Введение. Предмет и задачи исследования экономической теории Факторы производства. Проблема выбора

Введение…………………………………….…………………………………….3

1. Возникновение экономики как науки………………………………………..5

2. Этапы развития экономической науки………………………………..…….11

3. Современные тенденции в экономической науке………………………….20

Заключение………………………………………………………………………28

Список использованной литературы…………………………………………..32

Введение

В прошлом люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требовали, чтобы им было дано краткое, в одном предложении, определение этого предмета. И надо сказать, что этот сильный спрос не испытывал недостатка в предложении. Вот некоторые из таких определений:

Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.

Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

Экономическая теория есть наука о богатстве.

Человечество проявляло всегда большой интерес основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки, и возникла политическая экономия. Причем она возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для удовлетворения потребностей теории процесса победа капитализма над феодализмом.

Мой выбор пал именно на эту тему потому как экономическая наука прошла много интересных этапов своего развития. Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна, и противоречива. Она охватывает экономику, политику, культуру и т.д. Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука. Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние. С течением времени экономическая теория развивалась, и на сегодняшний день мы имеем стройную систему, позволяющую объяснить экономические процессы, происходящие в обществе.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что сегодня интерес образованных людей к экономической науке растет с каждым днем. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире и особенно в России. Современная экономическая теория, по сути, является новым этапом развитии политической экономии, строится на синтезе традиционных, классических и современных взглядов на экономическое развитие. Ее значимость особенно возрастает в период перехода к рыночным отношениям. Связано это, прежде всего с переосмыслением отдельных теоретических положений, с иным взглядом на экономическую действительность, с изучением тех разделов, которые раньше находились подвластным и негласным запретом.

Цель курсовой работы – рассмотреть экономику как науку.

Задачи мои следующие: 1) Охарактеризовать возникновение экономики как науки. 2) Выделить этапы развития экономической науки. 3) Проанализировать современные тенденции в экономической науке.

    Возникновение экономики как науки

Слово «Экономика» древнегреческое и в переводе означает «умение вести домашнее хозяйство» или «домоводство». Само название науки, являющееся древнегреческим, говорит о том, что появилась экономика на свет благодаря древнегреческим ученым, философам и историкам.

Можно сказать, что все началось с Сократа (470 -390 до нашей эры). Однако этот философ проповедовал на улицах и площадях, поэтому не оставил после себя никаких письменных работ. По официальному обвинению Сократ был казнен (принял яд цикуты) за введение новых божеств и за развращение молодежи в новом духе (видимо, развращать в старом духе было можно).

Дело Сократа продолжили два его знаменитых ученика - Ксенофонт и Платон, которые и рассказали людям об учении Сократа и его деятельности.

Ксенофонт (около 430 до нашей эры) написал работы, которые принято называть «Сократическими произведениями», потому что они рассказывают о Сократе и его учении. Эти произведения являются незаменимым источником не только по социальной и политической, но и по экономической истории Греции.

Кроме того, продолжая научные исследования Сократа, он написал следующие произведения.

- «О доходах», в котором попытался найти выход из экономических трудностей Афин;

- «О домашнем хозяйстве», в котором дал характеристику образцового хозяйства и образцового гражданина. По сути, это и есть уже экономика.

Платон (около 428-348 до нашей эры)организовал свою знаменитую Академию (слово академия происходит от имени мифического героя Академа) и создал большое количество различных произведений, большинство из которых написано в форме диалога, одним из участников которого является Сократ. В своих произведениях он тоже пытается осмыслить роль денег и правила мудрого ведения домашнего и государственного хозяйства.

Одним из «выпускников» Академии Платона оказался древнегреческий философ и ученый Аристотель (около 384-322 до нашей эры), в последующем воспитатель и наставник Александра Македонского, который по праву считается родоначальником экономической науки, в том числе науки о деньгах.

Аристотель начал свои научные изыскания в области экономики с исследования товарно-денежных отношений и вплотную подошел к пониманию разницы между натуральным хозяйством, при котором люди производят все необходимые вещи и продукты питания для самого себя, и товарным производством, при котором люди производят вещи для продажи (запомните, товар - это продукт труда, который произведен не для себя, а именно для продажи. Обмен продуктов как товаров возникает в определенных исторических условиях: на основе общественного разделения труда, когда производитель специализируется на производстве одного продукта. Удовлетворение потребностей человека в других товарах осуществляется через куплю-продажу товаров на рынке).

Анализируя вопрос купли-продажи, Аристотель заявил о том, что существуют два вида богатства.

Первый вид богатств, по его мнению, образуется в том случае, если человек произвел продукцию (вырастил скот, построил дом, собрал урожай). Все это и будет его богатством.

