Как определяется налоговая база? Как определяется налоговая база для исчисления ндс Определение налогового режима ИП

Понятие, виды и функции налогов

Бюджетно-налоговая политика

1. Понятие, виды и функции налогов

2. Налоговая система: понятие и основные элементы (субъект и объект налогообложения, налоговые ставки, налогооблагаемая база). Принципы налогообложения

3. Понятие и уровни государственного бюджета РФ

4. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит. Способы преодоления бюджетного дефицита

5. Понятие и инструменты бюджетно-налоговой (фискальной) политики

6. Виды бюджетно-налоговой политики.

Налог – обязательный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.

В расширенном смысле к налогам относят также сборы и пошлины , то есть обязательные платежи домохозяйств и фирм государству за предоставление прав, разрешений и выполнение других юридически значимых действий (например, таможенные, лицензионные сборы, государственные пошлины за выполнение нотариальных действий, действий по записи актов гражданского состояния, за рассмотрение дел в судах и т. д.).

Налоги появились одновременно с возникновением государства и составляют основной источник государственных доходов.

Налоги классифицируются по следующим основаниям.

1. По методу взимания налоги делятся на прямые икосвенные .

Прямые налоги взимаются с доходов или имущества налогоплательщика (физических или юридических лиц).

К прямым налогам в России относятся:

· подоходный налог (13 %),

· налог на прибыль организаций (20 %),

· налог на добычу полезных ископаемых,

· транспортный налог,

· налог на имущество организаций и физических лиц.

Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщиком (кто уплачивает налог) и налогоносителем (кто выплачивает налог государству) выступает один и тот же агент.

Косвенные налоги взимаются с товаров и услуг, включаются в цену продукции и оплачивается ее потребителями.

Косвенные налоги:

· акцизы на отдельные виды товаров (сигареты, алкоголь, нефтепродукты, автомобили)

· налог на добавленную стоимость (НДС)

· таможенные пошлины.

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщиком и налогоносителем являются разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (он оплачивает налог при его покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах 2/3 налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся и странах с переходной экономикой, – наоборот, 2/3 косвенные налоги, поскольку их легче собирать и объем налоговых поступлений зависит от цен, а не от доходов. По этой же причине государству в период инфляции выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги.



2. По характеру налоговых ставок налоги делятся на: прогрессивные, пропорциональные и регрессивные.

Прогрессивные налоги – это налоги, ставки которых возрастают по мере роста величины объекта налогообложения. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, поскольку более богатые граждане платят в виде налогов большую часть своих доходов, чем менее обеспеченные.

Пропорциональные налоги – это налоги, ставки которых являются неизменными вне зависимости от величины объекта налогообложения. Примером пропорционального налога (или налога «с плоской шкалой») в современной России является налог на прибыль организаций.

Регрессивные налоги – это налоги, ставки которых уменьшаются по мере роста величины объекта налогообложения. Использование регрессивной системы налогообложения преследует, в первую очередь, цели вывода «из тени» доходов состоятельных граждан.

3. По уровню налоговой системы выделяют налоги федеральные, региональные (субъектов РФ) и местные.

Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории России. К ним относятся:

1. налог на добавленную стоимость

3. налог на доходы физических лиц

4. налог на прибыль организаций

5. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

6. водный налог

7. налог на добычу полезных ископаемых

8. государственная пошлина

Региональные налоги вводятся субъектами РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

К региональным налогам в настоящее время относятся три налога:

· налог на имущество организаций

· транспортный налог.

· налог на игорный бизнес

Под местными налогами понимаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих местных образований.

К местным налогам относят:

1. земельный налог

2. налог на имущество физических лиц.

4. по субъекту уплаты известны налоги с юридических лиц, физических лиц, тех и других.

5. по объекту налогообложения различают налоги на прибыль, доходы, имущество и др.

Функции налогов:

1. фискальная – финансирование государственных расходов;

2. социальная – поддержание социального равновесия путем сглаживания неравенства в доходах; для чего государство использует прогрессивное налогообложение, освобождение от некоторых налогов отдельных категорий населения; льготное налогообложение социально значимых товаров и услуг и, напротив, повышенное налогообложение предметов роскоши;

3. регулирующая – сглаживание циклических колебаний и стимулирование экономического роста;

4. распределительная – распределение аккумулированных средств между экономическими агентами: государством, отраслями экономики, регионами, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами

5. контрольная – налоговая система позволяет государству контролировать финансово-хозяйственную деятельность и доходы организаций и граждан.

