Бывший ректор высшей школы экономики. ​ярослав кузьминов, ректор ниу «высшая школа экономики». Рост, вес, возраст. Сколько лет Эльвире Набиуллиной

Ярослав Иванович Кузьминов родился в 1957 г. в Москве в семье профессора экономики.

В 1979 г. окончил экономический факультет МГУ. Будучи еще студентом 3 курса, начал преподавать экономическую историю и историю экономической мысли. 10 лет преподавал на кафедре истории народного хозяйства и экономических учений (1979-1989). В это время - соавтор нескольких учебников по экономической истории (занимался периодом становления капитализма в различных странах, докапиталистическими экономиками) и истории экономических учений (занимался анархизмом и ранними социалистическими теориями, вульгарным марксизмом рубежа XIX-XX вв.). В итоге своих работ по истории экономической мысли в конце 1980-х годов выдвинул концепцию развития, окукливания и вульгаризации экономических теорий в условиях их полной или частичной канонизации (окостенения основных положений в процессе их применения и наследования). По инициативе Кузьминова с 1989 г. стало выходить первое в России периодическое издание в области истории экономической мысли и экономической истории - .

Начиная с 1 курса (1975 г.) занимался в кружке Ф.Я.Полянского при кафедре истории народного хозяйства и экономических учений, исследовал историю и теорию натурального хозяйства (докапиталистических формаций). В 1984 г. защитил кандидатскую диссертацию по экономике общинных отношений. Выдвинул теорию натурального производства (от собирательства и охоты до сельского хозяйства) как непосредственно использующего естественно протекающие природные (биологические) процессы, характеризующиеся однородностью производителей. Доказал, что экономические отношения, возникающие на этой основе, состояли в основном в страховании рисков натурального производства, где результат слабо коррелировал с усилиями и материальными вкладами производителей. При однородности производителей формировалась община, при неоднородности - иерархические структуры азиатского или феодального типов. В работах 1978-1985 гг. автор в неизбежной тогда марксистской оболочке сформулировал модели институциональной организации дорыночной экономики, перекликающиеся с работами Карла Поланьи и его последователей (reciprocity and redistribution), с основными из которых он в то время еще не был знаком.

Вторым направлением работы в 1980-х годах стала теория отчуждения труда. Занятия ею давали возможность критически оценить в том числе "реальный социализм", сопоставить, насколько достигнуты провозглашенные социалистическим движением гуманистические цели (свобода, развитие, творчество) в СССР и капиталистических странах. В конце 80-х вышла подготовленная "на четверых" книжка (авторы Татьяна Субботина, Эльвира Набиуллина, Вадим Радаев и Ярослав Кузьминов).

В 1989 г. перешел в Институт экономики АН СССР (потом РАН), где работал старшим научным сотрудником и заведующим сектором историко-экономических исследований. В 1989-1993 гг. коллектив молодых сотрудников РАН подготовил ряд докладов на стыке экономической теории, социологии и экономической политики, заложив основу институциональной традиции в российской экономической мысли. Позднее, уже в период работы во ВШЭ, Кузьминов подготовил первый в России учебный курс институциональной экономики и ряд учебных пособий на его основе. С 1995 года он читает курс институциональной экономики на экономическом факультете ВШЭ. По инициативе Кузьминова в ВШЭ реализуется первая в России программа по "праву и экономике".

В 1989 г. создал вместе с группой молодых преподавателей, научных сотрудников и аспирантов МГУ и ИЭ АН СССР так называемую "альтернативную" кафедру экономической теории в Физико-техническом институте. Это была первая попытка читать полный курс "нормальной" экономической науки в советском вузе параллельно с обязательной тогда марксистско-ленинской политэкономией. В 1990 г. кафедра перешла обратно в МГУ, где работала на физическом и историческом факультетах.

В 1992 г. вместе с Е. Ясиным предложил Правительству концепцию создания экономического вуза нового образца - Высшей школы экономики. С 1992 г. Я. Кузьминов - самый молодой ректор государственного университета в России. Под его руководством ГУ-ВШЭ, организованный в буквальном смысле "с нуля", за 10 лет стал одним из ведущих университетов России, выпускники которого имеют наиболее сильные позиции на рынке труда. ГУ-ВШЭ сегодня - бесспорный лидер экономического, социологического и управленческого образования в России, крупнейший научный и центр, занимающийся разработкой и аналитическим обеспечением экономических и социальных реформ.

Начиная с конца 90-х гг. Кузьминов вместе с группой других руководителей Школы (Е.Ясин, Л.Якобсон, А.Яковлев) организует работу по актуальным вопросам экономической и социальной политики России. В фокусе внимания "группы ВШЭ" оказались преимущественно проблемы эффективности экономических и социальных институтов, которым в традиционной неолиберальной модели реформ не уделялось достаточного внимания.

В 1997 г. возглавил группу, разработавшую концепцию организационно-экономической реформы образования России на рыночных основах.

С 1999 г. член Совета Центра стратегических разработок и руководитель ряда направлений подготовки национальной стратегии, в том числе по развитию образования. Под руководством Я.Кузьминова и министра образования Владимира Филиппова подготовлен раздел "Модернизация образования" Программы Правительства России. Входил в Комиссию по разработке Национальной доктрины образования.

В 2001 г. по инициативе Кузьминова был создан Российский общественный совет развития образования - организация с членством на индивидуальной основе, объединяющая общественных деятелей, считающих образование национальным приоритетом России. РОСРО принимает решения на принципе консенсуса и объединяет политиков и общественных деятелей от коммунистов до либералов. РОСРО стал играть значительную роль как лоббистская организация, защищающая интересы образования в бюджетном процессе, но сохраняющая значительную дистанцию от официального руководства образовательной отрасли. Начиная с 2002 года РОСРО возрастающее внимание уделяет организации публичного обсуждения проблем и альтернатив развития образования в России, выступая с корректировкой официальной позиции министерства. На базе РОСРО сформирован Общественный экспертный совет по стандарту школьного образования, председателем которого стал Кузьминов. Публичная позиция ОЭС помогла серьезно скорректировать содержание школьных стандартов по математике, литературе и истории, отстоять позиции этих предметов как системообразующих для российской школы.

Участвовал в подготовке экономической программы, представленной Госсоветом России в 2001 году ("программы Ишаева").

Кузьминов - один из основных разработчиков реформы государственной службы, административной реформы и программы борьбы с коррупцией. В 1998 году опубликовал "Тезисы о коррупции", где сформулировал основные направления реформы государственного аппарата. В 2000 году под руководством Кузьминова подготовлен доклад об административной реформе, в 2002-2003 г. - серия докладов по анализу и упорядочению функций государственных органов исполнительной власти, бюджетированию и оценке эффективности их работы, по электронным административным регламентам.

В 2001 г. активно участвует в разработке ФЦП "Электронная Россия" . В 2002-2003 гг. Кузьминов вместе с А.Яковлевым ведет работу над концепцией развития "новой экономики", выпустив серию докладов по этой теме. Концепция "новой экономики" - секторов и целых отраслей, построенных на инновациях и на использовании в качестве главного ресурса интеллектуального капитала, вошла в концепции экономической политики России начиная с 2003 года.

В 2002 г. Указом Президента России Я.И. Кузьминов .

В первом составе Общественной палаты Российской Федерации (2006-2008 гг.) вошел в Совет Общественной палаты и возглавил Комиссию по вопросам интеллектуального потенциала нации . Под руководством Я.И. Кузьминова был подготовлен и издан первый доклад Общественной палаты Российской Федерации "О состоянии гражданского общества в Российской Федерации" . Итогом деятельности Комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации стал доклад "Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?" .

В 2010-2012 гг. (третий состав Общественной палаты Российской Федерации) - член Совета Общественной палаты, председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования . Член редакционной группы по подготовке ежегодного доклада Общественной палаты Российской Федерации "О состоянии гражданского общества в Российской Федерации" (Доклад 2010 года ; Доклад 2011 года). Под руководством Я.И. Кузьминова с 2010 года проводится .

В феврале 2011 года Правительством Российской Федерации и экспертным сообществом во главе с ректором НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и ректором РАНХиГС Владимиром Мау были созданы экспертные группы по доработке стратегии социально-экономического развития России до 2020 года. Ярослав Кузьминов стал соруководителем экспертной группы по направлению «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика». Результатом работы экспертов стал Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года "Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика" , представленнный в Правительство Российской Федерации в марте 2012 года.

