Страховая компания занижает выплату по осаго — что делать? Ниже плинтуса! страховая занизила выплаты по осаго Что делать если страховая занизила выплаты

Страхование, каким бы оно ни было, всегда таит в себе множество нюансов, сложностей и “подводных камней”. Хоть обязанностью страховщика по договору и является предоставление компенсации клиенту сама же страховая зачастую уклоняется от выплат или же намеренно их занижает. Это является не только нарушением договора, но и нарушением законодательства. И с таким обращением в обязательном порядке нужно бороться.

В этой статье мы расскажем вам, какие службы готовы встать на вашу защиту в случае занижения выплат самой страховой, куда обращаться в зависимости от типа имеющейся у вас страховки и что делать в том случае, если страховщик и вовсе отказывает вам в выплате, положенной по договору.

Основания для подачи жалобы на страховую

Перед тем, как рассматривать борьбу с обманом со стороны страховщика, рассмотрим наиболее частые ситуации, в которых можно быть обманутым:

  • Страховая медицинская организация выплатила только часть компенсаций за купленные лекарства и приобретенные медицинские услуги. Иначе говоря, страховая занижает выплату. Порой случается так, что человеку, по имеющему право получать лекарства и услуги бесплатно, приходится за них платить. Это не совсем нормальная, но все же крайне распространенная практика. Именно в таких случаях страховщик наиболее часто пытается обмануть клиента, выплачивая ему неполную сумму потраченных денег или и вовсе отказывая в выплате. Такое действие будет считаться грубейшим нарушением договора.
  • Страховая компания занижает ущерб при ДТП или использует некачественные детали для ремонта. Наиболее часто занижение страховой суммы встречается именно в автостраховании. И это не удивительно – сэкономить в этой области проще всего, так как и оценку, и ремонт проводит именно страховщик. Экономят чаще всего на двух вещах. Первая – занижение размера ущерба при ДТП. Если вы проводите экспертизу ущерба автомобилю у самого страховщика вместо независимого специалиста, то приготовьтесь к тому, что итоговая сумма будет несколько ниже реальной, так как чем меньше ущерб, тем меньше страховой придется платить. Кроме того, согласно новому закону об ОСАГО, с мая 2017 года вместо страховой компенсации полагается ремонт, во время которого страховщик может с целью экономии использовать Б/У детали. Это – грубейшее нарушение законодательства, и поступать он так может только с вашего письменного разрешения.
  • Страховая компания занижает ущерб имуществу или вовсе отказывается оплачивать повреждения. При оформлении и последующей выплате при наступлении несчастья может возникнуть множество проблем, но больше всего распространены именно две: “Мы это не страховали” и “Оно так и было”. С первым сталкиваются те, кто страхует имущество от какого – то общего фактора. Рассмотрим небольшой пример: в застрахованной квартире произошел пожар, и страховая отказывает в страховой выплате мотивируя этот поступок тем, что имущество было застраховано лишь частично. Со вторым случаем сталкиваются те, у кого застраховано конкретное имущество. Тут все просто – страховщик просто не желает выдавать страховую сумму или пытается сэкономить, занижая степень повреждений.

О том, что делать и куда обращаться, если страховая занизила выплату, читайте в следующих разделах.

Инстанции обращения

Сама страховая организация. Многим может показаться глупостью, но жалоба в саму страховую организацию на отсутствие страховых выплат или их намеренное занижение может быть весьма полезной. Связано это с тем, что крупные страховые компании не всегда в полной мере контролируют все свои филиалы, и безответственная работа в отделении может навредить имиджу в целом качественной и компетентной организации. В связи с этим в самую первую жалобу стоит направить либо руководителю отделения, либо, если руководитель не отреагировал, в главное отделение.

Всероссийский союз автостраховщиков. Так как с занижением законной выплаты по договору чаще всего сталкиваются именно владельцы полисов ОСАГО, то существует специальный союз, курирующий автострахование и помогающий тем, кто стал жертвой обмана. Жалоба в союз хороша тем, что поможет пресечь любое нарушение, а не только те, что касаются уменьшения выплат.

Федеральная антимонопольная служба. ФАС – это та служба, которая занимается экономическими преступлениями среди юридических лиц. Если вы стали жертвой мошенничества или же просто уличили страховую в обмане, то жалоба в ФАС станет наиболее действенной из всех возможных;

Прокуратура. Эта государственная служба занимается в основном нарушением гражданских прав, и с игнорированием условий договора связывается достаточно редко. Так что жаловаться в неё можно либо на мошеннические действия, либо на несоблюдение предписаний, вынесенных другой курирующей службой.

Суд. Последняя и самая мощная инстанция. Именно она даст самый лучший результат в том случае, если вас незаконно лишили страховых выплат или их размер был снижен. Однако и – процесс непростой, длительный, требующий вашего постоянного присутствия и помощи адвоката.