Государственное ведомство, представляющее ветвь исполнительной власти, контроль сферы налогообложения - основная задача надзорного органа.

Специалисты налоговой инспекции обрабатывают информацию, поступающую из разных источников, взаимодействуют с организациями, коммерсантами, гражданами.

Основные функции и задачи

Налоговая инспекция — надзорный орган государства, задачами которого является контроль налогов, сборов и обязательных платежей, правильность и своевременность их начисления и внесения в бюджеты разных уровней. Его финансирование осуществляется из государственного бюджета. Ведомство работает, руководствуясь положениями Налогового кодекса, Конституцией, указами Президента, постановлениями Правительства РФ.

Функций Федеральной налоговой службы:

  • надзор за деятельностью инспекций, расположенных в регионах;
  • организация качественной и бесперебойной взаимосвязи между отделениями;
  • участие в разработке проектов, направленных на улучшение налоговой системы;
  • контроль над соблюдением законодательства в налоговой сфере;
  • утверждение форм документов для всех групп налогоплательщиков;
  • выполнение иных полномочий, предусмотренных законодательством.
Налоговые инспекции, расположенные в населенных пунктах, обязаны вести учет налогоплательщиков, проводить консультации по налоговому законодательству. Они осуществляют взыскание штрафов и пени, предоставляют внутреннюю отчетность в вышестоящие органы.

Необходимость в налоговой службе

Инспекция федеральной налоговой службы является гарантом обеспечения порядка и соблюдения законов в сфере налоговых отношений. Руководителя ФНС, назначает Правительство России, оно же освобождает его от занимаемой должности.

Налоговая инспекция — структура, помогающая представителям бизнеса и гражданам решать вопросы, которые относятся к налогам, получению вычетов, валютному контролю, работе с делами о банкротстве и т.д. Ведомство рассматривает заявления и жалобы, принимает решения по ним.

Средства, которые поступают в налоговую службу, направляются на финансирование социальных объектов, выплату нуждающимся категориям населения, перечисление зарплаты служащим бюджетной сферы. Без этого ведомства невозможно представить регистрацию коммерческих предприятий, контроль за их финансовой деятельностью.

Обязанности и права сотрудников налоговой службы

Налогоплательщики должны своевременно и в полном объеме перечислять налоги, предоставлять декларации, соблюдать обязательства, которые закреплены в законодательстве. В свою очередь сотрудники ведомства выполняют контролирующие функции, осуществляют консультирование налогоплательщиков. Они имеют право получать доступ к бухгалтерии плательщиков, проводить проверку поступающих сведений.

При выявлении нарушений специалисты могут использовать методы, предусмотренные отечественным законодательством. Речь идет об изъятии документов, составлении исков, наложении штрафов и взысканий, применении иных принудительных мер. Действенная система позволяет снизить количество недобросовестных налогоплательщиков, поддерживать порядок в этой сфере. Она помогает оперативно решать спорные вопросы, предоставлять актуальную информацию об изменениях и действующих правилах населению, представителям бизнеса.

Налог — это обязательный платёж, взимаемый сфизического или юридического лица, для финансирования деятельности государства.

Налог на прибыль — это налог, взимаемый с прибылиорганизаций. Прибыль определяется путём вычета из доходов всех расходоворганизации. Налог на прибыль платится всеми организациями, за исключениемиспользующих специальные налоговые режимы и плательщиков налога на игорныйбизнес.

Налоговая база — это характеристика объектаналогообложения, исходя из данных о котором, рассчитывается размер налога.

Налоговая декларация – документ, предоставляемый налогоплательщиком в органы налогового контроля для уведомления о размере доходов, полученных за определённый период времени. Так же в декларации указывается информация о полагающихся и применяемых налоговых льготах, и иных типах вычетов, влияющих на размер уплачиваемого в казну налога. Для каждого типа налога, подлежащего учёту существует своя декларация утверждённой формы. Данные передаются в налоговую на бумажных носителях, через сертифицированные средства электронного документооборота или с недавнего момента через личный кабинет налогоплательщика с использованием электронной подписи.

Налоговая система – общее понятие, являющееся совокупностью всех институтов и правовых взаимоотношений возникающих между государством и плательщиками налогов. В налоговую систему входят все нормы и принципы установлений, сбора и контроля налогов.