За заслуги в разработке государственной социально-экономической политики, а также за многолетнюю плодотворную научную деятельность Ярослав Кузьминов указом Президента Российской Федерации награжден (2012). В 2017 году Президент подписал указ о награждении ректора Орденом "За заслуги перед отечеством" III степени.

По результатам состоявшихся 14 сентября 2014 года выборов депутатов столичного парламента Ярослав Кузьминов одержал победу в 45-м избирательном округе и был избран депутатом Московской городской Думы VI созыва.

Экономики - престижный вуз, попасть в который стремится огромное количество абитуриентов изо всех уголков России. Ее основателем, сумевшим реализовать экономический вуз совершенно нового образца, стал Кузьминов Ярослав Иванович, кандидат экономических наук и известный общественный деятель.

Кто такой Я. И. Кузьминов?

Имя Кузьминова Ярослава Ивановича для многих деятелей российской науки, специализирующихся в экономике, несомненно является знаковым. Инициативный ученый стоял у истоков большого количества проектов, направленных на улучшение отечественной экономики. Также в сферу его научных интересов входит теория государственного управления, экономика образования и экономическая история.

Именно ему принадлежит идея создания высшего учебного заведения, которое бы кардинально отличалось от всех существующих. Кузьминов предполагал, что экономику магистерского уровня в подобном вузе можно будет изучить всего лишь за год. После целого ряда преобразований появилась Высшая школа экономики, которая стала одним из самых популярных учебных заведений России.

Биография

Ярослав Иванович Кузьминов родился в Москве. Его отец - Иван Иванович, был доктором экономических наук, поэтому ребенок воспитывался в атмосфере цифр, расчетов и сложных для восприятия терминов. Окончив школу, будущий ученый стал студентом экономического факультета МГУ, после окончания которого около 10 лет преподавал там же. В 1985 году он стал кандидатом наук, успешно защитив диссертацию, которая была напрямую связана с экономикой социальных отношений.

В 1989 году именно по его инициативе в Московском физико-техническом институте была открыта кафедра экономической теории. В то же самое время Ярослав Иванович контролирует работу сектора историко-экономических исследований при институте РАН. В начале 1990-х годов он предложил концепцию создания Высшей школы экономики, которую возглавляет и по сей день.

Как появилась ВШЭ?

Идея создания Высшей школы экономики пришла в голову Кузьминову Ярославу и его другу Евгению Ясину в 1990 году. Изначально друзья планировали создать колледж, где у каждого студента будет возможность получить большое количество знаний в кратчайшие сроки. На протяжении всего 1992 года Кузьминов постоянно обращался в Правительство РФ с целью получения разрешения на открытие вуза.

Своих первых студентов школа приняла в 1993 году, и уже тогда стало понятно, что от формата института придется отказаться, поскольку студенты хотели получать образование бакалавров и магистров. Учебное заведение достаточно быстро зарекомендовало себя как место, где можно получить качественное образование, поэтому в 1996 году ему было присвоено звание государственного университета.

История ВШЭ

С самого момента открытия и по сей день Кузьминов Ярослав Иванович занимает пост ректора. Он достаточно легко справляется с возникающими сложностями, а также привлекает в свой вуз новых преподавателей, которым было бы интересно получить уникальный опыт, а в перспективе - место в штате университета. Именно благодаря нему во ВШЭ постоянно увеличиваются направления, по которым осуществляется подготовка студентов.

Кузьминов держит на контроле прозрачность поступления в вуз, куда невозможно попасть "по блату", а также постоянно культивирует в своих преподавателях требовательность по отношению к обучающимся. Благодаря Ярославу Ивановичу, не только во ВШЭ, но и во многих других вузах страны стали использовать систему “Антиплагиат” для проверки студенческих работ. Именно при нем в университете появились первые научно-учебные лаборатории, где могут собираться студенты, аспиранты и преподаватели для обсуждения научных проектов и ведения совместных разработок.

Исследовательский университет

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов в середине 2000-х годов начал реализовывать в своем вузе концепцию научно-исследовательского учреждения, согласно которой преподаватели получают определенные стимулы для занятия наукой и публикаций в широко распространенных научных изданиях. По словам ученого, для него важно, чтобы школа превратилась в такое учреждение, где будут стремиться преподавать самые лучшие исследователи планеты.

Для достижения поставленных целей Кузьминов намерен на постоянной основе проводить строгую селекцию преподавательского состава, об этом он заявил еще в 2013 году. По его словам, важно переломить мышление педагогов и научить их работать в существующих реалиях, когда оценка их работы осуществляется исключительно на основе цифр. В планах Ярослава Ивановича выйти на такой уровень, чтобы все труды, созданные во ВШЭ, максимально соответствовали тенденциям современной науки и воспринимались научным сообществом на полном серьезе. По его мнению, это станет возможным к 2023-2025 годам.

Общественная деятельность

СМИ достаточно часто упоминают имя Ярослава Кузьминова, ректора ВШЭ, в связи с его большим количеством предложений, направленных на социальные преобразования. В частности, именно ему принадлежат идеи, связанные с реформами государственной службы 1990-х годов и структурными изменениями в госуправлении, а также целый ряд программ по борьбе с коррупцией в госструктурах.

Также Кузьминов принимал активное участие в разработке стратегии Германа Грефа, сейчас курирует создание и реализацию Стратегии-2020, согласно которой будет действовать Правительство РФ для социально-экономического развития государства. По состоянию на 2018 год Ярослав Иванович входит в состав большого количества комиссий и советов, созданных для улучшения качества жизни россиян.

Политическая карьера

Ярослав Кузьминов - ректор Высшей школы экономики с 1993 года. За это время ему удалось выстроить работу в своем вузе так, чтобы оставалось время на другую деятельность, в частности на политику. В 2014 году он выдвинул свою кандидатуру в Московскую городскую думу по 45 округу и получил поддержку от партии «Единая Россия». На выборах Кузьминову удалось набрать более 12 тысяч голосов, что составило 40,9 % от всего количества избирателей, пришедших на участки.

После получения места в Думе VI созыва Ярослав Иванович стал участником трех комиссий, координирующих образование, жилищную политику и городское хозяйство, а также финансы и экономическую политику. На вопросы о том, планирует ли Кузьминов войти в состав Государственной думы РФ, ученый конкретного ответа не дает.

Образовательная реформа

Достаточно сложно посчитать количество нововведений, которые были предложены Кузьминовым Ярославом. ВШЭ достаточно часто становилась для них стартовой площадкой. Одно из таких нововведений было опубликовано в 1997 году, тогда ученый со своими коллегами предлагал увеличить финансирование для образовательных учреждений, при этом последние должны были обрести самостоятельность и выйти на нормативное денежное обеспечение. Кузьминов также является одним из авторов системы ЕГЭ.

С 2001 по 2009 год Я.И. Кузьминов стал сопредседателем РОСРО - совета, инициирующего развитие образования в России. В 2000-х годах его называли «серым кардиналом», который принимает решения за министров образования. Сам Ярослав Иванович это неоднократно опровергал. Вполне возможно, что такая ситуация возникла благодаря научному авторитету экономиста, многочисленные разработки которого были внедрены в жизнь.

Современные образовательные идеи

Среднее общее образование также интересует Кузьминова Ярослава Ивановича, Высшая школа экономики - не единственная сфера его интересов. Ученый выступает за создание общеобразовательных учреждений полного дня, а также за активное внедрение инклюзивного образования и всяческую поддержку одаренных детей государством. Отдельной поддержки требуют преподаватели, именно поэтому в 2012 году Кузьминов принимал активное участие в создании законодательных актов об образовании.

Ученый предлагал повысить заработную плату преподавателям. По его мнению, репетиторство лучше законодательно запретить, вместо этого школьник может брать официальные дополнительные уроки в своем учебном заведении. Кузьминов также требует от Министерства образования постоянно проводить проверки в тех вузах, которые пользуются популярностью из-за специальностей, на которые наблюдается ажиотажный спрос - юриспруденция, экономика и т. д.

Политика и образование

Ярослав Кузьминов, биография которого насчитывает большое количество научных и политических достижений, считает, что смешивать политику и образование нельзя. Именно поэтому он отказался исполнить рекомендацию столичного ГУВД, которое требовало от вузов отчислить тех учащихся, кто принял участие в «Марше несогласных». По словам ректора, университеты должны защищать права студентов на получение образования, и те имеют право на собственную политическую позицию, которую могут проявлять за пределами вуза.