Способы подачи претензии

Если вы в саму стразовую организацию, то подавать её письменно вовсе не обязательно – можно сообщить о своем недовольстве и устно. Однако эти обращения никак не фиксируются и в случае разбирательства в более высоких инстанциях учитываться не будут. В связи с этим можно подать простую письменную жалобу. Пишется она в свободной форме, а единственные условия её написания – четкое описание ситуации и отсутствие оскорблений.

Если вы составляете обращение в государственную службу, то простая претензия в свободной форме уже не пойдет. Заявление в государственную службу всегда состоит из трех частей:

  1. Заголовок, в котором содержится информация по учреждению, рассматривающему жалобу, и лицу, её отправившему;
  2. Информационная часть, в которой и содержится сама суть жалобы: описание конфликта, его причины, требования к госслужбе и их обоснование;
  3. Заключительная часть, в которой указываются все дополнительные сведения (в том числе и прописывается перечень документов, подтверждающих вашу правоту), а так же ставятся подписи и даты.

При этом каждая жалоба должна сопровождаться какими – то доказательствами вашей позиции и контактами для более простого сотрудничества. В жалобе так же должны отсутствовать домыслы, оскорбления и прочий “мусор”.

При заключении договора страхования у клиента обычно не возникает вопросов к страховой компании – исключительно потому, что он просто не может предположить всех возможных нюансов, с которыми придется столкнуться при получении выплаты. Страховые же компании обходят молчанием вопросы, по которым в перспективе возможны разногласия.

Самым распространенным источником конфликтов между страховой компанией и клиентом является разная оценка стоимости ущерба, причиненного в результате ДТП. Страховые компании максимально занижают суммы, подлежащие выплате, и происходит это с помощью следующих нехитрых методов:

  • при осмотре повреждений автомобиля эксперт указывает не все внешние повреждения, не говоря уже о скрытых, чем пользуется страхования компания при расчете стоимости ущерба;
  • при составлении сметы затрат страховая компания занижает стоимость нормо-часа, запчастей и материалов. При этом могут приниматься цены других регионов, цены на дешевые аналоговые запчасти и т.д.;
  • при составлении сметы страховая компания вообще не учитывает некоторые работы и материалы;
  • в сумму, подлежащую возмещению, не включается утрата товарной стоимости автомобиля, даже если автомобилю не более 5 лет.

В результате рассчитанная сумма страхового возмещения оказывается явно недостаточной для ремонта автомобиля. И здесь налицо нарушение важнейшего условия Правил обязательного страхования гражданской ответственности, устанавливающего, что размер страховой выплаты определяется в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая.

Итак, как получить адекватную оценку стоимости ущерба, причиненного автомобилю в ДТП?

1. Если страховая компания направляет вам к «своим» оценщикам – не стоит резко отказываться, проведите оценку в одной из предложенных компаний. Однако учитывайте, что возможно вам понадобиться обратиться еще и к независимым оценщикам.

2. Обязательно присутствуйте при осмотре автомобиля оценщиком. Проводите осмотр вместе с ним, не стесняясь указывать ему на повреждения, задавать вопросы. То есть, активно участвуйте в проведении осмотра.

3. Внимательно прочитайте акт осмотра автомобиля. Предложите эксперту внести в акт те повреждения, которые он не указал. Игнорируйте заявления эксперта, что при таком повреждении замене подлежит вся деталь, и нет смысла указывать все имеющиеся на ней трещины и вмятины. В вашем акте осмотра должны быть указаны все повреждения до последней царапины. Только после того, как в акте осмотра будет отражено все в подробностях, можете подписывать акт.

4. Изучите экспертное заключение. Согласно закону, целью экспертизы при оценке щерба транспортного средства является установление:

  • наличия и характера технических повреждений транспортного средства;
  • причин их возникновения;
  • объема, технологии и стоимости ремонта.

Что делать, если страховая компания занизила сумму ущерба?

Если, несмотря на то, что вы максимально ответственно участвовали в проведении оценки ущерба, страховая компания все-таки выдала несоразмерную для ремонта автомобиля сумму, вам следует сделать следующее:

1. Получить от страховой компании копию акта о страховом случае с расчетом (калькуляцией) ущерба. В акте о страховом случае производится расчет страховой выплаты и определяется ее размер (п.71 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств). Кпия акта должна быть передана вам не позднее 3-х дней с даты предъявления вами соответствующего требования (если требование вы заявили ПОСЛЕ составления акта о страховом случае) или не позднее 3-х дней с даты составления акта о страховом случае (если требование вы заявили ДО составления акта).

2. Провести оценку причиненного ущерба повторно в независимой экспертной организации. Независимому эксперту необходимо представить документы, полученные вами в страховой компании (акт о страховом случае, расчет стоимости страхового возмещения). Повторная экспертиза проводится за ваш счет, однако, если расчет страховой компании в судебном порядке будет признан необоснованным, эти расходы вы сможете возместить в полном объеме.