Налоговые каникулы – льготный период, предоставляемый государством юридическим или физическим лицам, в течение которого они освобождаются от уплаты всех или только некоторых типов налоговых сборов. Основной целью налоговых каникул является стимулирование определённых отраслей или типов организаций, испытывающих сложности, связанные с налоговой нагрузкой.

Налоговый вычет — установленная законодательством сумма, наразмер которой может быть сокращена облагаемая налогом база, что приводит кобщему уменьшению налога, подлежащего к уплате. Налоговые вычеты могутраспространяться, как на целые категории лиц и организаций, так и на частныеслучаи, связанные с характеристиками объекта налогообложения. Вычеты бывают, как для юридических, так и для физических лиц.

Налоговый период — это период времени, за которыйопределяется размер налоговой базы, на основании которой начисляется налог,подлежавшей уплате в дальнейшем.

Налоговые агенты — лица, на которых согласно Налогового законодательства возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению удержанных налогов в бюджет.

Налогоплательщик — это физическое лицо илиорганизация, законодательно обязываемые уплачивать налоги.

НДПИ (Налог на Добычу Полезных Ископаемых) — этофедеральный налог, взимаемый с полезных ископаемых, добываемых из недр земли.Полезные ископаемые, получаемые в результате переработки отходов добывающегопредприятия, НДПИ не облагаются, за исключением отдельно лицензируемых видовдеятельности. Налог взимается, как с ископаемых, добытых на территории Российской Федерации, так и наиной территории находящейся под юрисдикцией РФ.

НДФЛ (Налог на Доходы Физических Лиц) — это прямойналог, взимаемый с полного дохода физического лица за определённый периодвремени. Может быть уменьшен на сумму расходов, затраченных на образование,лечение и иные статьи, определяемые налоговым кодексом РФ.

Нематериальные активы — это активы, не имеющиефизической формы и не являющиеся непосредственно финансово-денежными активами(инвестициями, займами и прочим), но участвующие в производстве продукции идеятельности организации. К такимактивам относятся объекты интеллектуальной собственности, патенты, деловуюрепутацию и т.п.

НКО (Некоммерческая Организация) — это формаюридического лица результатом и первичной целью деятельности, которой неявляется получение прибыли и её распределение между собственниками. Самыми распространёнными видами являютсяфонды, политические партии, профессиональные и религиозные объёдинения.

Статья 391. Порядок определения налоговой базы

1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

Абзацы 4 - 7 утратили силу с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ

1.1. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

2. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

3. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Абзац второй утратил силу с 1 января 2015 г.

4. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

5. Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий:

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов I и II групп инвалидности;

3) инвалидов с детства, детей-инвалидов;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-I), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

8) пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

9) физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;

10) физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.

6.1. Уменьшение налоговой базы в соответствии с настоящей статьи (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.

Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет.

Абзац утратил силу с 15 апреля 2019 г. - Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

7. В случае, если при применении налогового вычета в соответствии с настоящей статьей налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.

8. До 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли , установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Налоговая база по транспортному налогу определяется как мощность двигателя транспорта (в лошадиных силах) на основании данных регистрации транспортного средства. Но иногда при расчете налоговой базы действуют и другие правила. Подробнее об этом и некоторых других вопросах, связанных с расчетом транспортного налога, вы узнаете из этой статьи.

Плательщики налога на транспорт и основные принципы его расчета

Данный налог является региональным. Оплачивать его должны физлица и предприятия, у которых в собственности имеется транспорт (ст. 357 НК РФ).

Предприятия рассчитывают данный налог и причитающиеся авансовые платежи по нему самостоятельно. Физлицам сумму налога необходимо оплатить по уведомлению из ФНС, которое формируется, исходя из сведений, предоставляемых органами, регистрирующими транспортные средства.

Основные принципы расчета и уплаты налога:

  • налог рассчитывается как произведение базы по налогу и ставки (если другое не отражено в НК РФ);
  • авансы к уплате по налогу определяются за каждый отчетный период как ¼ налоговой базы, помноженной на налоговую ставку (ст. 362 НК РФ);
  • предприятия налог к уплате исчисляют как разницу между суммой, начисленной за год, и авансовыми платежами, которые были уплачены в течение года, для физлиц авансовые платежи по налогу не предусмотрены;
  • предприятия в отношении транспортного средства с максимально разрешенной массой свыше 12 тонн (зарегистрированного в реестре) исчисленные авансовые платежи по налогу не уплачивают (абз.2 п.2 ст.363 НК РФ);
  • итоговая сумма налога и сумма авансов по дорогим авто определяется с учетом повышающего коэффициента (от 1,1 до 3), устанавливаемого в зависимости от стоимости автомобиля и числа лет, прошедших с момента его выпуска (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Мнение налоговиков о применении повышающих коэффициентов узнайте .

