Конституционный принцип единого экономического пространства. Единое экономическое пространство Российской Федерации. Единое экономическое пространство как форма, тип и этап международной экономической интеграции

О формировании Единого экономического пространства

ЛУКьЯНОВА Влада Юрьевна,

ведущий научный сотрудник отдела

административного законодательства

и процесса ИЗиСП, кандидат философских наук

Современный этап развития мировой экономической системы определяется рядом факторов: усилением глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала, и переходом ведущих стран к построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний; преодолением энергетических барьеров экономического роста и исчерпанием потенциала экстенсивной, базирующейся на экспорте энергоносителей и иных природных ресурсов модели экономического развития; расширением и интенсификацией экономически детерминированных глобализационных процессов и переходом от биполярной к многополярной модели мировой политической системы, сопровождающимся появлением новых «центров силы». Сочетание этих факторов порождает вызовы и угрозы долгосрочного, системного характера, в результате чего существенно возрастает уязвимость всех членов международного сообщества. Это ведет к резкой интенсификации процессов межгосударственной интеграции на региональном уровне, поскольку интеграционная группировка, осуществляя коллективную защиту своих членов от иностранной конкуренции, может способствовать

более полному использованию каждой страной своих естественных конкурентных преимуществ.

Ответом Российской Федерации на эти угрозы должно стать активное участие в международном сотрудничестве, развитии, расширении интеграционных процессов на территории бывшего Советского Союза, поскольку, как подчеркивается в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года1, именно Россия будет стремиться развивать потенциал региональной и субрегиональной интеграции и координации на пространстве государств - участников СНГ в рамках прежде всего самого СНГ, а также Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), оказывающих стабилизирующее влияние на общую обстановку в регионах, граничащих с государствами - участниками СНГ. Развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ является для России приоритетным направлением внешней политики. К значимому направлению внешней политики России относится также укрепление ЕврАзЭС в качестве ядра экономической интеграции, инструмента содействия реализации крупных водно-энергетических, инфраструктурных, промышленных и других совместных проектов, в первую очередь регионального значе-ния2. И здесь одна из первоочередных задач - создание Единого экономи-

1 Утверждена Указом Президента РФ от

2 См. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.

ческого пространства (ЕЭП) - пространства, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей си-лы3, и которое формируется государствами, имеющими общую историю, правовые традиции, а главное - общие экономические цели и интересы. Основными целями формирования ЕЭП являются:

эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда;

создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;

проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики;

развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем;

создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации.

В дальнейшем ЕЭП должно трансформироваться в Евразийский союз, который будет представлять собой «мощное наднациональное объединение, способное стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной “связки” между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом»4.

3 См. ст. 1 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанного в г. Москве 26 февраля 1999 г.

4 Путин В. В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, кото-

Правовую базу ЕЭП на сегодняшний день составляют 17 международных договоров, затрагивающих различные сферы жизни интеграционного объединения. В соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) от 19 декабря 2011 г. № 9 большая их часть вступила в силу 1 января 2012 г., но для того чтобы эти базовые соглашения были реализованы в установленные сроки, Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) должны быть разработаны и приняты 52 нормативных правовых акта5, а правительствами государств, участвующих в формировании ЕЭП, должны быть выполнены более 70 обязательных мероприятий в соответствии с установленными в них конкретными сроками. В полном объеме ЕЭП должно начать функционировать с 1 января 2016 г.

Попытки сформировать на постсоветском пространстве ЕЭП предпринимались неоднократно. Впервые такое решение было зафиксировано в Договоре о таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г.6, сторонами которого стали Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан. В целях его реализации указанные стороны 26 октября 1999 г. заключили Соглашение о правовом обеспечении формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства7. Однако реальные шаги для воплощения

рое рождается сегодня // Известия. 2011.

URL: http://www.tsouz.ru.

6 Россия ратифицировала договор Федеральным законом от 22 мая 2001 г. № 55-ФЗ. Вступил в силу для России 2 июля 2001 г.

7 Россия ратифицировала Соглашение

указанных международных правовых актов в жизнь на протяжении длительного времени не предпринимались.

19 сентября 2003 г. Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Российской Федерацией и Украиной было заключено Соглашение о формировании Единого экономического пространства8. И наконец, в декабре 2009 г. на неформальном саммите в г. Алматы президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации приняли решение о создании Единого экономического пространства трех стран. Таким образом, на сегодняшний день ЕЭП представляет собой экономическое пространство, объединяющее таможенные территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Создание ЕЭП «в трехстороннем формате» стало возможным благодаря тому, что и в Договоре 1999 г., и в Соглашении 2003 г. интеграция оценивается как разноуровневый и разноскоростной процесс. Так, в ст. 7 Договора 1999 г. зафиксировано положение о том, что ЕЭП формируется поэтапно, а переход от этапа к этапу будет обусловлен фактическим достижением специфических целей настоящего Договора и выполнением сторонами принятых по нему обязательств. Это означает свободу определения государством направления развития интеграции и интеграционных мероприятий, в которых оно примет участие, а также объем такого участия. В соответствии со ст. 5 Соглашения 2003 г. разноуровневая и разноскоростная интеграция означает, что каждая сторона самостоятельно определяет, в каких из направлений развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях она принимает участие и в каком объеме.

8 Россия ратифицировала Соглашение Федеральным законом от 22 апреля 2004 г. № 22-ФЗ. Вступило в силу для России 20 мая 2004 г.