3. Уведомить страховую компанию о том, что вы проводите повторную независимую экспертизу. Это позволит в будущем избежать возражений страховой компании о том, что она не имела возможности принимать участия в проводимой оценке.

4. Если независимая экспертиза предоставит вам совершенно другую сумму ущерба, подлежащего возмещению, вам стоитобратиться в суд с исковым заявлением. Если цена иска не превышает 50 000 руб. – заявление подается мировому судье, если превышает – в районный суд.

К исковому заявлению необходимо приложить:

  • копию справки о ДТП;
  • копию акта осмотра автомобиля;
  • копию акта о страховом случае с расчетом стоимости ущерба;
  • копию отчета об оценке стоимости ущерба независимой экспертной организацией;
  • документы об оплате расходов, понесенных в связи с оспариванием действий страховой компании.

Денис Фролов

Обязательная автогражданка призвана защитить всех собственников транспортных средств от убытков при попадании в ДТП по вине других участников дорожного движения. Попали в аварию, машина получила повреждения, а сам водитель – травму? Страховщик виновника этого происшествия возьмет на себя компенсацию понесенных расходов на лечение и ремонт авто. Но при этом можно столкнуться с одной значительной проблемой – страховая занизила выплату по ОСАГО и вместо ожидаемого 100% возмещения пострадавший получил лишь небольшую сумму. Как быть в таком случае?

Страховая занизила выплату по ОСАГО – что делать в таких случаях? В первую очередь придется разобраться – действительно ли страховщик решил сэкономить на вас или у него есть объективные причины отказать в полновесной компенсации убытков. И только после этого начинать «боевые» действия, отстаивая свои права.

Сопоставление суммы выплаты с соответствующими лимитами

Страховая компания может снизить величину возмещения, если она превышает установленный законодательно лимит выплат по ОСАГО. Совсем недавно эти пределы страхового покрытия ответственности автовладельцев были увеличены до следующих пределов:

  • до 400 тысяч рублей ущерба, нанесенного «железу» - транспортному средству и иному имуществу пострадавшего;
  • до 500 тысяч рублей вреда, причиненному здоровью потерпевших.

Каждая жертва ДТП может рассчитывать на выплаты, не превышающие данные лимиты, соответствующие фактически понесенным убыткам.

В случае, если страховая занизила выплату по ОСАГО, это могло произойти из-за того, что расходы на восстановление здоровья или ремонт средства передвижения, оказались выше этих ограничений. Сверхлимитные затраты страховщик оплачивать не будет, предложив пострадавшим самим обратиться в суд для взыскания остальной суммы непосредственно с виновника аварии.

Уточнение размера выплат

Сначала получателю нужно будет запросить акт о произошедшем страховом случае. Компания, с которой заключил договор ОСАГО виновник происшествия, обязана предоставить всем участникам копию данного документа. Данная бумага не только будет описывать ДТП, но и воспроизведет расчет, выполненный для вычисления сумм возмещения.

В акте необходимо сопоставить сумму в графе «без износа» с фактически произведенными расходами на ремонт и на приведение автомобиля в порядок. При их близких значениях получить дополнительно средства не удастся – страховая оценила все убытки и повреждения верно, но использовала вполне законный дисконт с учетом состояния и возраста автомобиля.

Узнать больше по поводу таких ситуаций, как страховая занизила выплату по ОСАГО, форум автолюбителей поможет вам в два счета – там много таких историй, когда из-за износа недоплатили по 20-30% от расходов на запчасти и работу мастеров.

А вот, когда этот показатель значительно отличается от реальных затрат в меньшую сторону, нужно переходить к решительным мерам.

Доказательство неверных расчетов выплаты

По копии акта осмотра автомобиля, поврежденного в аварии, эксперт может дать заключение о проведенном ремонте или, если к восстановительным работам еще не приступали, то по предстоящих расходах на ремонт. Такая независимая экспертиза пригодится, чтобы отстаивать свои интересы.

Обращаться сначала нужно непосредственно к страховщику, который пытается вас «нагреть». Да, не удивляйтесь, когда страховая занизила выплату по ОСАГО , претензия сначала направляется непосредственно в нее же. В досудебной претензии нужно указать свое несогласие с вынесенным решением о недостаточно большой выплате, приложив заключение об оценке независимого специалиста.

Остается дождаться ответа (чаще отказ) от страховщика и направиться в суд, предварительно рассчитав сумму недоплаченных средств. В суд с исковым заявлением нужно будет прийти не только с доказательствами понесенных расходов, копией осмотра авто и копией акта о наступлении страхового случая, а также заключением эксперта, но и с оплаченной квитанцией об уплате госпошлины за рассмотрение дела.

