов населения) норма процента будет всегда положительной. Люди максимизируют полезность на протяжении всей жизни, и тогда в условиях растущего дохода прирост текущего потребления дает больше пользы, чем прирост потребления в будущем.

Величина процента определяется и чистой производительностью капитала, т.е. его способностью приносить определенный избыток продукта сверх затрат на создание и эксплуатацию. Процент как раз и изменяет дополнительный прирост продукции и служит показателем “чистой производительности капитала”.

Интересным моментом в теории процента Бем-Баверка является то, что он рынок капиталов рассматривает как рынок авансов, на котором сегодняшний доход обменивается на будущий, а ставка процента выражает условия, на которых индивидам доступны эти альтернативы. У Бем-Баверка капитал представлен в виде средств существования, авансируемых рабочим. Таким образом, норма процента определяется при обмене труда на предметы потребления. Рабочие недооценивают будущее, так как не могут долго ждать плодов своего труда и потому результаты чистой производительности капитала присваиваются его собственником. У Бем-Баверка процент выступает как награда за ожидание, и показатель чистой производительности капитала.