Московский «Центросоюз» и принцип пяти от Ле Корбюзье. История архитектуры Здания ле корбюзье в лефортово

Наследие известного французского архитектора Ле Корбюзье даже спустя десятилетия воспринимается публикой не однозначно, одни восхищаются творчеством гения, другие с жаром критикуют. Однако, это нисколько не умаляет вклад художника в мировую архитектуру, и в архитектуру Москвы в частности. В преддверии дня рождения Ле Корбьюзье 6 октября сайт "РИА Недвижимость " предлагает посмотреть на Москву, глазами великого архитектора.



В Москве Ле Корбюзье бывал всего три раза. Но влияние его на умы советских архитекторов было велико. Его приглашают к участию в разработке Генплана столицы "нового" государства. И Корбюзье, вынашивающий идею создания идеального "лучезарного города", предлагает идею полного обновления Москвы. Для этого надо всего лишь снести весь город, оставив "на память" лишь Кремль, Китай-город и Большой театр. Это позволило бы, с точки зрения пионера модернизма, изменить планировку города с радиально-кольцевой на прямоугольную с двумя осями.

Считается, что в список сохраняемых объектов Ле Корбюзье внес несколько особняков, в том числе доходный дом страхового общества "Россия" на Страстном бульваре, который считал невероятно красивым.

Здание, построенное в 1899-1902 годах по проекту архитекторов Н.М. Проскурина и А.И. фон Гогена, действительно является красивым и ярким, так как сочетает в себе одновременно несколько стилей. Фасады его богато украшены многообразными деталями: тут можно найти летучих мышей, саламандр, лорелей, маскароны. Сверху здание венчают башенки, а вокруг проходит ажурная кованая ограда, выполненная по проекту архитектора О.В. Дессина, на которой до сих пор сохранился вензель: сплетенные буквы "С","О" и "Р".

В свое время доходный дом страхового общества "Россия" стал самым первым и крупным в Москве проектом по комплексному строительству престижного жилья, эдакого элит-класса начала ХХ века.

В доме было 148 огромных квартир, площадью от 200 до 400 квадратных метров, с потолками до 4,2 метра в высоту. Но наиболее привлекательным был не размер квартир, а их техническое оснащение. Жилой комплекс был обеспечен собственной электростанцией, скважиной для добычи артезианской воды, отоплением и продуманной системой вентиляции, а также электрическими лифтами.

В советское время, конечно, такие гигантские квартиры превратились в коммуналки. Но в нынешнее время некоторые квартиры вернулись к прежней планировке.

Здание Центросоюза на Мясницкой улице

Несмотря на восхищение зданием с вензелями и маскаронами, сам Корбюзье так формулировал пять главных принципов архитектуры ХХ века.

Столбы-колонны, на которых должен стоять дом, свободный план и внутренняя планировка, свободный фасад, выступающий над конструкцией, плоская кровля-терраса и ленточные окна, протянувшиеся от угла до угла дома, дающие максимальное освещение.

Примером соблюдения всех этих принципов стал единственный дом, построенный в Москве по проекту Ле Корбюзье, - здание Центросоюза на Мясницкой улице.

Здание, построенное в 1928-1936 годы, стало образцом европейского модернизма конца 20-х годов XX века и произвело сильное впечатление на москвичей.

Во-первых, у здания отсутствует первый этаж. Один блок стоит на стойках-опорах, а не на привычном фундаменте, что позволяет проходить прямо под домом.

Во-вторых, идея удлиненных окон выразилась здесь в сплошном остеклении фасада, что стало небывалым новшеством для Москвы.

Здания комплекса вмещали рабочие места для 3,5 тысячи служащих, большой конференц-зал, клубные помещения, читальный зал, ресторан и многое другое. В офисных блоках Центросоюза была применена конструкция железобетонной этажерки-каркаса, позволяющая свободно планировать этажи. Также Корбюзье именно здесь впервые предложил использовать герметичные стеклянные стены-экраны с вакуумом вместо воздуха между двумя слоями стекла. Так теплоизоляция была гораздо эффективнее.