Как получить неустойку по ОСАГО, читайте .

Идти в суд с таким заявлением придется по месту регистрации по юридическому адресу страховой компании, действия которой вы собираетесь оспорить. Сделать это можно и через посредника, поручив представлять ваши интересы юристу. Кстати, судебные издержки также можно включить в иск и они будут взысканы с ответчика. Еще есть возможность добавить к сумме требований и стоимость за услуги независимого эксперта, который составил заключение о реальной стоимости ремонта. В общем при грамотном подходе автолюбитель в любом случае останется в плюсе и добьется справедливости - суд часто становится именно на сторону пострадавшего и удовлетворяет его требования к страховщику.

В рамках закона каждый водитель обязан купить договор ОСАГО. Эта страховка предназначена для того, чтобы покрыть расходы виновной в ДТП стороны. Однако на практике по ОСАГО выплата занижена и клиенту приходится добиваться правосудия. Рассмотрим, почему страховщики уменьшают сумму выплаты и как правильно составлять документы в суд.

Как точно понять, что вам заплатили меньше

При наступлении страхового случая одна и сторон ДТП обязана вызвать сотрудника ГИБДД, с целью регистрации аварии. В рамках правил можно самостоятельно оформить ДТП, если сумма ущерба не превышает утвержденного лимита по региону.

С протоколом виновная сторона обращается в офис страховой компании, с целью получения компенсации. Что касается суммы выплаты, то решение во многих компаниях принимает специалист фирмы, а не независимый эксперт.

После того как выплата поступит на счет, определить занижение выплаты можно будет только при наличии специальной или самостоятельной экспертизы. Для проведения самостоятельной экспертизы потребуется обратиться в любой автосалон и попросить рассчитать сумму ущерба.

Для проведения профессиональной (специальной) экспертизы необходимо:

  • обратиться к независимому эксперту;
  • заключить договор и сделать оплату;
  • предоставить машину;
  • получить официальное заключение, в котором будет указана сумма ущерба.

Далее останется сравнить сумму с полученной на счет и понять, насколько страховщик занизил выплату по ОСАГО. Если разница минимальная, то составлять претензию и добиваться доплаты не стоит. Это только трата личного времени. В других случаях следует отстаивать свои права.

Почему страховая занижает выплату по ОСАГО

Начиная с 2014 года, все страховые компании обязаны при расчете суммы ущерба использовать единые стандарты, утвержденные Центральным банком. Однако даже при наличии единых стандартов автолюбители сталкиваются с такой проблемой, как занижена выплата ОСАГО.

Все дело в том, что такое случается по ряду причин. Рассмотрим каждую:

  • Способ оценки. Все специалисты делают осмотр, как говорится на ощупь и глаз. В результате этого итоговая сумма ущерба может значительно различаться.
  • Профессиональные навыки специалиста. Не секрет, что многое зависит от профессионализма эксперта. Опытные специалисты могут подготовить отчет не только быстро, но и максимально достоверно, чего нельзя сказать про новичков.
  • Условия осмотра. Это основной фактор, который играет значимую роль. Машина должна быть представлена в чистом виде, в светлое время суток. При плохом освещении часть повреждений может быть не замечена и не учтена при составлении отчета.

Необходимо учитывать, что страховщики могут занизить сумму компенсационной выплаты также по законным причинам.

Законные причины занижения выплаты

Среди законных причин опытные эксперты выделяют три. Рассмотрим их детально:

  1. Износ деталей. Это самая актуальная причина, почему финансовые компании снижают сумму компенсационной выплаты. Если изучить судебную практику, то практически 80% автолюбителей отстаивают права именно по этой причине. Начиная с 2014 года, Центральный банк установил максимальный предел снижения заменяемых деталей, который составляет 50% от их реальной рыночной цены.
  2. Вычитание повреждений из итоговой сметы. В данном случае страховщики просто не принимают к учету расходы, которые необходимы для восстановления лакокрасочного покрытия (ЛКП), если на транспортном средстве повреждено более 25%. Также не учитывается повреждение при наличии коррозии на поврежденном элементе.
  3. Расчет ущерба без учета УТС. Это также «больная тема», по поводу которой ведутся частые разбирательства в судебном порядке. Согласно закону каждая компания обязана компенсировать утерю товарной стоимости. На практике дела обстоят иначе, и страховщики удерживают сумму.

Порядок действий при обнаружении занижения

Если после проведения независимой экспертизы и изучения правил и закона вы точно поняли, что финансовая компания выплатила деньги с нарушениями, то стоит отстаивать свои права. Если есть возможность, то лучше поручить все вопросы опытному юристу.

Важно! По всем вопросам вы всегда можете проконсультироваться с опытным экспертом на нашем портале. При необходимости он поможет подготовить претензию или иной документ, для отстаивания интересов в суде.

