Как определяется налоговая база? Как определяется налоговая база для исчисления ндс Определение налогового режима ИП
Понятие, виды и функции налогов
Бюджетно-налоговая политика
1. Понятие, виды и функции налогов
2. Налоговая система: понятие и основные элементы (субъект и объект налогообложения, налоговые ставки, налогооблагаемая база). Принципы налогообложения
3. Понятие и уровни государственного бюджета РФ
4. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит. Способы преодоления бюджетного дефицита
5. Понятие и инструменты бюджетно-налоговой (фискальной) политики
6. Виды бюджетно-налоговой политики.
Налог – обязательный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.
В расширенном смысле к налогам относят также сборы и пошлины , то есть обязательные платежи домохозяйств и фирм государству за предоставление прав, разрешений и выполнение других юридически значимых действий (например, таможенные, лицензионные сборы, государственные пошлины за выполнение нотариальных действий, действий по записи актов гражданского состояния, за рассмотрение дел в судах и т. д.).
Налоги появились одновременно с возникновением государства и составляют основной источник государственных доходов.
Налоги классифицируются по следующим основаниям.
1. По методу взимания налоги делятся на прямые икосвенные .
Прямые налоги взимаются с доходов или имущества налогоплательщика (физических или юридических лиц).
К прямым налогам в России относятся:
· подоходный налог (13 %),
· налог на прибыль организаций (20 %),
· налог на добычу полезных ископаемых,
· транспортный налог,
· налог на имущество организаций и физических лиц.
Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщиком (кто уплачивает налог) и налогоносителем (кто выплачивает налог государству) выступает один и тот же агент.
Косвенные налоги взимаются с товаров и услуг, включаются в цену продукции и оплачивается ее потребителями.
Косвенные налоги:
· акцизы на отдельные виды товаров (сигареты, алкоголь, нефтепродукты, автомобили)
· налог на добавленную стоимость (НДС)
· таможенные пошлины.
Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщиком и налогоносителем являются разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (он оплачивает налог при его покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).
В развитых странах 2/3 налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся и странах с переходной экономикой, – наоборот, 2/3 косвенные налоги, поскольку их легче собирать и объем налоговых поступлений зависит от цен, а не от доходов. По этой же причине государству в период инфляции выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги.
2. По характеру налоговых ставок налоги делятся на: прогрессивные, пропорциональные и регрессивные.
Прогрессивные налоги – это налоги, ставки которых возрастают по мере роста величины объекта налогообложения. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, поскольку более богатые граждане платят в виде налогов большую часть своих доходов, чем менее обеспеченные.
Пропорциональные налоги – это налоги, ставки которых являются неизменными вне зависимости от величины объекта налогообложения. Примером пропорционального налога (или налога «с плоской шкалой») в современной России является налог на прибыль организаций.
Регрессивные налоги – это налоги, ставки которых уменьшаются по мере роста величины объекта налогообложения. Использование регрессивной системы налогообложения преследует, в первую очередь, цели вывода «из тени» доходов состоятельных граждан.
3. По уровню налоговой системы выделяют налоги федеральные, региональные (субъектов РФ) и местные.
Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории России. К ним относятся:
1. налог на добавленную стоимость
3. налог на доходы физических лиц
4. налог на прибыль организаций
5. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
6. водный налог
7. налог на добычу полезных ископаемых
8. государственная пошлина
Региональные налоги вводятся субъектами РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.
К региональным налогам в настоящее время относятся три налога:
· налог на имущество организаций
· транспортный налог.
· налог на игорный бизнес
Под местными налогами понимаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих местных образований.
К местным налогам относят:
1. земельный налог
2. налог на имущество физических лиц.
4. по субъекту уплаты известны налоги с юридических лиц, физических лиц, тех и других.
5. по объекту налогообложения различают налоги на прибыль, доходы, имущество и др.
Функции налогов:
1. фискальная – финансирование государственных расходов;
2. социальная – поддержание социального равновесия путем сглаживания неравенства в доходах; для чего государство использует прогрессивное налогообложение, освобождение от некоторых налогов отдельных категорий населения; льготное налогообложение социально значимых товаров и услуг и, напротив, повышенное налогообложение предметов роскоши;
3. регулирующая – сглаживание циклических колебаний и стимулирование экономического роста;
4. распределительная – распределение аккумулированных средств между экономическими агентами: государством, отраслями экономики, регионами, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами
5. контрольная – налоговая система позволяет государству контролировать финансово-хозяйственную деятельность и доходы организаций и граждан.