В 2013 году оппозиционер Алексей Навальный раскритиковал ВШЭ и лично Кузьминова за сформированную структуру госзакупок и неправомерное расходование бюджета в университете. Ректор не стал отмалчиваться и пригласил Навального поучаствовать в открытых дебатах на данную тематику. Встреча прошла в достаточно спокойной обстановке, где обе стороны в присутствии зрителей и прессы обсудили возникшие друг к другу вопросы.

Награды

Строгость, справедливость и желание улучшить Россию - именно так можно охарактеризовать Кузьминова Ярослава Ивановича. Высшая школа экономики, созданная им с нуля, на протяжении нескольких лет выпускает профессиональные кадры и постоянно совершенствуется. Его заслуги перед государством огромны, об этом свидетельствуют два ордена «За заслуги перед Отечеством», медаль им. П. А. Столыпина, а также большое количество наград от самых разных частных и государственных структур.

Кузьминова также признали лучшим ректором России в 2004 году, пожалуй, именно этот факт стал переломным в карьере ученого. Все награды, полученные им после, чаще всего были связаны не с научной, а с общественной деятельностью Ярослава Ивановича. Впрочем, у него имеется достаточно большое количество планов, а это значит, что он может пополнить количество своих наград в любое время.

Публикации

Ярослав Кузьминов - ректор, известный большим количеством научных работ. Как правило, руководители вузов достаточно редко пишут подобные труды, поскольку заботы о студентах и коллегах отнимают огромное количество времени. Среди публикаций Кузьминова особого внимания заслуживает пособие «Тезисы о коррупции», вышедшее в 2000 году, где автор предлагает свое решение актуальной для страны проблемы. Иногда Ярослав Иванович публикует свои статьи в научных журналах, например научная статья «Образование в России. Что мы можем сделать?» вышла в 2004 году в «Вопросах образования».

Поскольку написание научных трудов требует большого количества времени, Кузьминов достаточно часто пишет их в соавторстве с коллегами. Так, с помощью М. М. Юдкевича было создано объемное пособие по институциональной экономике, которым пользуются не только в Высшей школе экономики, но и в других вузах соответствующего профиля. Одной из самых ранних известных работ Я. И. Кузьминова является «Отчуждение труда: история и современность», вышедшая в 1989 году и написанная в соавторстве с его женой - Эльвирой Набиуллиной.

Личная жизнь

Ярослав Кузьминов, биография и личная жизнь которого постоянно находятся в поле внимания прессы, достаточно спокойно относится к своей известности. О первой супруге ученого практически ничего не известно, однако именно в первом браке были рождены сын Иван и дочь Ангелина. Второй супругой научного деятеля стала Эльвира Набиуллина, которая по состоянию на 2018 год является председателем Центробанка РФ.

Будущие супруги познакомились в аспирантуре МГУ, где оба писали и защищали свои диссертации. Пара некоторое время встречалась, потом они расписались, и в 1988 году Эльвира родила сына Василия, который также окончил Высшую школу экономики в 2009 году, а затем получил магистерское звание в Манчестере. Известно, что сейчас сын двух экономистов является научным сотрудником ВШЭ.

Несмотря на то что жена Ярослава Кузьминова также является экономистом и занимает куда более важный пост, она, по заверениям друзей и коллег, является скромнейшим человеком, к которому всегда можно обратиться за помощью. Кузьминов и Набиуллина счастливы в браке более 30 лет, их называют одной из самых крепких пар в российской политике.

27 мая 2012 года отмечает 55-летний юбилей ректор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) Ярослав Иванович Кузьминов.

Ярослав Иванович Кузьминов родился 27 мая 1957 года в городе Москве в семье профессора экономики.

В 1979 году окончил экономический факультет Московского государственного университета им. М.Ломоносова (МГУ). Начиная с первого курса, занимался в кружке Федора Полянского при кафедре истории народного хозяйства и экономических учений, исследовал историю и теорию натурального хозяйства (докапиталистических формаций). На третьем курсе начал преподавать экономическую историю и историю экономической мысли.

С 1979 года по 1989 год Ярослав Кузьминов был преподавателем кафедры экономической истории и истории экономической мысли МГУ.

В 1989-1993 годах - старший научный сотрудник, заведующий сектором историко-экономических исследований Института экономики АН СССР (затем - РАН)

В 1992 году Ярослав Кузьминов вместе с Евгением Ясиным предложил правительству концепцию создания экономического вуза нового образца - Высшей школы экономики. С 1992 года Ярослав Кузьминов является ректором Государственного университета Высшая школа экономики (ВШЭ, с 2010 года - Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики").

С 1995 года он читает курс институциональной экономики на экономическом факультете ВШЭ.

В 1997 году Кузьминов возглавил группу, разработавшую концепцию организационно-экономической реформы образования России на рыночных основах.

С 1999 года - член Совета Центра стратегических разработок и руководитель ряда направлений подготовки национальной стратегии, в том числе по развитию образования.

В 2001 года по инициативе Кузьминова был создан Российский общественный совет развития образования (РОСРО). На базе РОСРО сформирован Общественный экспертный совет (ОЭС) по стандарту школьного образования, председателем которого стал Ярослав Кузьминов.

С января 2006 года по январь 2008 года Кузьминов возглавлял Комиссию Общественной палаты Российской Федерации по вопросам интеллектуального потенциала нации.

Ярослав Кузьминов входит в состав ряда президентских и правительственных комиссий, общественных организаций. Он является членом Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, членом Комиссии при президенте РФ по вопросам реформирования и развития государственной службы, членом правительственной комиссии по проведению административной реформы, членом Совета Общественной палаты РФ, председателем комиссии Общественной палаты по развитию образования, сопредседателем Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО) и других.

Кузьминов - кандидат экономических наук (1984), профессор, заведующий кафедрой институциональной экономики НИУ ВШЭ, научный руководитель Института институциональных исследований.

Он является автором нескольких учебников и монографий, главным редактором журнала "Вопросы образования", а также членом редколлегии журналов "Вопросы экономики", "Форсайт", "Экономический журнал ВШЭ", "Мир России".

Ярослав Кузьминов награжден орденом Почета (2002), медалью "За укрепление боевого содружества" (2007), почетной грамотой Правительства РФ за большой вклад в реализацию Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ (2007), имеет звание "Офицер Ордена Золотой Академической Пальмовой Ветви" (награда правительства Франции в области образования и науки, 2003).