Проект Ле Корбюзье стал новаторским не только для России, где в ту пору уже развился архитектурный авангард, но и для всей Европы.

Последователи Корбюзье развили этот период творчества архитектора и Москва получила еще много домов "на ножках", с ленточными окнами и плоскими крышами.

Считается, что именно Ле Корбюзье почти век назад разработал новые архитектурные типы жилых домов-коробок, которые и по сей день не теряют свой актуальности.

Архитектурный авангард и реализация принципов функционализма архитектуры; Единственное здание на территории Росиии и Советского союза спроектированное и построенное по проекту Ле Корбюзье.

Объект: Зда́ние Центросою́за (также известно как Здание Наркомлегпрома, Здание ЦСУ)
Архитектор / Дизайн:
Страна: Россия
Год создания: 1928-1936

Он не Ле Корбюзье- это всего лишь литературный псевдоним, вовсе не француз и не только архитектор. Его настоящее имя- Эдуард Жаннере. Он – швейцарец, полжизни проживший во Франции и знаменитый не только зданиями, но и собственными «пуристическими картинами». Жаннере или Ле Корбюзье увековечил себя в своих почти немыслимых архитектурных творениях – зданиях Министерства просвещения в Рио- де- Жанейро, парижского Центра Армии спасения и Московского «Центрсоюза».



Архитектурный дар Ле Корбюзье имел свой философский фундамент, который был сформирован в . Впервые эта концепция был опубликована в «Экспри Нуво», французском журнале 30-ых годов прошлого века, архитектурный раздел в котором возглавлял Эдуард Жаннере, который подписывался как Ле Корбюзье.

Пять принципов архитектуры Ле Корбюзье

Журнальные статьи о зданиях новой эпохи — своеобразный манифест и итог философских размышлений Ле Корбюзье. В публикациях архитектор уверяет, что дома стоит возводить на опорах, чтобы оставалось место под автомобильные стоянки, крыши должны представлять террасы: тогда освободиться место для сада. Ле Корбюзье настаивал, что основа здания — железобетонный каркас. Он позволит избавиться от традиционной планировки, обычные окна заменить на ленточные и создать наружные стены даже из хрупкого материала. Все эти постулаты в отдельности не были новаторством, но только Ле Корбюзье создал из них систему, вдохнул в нее жизнь и повел за собой целое архитектурное поколение.

Ле Корбюзье в Москве

Ле Корбюзье посетил Москву трижды. Сложно сказать, кто и кем оказался больше восхищен – Ле Корбюзье советскими архитекторами или они им. Зодчим новой страны было, что показать. В советской России царил архитектурный авангард и конструктивизм. Братья Веснины поражали своим стремлениями к «чистым архитектурным конструкциям».

Архитектор Щусев, предпочитавший классику, создал Мавзолей Ленина с применением
новых геометрических форм.

Не зря Ле Корбюзье был так поражен! В современной Москве сейчас – двести зданий, построенный в ту эпоху, и четверть из них- архитектурные шедевры.
Ле Корбюзье не остался в долгу. Он « переплюнул» даже социалистических новаторов, предложив Генеральный План столицы «нового государства». Чтобы возвести, по словам Ле Корбюзье, «лучезарный город», Москву надо было снести полностью.

Тогда город бы приобрел не нынешнюю радиальную, а прямоугольную планировку.
В список «неприкасаемый зданий» после сноса вошли, конечно, Кремль, Китай- город, Большой театр и один из особняков на Страстном бульваре.

Столицу решили все- таки не сносить. Поняли, что дорого и не особенно актуально в полуголодной стране. Модернистский проект Дворца Советов по проекту Ле Корбюзье тоже положили «под сукно». Зато гениального безумца вместе с зодчим Николаем Колли привлекли к возведению здания Наркомата легкой промышленности, более известного как Дом Центрсоюза. За что потомки были чиновникам только благодарны. Сооружение на Мясницкой улице до сих пор считается уникальным в мире воплощением бизнес — центра, делового здания.