Налоговая база по транспортному налогу

Налоговая база транспортного налога в 2017-2018 годах рассчитывается по-разному для отдельных видов транспортных средств (ст. 359 НК РФ, раздел V Методических рекомендаций по применению гл. 28 НК РФ, утв. приказом МНС от 09.04.2003 № БГ-3-21/177).

Вид транспортного средства (ТС)

Налоговая база для расчета транспортного налога

Источник информации о налоговой базе

Комментарии

ТС, имеющие двигатели

Мощность двигателя(Nд) в лошадиных силах (л. с.)

Показатель для расчета:

  • определяется исходя из техдокументации;
  • отражается в регистрационных документах

Если Nд или Nдс указан в кВт, необходимо перевести этот показатель в л. с. по формуле:

Nд (л. с.) = Nд (кВт) × К,

где К = 1,35962 - переводной коэффициент из кВт в л. с.

Результат вычислений округляется с точностью до 2 знаков после запятой

Водные ТС

Мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным ТС (Nдс)

Водные, несамоходные (буксируемые) ТС, для которых определяется валовая вместимость

Валовая вместимость в регистровых тоннах (р. т.)

Мерительное свидетельство судна, выдаваемое органами технадзора

Показатель устанавливается путем обмера внутреннего объема судна

1 р. т. = 100 куб. футов = 2,83 м 3

Воздушные ТС, для которых определяется тяга реактивного двигателя

Статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного ТС на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы (кгс)

Паспорт воздушного ТС

В ст. 361 НК РФ для самолетов, имеющих реактивные двигатели, установлена ставка налога 20 руб. за каждый кгс - перевод в л. с. для определения налога не требуется

Иные водные и воздушные ТС, не имеющие двигателей или в отношении которых не определяется валовая вместимость

ЕТС (единица транспортного средства)

К подобным ТС относятся:

  • плавучая землечерпательная техника;
  • плавучие краны;
  • дебаркадеры;
  • иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения

Если данные о мощности двигателя (валовой вместимости) отсутствуют, в расчете могут быть использованы (п. 22 Методических указаний, утв. приказом МНС от 09.04.2003 № БГ-3-21/177):

  • предоставленное налогоплательщиком экспертное заключение;
  • результаты экспертизы, проведенной в соответствии со ст. 95 НК РФ.

В каких еще ситуациях может понадобиться экспертиза, расскажут сообщения и материалы:

  • ;
  • .

Объект и ставка по налогу

Объектом обложения налогом является весь транспорт, который зарегистрирован с соблюдением законов РФ (ст. 358 НК РФ). К примеру, если у вас имеется автомобиль, но он зарегистрирован не на вас, а на тестя, уплачивать налог за него будет тесть. Если же предприятие в собственности имеет автомобиль, а использует его в личных целях директор, уплачивать налог в данном случае будет предприятие.

Ставки налога утверждаются на местах субъектами РФ, которые могут дифференцировать их в зависимости от следующих показателей:

  • категория единицы транспорта;
  • мощность двигателя;
  • валовая вместимость;
  • срок эксплуатации, год выпуска единицы транспорта.

Субъекты РФ не имеют права изменять ставку налога более чем в 10 раз по сравнению со ставкой, отраженной в НК РФ (п. 2 ст. 361 НК РФ).

Обратите внимание: существует арбитражная практика, которая говорит о том, что отсутствие регистрации на транспорт не освобождает от уплаты налога.

Подробнее об этом читайте в статье «Отсутствие регистрации транспортного средства не освободит от транспортного налога» .

Итоги

Налоговая база по транспортному налогу для имеющих двигатель транспортных средств - это выраженная в лошадиных силах мощность двигателя. Для водных несамоходных транспортных средств налог исчисляется исходя из валовой вместимости в регистровых тоннах, а для воздушных судов - из выраженной в килограммах силы статической тяги реактивного двигателя.

Для иных водных и воздушных судов за налоговую базу принимается единица транспортного средства.