Претензия в страховую

Первый шаг, который следует сделать, если страховая компания занизила выплату по ОСАГО – это составить претензию. При этом претензия составляется не в суд, а в адрес финансовой компании. Это своего рода документ, для урегулирования конфликта мирным путем.

В документе потребуется указать:

  • наименование страховой компании, которая нарушила условия выплаты;
  • личные и паспортные данные пострадавшего, с указанием координат для связи;
  • сведения о ДТП: когда и где произошло, с участием каких ТС;
  • какую сумму перечислила компания по итогам собственной оценки;
  • сумма ущерба по оценке независимого эксперта;
  • каким способом желаете получить решение: лично в офисе или по почте;
  • подпись и расшифровка.

Важно! К документу следует приложить копию личного паспорта, страхового полиса, извещения о ДТП, заключение независимого эксперта и выписку по счету, где видна сумма выплаты. Оригиналы всех документов передавать страховщику категорически не стоит, поскольку они могут потребоваться в суде.

Для удобства предлагаем на нашем портале и заполнить его по своему усмотрению. По всем вопросам заполнения вы можете обращаться к нашему эксперту или через форму «Оставить комментарий».

Заполненный документ можно отдать лично секретарю или социалисту урегулирования убытков. В ответ следует получить копию документа, с отметкой о принятии. После останется только ждать решение в течение 5 рабочих дней.

Если нет возможности вручить документ лично, то стоит отправить его заказным письмом или курьером.

Обращение в суд

Если страховщик ответил отказом, то потребуется обратиться в суд по месту своей регистрации с исковым заявлением.

Поскольку документ вы можете составить самостоятельно, предлагаем и внести все необходимые сведения.

Что касается сведений, то потребуется также указать данные финансовой компании, личные, транспорта и описать когда и где произошло ДТП.

Важно! Для того чтобы составить документ правильно и выиграть в суде, рекомендуем обратиться к эксперту на нашем портале. Наш специалист сам подготовит документы и подскажет, как вести себя в суде.

Необходимые документы и как их получить

К иску следует приложить необходимые документы.

К иску потребуется приложить (копии):

  • личный паспорт;
  • документы на транспортное средство.

Данные документы всегда есть под рукой у каждого автолюбителя. Остальной перечень подготавливается дополнительно. Потребуется:

  • Акт осмотра автомобиля. Составляет менеджер страховой компании. Для его получения нужно обратиться в офис страховщика и написать заявление на его предоставление.
  • Протокол с ГИБДД. При наступлении ДТП вызывается сотрудник ГИБДД, который составляет протокол. Получает его пострадавшая сторона. Прежде чем отдавать документ страховщику, следует сделать копию.
  • Извещение о ДТП. Документ составляется в 2-х экземплярах между пострадавшим и виновником при наступлении ДТП. Достаточно сделать копию.
  • Претензию, которая была подана в адрес страховщика. После того как претензия будет предоставлена страховщику, у пострадавшей стороны останется копия с отметкой о принятии.
  • Ответ по претензии. Предоставляет страховщик в оригинале, в ответ на претензию.
  • Заключение независимого эксперта. Выдается после проведения независимой экспертизы. Также предоставляется квитанция, подтверждающая оплату независимой экспертизы.

Как действовать при ДТП, чтобы не было оснований для занижения

Чтобы получить выплату в полном размере, при наступлении страхового события необходимо следовать простому алгоритму действий.

Необходимо:

  1. Остановить транспорт и поставить знак аварийной остановки.
  2. Уточнить, если ли у виновной стороны бланк договора ОСАГО и получить все необходимые для себя сведения: наименование компании, номер бланка, срок действия и дату оформления.
  3. Вызвать сотрудника ГИБДД или аварийного комиссара.
  4. Заполнить европротокол, который предоставляется при покупке автогражданки.
  5. Сфотографировать машины на месте ДТП на камеру своего телефона. Это необходимо если не вызывается сотрудник ГИБДД.
  6. Предоставить нужные данные сотруднику ГИБДД, внимательно изучить протокол и подписать, если все указано достоверно.
  7. Как можно скорее посетить офис страховой компании и предъявить необходимые документы.

Важно! Согласно правилам пострадавшая сторона может обратиться как в компанию виновника, так и свою, в которой был куплен ОСАГО. Что касается сроков выплаты, то они едины, независимо от выбранного варианта.

В завершение можно отметить, что автолюбители часто сталкиваются с такой проблемой, как заниженная выплата по ОСАГО и не знают что делать. Главное – это подготовить претензию и обратиться к страховщику. Если компания отказывает, то можно обращаться в суд.

Для того чтобы правильно подготовить все необходимые документы рекомендуем обратиться за помощью к эксперту на нашем портале. Оставьте ваши координаты в специальной форме.