Дом «Центрсоюза» и задумывался, как теперь говорят, деловой центр. Ле Корбюзье следуя планировал полностью отказаться от традиционного фундамента, но партнер по проекту, архитектор Николай Колли не поддержал идею, поэтому сейчас здание в двух частях — часть сооружения все — таки «поставили» на фундамент, а один блок в духе Ле Корбюзье — на опоры- стойкы. Обычные москвичи и сотрудники наркомата свободно перемещались под домом. «Центрсоюз» получил еще одно название- «дом на ножках».
Не забыл Ле Корбюзье о своем втором постулате – ленточных окнах. Фасад был полностью застеклен. Сейчас это кажется вполне привычным, а тогда выглядело как ноу- хау.

Что представляла собой вся конструкция? «Дом «Центросоюза», на самой деле – это четыре здания или корпуса. Три из них состоят из восьми этажей. Здесь расположились многочисленные конторы. В четвертом находился кинозал и фойе. Дом, занимающий огромную площадь, выходит на две московские улицы Мясницкую и Сахарова.
К главному фасаду здание как будто спускается — его высота изменяется постепенно от восьмиэтажной до двухэтажной.








«Центрсоюз» имеет свои архитектурные секреты, которые можно заметить лишь в том случае, если обойти сооружение вокруг. Например, часть углов некоторых корпусов поставлены как будто не ровно, а немного косо. Холодные и правильные в геометрическом плане стеклянные стены сменяются «неправильными» поверхностями.
Внутренняя планировка, точнее ее отсутствие тогда, вероятно, поразила трехтысячную армию сотрудников наркомата. Этажи были построены с свободной планировкой благодаря железобетонному каркасу здания.
Здание оказалось еще и непривычно теплым для мерзнущей страны. Ле Корбюзье спроектировал стены-экраны, между которыми сохранялся не воздух, а вакуум, что и улучшило теплоизоляцию.
Реализованный проект «Центрсоюза» признали новаторским даже в Европе, уже успевшей привыкнуть к архитектурному авангарду. Ле Корбюзье получил в наследство благодарных последователей. Вслед за «Центрсоюзом» дома на ножках с плоскими крышами и ленточными окнами стали расти в Москве как грибы.

Архитектор Ле Корбюзье Первое упоминание 1928 год Строительство - годы Статус Охраняется государством
Медиафайлы на Викискладе

Зда́ние Центросою́за (также известно как Здание Наркомлегпрома , Здание ЦСУ ) - офисное здание на Мясницкой улице в Москве . Построено в 1928-1936 годах в интернациональном стиле по проекту французского архитектора Ле Корбюзье при участии Пьера Жаннере и Николая Колли . Фасады строения обращены одновременно на две параллельные улицы - Мясницкую и проспект Академика Сахарова . В разное время в здании размещались различные административные учреждения, с 1991 года в нём располагаются Федеральная служба государственной статистики (Росстат) и Федеральная служба по финансовому мониторингу . Объект культурного наследия народов России регионального значения .

История

Вид на здание со стороны Мясницкой улицы, 2012 год

Вид на здание с проспекта Академика Сахарова, 2012 год

Стеклянный фасад здания после реставрации, 2017 год

Территория

Идея строительства офисного здания Центросоюза возникла во времена НЭПа . В 1925 году по предложению архитектора Бориса Великовского для корпоративного офиса было выбрано место между двумя параллельными улицами - Мясницкой и планируемым к прокладке Новокировским проспектом (современным проспектом Академика Сахарова). Дом планировалось возвести в точке их пересечения с проектируемым бульваром , идущим от переулка Огородная Слобода . На выбранном для строительства месте располагалась церковь Николая Чудотворца , выполненная в духе раннего московского барокко . Постановлением от 24 февраля 1928 года её было решено снести и выделить земли под новое здание .