Если он продаст часть произведенной продукции, то полученные за них деньги тоже будут являться первым видом богатства, потому что эти немногочисленные деньги он потратит на приобретение необходимых вещей.

Однако в мире существуют еще и посредники, которые ничего не производят, а только покупают продукцию у одних и перепродают ее другим. У этих посредников тоже возникает богатство от перепродаж. Такое богатство, по мнению Аристотеля, относится уже ко второму виду, потому что данное богатство накапливается ради самого богатства.

Первый вид богатства Аристотель называл естественным, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этим богатством.

Второй вид богатства он называл противоестественным, так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления, и размеры его ничем не ограничиваются.

В связи с этим, Аристотель разделил экономическую науку на две части: экономию и хрематистику. Экономия должна изучать естественные процессы (производство потребительных стоимостей), а хрематистика должна изучать противоестественные процессы (крупную торговлю, занимающуюся перепродажей товаров, и накопление денег в большом количестве). К хрематистике Аристотель относился отрицательно.

При восприятии утверждений Аристотеля мы должны отдавать себе отчет в том, что свои научные выводы по экономике он делал еще до нашей эры и при этом являлся первопроходцем в данной отрасли знаний.

В то время еще не существовало такого понятия, как энергия, и Аристотель не мог тогда сделать вывод о том, что деньги (богатство) обладают потенциальной энергией, потому способны совершать работу. А работа, совершенная в интересах человека, является благом для человека. Именно поэтому Аристотель не мог сменить своего отрицательного отношения к хрематистике (к накоплению крупного богатства, к крупной торговле) на положительное.

Тем не менее, работы Аристотеля привели к появлению такой науки, как экономика, а желание отделить хрематистику от экономии привело Аристотеля к необходимости сделать научный анализ таким понятиям как товар и обмен.

Дальнейшие размышления Аристотеля привели его к мысли о том, что существует как бы две стоимости товаров.

Одна стоимость (производственная) формируется из тех затрат, что понес человек при изготовлении товара (при изготовлении двери человек тратит дерево, краску, гвозди, свой труд, свое время и т.д.)

Вторая стоимость (потребительная) формируется из желаний и способностей людей приобрести этот товар. Предположим, человек затратил на изготовление двери 100 рублей, плюс две недели своего рабочего времени, но люди на рынке эту дверь не покупают до тех пор, пока цена не окажется равной 80 рублям. Или наоборот, люди с радостью покупают эту дверь за триста рублей. Другими словами, потребительная стоимость двери не зависит напрямую от производственной стоимости, и в первом случае она равняется 80 рублям, а во тором - 300 рублям. Потребительная стоимость возникает не из затрат производителя, а из желаний и денежных возможностей покупателей.

Все эти размышления приводят Аристотеля к мысли о том, что в процессе производства и продажи товаров приходится сравнивать между собой несравнимые вещи: двухнедельный труд человека сравнивается с пятью килограммами краски, для того, чтобы определить, что из них дороже. Красивое ожерелье сравнивается с полезной сохой и т.д.

В результате Аристотель приходит к выводу о том, что сравнить эти вещи между собой помогут деньги и ничто другое.

К. Маркс считал учение Аристотеля вершиной древнегреческой философии и писал о нем следующее:

«Гении Аристотеля обнаруживается именно в том, что в выражении стоимости товаров он открывает отношение равенства».

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока – колыбели мировой цивилизации. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV- III вв. до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения. В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых особенно выделялся Конфуций (551-479 гг. до н.э.), проводилось различие умственного и физического труда, причем первый объявлялся монополией “высших” слове, а второй – уделом “простолюдинов”, основную массу которых составляли рабы. Интересно, что уже в то время, например, в трудах китайского философа Сюнь Цзы высказывалась мысль, что все люди равны от рождения, что “накопленным богатством” должны пользоваться все, люди из простого народа должны иметь право частной собственности на землю. Поэтому уже тогда раздавались призывы к освобождению рабов-земледельцев и рабов-ремесленников.

Предмет экономической теории.

Экономическая теория – это общественная наука, которая изучает экономическую сторону жизни общества. Это историческая наука; она развивается вместе с человеческим обществом.

В ходе развития научные школы по-разному определяли ее предмет:

Меркантилизм (Т. Ман, А. Монкретьен) – деятельность, связанная с внешней торговлей;

Физиократы (Ф. Кенэ, А. Тюмо) – сельскохозяйственное производство;

Английская классическая политэкономия (У. Петти, А. Смит) – труд в сфере материального производства. Наука о богатстве нации.