Если вы сталкивались с такой проблемой, то просим оставить отзыв и рассказать другим читателям нашего портала:

  • куда обращались за выплатой;
  • насколько страховщик урезал компенсацию, в денежном выражении;
  • как получили разницу.

Будем благодарны, если после прочтения вы поставите лайк и поделитесь статьей со своими друзьями в социальных сетях.

Страхование автогражданской ответственности - одна из наименее прибыльных сфер для страховых компаний, поэтому они разрабатывают все больше способов занижать положенные выплаты. По закону страховщик самостоятельно выбирает компанию, проводящую техническую экспертизу поврежденного авто, поэтому зачастую у них существует соглашение, по которому эксперты работают в интересах СК - занижают стоимость восстановления ущерба из за этого возникают .

Так как единой методики оценивания ущерба не существует, каждый эксперт выносит заключения, основанные на личных предположениях и оценках.

Также на результат проверки влияют:

  • профессионализм и опыт техника-эксперта;
  • условия проведения экспертизы (чистота автомобиля, освещение места проведения и прочее);
  • наличие скрытых повреждений (некоторые повреждения обнаруживаются только во время проведения ремонтных работ).

Центробанк разработал правила расчета страхового возмещения (Указание №5000-У), поэтому разногласия могут возникнуть только в оценке самих повреждений. При одинаковой оценке у разных специалистов, должна быть равная сумма компенсации, иначе ошибка допущена при расчетах.

Законные причины занижения выплат по ОСАГО

  1. Износ деталей . При расчете компенсации учитывается износ заменяемых деталей, то есть в расчет идет цена не новых деталей, которые будут установлены, а рыночная стоимость деталей автомобиля до аварии.
  2. Ошибки в протоколе . При существенных ошибках в протоколе страховщик может полностью отказать в выплате, поэтому нужно принимать активное участие при составлении протокола сотрудниками ГАИ или четко соблюдать все правила .
  3. Оставление места ДТП . Если покинуть место происшествия без уважительной причины, установленной законом (например, если только таким образом можно доставить пострадавшего в медицинское учреждение), страховщик не осуществит компенсацию вообще.
  4. Несоблюдение сроков предупреждения СК . Потерпевший обязан известить страховщика в течение 5 рабочих дней после аварии и предоставить протокол или извещение о ДТП.
  5. Ремонт до проведения экспертизы . После подачи заявления нельзя ремонтировать авто 15 календарных дней, за которые страховая должна успеть направить авто на техническую экспертизу или осмотр.
  6. Исключение некоторых ремонтных работ . Если повреждено более четверти лакокрасочного покрытия или если авто имело сквозную коррозию, стоимость восстановления ЛКП не компенсируется.

Что нельзя делать, если хочешь получить выплату?

Чтобы не остаться без выплаты или ее части, нужно строго соблюдать законы. А именно:

  1. Не покидать место ДТП до подписания протокола и не передвигать автомобили до приезда автоинспекторов.
  2. Своевременно уведомить страховую компанию о наступлении страхового случая (пять рабочих дней после аварии).
  3. Не ремонтировать авто до проведения технической экспертизы. А еще лучше не восстанавливать его до получения полной выплаты, которая Вас удовлетворит.

Как действовать при ДТП, чтобы не было оснований для занижения

Теперь рассмотрим прядок действий после ДТП , соблюдая который водитель не лишится страховой премии. Перед автомобилистами предстает выбор: вызывать ли сотрудников ГИБДД? При наличии некоторых условий водители могут оформить протокол самостоятельно и сэкономить свое время. Некоторые водители боятся заполнять европротокол, хотя ничего сложного в этом нет. А ошибки могут быть допущены в обоих случаях: при составлении европротокола из-за незнания правил оформления, а в классическом случае из-за небрежности сотрудников ГАИ.

По Европротоколу

Условий оформления аварии без вызова ГИА всего пять:

  1. В ДТП участвовало два ТС.
  2. Вред причинен только имуществу участников аварии (нет вреда здоровью или имуществу 3-их лиц).
  3. У обоих участников оформлен ОСАГО.
  4. Стороны пришли к взаимному согласию по поводу обстоятельств происшествия и виновности.
  5. Приблизительный ущерб составляет менее 100 000 рублей.

Перед заполнением Извещения о ДТП необходимо:

  • найти свидетелей и взять их контактные данные;
  • проверить срок действия полиса ОСАГО у второго участника через открытую базу данных РСА (ссылка: Официальный сайт РСА );
  • как можно подробнее зафиксировать повреждения и место аварии на фото или видео.

Если бланк отрывной (выданный при оформлении страховки), то его лицевая сторона является копирующей. Разделять листы надо только после заполнения лицевой стороны, чтобы оба экземпляра были идентичны. Лицевая сторона заполняется водителями вместе (в том числе схема ДТП), после чего листы отделяются, и каждый водитель заполняет обратную стороны своего экземпляра.