Учитель - это дирижер, режиссер-постановщик

Во-первых, цифровая среда уже есть. Она просто вокруг нас. Сегодня смартфон или планшет есть практически у каждого молодого человека. Примерно 20‑30 процентов ответов городской ребенок ищет в Интернете, что называется, гуглит вопрос. Взрослые делают это гораздо чаще, они теперь по любому поводу лезут в Интернет. Дети, особенно младшие школьники, сначала доверяют учителю, школе, системе и поэтому у них меньше стимулов искать информацию в Интернете. Но чем старше становится школьник, тем плотнее его окружает цифровая среда, становясь чуть ли не единственным источником информации. Она становится главным способом искать нужное, главным способом общаться. Не обращать на это внимания в школе, по крайней мере, было бы странным.
- Давайте уточним: есть цифровая среда естественная и цифровая среда, которая может быть специально создана для образования. Что собой представляет вторая?
- Это, во-первых, общедоступная среда, «большое облако» - целые курсы, отдельные учебные и тренировочные модули, проверочные модули, форумы. Кроме этого, специально сконструированная среда внутри школы, вуза, колледжа - то, что называется Learning Management System - LMS, в нее же включаются специально созданные учебные материалы. Как правило, это цифровая платформа, в которой есть электронное расписание, есть даваемое в цифровом виде домашнее задание, есть возможность разместить в ней тексты, примеры, вопросы, есть электронный журнал и дневник. Речь не только о школе - о любом заведении, где люди учатся.
- Какие выигрыши этой среды?
- Они достаточно очевидны. Во-первых, ты можешь работать удаленно. Если ты заболел, тебе точно так же приходят учебные материалы, ты точно так же включен, как и остальные ребята в классе или ауди­то­рии. Во-вторых, в этой системе содержится возможность цифровой проверки заданий. Часто говорят: что дает цифровая школа учителю? Мне кажется, что больше всего от цифровой школы выигрывает учитель. «Цифра» дает ему возможность передать цифровому помощнику рутинную работу - проверку заданий и в классе, и домашних. Дав задание, ты получаешь результаты в обобщенном виде: кто выполнил, кто и с чем не справился, кто решил оригинально. Как будто у тебя был помощник, который за тебя все проверил и принес - «вот посмотри, господин учитель». Ты из учителя становишься господином учителем.
- И это радикально меняет учительскую профессию.
- Прежде всего я должен предупредить, что мы вступаем на зыбкую почву описания будущего. Мои суждения опираются, конечно, на факты, на выделенные нашими исследователями тенденции. Но жизнь богаче и сложнее любых определенных трендов. Поэтому не хотелось бы, чтобы эти прогнозы воспринимались как нормативные утверждения, как описание обязательных решений. В таком огромном по масштабу и социально ответственном деле, как школа, нужны осторожность, продуманность, эксперименты. Реальность, может, и будет отличаться от этих прогнозов. Но действовать все равно придется. И действовать не откладывая.
Что я могу твердо утверждать - сегодня на рынке широко применяются технологии, на которых могут быть основаны ключевые решения цифровой школы. Просто они работают в других секторах, нежели образование. Блокчейн - в финансах, виртуальная реальность, стратегическое моделирование и ролевые игры - в индустрии компьютерных развлечений.
Цифровые образовательные решения - это в первую очередь разработка контента, содержательные методические задачи. Авторами образовательной революции будут не внешние по отношению к образованию люди или, по крайней мере, не только они. Цифровые образовательные ресурсы будут созданы новым поколением учителей. Мы в Москве уже наблюдаем, как это работает.
Что же касается массового учителя - не того, кто разрабатывает, а того, кто применяет, - то уверен, что цифра не меняет главного - творческого характера работы. Учительская профессия очень интересная. С одной стороны, это профессия творческая, потому что нет ничего более творческого, чем обучение и воспитание живого человека. Это сложная творческая задача, как у дирижера в оркестре, как у командира полка. С другой стороны, как и они, учитель должен выполнять массу рутинных действий. Частично совершенно необходимых, частично навязанных формальной стороной школы. Журнал, дневник, отчет и так далее. Не дай Бог проверка! LMS вообще убирает все это, оставляя только активную творческую составляющую учителя. Когда эту систему внедрят по всей стране, хорошим учителям станет легче и в школу придут новые учителя. Сегодня на рынке труда есть масса креативных позиций, где платят столько же или еще меньше, чем в школе, но люди туда стремятся, потому что эти позиции дают возможность самовыражения, потому что это модная, классная работа. Школа станет таким же местом для самореализации. Кто-то хочет писать рассказы, кто-то - рисовать маслом, а кто-то - обучать и воспитывать. Учителя, отбывающие повинность, окажутся неконкурентоспособными. А «учитель-учитель» (их достаточно много сегодня в школе) расцветет. Он почувствует, что к нему по-другому стали относиться, его стали ценить, как прежде. И новые люди, которые будут туда идти, и те, кто активно переучивается, будут совсем другими. Профессия учителя реально станет творческой и по внутреннему ощущению, и по социальной окраске.
- Про учителя понятно. Что дает эта система ребенку?
- Выбор. LMS предлагает ребенку альтернативные и вариативные задания. Давно занимаясь школой, мы хорошо с тобой знаем, как класс делится. Там есть ядро, которое успевает за программой, с кем основная масса учителей и работает, есть отстающие, их процентов 30, и есть опережающие, их процентов 10. Некоторые опережающие усваивают материал, решают задачи в 60 раз быстрее основной массы. Об этом свидетельствуют педагогические замеры в разных странах. В традиционной школе мы теряем как опережающих, так и отстающих. В идеале учитель должен давать отдельные задания и первым, и вторым. Но в реальности он не успевает это сделать, у него хватает времени и внимания только на ядро класса. Цифровая среда, интеллектуальные помощники и цифровые инструменты, дает ему возможность это сделать.
Но цифровая среда отличается тем, что ее невозможно «замкнуть». Регулярно предлагаемые девайсы с ограниченным кругом сайтов вызывают удивление. Задача системы образования - организовать должным образом внешнюю, «большую» среду, чтобы, черпая из нее, ученик не ошибался. Это не ограничение Интернета, это просто развитая система поиска и профессиональных подсказок. Многие сталкиваются с покупкой подержанного автомобиля. Если просто зайти на ресурс-агрегатор, у вас будет десять тысяч предложений, многие ну очень привлекательные по цене или просто заманчиво сделаны. Но если вы не хотите чрезмерно рисковать или если вы не очень опытный человек, вы прибегаете к простейшим фильтрам: ставите ограничитель «проверено авто.ру» или еще круче - «Ауди сертифайд». Круг предложений сужается, но потребитель получает информацию, которой может доверять.
Можно представить себе профессиональные коллегии по каждому школьному предмету, которые таким образом маркируют обнаруженные в Глобальной сети ресурсы. Их ведь становится все больше, скоро добавится огромный массив зарубежных - автоматический перевод становится все более приемлемым по качеству. Вот «УГ», например, может организовать вокруг себя такие сообщества учителей-предметников.
- Хорошо, с цифровой средой вроде бы разобрались. А что такое цифровая школа?
- Школа должна быть частью цифровой среды. Чтобы она стала этой частью, необходимо, чтобы как минимум половина школьников одновременно могла работать в Сети. Для этого у школы должен быть доступ к высокоскоростному Интернету. Это от 100 мегабит в секунду до 1 гигабита в секунду. Артем Ермолаев, министр информационных технологий Москвы, говорит, что столица перейдет на гигабит уже в течение ближайших лет. Гигабит нужен для виртуальной реальности. Регионы до 2021 года должны перейти к 100 мегабитам. На это заложено в программе «Цифровая экономика» 35 миллиардов рублей. Для городов уже сейчас высокоскоростной Интернет не задача - бери и подключай. Но это серьезная проблема для отдаленных районов, где просто нет кабеля.
- Что еще необходимо цифровой школе?
- Собственные школьные серверы, быстрая и надежная сетка. И конечно, должен быть IT-специалист, который и инженер, и базовый программист, и сетевик, заставляющий все это работать, помогающий учителям с базовым освоением прикладного софта. Спихивать это дело на учителя информатики смешно, потому что его квалификация не всегда позволяет ему справиться с этой работой. Так что цифровая школа - это высокоскоростной Интернет плюс материальная среда и кадры.