Конкурс проектов

Открытый и закрытый

В 1928 году Всероссийское общество гражданских инженеров объявило открытый международный конкурс на лучший проект дома Центросоюза, который предусматривал наличие просторного офиса на две тысячи рабочих мест, способного вместить различные группы помещений согласно их функциональности . К первой группе относились административные помещения Центросоюза общей площадью 2255 м². Вторая группа включала в себя все торговые помещения и вспомогательные помещения площадью 8990 м². В третью группу входил клуб с залом на 600 мест со сценой и фойе , гимнастическим залом, столовой и библиотекой , занимавших площадь в 3170 м². К последней функциональной группе относились хозяйственные помещения - ремонтные мастерские , склады , котельная и несколько квартир для обсуживающего персонала .

Срок подачи заявок был установлен на 20 июня 1928 года. В отборочную комиссию входили представители Общества гражданских инженеров, Московского архитектурного общества , Центросоюза и Моссовета : инженеры Г. Красин и Лео Серк , архитекторы Михаил Крюков , Иван Машков , Виктор Веснин , Яков Корнфельд и Иван Кондаков .

Из 32 проектов, участвовавших в открытом отборе, первую премию получили Борис Великовский и В. Воинов, вторую - Анна Капустина и Леонид Савельев, третью - Александр Вегнер, Борис Ефимович и Иван Звёздин. Четвёртое место разделили Ной Троцкий , С. Козак и Т. Зеликман, пятое - Фаня Белостоцкая и 3иновий Розенфельд . Однако конкурсная комиссия посчитала, что представленные проекты не могут служить материалами для разработки плана строительства .

До 10 августа того же года проводился закрытый заказной конкурс, в котором приняли участие иностранные архитекторы лондонского бюро «Вернет и Тейт», Макс Таут из Берлина , французы Ле Корбюзье и Пьер Жаннере, а также группа архитекторов Управления по постройке складов Центросоюза. В число последних входили братья Александр и Виктор Веснины , Сергей Чернышёв , Иван Леонидов , Андрей Крячков и другие . Всех участников отбирал лично председатель Центросоюза Исидор Любимов . Из проектов закрытого конкурса комиссия исключила работу английской конторы: жюри её архитектурные решения показались слабыми, примитивными и консервативными . Не нашёл поддержки у Моссовета тяжеловесный и монументальный план Макса Таута . Лучшими комиссия признала два проекта: совместную работу Ле Корбюзье и Жаннере и разработку группы советских архитекторов. Первый был назван изящным и лёгким, второй комиссия сочла наиболее продуманным и функциональным .

Второй закрытый

По итогам открытого и закрытого отборов до 20 октября 1928 года было решено принять заявки на третий конкурс. Проекты были заказаны немецкому архитектору Петеру Беренсу , братьям Весниным, П. Нахману вместе с Анатолием Самойловым , Александру Никольскому , Андрею Олю и Ивану Жолтовскому . Объединение современных архитекторов выдвинуло на рассмотрение жюри работу Ивана Леонидова . По совету знакомых советских архитекторов Ле Корбюзье также представил свой проект, доработанный в соответствии с требованиями комиссии . Финальный отбор проводился между двумя вариантами - Леонидова и Ле Корбюзье .

Новаторский в плане организации офисного пространства ппроект Леонидова оказал влияние на американских архитекторов, включая Людвига Мис ван дер Роэ - ведущего представителя интернационального стиля . Ле Корбюзье также высоко ценил архитектурные замыслы Леонидова и заимствовал некоторые из них для своего финального проекта дома Центросоюза .

Проект-победитель

Памятник Ле Корбюзье во дворе здания Центросоюза, 2016 год

По итогам трёх этапов конкурса победу одержал проект Ле Корбюзье. По одной из неофициальных версий, на его победу могла повлиять дружба с советскими архитекторами, входившими в отборочную комиссию .