Государственное ведомство, представляющее ветвь исполнительной власти, контроль сферы налогообложения - основная задача надзорного органа.
Специалисты налоговой инспекции обрабатывают информацию, поступающую из разных источников, взаимодействуют с организациями, коммерсантами, гражданами.
Основные функции и задачи
Налоговая инспекция — надзорный орган государства, задачами которого является контроль налогов, сборов и обязательных платежей, правильность и своевременность их начисления и внесения в бюджеты разных уровней. Его финансирование осуществляется из государственного бюджета. Ведомство работает, руководствуясь положениями Налогового кодекса, Конституцией, указами Президента, постановлениями Правительства РФ.Функций Федеральной налоговой службы:
- надзор за деятельностью инспекций, расположенных в регионах;
- организация качественной и бесперебойной взаимосвязи между отделениями;
- участие в разработке проектов, направленных на улучшение налоговой системы;
- контроль над соблюдением законодательства в налоговой сфере;
- утверждение форм документов для всех групп налогоплательщиков;
- выполнение иных полномочий, предусмотренных законодательством.
Необходимость в налоговой службе
Инспекция федеральной налоговой службы является гарантом обеспечения порядка и соблюдения законов в сфере налоговых отношений. Руководителя ФНС, назначает Правительство России, оно же освобождает его от занимаемой должности.Налоговая инспекция — структура, помогающая представителям бизнеса и гражданам решать вопросы, которые относятся к налогам, получению вычетов, валютному контролю, работе с делами о банкротстве и т.д. Ведомство рассматривает заявления и жалобы, принимает решения по ним.
Средства, которые поступают в налоговую службу, направляются на финансирование социальных объектов, выплату нуждающимся категориям населения, перечисление зарплаты служащим бюджетной сферы. Без этого ведомства невозможно представить регистрацию коммерческих предприятий, контроль за их финансовой деятельностью.
Обязанности и права сотрудников налоговой службы
Налогоплательщики должны своевременно и в полном объеме перечислять налоги, предоставлять декларации, соблюдать обязательства, которые закреплены в законодательстве. В свою очередь сотрудники ведомства выполняют контролирующие функции, осуществляют консультирование налогоплательщиков. Они имеют право получать доступ к бухгалтерии плательщиков, проводить проверку поступающих сведений.При выявлении нарушений специалисты могут использовать методы, предусмотренные отечественным законодательством. Речь идет об изъятии документов, составлении исков, наложении штрафов и взысканий, применении иных принудительных мер. Действенная система позволяет снизить количество недобросовестных налогоплательщиков, поддерживать порядок в этой сфере. Она помогает оперативно решать спорные вопросы, предоставлять актуальную информацию об изменениях и действующих правилах населению, представителям бизнеса.
Налог — это обязательный платёж, взимаемый сфизического или юридического лица, для финансирования деятельности государства.
Налог на прибыль — это налог, взимаемый с прибылиорганизаций. Прибыль определяется путём вычета из доходов всех расходоворганизации. Налог на прибыль платится всеми организациями, за исключениемиспользующих специальные налоговые режимы и плательщиков налога на игорныйбизнес.
Налоговая база — это характеристика объектаналогообложения, исходя из данных о котором, рассчитывается размер налога.
Налоговая декларация – документ, предоставляемый налогоплательщиком в органы налогового контроля для уведомления о размере доходов, полученных за определённый период времени. Так же в декларации указывается информация о полагающихся и применяемых налоговых льготах, и иных типах вычетов, влияющих на размер уплачиваемого в казну налога. Для каждого типа налога, подлежащего учёту существует своя декларация утверждённой формы. Данные передаются в налоговую на бумажных носителях, через сертифицированные средства электронного документооборота или с недавнего момента через личный кабинет налогоплательщика с использованием электронной подписи.
Налоговая система – общее понятие, являющееся совокупностью всех институтов и правовых взаимоотношений возникающих между государством и плательщиками налогов. В налоговую систему входят все нормы и принципы установлений, сбора и контроля налогов.