Господства роботов не предвидится
- Ярослав Иванович, нет ли ощущения, что Российская электронная школа - это клон Московской электронной школы?
- МЭШ - очень хорошая вещь, там есть базовая LMS по всем московским школам, там есть электронный дневник, там учителя выкладывают свои учебные материалы, там есть макеты уроков и так далее. То есть Московская электронная школа - это рассеянное хранилище самых разнообразных учебных материалов, постоянно пополняемое учителями. Там есть система стимулирования учителей, материалы которых наиболее активно используются коллегами. Такие учителя получают премии за свои продукты методического творчества. Но МЭШ - это элемент традиционной школы, а не новой. Там пока нет собственно тех цифровых ресурсов, которые решили бы вечные проблемы школы.
- А какие это могут быть ре­сурсы?
- Во-первых, что будет вместо бумажного учебника? Мы пока называем это цифровыми учебно-методическими комплексами. Скучный термин. Можем назвать цифровой учебник или интерактивный цифровой учебник. О чем идет речь? Люди начали делать цифровые учебники как красивые pdf-ки. Никаких преимуществ у них перед бумажными учебниками нет, разве что они меньше истираются. Место текстового учебника должна занять интерактивная компьютерная программа, которая имеет возможность предлагать варианты заданий всем основным группам учащихся. Мы уже говорили: есть три группы - отстающие, ядро и опережающие. И есть две основные группы по принципу понимания материала. Условно говоря, гуманитарии и математики, или люди с эмоциональным, образным восприятием материала и с логическим восприятием. Психолог может более дробную классификацию создать. Но если мы эти шесть основных вариантов заложим в цифровой учебник, то уже добьемся того, чего не смогла обеспечить классно-урочная система. Школьник из каждой группы восприятия будет получать учебный материал, подготовленный именно для него, для его группы.
- Как все это дело работает?
- Хороший учитель и так всех видит, но у него нет времени, чтобы дать каждому отдельное задание, протестировать всех, тем более добиваться освоения материала каждым в зависимости от его персональных особенностей. В основе цифрового учебника - искусственный интеллект, самообучающийся робот, который будет тестировать тебя и давать тебе задания. Ты будешь отвечать, и в зависимости от того, как быстро ты отвечаешь, он будет предлагать тебе новое задание. Идет у тебя плохо освоение какого-то раздела алгебры, робот это понимает и подгружает тебя дополнительными заданиями, чтобы ты закрепил материал, или заданиями с визуализацией, чтобы ты понял алгебру в своей «образной» системе восприятия. Если ты очень быстро все решаешь, он тебе более сложный круг задач предлагает, чем другим учащимся в классе. Фактически мы должны разработать минимум шесть, а с учетом слабовидящих и склонных к аутичности - восемь-десять основных вариантов, наборов объяснений и заданий, и иметь самонастраивающуюся систему, которая понимает, ты освоил или не освоил, понял или не понял. Это не обязательно должен делать робот, это может на первом этапе делать более простая экспертная система. Но в принципе современные технологии искусственного интеллекта уже сейчас позволяют все это делать.
- То есть это первый шаг к замене учителя искусственным интеллектом?
- Никакой замены учителя быть не может. Мы заменяем учебник, а не учителя. Идея, что нечто заменит учителя, - это фэнтези, а не научная фантастика. Любой робот заменяет только рутинные действия. А интеллектуальные, творческие действия все равно остаются человеку. Проблема сегодняшней школы в том, что у учителя не хватает времени, чтобы проделать все необходимые рутинные действия. А контроль и оценка - это рутинное действие. Увидеть, что Петя не справился, - это рутинное действие. Вот это рутинное действие и замещается роботом. Точно так же, как робот замещает рутинные действия диспетчера такси или медсестры, которая приносит по часам больному лекарства. Речь идет не о революции роботов, которые станут умнее нас и нас заместят. Речь идет об электронных помощниках, которые позволят нам делать больше. В данном случае позволят больше делать учителям. Учитель все равно останется. Но он будет работать с цифровым учебником, с учебником нового поколения. Его надо будет научить работать с этим ресурсом. И это должно быть делом не местного роно или методической службы, а делом провайдера этого учебника. Провайдер каждого учебника будет формировать учительские сообщества, и это еще один выигрыш от цифровой школы. Если учитель включен в сообщество, если он может задать вопрос методисту, создать свой форум, предложить свои наброски уроков, методики, если может дополнительно догрузить этот цифровой учебник новыми материалами, то от этого снова же выигрывают все. Как у Маяковского, «150000000 мастера этой поэмы имя». Учительские предметные сообщества помогают учителям делиться своими собственными разработками по поводу внедрения цифровых технологий в учебный процесс. Учитель может также выступать как исследователь. За счет диалога происходит непрерывное профессиональное развитие учителей.
- Но учителя и сейчас вступают в разные сообщества, работают над уроками и методичками. Что должно измениться?
- Образовательный процесс перевернется. Изменится методика. Это, наверное, один из главных вопросов сегодня. Изменения уже происходят - мы видим по образовательным стартапам. Учитель, использующий настоящие цифровые инструменты, остро нуждается в новых методиках, в горизонтальном общении с профессионалами. Ведь теперь нужно не просто выдать каждому «обязательный минимум». Нужно найти мотивацию, интерес каждого ученика, вовлечь его. Это совсем другое обучение. Индивидуальное, персонализованное. Мы от фронтальной методики идем к персональной. А здесь нужны конкретные успешные практики работы с очень разными детьми. И с ограничениями здоровья, и со своими особенностями восприятия и мышления, и с разным возрастом. Даже сложно представить, какую интеллектуальную силу нужно привлекать. С этим не справятся никакие методические службы. Нужны совершенно новые организация и специализация высокопрофессиональных сообществ - учителей, психологов, логопедов, дефектологов. Нужны огромные базы знаний и методик работы, успешных практик. Нужно переводить успешные экспертные системы в «цифру». Тогда замена бумажного учебника цифровым станет реальностью. Без учителя это не работает.
- Но это далекое светлое будущее, о котором мы так много раз грезили, мечтали. Если быть скептиком-реалистом, когда оно может вдали от Москвы наступить?
- Как только Ростелеком дотянет в территории кабель, как только поставят первые опытные учебники, мы увидим, что регионы, может быть, еще активнее, чем Москва, включатся в это дело. Там меньше соблазнов, больше возможностей сосредоточиться на своем деле. Мне кажется, нет никакого водораздела между столицей и регионами, кроме технического. Давайте уберем этот технический водораздел, и регионы смогут строить цифровую школу.
- В ближайшие три-четыре года мы сможем ликвидировать этот водораздел?
- Ответ на этот вопрос связан с тем, сколько все это стоит. Подключение и школьный хард в расчете на шесть лет стоит от 35 до 100 миллиардов рублей. Для всей страны. Это не очень большие деньги, их можно найти. Вопрос в том, на какой стандарт мы будем выходить. При стандарте подключения 100 мегабит в секунду работать с виртуальной реальностью невозможно. Но с традиционными интернет-средствами можно. Для того, о чем мы сейчас говорили, стандарта 100 мегабит в секунду вполне достаточно, это все ученики классов - 250 человек - в Сети одновременно. Должны быть компьютеры в каждом классе. Или сеть, подразумевающая, что дети со своими планшетами работают.
Теперь школьный софт. Один цифровой комплекс может стоить примерно один миллиард рублей. Это линейка, скажем, для физики по всей основной школе на шесть лет, со всеми вариантами, о которых мы говорили.
- Сколько нам нужно таких комплексов?
- А сколько у нас школьных предметов? Более двадцати. Около десятка давайте оставим в покое. Есть физкультура и так далее. По музыке могут быть дополнительные инструменты, есть софт, который позволяет этим заниматься. Он есть на рынке. По технологиям поговорим позже, это совершенно отдельная задача. Допустим, десять предметов, где мы учим «по учебнику». По десяти предметам, если мы берем основную школу, условно говоря, это десять миллиардов. Давайте умножим на два, потому что должно быть разнообразие какое-то, мы не должны одной команде все доверять делать. Пусть будет конкуренция, пусть будет выбор. Значит, это двадцать - тридцать миллиардов рублей, и потом примерно 10% в год надо будет платить за поддержку. Мы туда же можем догрузить еще одну функцию - обучение учителей, постоянное взаимодействие с ними, конференции. Допустим, это еще 250‑500 миллионов в год на каждый такой комплекс. Соответственно 35‑50 миллиардов получится. Это основные предметы в основной школе. Нужно удвоить сумму, чтобы поместить туда профильные предметы и старшую школу. В итоге, я думаю, примерно в 100 миллиардов в год можно все это уложить.
- Но это огромные деньги…
- Они просто кажутся огромными. У нас 2 триллиона рублей в год бюджет школы сейчас. Создание всей этой системы увеличит в масштабах государства расходы в год на одного ученика на 5 тысяч рублей. Это подъемные деньги. Мы можем использовать преимущества своей страны. У нас очень большая централизация образования. Сейчас у нас закупается все централизованно на уровне регионов и городов. Давайте будем закупать на уровне Российской Федерации. Проведем национальный конкурс, купим лучшие решения «на всю страну» и передадим в каждую школу в качестве публичного, общедоступного ресурса. Это обойдется в три раза дешевле, чем если бы мы выделяли каждой школе деньги на этот проект. Кстати, в этом случае мы быстрее перейдем на оснащение школ оборудованием нового поколения, чем западные страны. Потому что у них все это закупает каждая школа или каждый муниципалитет по отдельности.