Марксизм (К. Маркс) – экономические законы, управляющие производством, распределением, обменом, потреблением жизненных благ;

Маржинализм (У. Джевонс, Е. Бем-Баверк) – поведение отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения;

Неоклассическое направление (А. Маршалл). – Во второй половине 19 века понятие “политическая экономия” вытесняется понятием “экономикс” – аналитическая наука об использовании людьми редких (ограниченных) ресурсов для удовлетворения своих потребностей;

Кейнсианство (Дж. М. Кейнс) – необходимость, формы, методы государственного регулирования экономики, создав тем самым основы макроэкономики, смешанной экономики;

Институционализм ввел в предмет экономической теории социально-психологические аспекты.

Предмет экономической теории – это экономические отношения в обществе, по поводу использования редких или ограниченных ресурсов, с целью производства благ, удовлетворяющих безграничные потребности людей. Можно сказать, что экономическая теория - наука о рациональном экономическом выборе.

Факторы производства. Проблема выбора.

Факторы производства - экономические ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг.

Традиционно выделяют следующие факторы производства:

Земля - это естественные (природные) ресурсы, необходимые для существования человеческого общества и используемые в хозяйстве.

Труд - целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

Капитал - совокупность имущества, используемого для получения прибыли.

Предпринимательские способности - это фактор, связывающий воедино остальные ресурсы производства, экономический ресурс, в состав которого следует включать предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру.

Информация - ресурс, используемый в экономических процессах. Именно этот ресурс дает наибольшую отдачу в бизнесе.

Очевидным фактом является то, что совокупность всех наших материальных потребностей превышает производственные возможности всех имеющихся ресурсов. Иными словами, существуют две экономические аксиомы:


1) потребности общества безграничны и неутолимы;

2) ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены и редки.

В связи с этим необходимо делать выбор, во-первых, какие потребности удовлетворять в первую, вторую, в последнюю очередь, а от каких следует отказаться ради того, что в настоящий момент мы считаем более важным. Во-вторых, как наиболее эффективно, используя ограниченные ресурсы, добиться наибольшего результата. Ведь порой из одних и тех же ресурсов можно получить разные товары, удовлетворяющие разные потребности, и в разном количестве.

Таким образом, перед обществом, предприятием и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов распределения ограниченных ресурсов между различными, конкурирующими целями. Способы решения этой задачи и составляет предмет экономической науки.

Для человека проблема выбора состоит в том, как, исходя из располагаемого дохода, в максимальной степени удовлетворить свои потребности.

Для предприятия проблема выбора заключается в том, как, исходя из имеющихся ресурсов, произвести необходимую обществу продукцию и получить максимум прибыли.