Разработанный французским архитектором проект корпоративного дома Центросоюза был инновационным по своему архитектурному облику и техническому исполнению как для Советского Союза, где в 1920-1930-е годы господствовали идеи конструктивизма , так и для европейских стран. Ле Корбюзье предложил использовать железобетонный каркас, объяснив свой выбор возможностью применения продольного окна: при подобной планировке полы этажей выступают за края колонн . Такой приём освобождает окна от точек опор, что было принципиально новым для советской строительной практики. Архитектор использовал систему двойного остекления с открыванием окон при помощи боковых шарниров . Схемы устройства центральной системы отопления , охлаждения и вентиляции Ле Корбюзье выполнил по примеру своей предыдущей работы - конкурсного проекта Дворца Наций в Женеве . С целью теплоизоляции внутренних помещений он также использовал навесные стены-экраны, в здании предусматривалась внутренняя система кондиционирования для обеспечения комфортных условий для работников при любых погодных условиях. Из-за недостатка бюджета часть предложений Ле Корбюзье не была в дальнейшем реализована .

Как и при разработке проекта виллы Савой , Ле Корбюзье дополнил г-образную форму строения полуциркульными объёмами главного входа для создания эффекта динамичности . Первый этаж дома архитектор оставил незастеклённым: свободное пространство между несущими балками планировалось использовать в качестве автостоянки .

Строительство и доработки

В 1929 году состоялась закладка фундамента здания. Курировать возведение комплекса должен был сам Ле Корбюзье. Для знакомства с городом, посещения художественных мастерских, выставок и самой стройки дома Центросоюза он приезжал Москву два раза - в июне 1929 и мае 1930 года . В ходе этих визитов он внёс в план некоторые изменения: архитектор расширил корпуса в сторону Новокировского проспекта, изменил их сопряжение. Однако в 1931-м после поражения в конкурсе на лучший проект Дворца Советов Ле Корбюзье отказался сотрудничать с СССР, в том числе руководить возведением дома Центросоюза .

До 1933 года строительство комплекса велось под контролем Николая Колли . С 1928 года он работал в Париже , корректируя проект в соответствии с советскими стандартами. Вступив в должность начальника строительства, в письмах он обсуждал с Ле Корбюзье все изменения первоначального замысла. Вместе с Колли за возведение здания также отвечал чехословацкий архитектор Франтишек Заммер . Неофициально стройку курировал народный комиссар финансов и теоретик градостроительства Николай Милютин . Завершалось возведение здания в 1933-1936-х годах .

Советские специалисты широко критиковали здание Центросоюза в 1930-е годы. Архитектор Иван Фомин отзывался о нём следующим образом:

Корбюзье - архитектор капиталистической страны. Он хочет строить красиво, дёшево, удобно, в формах, конструктивно оправданных - и этим его задача исчерпывается. Наш архитектор своей архитектурой вносит в наш новый быт дух бодрости, мужества и жизнерадостности. Таких слов в лексиконе Корбюзье нет .

Положительно о здании отзывался Александр Веснин:

Здание Наркомлегпрома в Москве на Мясницкой улице, строящееся по проекту архитектора Корбюзье, будет несомненно лучшим зданием, построенным в Москве за последнее столетие. Исключительная ясность архитектурной мысли, четкость в построении масс и объемов, чистота пропорций, ясность соотношений всех элементов, сопоставленных по контрасту и по нюансу, масштабность всего сооружения в целом и отдельных его частей, лёгкость и вместе с тем монументальность, архитектурное единство, строгая простота характерны для этого сооружения .

Реновацию дома Центросоюза провели в 1970-е годы: переостеклили фасады здания и застроили первый этаж, заблокировав проход под домом. Пространство офисных этажей разделили на отдельные кабинеты, лифты непрерывного действия демонтировали. Интерьеры актового зала, фойе, лестниц и пандусов были отреставрированы .

В 2014 году на средства Росстата здание реконструировали . Работы велись под руководством главного архитектора Ларисы Савинкиной. Рабочие компании «Специальная научно-реставрационная производственная мастерская» заменили в здании окна. В 2015-м дом Центросоюза попал в номинацию конкурса «Реставрация года» . Осенью того же года во дворе здания был установлен памятник Ле Корбюзье работы скульптора Андрея Тыртышников и архитектора Антона Воскресенского .