И люди не должны рисковать, и самолет жалко
- Ярослав Иванович, давайте вернемся к технологиям. Все напористее входят в жизнь цифровые симуляторы.
- Мы все играли в компьютерные игры. Сейчас существующие технологии позволяют воспроизводить практически любую среду, любую ситуацию. Ты можешь надеть на себя практически любую маску, можешь быть фараоном в Древнем Египте, христианским проповедником, боярином во время Ивана III, или же ты можешь быть менеджером компании, которая продает путевки, или гидом по Кремлю, или хирургом. Те технологии, которые уже отработаны на ролевых и стратегических играх, мы можем просто пересадить в учебную среду. Это делает доступными две вещи. Первое - предметное представление себя при какой-то задаче в какой-то среде, второе - возможность реально, на уровне тонкостей, освоить какую-то технологию. Что такое высокая квалификация - это способность работать в сложных ситуациях, опасных или редко встречающихся. В мире уже давно, лет пятьдесят, существуют тренажеры для летчиков. Зачем? Чтобы отработать до автоматизма действия в кризисных ситуациях. Мы можем это на реальном самолете сделать? Конечно, нет. Во-первых, люди не должны рисковать жизнью, во-вторых, самолет жалко. Но ведь это принцип обучения любой технологии, любой производственной роли. А что, паровоза не жалко? Технологического комплекса не жалко, который стоит десятки миллионов? Там, где речь идет о дорогих технологиях, фирмы-поставщики одновременно вкладывают соответствующий софт и операторов тренируют, чтобы людей оградить от рисков и инфраструктуру сберечь.
- Прошу прощения, но как это все может работать в школе?
- Мы можем создать такого рода тренажеры - симуляторы основных профессий. Надевай очки виртуальной реальности и веди экскурсию, к примеру, по Нижегородскому кремлю. К твоей группе подходит неадекватный человек, ты от него каким-то образом отбиваешься, твоего иностранного туриста пытается замести полиция, кто-то тебе задает каверзные вопросы. Ты работаешь с группой как реальный гид, ты учишься, полученная таким образом квалификация гораздо выше той, что дает обычный колледж. Симуляторы - это механизм отработки большинства квалификаций. А для школы еще важнее знакомство с этой квалификацией или профессией. Вот я хочу быть юристом. Пожалуйста, попробуй, из чего состоит эта работа. Принимай решения, которые принимает юрист, распределяй свое время, общайся с клиентами. Через какое-то время поймешь: интересно это тебе или нет. И так можно пройти любую профессию.
- Сколько это стоит?
- Если на основе VR делать такого рода симуляторы, это будет 5 миллионов долларов один. Сейчас столько стоит разработка серьезной игры. Сколько у нас такого рода симуляторов должно быть? Допустим, тысяча. Пять миллиардов долларов. Но мы сэкономим в два раза на типовых ситуациях. Допустим, 2,5 миллиарда. Умножить на 60 - будет порядка 150 миллиардов рублей. Но мы за шесть лет получим поставленные во все школы, во все колледжи тысячу технологий. Если учесть, что 25 миллионов человек будут этим пользоваться, очень это дорого? Нет, не очень. Это шесть тысяч рублей на одного человека. Цифры вроде бы большие, но в масштабах страны они становятся, поделенные на каждого человека, которого мы учим и которому мы создаем абсолютно новые возможности для освоения, совсем другими.
- А какие риски все-таки возникают с переходом на интерактивные цифровые учебники и цифровые симуляторы?
- Не вижу больших рисков при внедрении симуляторов. Что же касается интерактивных учебников, то, конечно, в ходе их разработки нужна серьезная апробация, эксперименты, которые позволят оценить не только позитивные эффекты, но и риски, предложить варианты снижения этих рисков.
Основной риск ближайших лет не в переходе на «цифру», а в отсутствии такого перехода, в консервировании в школе традиционных подходов.
Через два-три года искусственный интеллект, опирающийся на «облако», ищущий информацию в «облаке», будет в каждом смартфоне. Ну в худшем случае через пять лет. Как школа будет работать, если учитель не сможет понять, ребенок сам выполнил задание или исключительно хорошие ответы ему дали? Он не сможет это проверить. Да, можно покопаться, вступить в диалог. Но со многими ли детьми учитель вступает в диалог - настоящий - во время урока? С тремя-четырьмя еле успевает. Школа проигрывает сегодня потому, что она построена на методиках, созданных Яном Амосом Коменским в XVII веке. Это методики освоения обязательного для всех «минимума» материала и выполнения заданий, ответ на которые заранее известен учителю. Эти технологии изжили себя. Мы вынуждены искать другие методы и готовить детей к постоянному творчеству.
- К сожалению, школа все еще продолжает жить в старой парадигме. По крайней мере, в нашей стране…
- Во что сейчас выливается повторение старых методик? В падение интереса к учебе. У нас высокая мотивация детей к обучению в начальной школе, но в основной она падает в два-три раза. В младшей школе ребенку интересно, с ним реально занимается учитель, практически один, это как семья. А в основной школе ребенок попадает в специализированные цеха, начальники которых - учителя - с детьми общаются «на потоке», они и не смогут по-другому с ними общаться, времени не хватает, чтобы каждому уделить достаточно внимания. Чтобы преодолеть это отчуждение от школы, нужно повысить вовлеченность детей в урок.
- Как это можно сделать, на ваш взгляд?
- Я думаю, это можно осуществить с помощью двух технологий. Первое - это игра, второе - проекты, в том числе коллективные. Игровые и проектные методики позволяют увлечь ребенка процессом обучения. Не результатом, когда правильный ответ подсовывает учитель, а процессом. В каждой из этих методик, игровой и проектной, есть еще один элемент, который побуждает активность, - это соревновательность. Можно формировать команды, устраивать коллективные соревнования. Проекты школьников, обучающие игры, соревнования на основе проектов и игр - как раз то, что достается на долю учителя. Это ведь не автомат делает. Автомат помогает. А учитель выполняет функцию дирижера, постановщика всего этого действия. Это совершенно другая роль. Мне кажется, роль очень интересная.
- Сегодня, говоря о Российской электронной школе, мы как раз забываем о том, что она не с нуля создается. Несколько лет назад было заложено отличное основание этой школы. Но с приходом новой команды в Министерство образования и науки поменялась не только идеология проекта, но и способы его реализации. Были ли все ранее потраченные интеллектуальные и организационные усилия напрасными?
- Я бы не сказал, что с той идеей совсем ничего не получилось. Существует уже масса учителей, которые работают с цифровыми ресурсами. Существует масса проектов, учебных материалов, которые создали десятки, даже сотни маленьких коллективов.
Я бы не сказал, что все это совсем ушло в песок. Другое дело, что в сфере «цифры» любая государственная программа обречена на отставание. Потому что технологии развиваются так быстро, что опережают любую программу. Пять лет назад у нас была возможность оцифровать все учебники. Но это не сделано. Почему, я не знаю. Пять лет назад можно было создать большие учебные электронные библиотеки, сделать их доступными практически всем. Почему ими не пользуются? Потому что это пока некая инородная штука. Почему районными библиотеками не пользуются в школе? Туда надо дойти, но некогда. Приведу другой пример. В Вышке порядка 5 тысяч ученых, не считая аспирантов. Мы каждый год обсуждаем проблему, почему наши ученые мало интересуются друг другом. Не ходят на совершенно замечательные семинары соседних институтов, которые собирают десятки людей извне Вышки. Не используют потрясающих возможностей, которые дают смежные науки. Почему? Потому что некогда. Огромный вал информации, обязанностей. В школе то же самое происходит. Пока это не станет корнем твоей деятельности, ничего не изменится. Электронная школа в том виде, в котором она представлялась, не была корнем деятельности.
- Мы говорили о том, что цифровая школа выгодна учителям, детям. А родителям она выгодна, и если да, то чем?
- Конечно, это выгодно. Они имеют практически онлайновую информацию о том, как успевает их ребенок. Они вместе с ним могут бродить по электронным ресурсам, искать лучшие ответы. Это гораздо более благодарная задача, нежели самому гуглить какие-то вещи или что-то вспоминать. Есть еще одна вещь. Она, наверное, третья в нашем списке. Назовем это чекингом образовательных результатов. Цифровая школа позволяет делать диагностику того, что ты знаешь в каждый момент времени. Этот чекинг можно соединить с конкурсами, с олимпиадами, его можно соединить с ОГЭ и ЕГЭ. ЕГЭ - это освоение обязательного, олимпиады - результаты, находящиеся над обязательным. И то и другое плюс учебные соревнования, в которые вовлекаются дети, дают полезную информацию родителям. И здесь могут возникнуть совершенно новые частные сервисы, которыми будут пользоваться наиболее беспокойные родители, чтобы каждую неделю знать, насколько Петя успевает, например, по химии и чего именно он не знает. Ситуация впервые становится прозрачной для родителей. Но за это надо будет заплатить. Я думаю, что это будут модные платные сервисы, и в крупных городах они будут быстро расти. Кстати, они уже весьма популярны. По мере того как мы развиваемся, информация становится все более интересным товаром.