  • Вопрос №4: Рациональное экономическое поведение.
  • Модели человека в экономической системе. Беккер*
  • Билет №5. Понятие рынка и условия его возникновения. Субъекты рынка.
  • Билет №6. Трансакционные издержки, их виды и границы рынка.
  • Билет №7. Экономические и неэкономические блага. Товар.
  • Билет №8. Деньги: возникновение, эволюция, функции. Деньги и экономия трансакционных издержек.
  • Билет №9. Спрос и его факторы. Функции спроса. Спрос и величина спроса. Цена спроса.
  • Билет №10. Полезность, предельная полезность и субъективная ценность. Спрос и убывающая предельная полезность.
  • Билет №12. Предложение в мгновенном, краткосрочном и длительном периодах.
  • Билет №13. Равновесие на рынке благ. Равновесная цена и равновесный объем. Дефицит и излишек как ценовые явления.
  • Билет №14. Излишек потребителя и излишек производителя.
  • Билет №15. Эластичность спроса и эластичность предложения. Прямая и перекрестная эластичность спроса по цене.
  • Билет №17. Издержки фирмы: бухгалтерские и экономические, постоянные, переменные и предельные.
  • Билет №18. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
  • Билет №19. Максимизация прибыли в условиях чистой монополии. Проблема «мертвого убытка».
  • Билет №20. Олигополистическая структура рынка. Концентрация рынка и способы ее измерения. Индекс Херфиндаля.
  • Билет №21. Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции. Открытая, закрытая, естественная монополия.
  • Билет №22. Общая характеристика рынков факторов производства. Спрос и предложение на рынке ресурсов. Закон убывающей отдачи переменного ресурса.
  • Билет №23. Рынок труда и заработная плата.
  • Билет №24. Рынок услуг капитала.
  • Билет №26. «Несовершенства» рыночного механизма и необходимость государственного вмешательства в экономику.
  • Теорема невозможности Эрроу:
  • Парадокс Кондорсе:
  • Билет №28. Ввп и методы его исчисления по расходам и доходам и по добавленной стоимости. Проблемы двойного счета.
  • 1. Метод добавленной стоимости.
  • Билет №29. Номинальный и реальный ввп. Дефлятор ввп. Фактический и потенциальный ввп
  • Билет №30. Система национальных счетов. Взаимосвязь показателей ввп, внд, чвд, нац. Доход, личного дохода, располагаемого дохода.
  • Билет №31. Основные цели и инструменты макроэкономической политики государства. Фиаско государственного регулирования.
  • Билет №32. Совокупный спрос и его составляющие. Кривая ad и факторы её смещения.
  • Билет №33. Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах. Кривая as и факторы её смещения.
  • Билет №36.Макроэкономическое равновесие в модели «кейнсианский крест» и «сбережения – инвестиции»
  • Билет №37. Безработица: причины, виды, измерения. Естественная норма безработицы
  • Остальные знать по желанию:
  • Мультипликатор расходов можно так же выразить и через предельную склонность к сбережению (мрs):
  • 1) Инфляционному разрыву и 2) дефляционному разрыву.
  • Билет №42.Структура банковской системы в рыночной экономике. Функции Центрального и коммерческих банков.
  • 1) Эмиссионные 2) неэмиссионные (коммерческие).
  • Билет №43.Процесс создания банковских депозитов. Мультипликатор денежного предложения (m).
  • Банки могут создавать депозиты путем:
  • Билет №44.Деньги, денежная база и компоненты денежного предложения: денежные агрегаты м1, м2 и другие ликвидные активы (квази-деньги).
  • Билет №45.Теория спроса на деньги: неоклассическое и кейнсианское объяснение спроса на деньги.
  • Билет №46.Стимулирующая и сдерживающая денежно-кредитная политика. Монетарное правило м.Фридмена (автоматическая денежно-кредитная политика).
  • Основные инструменты денежно-кредитной политики:
  • Билет №47.Принципы налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Кривая Лаффера.
  • Принципы налогообложения:
  • Билет №48.Стимулирующая и сдерживающая налогово-бюджетная политика.
  • Билет №49.Определение инфляцию и ее изменение. Умеренная и галопирующая инфляция. Гиперинфляция. Открытая и подавленная инфляция.
  • Виды инфляции.
  • Основное уравнение теории денег имеет вид
  • Билет №52. Социально-экономические последствия инфляции (перераспределение национального дохода, инфляционный налог, эффект Танзи-Оливеры и др.)
  • Билет №54. Теории международной торговли (абсолютные и сравнительные преимущества, теорема Хекшера-Олина, парадокс Леонтьева)
  • Теорема Хекшера-Олина
  • Парадокс Леонтьева
  • Билет №55. Платежный баланс и его структура. Дефицит платежного баланса
  • Билет №56.Обменный курс валюты: номинальный и реальный, фиксированный и плавающий
  • Вопрос №1: Редкость и проблема выбора в процессе хозяйственной деятельности. Предмет экономической теории.

    Экономическая теория – это наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми

    Наука об использовании людьми редких или ограниченных ресурсов (труд, земля, финансовые, технические)

    Наука об использовании различных ресурсов (товары) и распределение их между членами общества

    Наука о повседневной деловой жизни людей. Излечение средств существования и использования этих средств

    Наука о богатстве (до Смита)

    Наука о денежном или рыночном хоз-ве (Смит)

    Наука об изучении закономерностей выбора р.р. (Роббинс)

    Изучает:

    Рассматривает вопросы, касающиеся лично каждого человека (например: ? товаров на 1 рубль)

    Рассматривает вопросы политического характера, решение которых касается каждого человека.

    Изучает вопросы торгово-промышленного предпринимательства.

    Изучает проблемы, стоящие перед обществом и нации в целом.

    Теорию нужно изучать для того, чтобы уметь ориентироваться в социальной и экономической обстановке.

    Американец Самуэльсон сформулировал главные вопросы экономики:

    ЧТО? Проблема выбора.

    КАК? Проблема выбора технологии.

    ДЛЯ КОГО? Вопрос распределения.

    КОГДА? Выбор во времени. Меньше – колбасы, но больше – станков для колбас, чтобы потом больше колбасы. Вкладывание денег во имя будущего.

    Ограниченность и проблема выбора в экономике.

    Редкость = ограниченность = дефицит  Блага используются по-разному => проблема редкости связана с альтернативой. Редкость предопределяет выбор использования ресурсов.

    Проблема выбора – последствие ограниченности ресурсов

    Выбор возможен, если есть из чего выбирать, то есть несколько возможных вариантов

    В процессе выбора анализируются варианты и выбирается наилучший, а остальными мы жертвуем. Соответственно – наилучший из вариантов – альтернативная возможность

    Вероятность выбора данного варианта растет, чем больше выгода.