После этого обе стороны обращаются к страховщику и предоставляют ему свой лист Извещения о ДТП в течение 5 дней. Потерпевшему на подачу заявления о наступлении страхового случая также выделяется пять дней. Его лучше написать по образцу страховой компании, но закон не устанавливает строгих критериев: можно писать в свободной форме, но в официально-деловом стиле. Также для получения компенсации нужно предоставить: паспорт гражданина РФ, СТС и чеки на эвакуацию авто (если оно не передвигается своим ходом). После этого у страховщика есть 15 дней на запрос автомобиля на осмотр и 20 дней для перевода страховой премии.

Классическим способом

Если участники решили все же вызвать сотрудников ГАИ, то придется внимательно следить за тем, как будут заполняться документы. Особенно важно, чтобы автоинспекторы подробно перечислили повреждения автомобиля в справке о ДТП (если ущерб слишком большой, нужно заполнять отдельное приложение).

Вместо европротокола нужно предоставить страховщику справку о ДТП (формы 154), схему ДТП и объяснительные от участников. В остальном порядок действий и сроки обращения в СК такие же.

Проведение независимой экспертизы

Проведение независимой экспертизы организует СК, поэтому едва ли ее можно назвать “независимой”. Чаще всего выплаты занижают на такую сумму, чтобы получить выгоду, но не спровоцировать потерпевшего устраивать разбирательства. Поэтому многие просто соглашаются и оплачивают оставшиеся работы самостоятельно. Но, если выплаты чересчур занижены, нужно обязательно требовать перерасчета. Для этого после решения экспертизы от компании, предоставленной страховщиком, нужно выбрать специалиста другой компании.

Разногласия могут быть по двум поводам:

  1. Оценки повреждений. Тогда необходимо проводить дополнительный осмотр автомобиля.
  2. Неверной калькуляции. Расчет компенсации ведется по методике Центробанка, поэтому, если степень повреждений установлена верно, но допущена ошибка в расчетах, можно не проводить повторный осмотр, а предоставить специалисту акт осмотра или заключение предыдущей экспертизы.

Как выбрать правильного независимого эксперта?

Договор на проведение осмотра заключается с зарегистрированным юридическим лицом, сотрудником которой является техник эксперт, прошедший государственную аттестацию. При обращении к компании необходимо потребовать документы, подтверждающие квалификацию специалиста, и проверить его в государственном реестре Минюста России. Также в договоре должны быть указаны основание, дата и место проведения осмотра, характеристики автомобиля и прочее.

Как узнать, что страховая компания занизила страховую сумму

Средняя цена независимой экспертизы по России - около 8000р. Если удастся доказать, что СК занизила выплату, то она должна будет возместить и затраты на дополнительную экспертизу. Но СК не проведет доплату, если разница между результатами будет составлять менее 10%, так как суд считает такую разницу не недоплатой, а погрешностью.

Чтобы не понести дополнительные убытки можно попросить о предварительной оценке. Некоторые организации проводят неполный осмотр, цель которого - установить, какова предположительная разница между оценкой от СК и объективной оценкой и есть ли смысл проводить дополнительную полную экспертизу. Такой осмотр стоит гораздо меньше, но не будет оплачен страховщиком в случае одобрения доплаты, да и не все оценочные компании предоставляют такие услуги.

Порядок действий при обнаружении занижения

Восстановить справедливость можно двумя способами:

  • либо обращением с претензией в саму компанию (чаще всего этого достаточно);
  • либо иском в суд (обращаться в суд до подачи досудебной претензии нельзя).

Претензия в страховую

Написать претензию самостоятельно несложно, хотя помощь юриста, конечно, не помешает. В документе обязательно нужно перечислить свои требования и законные основания на них, указать реквизиты для перевода.

Часто СК не передает акты о наступлении страхового случая и о проведенном осмотре авто. Но при написании претензии их придется прикреплять в качестве доказательства. Поэтому придется подавать заявление на выдачу копий, ссылаясь на «Правила ОСАГО» (п. 4.23, 3.11), в которых прописано, что СК обязана предоставить копии актов осмотра ТС и о страховом случае, а также копию экспертного заключения после письменного прошения потерпевшего в течение пяти рабочих дней. В заявлении также нужно указать адрес для получения документов. По итогу у потерпевшего должна быть полная информация о проведенном осмотре и калькуляции.

В досудебной претензии стоит в юридическом стиле предупредить страховщика, что, если требования по доплате не будут выполнены, разбирательство дойдет до суда, а также будут поданы жалобы в РСА и ФССН (федеральная служба страхового надзора).

После подачи досудебной претензии могут быть различные исходы:

  1. Согласие . Вам выплатят требуемую сумму, и на этом конфликт будет исчерпан. Это маловероятный исход.
  2. Частичное согласие . Выгоднее всего страховщику поступить таким образом: выплатить не всю сумму и избежать судебных разбирательств, так как у потерпевшего уже не будет мотивации начинать судебный процесс.