Кто-то за ремень хватается, а кто-то - за книгу
- Ярослав Иванович, вы как-то сказали, что цифровая школа позволяет впервые создать объективное портфолио. Что это такое - цифровое портфолио?
- Мы все слышали о блокчейне. Это множественные и независимые один от другого регистры. Блокчейн-технологии дают объективную информацию. Ты не можешь подделать эту информацию. Представьте, что мы технологию блокчейна начинаем применять к образовательным результатам и получаем объективное портфолио. А объективное портфолио, как ректор говорю, - это то, что мне нужно вместо ЕГЭ. Объективное портфолио для любого ректора, любого декана гораздо лучше, чем ЕГЭ.
- Чем лучше?
- ЕГЭ - это один срез, нередко случайный. Он честный, это его большое достоинство, но он один. Мало ли, как человек его сдал, насколько он мобилизовался. Я же заинтересован своих студентов отбирать по тому, что они собой представляют в широком плане, как они раскроются в процессе обучения и потом в карьере. Если ко мне придет человек, и мне будет понятно, чем он увлекался в пятом-шестом классах, в каких олимпиадах участвовал, каким спортом занимался, какую общественную активность проявлял, какие идеи предложил, скажем, для школьного самоуправления, - это будет совершенно объективное, реальное портфолио, а не сформированное мамой в последний год перед поступлением. Теперь представьте, как это портфолио, если оно заменит ЕГЭ, изменит поведение родителей. Они наконец начнут инвестировать в детей. Сейчас они их просто сдают на хранение в основную школу и ослабляют контроль, а потом стараются побыстрее пристроить в вуз. Так делают, по крайней мере, где-то процентов девяносто родителей.
- Мне кажется, что родители таким образом спасаются от тяжелого - подросткового - возраста своих детей, когда те начинают самоутверждаться, иногда странным образом.
- Цифровое портфолио дает абсолютно четкое представление о том, что происходит с ребенком в школе, как он себя ведет, активен или нет, по каким предметам перестал успевать, какие вещи не освоил. Кто-то из родителей, узнав это, за ремень возьмется, а кто-то за книгу схватится. Кто-то за кошелек. Возможность цифрового портфолио в потенциале имеет огромную мотивационную роль. Не будем обманывать себя и говорить, что общество пристально следит за тем, что происходит в школе. Не следит. А вот за результатами школы - от знаний детей до их поведения - оно следит очень придирчиво. И камни в огород школы бросает. Иногда заслуженно. То, что мы перечислили, - это набор технологий. Мы же заинтересованы в результатах. И эти результаты мы можем получить. Под них есть технологии. Да, они стоят денег. Часто они стоят приличных денег, как, например, цифровизация школы или движки от компьютерных игр. Но эти деньги ничтожны по сравнению с результатом и не так велики по сравнению с нынешним бюджетом школы.

Ребенок должен ходить в школу
- Значит ли все то, о чем мы говорили, что в будущем школа и вуз перестанут существовать в том виде, к которому мы привыкли? Ребенку и студенту не обязательно будет сидеть в классе, в аудитории, он все сможет сделать удаленно, сидя где-нибудь в одиночестве со своими гаджетами? Нам еще далеко до этого идти?
- Я не считаю, что мы туда должны вообще идти. Школа - это место общества, место включения ребенка в социальную жизнь, где общение - не только с теми, кто привычен и тебя любит, а с самыми разными людьми, где выбор и ответственность, права и обязанности... Туда точно должен ребенок ходить, а не сидеть дома. Сравните человека, который с домашними учителями занимался, и человека, который учился в школе. Ребенка, который ходил в детский сад и который не посещал. Это разные дети. Это разные люди. В первую очередь они отличаются готовностью коммуницировать, умением находить свое место в коллективе. Школа - это мощнейший инструмент социализации, она им и останется. А вот от чего точно надо уйти - это от классно-урочной системы.
- Куда уйдем от классно-урочной сис­темы?
- У школы есть понятная образовательная задача: каждый ученик должен устойчиво освоить материал по обязательным предметам. Вот под эту задачу и должна выстраиваться новая система. «Цифра» обеспечивает возможность отказаться от рутинных действий в классе - тем самым высвобождается время и ученика, и учителя. Боксы для автономной работы, помещения для групповой проектной работы «без учителя» становятся такими же элементами школьного здания, как привычные классы.
Учитель-предметник, у которого новыми технологиями высвобождено время, который ежедневно видит текущие результаты каждого школьника, - такой учитель может работать с несколькими группами по-разному. И состав этих групп будет варьироваться от двух-трех классов (установочная лекция, презентация) до нескольких человек.
Мы в лицее Высшей школы экономики отрабатываем именно такую модель обучения. Там будут группы, собирающиеся на основе учительского решения, но вполне возможны и столкновения, возникновение разнонаправленных векторов - желания самого ребенка и учительского видения, совпадает это желание с возможностями ребенка или не совпадает. Могут возникать группы из пяти - десяти человек, которые будут заниматься предметами по выбору, например психологией или корейским языком, при этом даже с «удаленным» учителем. Школьный учитель будет только мониторить ситуацию с такими занятиями. Могут возникать группы, которые будут адаптированы по темпам освоения материала. Многое из этого можно сделать не только с помощью «цифры», но и просто в крупной школе. Семьдесят процентов российских учеников могут учиться в таких школах, как в Москве. Надо, как Собянин, объединить по четыре-пять школ. Что это дает? Как только у тебя возникает параллель в 150 человек, а то и в 200, даже на основе традиционных технологий, до всякой «цифры», можно выделять группы сообразно интересам, сообразно темпу освоения материала. И на это хватит учителей. В стандартной маленькой школе это невозможно сделать. Если мы сделаем это одновременно с цифровизацией, то подкрепим «цифру» еще и концентрацией живых людей, профессионалов.
- Ярослав Иванович, что сейчас нужно сделать в первую очередь, чтобы все, о чем мы говорили, реализовалось?
- Нужно принять программу, которая будет прозрачна для ее участников. Нужно искать деньги, которые мы собираемся заплатить за те или иные цифровые разработки. Нужно объявить конкурс на пилотные варианты этих разработок и провести объединение школ в крупных и средних городах.

Российский экономист, общественный деятель, основатель и ректор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики". Доцент. Научный руководитель Института институциональных исследований ВШЭ, заведующий кафедрой институциональной экономики ВШЭ.

Семья

Родился в семье профессора экономики. Женат на Эльвире Набиуллиной , которая в настоящее время является Председателем Центрального банка России . У них общий сын Василий. Также у Кузьминова есть также сын Иван и дочь Ангелина от первого брака.

Биография

Родился 27 мая 1957 года в Москве. В 1979 году окончил экономический факультет МГУ, после чего в течение десяти лет преподавал там же на кафедре истории народного хозяйства и экономических учений.

В 1985 году защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую экономике общинных отношений. По инициативе Кузьминова стало выходить первое в России периодическое издание в области экономической истории - альманах "Истоки".

В 1989 году открыл альтернативную кафедру экономической теории в МФТИ .

В 1989-1993 годах - старший научный сотрудник, заведующий сектором историко-экономических исследований Института экономики АН СССР (РАН ).

В начале 1990-х годов вместе с Евгением Ясиным предложил концепцию создания экономического вуза нового образца - первоначально речь шла об открытии годичной программы по экономике магистерского уровня. В течение 1992 года "пробивал" эту идею в правительстве РФ.


Согласно постановлению премьер-министра Егора Гайдара от 27 ноября 1992 года Кузьминов был назначен ректором ВШЭ , долгое время оставаясь самым молодым руководителем государственного вуза в России. Первый набор был проведен в 1993 году. Однако от идеи небольшого экономического колледжа пришлось отказаться - студентов принимали не только в магистратуру, но и бакалавриат.

В 2012 году после присоединения МИЭМ появились инженерные направления. В начале 2014 года Кузьминов выступил с идей структурных изменений ВШЭ, ученый совет его поддержал. Теперь университет будет состоять из больших факультетов, а они, в свою очередь, из департаментов, научных институтов и профессиональных школ. Первый такой факультет - медиа, коммуникаций и дизайна.

Кузьминов один из авторов идеи научно-учебных лабораторий (НУЛ) - "горизонтально организованного научного сообщества преподавателей, аспирантов и студентов, которое не только ведет реальные научные проекты, но, что не менее важно, образует единый круг обсуждения научных проблем на равных, закрывая разрыв между "взрослыми" и молодыми учеными".