    Любая экономическая ценность является одновременно альтернативной ценностью.

    В процессе экономического выбора, общество старается удовлетворить свои потребности с наименьшими затратами, то есть мы экономизируем

    Вопрос №2: Микроэкономика и макроэкономика. Экономическая теория и экономическая политика.

    Микроэкономика – такой раздел эк.т., который предполагает анализ экономических действий индивидов, отдельных домашних хозяйств, фирм и отраслей. Не случайно приставка «микро» означает «малый». Механизм рыночного ценообразования находится в центре микроэкономического анализа.

    Макроэкономика – приставка «макро» означает «большой» - занимается изучением законов функционирования всей национальной экономики в целом, а также входящих в нее так называемых агрегатов – домашних хозяйств, частного сектора, правительственного сектора. Несмотря на разницу в масштабах исследования между микроэкономикой и макроэкономикой нет «китайской стены» - некоторые проблемы, например, налогообложение входят в круг интересов обоих разделов эк.т.

    Экономическая теория – наука о том, как отдельные люди так и общество в целом избирают способ использования дефицитных ресурсов, которые имеют многоцелевое значение.

    Экономическая политика – комплекс мер, направленных на регулирование поведения экономических агентов (потребителей и производителей) или последствий деятельности этих агентов для эффективного достижения поставленных результатов. Во многом успешность экономической политики зависит от того, насколько полно и правильно используются государством достижения позитивной и нормативной экономической теории.

    Экономика, при которой ресурсы государства не используются в полном объеме или для производства запланированного количества продукции не хватает ресурсов, называется неэффективной .

    "

    2.1. Предмет теории общественного хозяйствования

    Теория общественного хозяйствования, претендующая на статус фундаментальной экономической науки, должна охватывать такие проблемы, которые не выходили бы за пределы предмета исследования. В современной экономической литературе содержание предмета фундаментальной экономической науки еще не вполне сформировано. По этому поводу ряд российских ученых отмечает: «… общепризнанного определения предмета… нет, хотя большинство экономистов признают, что это универсальная наука о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека» . О формировании содержания предмета на современном этапе они пишут следующее: «Предмет исследования …находится в стадии научной разработки и эмпирической адаптации» . Более категоричен Д.С.Львов: «…в отличие, например, от физики и химии, современная экономика не имеет «теоретического ядра», которое признавали бы экономисты с самыми разными взглядами» .

    Представители западных школ и, в частности, авторы «Экономикса»
    ограничились исследованием поведения человека и выбора деятельности в условиях ограниченности ресурсов. «Экономикс» исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека».

    Существование множества определений предмета фундаментальной экономической науки отмечает известный автор учебника «Экономика» П.Самуэльсон: «Вот некоторые из таких определений: 1. Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми. 2. Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические здания) для производства различных товаров (таких, как пшеница, говядина, пальто, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления. 3. Экономическая теория есть наука о повседневной, деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использованию этих средств. 4. Экономическая теория есть наука о богатстве.

    Этот перечень достаточно велик сам по себе; однако, проведя час в соответствующем отделе хорошей библиотеки, грамотный человек сможет во много раз удлинить его. Втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему о всех вопросах, охватываемых этим предметом, - дело весьма нелегкое».

    Далее П.Самуэльсон предлагает свой вариант определения предмета: «Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества». Вместе с тем он утверждает, что «…никакое определение предмета экономической теории не может быть точным, да в этом, по сути, и нет необходимости». Эти высказывания подтверждают, что еще недостаточно имеющего научного материала, багажа экономической мысли для точной формулировки содержания предмета фундаментальной экономической науки. В то же время утверждение об отказе от четкого определения предмета говорит о растерянности П.Самуэльсона перед существующей проблемой. Здесь нужно отметить, что фундаментальная экономическая наука должна иметь собственный предмет исследования и представлять собой не совокупность положений из содержания всех других экономических дисциплин, а выражать всеобщность, основу последних.

    В связи с этим хочется остановиться на предложении П.Самуэльсона, где он вводит в предмет исследования фундаментальной экономической науки «действия Робинзона Крузо…». Во-первых, данная наука, как «родовая», заключает в себе основы, поэтому проблемы развития единичности в состоянии изолированности будут представлять интерес для производных экономических дисциплин. Во-вторых, деятельность отдельного человека может быть представлена лишь элементом содержания предмета миниэкономики как атомизированного процесса, вне рамок функционирования социально-экономической системы.