Налоговые каникулы – льготный период, предоставляемый государством юридическим или физическим лицам, в течение которого они освобождаются от уплаты всех или только некоторых типов налоговых сборов. Основной целью налоговых каникул является стимулирование определённых отраслей или типов организаций, испытывающих сложности, связанные с налоговой нагрузкой.
Налоговый вычет — установленная законодательством сумма, наразмер которой может быть сокращена облагаемая налогом база, что приводит кобщему уменьшению налога, подлежащего к уплате. Налоговые вычеты могутраспространяться, как на целые категории лиц и организаций, так и на частныеслучаи, связанные с характеристиками объекта налогообложения. Вычеты бывают, как для юридических, так и для физических лиц.
Налоговый период — это период времени, за которыйопределяется размер налоговой базы, на основании которой начисляется налог,подлежавшей уплате в дальнейшем.
Налоговые агенты — лица, на которых согласно Налогового законодательства возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению удержанных налогов в бюджет.
Налогоплательщик — это физическое лицо илиорганизация, законодательно обязываемые уплачивать налоги.
НДПИ (Налог на Добычу Полезных Ископаемых) — этофедеральный налог, взимаемый с полезных ископаемых, добываемых из недр земли.Полезные ископаемые, получаемые в результате переработки отходов добывающегопредприятия, НДПИ не облагаются, за исключением отдельно лицензируемых видовдеятельности. Налог взимается, как с ископаемых, добытых на территории Российской Федерации, так и наиной территории находящейся под юрисдикцией РФ.
НДФЛ (Налог на Доходы Физических Лиц) — это прямойналог, взимаемый с полного дохода физического лица за определённый периодвремени. Может быть уменьшен на сумму расходов, затраченных на образование,лечение и иные статьи, определяемые налоговым кодексом РФ.
Нематериальные активы — это активы, не имеющиефизической формы и не являющиеся непосредственно финансово-денежными активами(инвестициями, займами и прочим), но участвующие в производстве продукции идеятельности организации. К такимактивам относятся объекты интеллектуальной собственности, патенты, деловуюрепутацию и т.п.
НКО (Некоммерческая Организация) — это формаюридического лица результатом и первичной целью деятельности, которой неявляется получение прибыли и её распределение между собственниками. Самыми распространёнными видами являютсяфонды, политические партии, профессиональные и религиозные объёдинения.
Статья 391. Порядок определения налоговой базы
1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.
Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.
Абзацы 4 - 7 утратили силу с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ
1.1. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
2. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
3. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Абзац второй утратил силу с 1 января 2015 г.
4. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
5. Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий:
1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
2) инвалидов I и II групп инвалидности;
3) инвалидов с детства, детей-инвалидов;
4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-I), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
8) пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
9) физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;
10) физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.
6.1. Уменьшение налоговой базы в соответствии с настоящей статьи (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.
Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет.
Абзац утратил силу с 15 апреля 2019 г. - Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ
При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.
Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
7. В случае, если при применении налогового вычета в соответствии с настоящей статьей налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.
8. До 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли , установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
<< Статья 390. |
Статья 392. >> |
|
Содержание |
Налоговая база по транспортному налогу определяется как мощность двигателя транспорта (в лошадиных силах) на основании данных регистрации транспортного средства. Но иногда при расчете налоговой базы действуют и другие правила. Подробнее об этом и некоторых других вопросах, связанных с расчетом транспортного налога, вы узнаете из этой статьи.
Плательщики налога на транспорт и основные принципы его расчета
Данный налог является региональным. Оплачивать его должны физлица и предприятия, у которых в собственности имеется транспорт (ст. 357 НК РФ).
Предприятия рассчитывают данный налог и причитающиеся авансовые платежи по нему самостоятельно. Физлицам сумму налога необходимо оплатить по уведомлению из ФНС, которое формируется, исходя из сведений, предоставляемых органами, регистрирующими транспортные средства.
Основные принципы расчета и уплаты налога:
- налог рассчитывается как произведение базы по налогу и ставки (если другое не отражено в НК РФ);
- авансы к уплате по налогу определяются за каждый отчетный период как ¼ налоговой базы, помноженной на налоговую ставку (ст. 362 НК РФ);
- предприятия налог к уплате исчисляют как разницу между суммой, начисленной за год, и авансовыми платежами, которые были уплачены в течение года, для физлиц авансовые платежи по налогу не предусмотрены;
- предприятия в отношении транспортного средства с максимально разрешенной массой свыше 12 тонн (зарегистрированного в реестре) исчисленные авансовые платежи по налогу не уплачивают (абз.2 п.2 ст.363 НК РФ);
- итоговая сумма налога и сумма авансов по дорогим авто определяется с учетом повышающего коэффициента (от 1,1 до 3), устанавливаемого в зависимости от стоимости автомобиля и числа лет, прошедших с момента его выпуска (п. 2 ст. 362 НК РФ).