Был научным руководителем первой научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ. Рассматривает организацию профильного обучения школьников как одну из задач ВШЭ, реализует в этой работе принципы Экономико-математической школы при МГУ .

Кузьминов считает, что университет должен быть вне политики. В конце 2008 года отказался выполнить рекомендацию ГУВД Москвы, предложившего отчислить студентов за участие в "марше несогласных". "Университет - это не место, где можно лозунги выкрикивать или листовки разбрасывать. У нас учатся студенты самых разных политических взглядов: и левые, и правые. Но университет при необходимости может защитить их право учиться, их право быть студентами только в том случае, когда они демонстрируют свои политические взгляды ВНЕ университета ".

С середины 2000-х годов реализует в ВШЭ концепцию исследовательского университета, когда преподавателей стимулируют заниматься научной работой, печататься в авторитетных научных журналах.

В 2013 году, представляя программу ВШЭ по вхождению в топ-100 мировых рейтингов на Совете по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров, пообещал проводить жесткую селекцию преподавателей, не соответствующих требованиям исследовательского университета.

Общественно-политическая деятельность

В 1988-2004 годах Кузьминова считали "серым кардиналом" при министре образования Владимире Филиппове , в последующие годы его также нередко называли реальным автором реформ российского высшего образования при министре Фурсенко .

Один из основных разработчиков реформы государственной службы первой половины конца 1990-х - начала 2000-х годов, административной реформы и программы борьбы с коррупцией. В 1999 году опубликовал "Тезисы о коррупции", где сформулировал основные направления реформы государственного аппарата.

В 2000 году под руководством Кузьминова был подготовлен доклад об административной реформе, в 2002-2003 годах - серия докладов по анализу и упорядочению функций государственных органов исполнительной власти, бюджетированию и оценке эффективности их работы, по электронным административным регламентам.

С 2001 года - сопредседатель Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО ), на площадках которого вплоть до 2009 года обсуждались проблемы образования.

В Общественной палате РФ с 2006 по 2009 год председатель Комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации, с 2010 года - председатель Комиссии по развитию образования.

В 2007-2012 годах входил в состав Общественного совета при Минобрнауки России. Был инициатором создания университетских общественных объединений: Ассоциации ведущих университетов России, Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента.

Последовательно выступал за увеличение финансирования образования. Автор термина "эффективный контракт", при котором доходы работника образования и науки позволяют ему не искать подработки и не уходить в другую сферу.

Участвовал в разработке интегрированного закона "Об образовании в Российской Федерации", принятого в 2012 году. В частности, предложил законодательно запретить учителям заниматься репетиторством со своими учениками, исключить из приема на первый курс абитуриентов с недостаточными баллами по профильным предметам.

Участвовал в создании Стратегии-2010 (так называемой стратегии Германа Грефа ), вместе с Владимиром Мау возглавил работу над Стратегией-2020 .


21 июля 2014 года Ярослав Кузьминов прошел регистрацию в качестве кандидата в депутаты Мосгордумы . На состоявшихся 14 сентября выборах набрал 40,99% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Решением Мосгоризбиркома признан избранным депутатом Мосгордумы VI созыва по 45-му избирательному округу (районы Басманный, Мещанский, Красносельский, Сокольники).

В мае 2015 года Кузьминов был назначен сопредседателем московского отделения Общероссийского народного фронта (ОНФ). Декларируемые доходы ректора выросли с 19,9 млн до 45,2 млн руб . в год. Доходы университета (без учета капитальных вложений и инвестиций) выросли за два года более чем на 30%.

Я.И. Кузьминов является главным редактором журнала "Вопросы образования", членом редколлегии журналов "Вопросы экономики", "Экономический журнал ВШЭ" и "Мир России", членом Правления Новой экономической ассоциации, членом Международной ассоциации институциональной экономики и Европейской экономической ассоциации. Имеет множество правительственных наград.

Доходы

За 2013 год заработал - 19 988 553,70 руб. , супруга - 12 238 697,60 руб. Владеет земельным участком 1470.0 кв. м, квартирой, 70.6 кв. м, дачей 326.1 кв. м, квартирой, 70.6 кв. м, автомобиль Jaguar S-Type.

Скандалы

В бытность Фурсенко на посту министра образования были предприняты попытки введения целого ряда революционных новшеств, которые так и не нашли позитивного отклика в обществе. Это: ЕГЭ, ГИФО, новый порядок финансирования образовательных учреждений или в попросту - закрытие малокомплектных школ, безуспешное внедрение новых стандартов старшей школы, запуск так называемого "болонского процесса", и, наконец, многострадальный новый Закон об образовании.

Любой специалист без колебаний укажет вам на самого влиятельного образовательного политика России, который стоит за всеми этими реформами. Это ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов. "Вышка", считается у нас оплотом либерально -демократической мысли и не менее революционных разработок.

Именно Кузьминову принадлежит идея независимого электронного тестирования выпускников школ, которое впоследствии получило название "ЕГЭ". Идея разрабатывалась в недрах ВШЭ в течение нескольких лет, пока в 2003 году не началась экспериментальная апробация этой формы аттестации школьников по всей стране, а затем в 2009 ЕГЭ не заработал в штатном режиме.

Вводился ЕГЭ на фоне абсолютного непонимания обществом его целей и задач. И, как следствие, сопровождалось все это непрекращающейся острейшей дискуссией о его целесообразности. Специалисты сходятся во мнении, что ЕГЭ оказался однобоким механизмом оценивания результатов школьного образования: он "ловит" только академические достижения и, наверное, с самого начала должен был быть дополнен более расширенным списком достижений. Все упреки по поводу ЕГЭ, естественно, собрал министр Фурсенко.

Еще одна весьма спорная разработка ВШЭ и ее ректора - ГИФО или государственные именные финансовые обязательства. По задумке Ярослава Ивановича эти самые ГИФО должны были работать в паре с ЕГЭ, чтобы материально стимулировать выпускников. Но идея ГИФО была буквально в штыки воспринята ректорским корпусом, как, впрочем, и идея ЕГЭ и тогдашний министр Фурсенко решил с ее реализацией повременить.

Важную роль сыграл Ярослав Кузьминов в выработке нового порядка финансирования образовательных учреждений - не по числу учителей или смете расходов, а в зависимости от числа учащихся. Идея, предложенная "Вышкой", казалась простой, а механизм прозрачным: рассчитать, сколько стоит реализация образовательной программы на одного учащегося, и направить в школу сумму, равную произведению финансового норматива на количество учащихся. Профессиональное сообщество приняло эту инициативу в штыки. Отдуваться снова пришлось министру Фурсенко.

Идея нормативного подушевого финансирования трудно приживается в системе образования РФ из-за огромного числа маленьких школ, число учащихся в которых не позволяет покрыть все расходы, а содержание школ требует постоянных расходов. В результате механизм нормативного подушевого финансирования формально утвержден, но на деле работает так: на региональном уровне утверждается финансовый норматив, а потом - на уровне муниципалитета деньги перераспределяются между школами в зависимости от условий и потребностей школы.

ВШЭ была разработчиком всего механизма перехода к так называемой "Болонской системе". Казалось бы, благое для отечественного образования дело, снова не было оценено образовательным сообществом и завязло в тяжелых дискуссиях о необходимости этого шага.

ВШЭ приложило руку и к новым образовательным стандартам в старшей школе, и многострадальному Закону "Об образовании". Целые разделы его были написаны Ярославом Ивановичем. В итоге маловразумительный закон отправлен в бессрочную ссылку общественного обсуждения.

В силу масштабности всех придуманных "Вышкой" новаций они всякий раз вызывали бурю дискуссий - и в обществе, и среди экспертов, - но все же странным образом реализовывались, имея в запасе серьезную государственную поддержку. Напомним, что жена Кузьминова Эльвира Набиулина работала в Правительстве министром экономического развития - то есть руководила органом, генерирующим стратегию развития страны во всех её сферах…

В 2012 году, Я.И. Кузьминов возглавил разработку "Стратегии 2020", частью которой стала программа "Новая школа", в которой изложены сценарии развития системы образования РФ - специалисты называют её за глаза "Утопией". Однако реализация этих сценариев маловероятна из-за незавершенности предыдущих начинаний.