    Для определения предмета фундаментальной экономической науки нужно придерживаться гегелевских принципов спецификации. «В широком смысле, - писал философ В.П.Кузьмин, - он заключается в следующем. Поскольку каждое явление можно и нужно рассматривать с различных точек зрения, возникает вопрос, что принять за исходную базу изучения явления, за основу, определяющую качественные показатели вещи. Спецификация и означает выбор аспекта рассмотрения той или иной определенной точки зрения. Гегель различал два аспекта, в которых должно быть рассмотрено явление в сфере бытия. Во-первых, это явление, взятое само по себе. Во-вторых, это явление, рассмотренное в определенной системе и подчиняющееся ее законам. Развивая это важное положение, Маркс доказал, что хотя рассмотрение явления через призму его «родовой» системы и соответствующих законов составляет существенный момент познания, однако им не заканчивается этот процесс, потому что конкретное явление не может быть выведено непосредственно из действия общего закона. Чтобы сделать дальнейший шаг в познании, необходимо вычленить еще третий - синтетический и конкретно-исторический - аспект исследования явления, в котором само оно и законы его жизни должны быть рассмотрены как продукт всей совокупности действующих условий, внутренних и внешних».

    Приведенные положения В.П.Кузьмина, основанные на трудах великих ученых Г.Гегеля и К.Маркса, позволяют определить критерии содержания, а затем вычленить и сам предмет фундаментальной экономической науки. Следуя этим принципам, во-первых, необходимо выявить родовое экономическое явление; во-вторых, определить внутренние законы его развития; в-третьих, раскрыть воздействие конкретных условий и факторов на развитие родового экономического явления и его внутреннего содержания.

    В действительности многие экономисты из-за нехватки базовых философских знаний ударяются в частности, и хотят представить свои предложения в качестве основы фундаментальной экономической науки, тем самым закладывая заранее неверные посылы в определении предмета ее исследований. Так, например, А.Маршалл отмечает, что экономическая наука «…с одной стороны представляет собой исследование богатства, а с другой образует часть исследования человека». Богатство не является само по себе предметом фундаментальной экономической науки, как и человек. К богатству имеется интерес только как к результату экономической деятельности людей, оно производное от деятельности человека. Поэтому богатство не может представлять всеобщность, относиться к содержанию предмета фундаментальной экономической науки. То же самое можно сказать о человеке, его потребностях или деятельности. В предмет можно включить исследование человека, его потребности и деятельность с позиции определения их социально-экономических форм, которые относятся к элементам содержания фундаментальной экономической науки. Поэтому экономическая модель человека и представляется в качестве предмета исследования, поскольку она вытекает из экономической системы.

    Если рассматривать все точки зрения по определению предмета фундаментальной экономической науки, то можно утонуть в частностях, и не прийти к решению проблемы. Остановимся на определении родового экономического явления, внутренних законах его развития, воздействии конкретных условий и факторов, которые позволят сформулировать предмет исследования.

    К родовому экономическому явлению нужно отнести общественное хозяйствование, поскольку хозяйствование представляет собой деятельность как отдельных индивидов, так и множества людей, которые являются хозяевами экономических процессов, а понятие «общественное» выражает совокупность взаимосвязей субъектов хозяйствования. К внутренним законам общественного хозяйствования будут относиться экономические законы, выражающие всеобщие, внутренне необходимые причинно-следственные, постоянно повторяющиеся связи между субъектами хозяйствования.

    Данные экономические процессы развиваются в конкретных исторических и социально-экономических условиях при воздействии различных факторов. Поэтому воздействие условий ограниченных ресурсов, несоответствия уровня развития производительных сил масштабом общественного производства должно быть внесено в предмет исследования. В содержании предмета фундаментальной экономической науки необходимо учитывать также воздействие надстройки, в частности политики, правовой системы как факторов, влияющих на общественное хозяйствование. Исходя из этого мы полагаем, что К.Маркс был более точен в определении предмета исследования, чем теоретики современного Запада. Он еще в XIX веке писал: «Предметом моего исследования является капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена». Здесь категория «капиталистический способ производства» обозначает общественное хозяйствование в конкретных капиталистических условиях, а упоминание об «отношениях производства и обмена» показывает, что «родовое экономическое явление» функционирует посредством последних. К.Маркс также относил экономические законы к предмету исследования, сущность и механизм функционирования которых рассматривались в его труде «Капитал». Однако предмет исследования фундаментальной экономической науки должен определяться в двух аспектах, отражающих как общее для всех этапов развития человечества, так и конкретные социально-экономические системы, вытекающие из исторических условий, предопределяющих соответствующие формы и способы развития.