В таком случае страховые могут идти на различные уловки. По закону СК самостоятельно решает, компенсировать ущерб деньгами или выдать направление на ремонт в СТО по своему выбору. Кроме случаев, когда имущественный ущерб больше предельной суммы 400 000 рублей - тогда СК не имеет право выбирать и всегда компенсирует деньгами. Но многие страхователи считают более выгодным денежное возмещение, так как качество ремонтов в СТО, предлагаемых страховщиком, часто оставляет желать лучшего. Этим и пользуются агенты СК: они предлагают выбор: немного заниженная сумма деньгами или полный ремонт. А, если потерпевший выбирает деньги, его заставляют подписывать документ, в котором есть пункт об отсутствии претензий. После этого судиться будет уже бессмысленно: юристы страховой компании развалят дело на основе этого договора.

  1. Отказ . Отклонение претензии означает, что страховая готова к судебный разбирательствам и, возможно, имеет законные основания для занижения выплаты. Перед подачей иска стоит проконсультироваться с юристом и выяснить, каковы шансы выиграть дело.
  2. Отсутствие ответа . По какой-либо причине СК может не дать ответа или просрочить его (ответ должен прийти в течение пяти рабочих дней). За каждый день недоплаты со страховщика можно требовать однопроцентную неустойку от размера недополученной суммы.

Обращение в суд

Если разница между положенной и выплаченной компенсациями намного больше 10%, то нужно обращаться в суд. Зачастую страховщики вообще не включают УТС в сумму компенсаций, хотя по закону обязаны это делать, если она более 5% от стоимости авто на момент аварии. Именно это чаще всего помогает истцам в суде.

Разница между рыночной стоимостью небитого и восстановленного автомобилей с одинаковыми характеристиками.

Если решение будет в пользу потерпевшего, страховщик выплачивает/компенсирует:

  • недоплаченную страховую премию на основании заключения от независимого технического эксперта;
  • однопроцентный пени на сумму долга за каждый день недоплаты;
  • затраты на проведение независимой экспертизы;
  • затраты на ведение судебного разбирательства (оплачивает адвокатов, юристов, представителей и так далее);
  • моральный ущерб (если адвокат сумеет доказать, что истцу это необходимо).

Обращаться необходимо в мировой суд по месту регистрации страховой компании или ее филиала. Самостоятельно отстаивать свои права в суде вряд ли выйдет хорошо, так как юристы страховщика имеют большой опыт в подобных делах и знают все «лазейки». Поэтому лучше купить услуги профессионалов. К тому же, если судья вынесет решение в пользу истца, как обычно бывает в делах о недоплатах по ОСАГО, все судебные издержки компенсирует ответчик.

Вот несколько вариантов передачи дела в руки профессионалов:

  1. Юрист . Лучше нанимать юристов только в сложных ситуациях. При выборе специалиста обращайте внимание на его портфолио и опыт в сфере дел об ОСАГО.
  2. Судебный представитель . Отличие от юриста в том, что представители не требуют предоплаты: их заработок - это проценты от выигранной в суде суммы. То есть при неудачном исходе дела, оплаты он не получит.
  3. Компании, скупающие дела у истцов . Третий вид профессионалов-юристов, они выплачивают истцу деньги за право выступать вместо него в суде. Истец получает деньги еще перед началом судебного разбирательства из бюджета организации, а компания забирает себе всю сумму, выигранную в суде.

Необходимые документы и как их получить

Для ведения дела и получения компенсаций нужно предоставить суду как можно больше информации о произошедшем. Чем больше будет , подтверждающих наличие основания для доплаты, тем больше шансов выиграть дело.

Вот список документов, необходимых для ведения разбирательства:

  • Извещение о ДТП . Если оригинал передается СК при подаче заявления о наступлении страхового случая, лучше сделать несколько его копий хорошего качества заранее. Если даже копий на руках нет, их можно потребовать у страховщика в любой момент в письменном виде.
  • Копии протокола и постановления об административном правонарушении . Они нужны, если ДТП оформляли сотрудники ГАИ.
  • Чеки и квитанции об оказанных услугах , связанных с выплатами, установлением недоплаты и прочее. (договор на проведение экспертизы, квитанции выплат от страховщика, квитанции об эвакуации автомобиля).
  • Доверенность на ведение дела , если в суде за истца выступает юридический представитель.

Заключение

Страховые компании часто пытаются получить дополнительную выгоду незаконными путями, надеясь на то, что страхователи не знают своих прав или не хотят участвовать в судебных разбирательствах. Но, если потерпевший все делал по закону, то шансы получить доплату близятся к ста процентам. Чаще всего обращаться в суд не приходится, а, когда до этого доходит, нужно обязательно обращаться за помощью к профессионалам.