По сообщению министра экономического развития Максима Орешникова , Росстат и некоторые ведомства Минэкономразвития , занимавшие дом Центросоюза, должны переехать в комплекс «Москва-Сити » в 2018 году. В историческом здании останутся работники Росреестра .

Архитектурные особенности

Здание Центросоюза - первый пример совместной работы советских и европейских архитекторов в духе интернационального стиля , повсеместно вошедшего в моду с начала 1950-х годов .

Здание является ярким примером творческого стиля Ле Корбюзье «Пяти отправных точек современной архитектуры », которые в процессе работы он дополнил «принципом свободной циркуляции людей и воздуха». Здание стало одним из первых в Европе больших офисных комплексов, особенностями которого являются огромная площадь фасадного остекления, открытые стойки-опоры, поддерживающие блоки офисов, свободные пространства первого этажа, горизонтальная крыша . Привлекающая внимание облицовка стен дома выполнена из розового артикского туфа .

По своей планировке дом Центросоюза схож со зданием Министерства здравоохранения и образования в Рио-де-Жанейро , построенным по проекту Лусио Косты и Оскара Нимейера при участии Ле Корбюзье. Другие похожие работы Ле Корбюзье - Швейцарский павильон (фр.) русск. в Париже и Штаб-квартира ООН в Нью-Йорке . Оба здания представляют собой крупные застеклённые прямоугольники .

О внутренних помещениях дома Центросоюза вспоминал один из работников ЦСУ :

Когда я сюда пришел впервые, то сразу заблудился. Поначалу все было очень непривычным. Самым интересным в этом здании для молодых людей и девчонок был лифт, который назывался патерностер. Лифт был немецкого производства и действительно работал по принципу чёток, которые перебирают при молитве. Кабинка идет вслед за кабинкой непрерывно, цепочка приезжает в крайнюю верхнюю точку, а потом начинает спускаться и появляется в другом окне. Мы очень любили заскакивать и выскакивать из кабинок. К сожалению, сейчас этот лифт закрыт. Здесь всегда обращалось огромное количество бумаги. Мы возили её на тележках по пандусам - они были сделаны именно для того, чтобы обеспечить министерства нормальной системой документооборота. Конечно, как всякие сумасшедшие молодые люди, мы катались по пандусам на креслах с колёсиками. И ничего, никто вроде шею не свернул .

Здание в кинематографе

См. также

Примечания

  1. , с. 256.
  2. , с. 391-392.
  3. , с. 120.
  4. Решение Мосгорисполкома Совета народных депутатов № 647 от 23.03.1987 г.
  5. Иван Плотников. Троянский конь большевизма (неопр.) . Газета.ru (10 июня 2017). Дата обращения 6 июля 2018.
  6. Ольга Мамаева. Дом без лестниц: история единственного здания Ле Корбюзье в России (неопр.) . РБК (6 октября 2017). Дата обращения 6 июля 2018.
  7. , с. 179.
  8. , с. 25.
  9. , с. 490.
  10. , с. 24.
  11. , с. 393.
  12. , с. 491.
  13. , с. 204-205.
  14. , с. 5-6.
  15. , с. 493.
  16. , с. 93-95.
  17. , с. 109.
  18. Лена Верещагина. (неопр.) . The Village (17 июля 2017). Дата обращения 6 июля 2018.
  19. , с. 54.
  20. , с. 239.
  21. , с. 111.
  22. , с. 257-258.
  23. Вирджиния Варгольская. Чешские штрихи в архитектуре советского авангарда (неопр.) . Radio Praha (7 октября 2016). Дата обращения 6 июля 2018.