    Продолжая тему, необходимо отметить точку зрения известного институционалиста Р.Коуза. Он писал: «Следует осознать, что когда экономисты исследуют работу экономики, они имеют дело с воздействиями отдельных лиц или организаций на других, работающих в той же системе. Это и есть наш предмет. Если бы не было таких воздействий, не существовало бы подлежащих изучению экономических систем». Р.Коуз ясно понимает, что отношения между субъектами рынка сложны, и их необходимо регулировать посредством правовой системы. Тем самым он признает предметом фундаментальной экономической науки экономические отношения и вводит в поле исследования механизм эффективной реализации данных отношений в форме правовой системы, которая является производной частью механизма использования объективно действующих экономических законов и закономерностей.

    Познание механизма действия экономических законов и закономерностей позволит создать адекватную структуру механизма использования, включающую экономические и правовые методы, способы, нормы, нормативы функционирования и развития общественного хозяйствования. Поэтому включение исследования отношений между людьми, экономических законов, механизма их использования в предмет фундаментальной экономической науки позволит быть ближе к реалиям общественного хозяйствования.

    Определяя роль разграничения прав и теории «прав игр», тайваньский ученый У.Хуэйлинь отмечал, что она «расширила границы экономической теории, перейдя от традиционных представлений о максимизации индивидом полезности, или прибыли, к анализу совместных действий людей. Такой подход в большей степени соответствует реальной ситуации, при которой судьба человека зависит не только от принимаемого им решения, но и от его взаимодействия с группами людей». Другой ученый, Дж.С.Ли (Ли Чэн), писал: «Сегодня среди экономистов неоклассическая модель является первостепенным инструментом, используемым для объяснения экономического развития. Неоклассическая экономика дает важную часть, но все же только лишь часть картины экономического развития. Для получения более полной картины требуется исследовать роль культуры».

    Приведенная идея верна в плоскости исследования воздействия культуры на общественное хозяйствование, но не включение самой культуры в предмет фундаментальной экономической науки. Если настолько расширить содержание предмета исследования, включая многие отрасли наук, то речь тогда пойдет не о теории общественного хозяйствования, а о другой, более интегрированной отрасли науки. Поэтому важно определение четких границ предмета фундаментальной экономической науки.

    Предмет теории общественного хозяйствования как фундаментальной экономической науки нужно ограничить исследованием родового экономического явления, общественного хозяйствования, внутренних законов его развития.

    Некоторые авторы к объекту и предмету экономической теории относят экономическое пространство. Так, например, М.И. Скаржинский и В.В. Чекмарев пишут: “Идентификация экономического пространства в качестве объекта и предмета экономической науки представляет собой решение проблем философского анализа соотношения физической и геометрической составляющих представлений (моделей) исследователей”. Далее они отмечают: “Рассмотрение экономического пространства в качестве объекта и предмета анализа превращает экономическую науку в науку чисто социальную в том плане, что предметом становятся не отношения между людьми по поводу вещей, а отношения по поводу позиционирования субъектов. Внешне кому-либо может показаться, что в данном утверждении не содержится нового содержания. Однако дело в том, что в новой экономике (экономике знаний) деятельность, осуществляемая в каком-то месте и времени, становится объектом поглощения(собственностью). Деятельность, позволяющая не просто присваивать, пользоваться, владеть, распоряжаться и т.п., а поглощать, становится социальной деятельностью”.

    Здесь нужно отметить, что отношения по поводу позиционирования субъектов представляют производными и вытекают из отношений между людьми по поводу вещей, сущностных экономических отношений. Далее экономические отношения, прежде всего, являются социальными, поскольку это отношения между субъектами, людьми. Также особо нужно подчеркнуть, что экономическое пространство – это физическое трехмерное образование, в котором экономическое развитие, хозяйствование происходит во временном измерении. Экономическое пространство представляется условием существования и экономического развития, хозяйствования. Данное всеобщее условие предопределяет относительно обособленное существование объектов и субъектов хозяйствования, их взаимодействие и воспроизводство. Поэтому отождествление экономического пространства с объектом и предметом фундаментальной экономической науки будет не корректным.

    Данные авторы, раскрывая содержание экономического пространства, пишут следующее:“…экономическое пространство как понятие экономической науки – это аналитическое представление связи экономических процессов и явлений, экономических потребностей и интересов, экономических отношений и их форм реализации и организации (включая экономические системы), адекватное сущностным способам расширения естественной среды обитания на основе создания искусственной среды”. Здесь идет речь не об экономическом пространстве, а о содержании экономической системы. Экономическое пространство, на наш взгляд, должно характеризоваться пространственным, трехмерным образованием, охватывающим отношения субъектов и объектов в процессе хозяйствования, развивающихся во временном измерении.