Мнение налоговиков о применении повышающих коэффициентов узнайте .
Налоговая база по транспортному налогу
Налоговая база транспортного налога в 2017-2018 годах рассчитывается по-разному для отдельных видов транспортных средств (ст. 359 НК РФ, раздел V Методических рекомендаций по применению гл. 28 НК РФ, утв. приказом МНС от 09.04.2003 № БГ-3-21/177).
Вид транспортного средства (ТС) |
Налоговая база для расчета транспортного налога |
Источник информации о налоговой базе |
Комментарии |
ТС, имеющие двигатели |
Мощность двигателя(Nд) в лошадиных силах (л. с.) |
Показатель для расчета:
|
Если Nд или Nдс указан в кВт, необходимо перевести этот показатель в л. с. по формуле: Nд (л. с.) = Nд (кВт) × К, где К = 1,35962 - переводной коэффициент из кВт в л. с. Результат вычислений округляется с точностью до 2 знаков после запятой |
Водные ТС |
Мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным ТС (Nдс) |
||
Водные, несамоходные (буксируемые) ТС, для которых определяется валовая вместимость |
Валовая вместимость в регистровых тоннах (р. т.) |
Мерительное свидетельство судна, выдаваемое органами технадзора |
Показатель устанавливается путем обмера внутреннего объема судна 1 р. т. = 100 куб. футов = 2,83 м 3 |
Воздушные ТС, для которых определяется тяга реактивного двигателя |
Статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного ТС на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы (кгс) |
Паспорт воздушного ТС |
В ст. 361 НК РФ для самолетов, имеющих реактивные двигатели, установлена ставка налога 20 руб. за каждый кгс - перевод в л. с. для определения налога не требуется |
Иные водные и воздушные ТС, не имеющие двигателей или в отношении которых не определяется валовая вместимость |
ЕТС (единица транспортного средства) |
К подобным ТС относятся:
|
Если данные о мощности двигателя (валовой вместимости) отсутствуют, в расчете могут быть использованы (п. 22 Методических указаний, утв. приказом МНС от 09.04.2003 № БГ-3-21/177):
- предоставленное налогоплательщиком экспертное заключение;
- результаты экспертизы, проведенной в соответствии со ст. 95 НК РФ.
В каких еще ситуациях может понадобиться экспертиза, расскажут сообщения и материалы:
- ;
- .
Объект и ставка по налогу
Объектом обложения налогом является весь транспорт, который зарегистрирован с соблюдением законов РФ (ст. 358 НК РФ). К примеру, если у вас имеется автомобиль, но он зарегистрирован не на вас, а на тестя, уплачивать налог за него будет тесть. Если же предприятие в собственности имеет автомобиль, а использует его в личных целях директор, уплачивать налог в данном случае будет предприятие.
Ставки налога утверждаются на местах субъектами РФ, которые могут дифференцировать их в зависимости от следующих показателей:
- категория единицы транспорта;
- мощность двигателя;
- валовая вместимость;
- срок эксплуатации, год выпуска единицы транспорта.
Субъекты РФ не имеют права изменять ставку налога более чем в 10 раз по сравнению со ставкой, отраженной в НК РФ (п. 2 ст. 361 НК РФ).
Обратите внимание: существует арбитражная практика, которая говорит о том, что отсутствие регистрации на транспорт не освобождает от уплаты налога.
Подробнее об этом читайте в статье «Отсутствие регистрации транспортного средства не освободит от транспортного налога» .
Итоги
Налоговая база по транспортному налогу для имеющих двигатель транспортных средств - это выраженная в лошадиных силах мощность двигателя. Для водных несамоходных транспортных средств налог исчисляется исходя из валовой вместимости в регистровых тоннах, а для воздушных судов - из выраженной в килограммах силы статической тяги реактивного двигателя.
Для иных водных и воздушных судов за налоговую базу принимается единица транспортного средства.