В этом году архитектурное сообщество отмечает 125-летний юбилей великого Ле Корбюзье (Шарля-Эдуара Жаннере-Гри), оказавшего колоссальное влияние на архитектуру XX века. К этой дате в Москве был приурочен ряд событий, в том числе выставка в ГМИИ имени Пушкина, переиздание книги "Ле Корбюзье и мистика СССР" и другие.

Выставка работ Ле Корбюзье в ГМИИ им. Пушкина. Фото: Москва 24

Имя Ле Корбюзье ассоциируется в первую очередь с известной капеллой в Роншане и виллой Савой. Но архитектор является и автором нескольких проектов для Москвы – Дворца Советов, Центросоюза и проекта развития города "Ответ Москве", известного под названием "Лучезарный город". Ле Корбюзье приезжал в Москву три раза – в 1928, 1929 и 1930 годы. Его привлекала новая страна и новые возможности Страны Советов.

В 1931-32 годы в Москве проходил конкурс на здание Дворца Советов. Дворец планировалось разместить на месте взорванного храма Христа Спасителя. Архитектор предложил смелое решение – он подвесил главный зал на параболической арке. Но новаторские идеи Ле Корбюзье не были воплощены – в это время авангард в России уже уступал место советской неоклассике.

Ле Корбюзье работает над проектом Дворца Советов. Фото: ГМИИ им. Пушкина

А дом Центросоюза (Наркомлегпрома) в Москве по проекту Ле Корбюзье был построен. Конкурс на проект здания был объявлен в 1928 году. В нем участвовали русские архитекторы-конструктивисты братья Александр и Виктор Веснины, Борис Великовский, Иван Леонидов и другие. Все они попросили председателя Центросоюза Исидора Любимова, чтобы проектирование было отдано Ле Корбюзье.

Ле Корбюзье, проектируя здание, воплотил в жизнь основные свои постулаты: гигантские поверхности стекла на фасадах, открытые стойки-опоры, поддерживающие блоки офисов, свободные пространства первого этажа и горизонтальные крыши. Проект Центросоюза Ле Корбюзье был крайне новаторским, опережающим время. Это касается и примененных материалов, и конструкций, и архитектурного облика. Здание известно своими уникальными внутренними пандусами. Дом Центросоюза был построен в 1936 году при участии архитектора Николая Колли. Он стал одним из первых в Европе больших офисных комплексов со сплошным остеклением. Здание расположено на Мясницкой улице, 39. В настоящее время в нем находится Росстат.

Здание Центросоюза. Фото: Софья Кондрашина

В 1930-е годы в Москве архитекторы разрабатывали "Зеленый город", который планировалось построить на северо-востоке Москвы. Ле Корбюзье пригласили прокомментировать проект. Он предложил архитекторам отказаться от идей дезурбанизации и разработал для города новый проект "Ответ Москве", который известен под названием "Лучезарный город". Ле Корбюзье хотел радикально изменить облик Москвы, застроив почти весь центр Москвы. Не удивительно, что предложение архитектора принято не было.

Во время своих приездов в Москву Ле Корбюзье подружился со многими архитекторами-авангардистами того времени, в том числе с Моисеем Гинзбургом и Александром Весниным. Ле Корбюзье даже использовал наработки Гинзбурга, его чертежи дома Наркомфина, работая над своей "жилой единицей" в Марселе.

Дом Наркомфина. Архитектор Моисей Гинзбург. Фото: ИТАР-ТАСС

Ле Корбюзье - французский архитектор швейцарского происхождения, пионер модернизма, представитель архитектуры интернационального стиля. Здания по его проектам построены по всеми миру – в Швейцарии, Франции, Германии, США, Аргентине, Японии, России, Индии и Бразилии. Характерные признаки архитектуры Ле Корбюзье - объемы-блоки, поднятые над землей; свободно стоящие колонны под ними; плоские используемые крыши-террасы ("сады на крыше"); "прозрачные", просматриваемые фасады и свободные пространства этажей ("свободный план"). Со временем постулаты Ле Корбюзье стали привычными чертами современной архитектуры.

Подготовила Софья Кондрашина