    Другой исследователь О.А. Бияков при определении содержания экономического пространства предлагает следующее определение: “Экономическое пространство – это отношение между экономическими процессами субъектов хозяйствования и совокупным экономическим процессом (V-процессом) по формированию возможных результатов экономической деятельности. Элементами, образующими экономическое пространство … являются: совокупный экономический процесс, экономическое время, экономическая конкуренция”.

    Как видно из вышеприведенных строк, что дополнением к определению является экономическое время. Но совокупность экономических процессов, в том числе конкуренция входят в содержание экономической системы, где ее развитие измеряется с учетом времени. Поэтому эти авторы подменяют содержание экономического пространства содержанием экономической системы.

    Далее нужно выявить различие между предметом и объектом фундаментальной экономической науки. Если в целом под предметом фундаментальной экономической наукой понимают общественное хозяйствование, законы его развития, воздействие конкретных условий и факторов, то к объекту нужно отнести общественное хозяйство, общественное производство, экономику в общем, а в частности, экономику фирмы, домашнее хозяйство, экономику отрасли, национальную экономику, мировое хозяйство. Таким образом, объект фундаментальной экономической науки в отличие от ее предмета в содержательном плане характеризуется нейтральностью к действиям и процессам, в то же время представляя собой экономическое явление.

    Итак, объект фундаментальной экономической науки есть то, что выбирают для исследования, он выступает в качестве существующих основ экономического явления в своей самости и нейтральности. Предмет же подразумевает активную часть содержания объекта исследования, персонифицированный экономический процесс: общественное хозяйствование, взаимодействие субъектов хозяйствования, хозяев собственности и экономических процессов, отношений, законы их функционирования; воздействие условий и факторов, предопределяющих особенности форм проявления. Далее нужно отметить, что общественное хозяйствование как предмет исследования содержит все категории, которые выражают отношения субъектов хозяйствования: систему, структуру, собственность, конкуренцию и другие.

    Понятия и термины

    Объект фундаментальной экономической науки; предмет теории общественного хозяйствования; родовое экономическое явление; богатство; социально-экономические условия; социально-экономические формы.

    Рассматриваемы вопросы

    1. Проблемы определения предмета фундаментальной экономической науки.

    2. Критерии определения предмета теории общественного хозяйствования.

    Вопросы к семинарским занятиям

    1. Ученые-экономисты о предмете фундаментальной экономической науки.

    2. Единство и различие объекта и предмета фундаментальной экономической науки.

    3. Объективные основы определения предмета теории общественного хозяйствования.

    Упражнения

    Ответьте на поставленные вопросы и определите вид проблемы (научная или учебная), обоснуйте свою точку зрения, выявите систему проблем по теме.

    1. Назовите критерии определения предмета фундаментальной экономической науки?

    2. Почему известный западный ученый-экономист П. Самуэльсон утверждал, что «…никакое определение предмета экономической теории не может быть точным, да в этом, по сути, и нет необходимости»?

    3. Какие факторы ограничивали познание предмета фундаментальной экономической науки?

    Темы для рефератов

    1. Классическая школа в определении предмета фундаментальной экономической науки.

    2.Неоклассики и маржиналисты в определении предмета исследования в экономике.

    3.Институционалисты в определении предмета исследования экономической теории.

    Литература

    1. Экономическая теория /Под ред. А.И.Добрынина, Л.С. Тарасевича – СПб, 1999.

    2. Львов Д.С. Предисловие к статье Гринберге Р. и Рубинштейн А./Российский экономический журнал.- М, 1997.- №1.

    3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс:Принципы, проблемы и политика: в 2-х т. Т.1/Пер. с англ.- М., 1992.

    4. П.Самуэльсон. Экономика. В 2-х томах, Т.1.- М., 1997.

    5. В.П.Кузьмин. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. – 3-е изд., доп. - М., 1986.

    6. Маршалл А.Принципы экономической науки.- М., 1993.

    7. Маркс К. Капитал. Т.1. Кн.1.- М., 1983.

    8. Коуз Р. Фирма, рынок и право /Пер. с англ.- М., 1993.

    9. Хуэйлинь У. Поговорим о лауреатах Нобелевской премии по экономике за 1999г. – ЦЦ. -1999. - № 37.

    10. Confucianism and Economic Development. Ed/by Tzong-shian Yu and Joseph S. Lee. Taipei, 1995.

    11. М.И. Скаржинский и В.В. Чекмарев. Методология экономической науки. Кострома:КГУ,им. Н.А. Некрасова, 2007. 358с.

    12. О.А. Бияков. Теория экономического пространства: методологический и региональный аспекты. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. – 152 с.

    Предыдущая