Приверженность данному принципу подтверждается и Декларацией о евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 г.9, согласно которой ЕЭП на любом этапе своего формирования и функционирования будет открыт для присоединения других государств, разделяющих цели и принципы Таможенного союза и готовых к их реализации. В соответствии с этим принципом 19 октября 2011 г. Межгосударственным советом ЕврАзЭС на уровне глав правительств (высшим органом Таможенного союза) принято положительное решение по вопросу участия Кыргызской Республики в Таможенном союзе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации и в формировании ЕЭП10.

Представляется, что введение принципа поэтапности формирования интеграционных объединений на постсоветском пространстве обусловлено особенностями протекания здесь интеграционных процессов. К таковым относятся:

а) разнонаправленность процессов регионализации постсоветского пространства и обусловленная этим множественность межгосударственных объединений экономической интеграции, формирующихся и (или) функционирующих на постсоветском пространстве. При этом одно и то же государство может являться членом сразу нескольких интеграционных объединений;

б) неравномерность течения процессов трансформирования экономических и правовых систем бывших советских республик. Особенностью унификации экономики и права новых независимых государств стало то, что они двигались от обще-

9 URL: http: //www.evrazes.com.

2012 г. № 23 «О рабочей группе по вопросу участия Кыргызской Республики в Таможенном союзе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». URL: http://www.tsouz.ru.

го к частному, от единого народнохозяйственного комплекса к самостоятельным экономическим системам, от единой системы советского права к национальному законодательству бывших советских республик. Так, в частноправовой сфере на смену единым для всех республик Основам гражданского законодательства, сосуществовавших с гражданскими кодексами союзных республик, пришли гражданские кодексы суверенных государств. В сфере обеспечения безопасности продукции в бывших советских республиках все отношения первоначально регулировались законами, принятыми в СССР в начале 1990-х гг., однако с развитием рыночных отношений, изменением уровня политического, экономического и социального развития государств, наличием членства в различного рода межгосударственных образованиях стали приниматься новые законодательные акты. Одновременно происходит добровольное заимствование, или рецепция, правовых моделей других государств: если в одних странах СНГ (Туркменистан, Азербайджан) развивалась и совершенствовалась система стандартизации, заложенная еще в СССР, в некоторых других (Узбекистан, Армения) она дополнялась новыми принципами, видами правовых актов и моделями оценки соответствия, то в большинстве государств (Казахстан, Белоруссия, Таджикистан, Молдова, Украина, Киргизия) стали внедряться в законодательство европейские принципы регулирования оборота продукции работ и услуг11. Аналогичные процессы протекают и в иных отраслях права. Можно констатировать, что обновление правовой системы новых независимых государств, и прежде всего экономического законодатель-

11 См.: Калмыкова А. В. Сравнительный анализ систем технического регулирования России и стран СНГ // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2010. № 4.

ства, привело к их серьезной дезинтеграции;

в) значимость субъективных факторов. Сравнивая временные рамки прохождения основных этапов сближения национальных правовых систем государств - участников Таможенного союза и ЕЭП с динамикой формирования и развития иных интеграционных объединений, например Европейского Союза (ЕС)12, можно сделать вывод о довольно быстром развитии интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС. Это свидетельствует как о наличии политической воли, так и желании государств развиваться в рамках интеграционных структур. В то же время вследствие чрезвычайно сжатых сроков создания указанных интеграционных объединений их законодательная база несвободна от некоторых «болезней роста» - определенной недоработанности и недостаточной взвешенности заложенных в него мер. В частности, еще до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза потребовалось внесение изменений в 152 из 373 его статей13. На это же указывают принятие Протокола «О внесении изменений и дополнений в Соглашение о некоторых вопросах предоставления уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 г.», который был подписан на завершающем перед вступлением в силу дого-

12 Подробнее об этом см.: Этапы интеграции Европейского союза и ЕврАзЭС // Известия. Специальная полоса ЕврАзЭС. 2011.

13 См. Протокол от 16 апреля 2010 г. «О внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года». Протокол ратифицирован Федеральным законом от 2 июня 2010 г. № 11Э-ФЗ.

воров, формирующих Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, заседании Высшего органа Таможенного союза на уровне глав государств 19 декабря 2011 г., и непрекращающий-ся процесс пересмотра положений иных международно-правовых актов и утверждения новых норм.

Говоря о значимости принципа поэтапной, разноуровневой и разноскоростной интеграции, необходимо отметить, что, как показывает мировой опыт, региональная экономическая интеграция, экономические связи всех видов наиболее успешно развиваются между странами относительно сопоставимого уровня развития, тогда как объединение в рамках одного интеграционного образования стран с различным уровнем экономического развития и социальных проблем делает все межгосударственное интеграционное объединение уязвимым для мировых экономических кризисов. В частности, кризис еврозоны, начавшись с финансового кризиса «кельтского тигра» (Ирландия), существенно осложнил финансовое положение не только Греции, Испании и Португалии, но и всего Европейского Союза как надгосударственного интеграционного образования. В этих условиях на состоявшемся 8 декабря 2011 г. Саммите ЕС лидеры Франции и Германии открыто заявили о намерении внести существенные изменения в договор о Европейском Союзе, предполагающие ужесточение контроля за расходованием бюджетных средств и объемов государственных долгов стран - членов ЕС, или же заключить новый договор между 17 странами еврозоны и теми, кто пожелает присоединиться к этому союзу.

Поэтому на евразийском пространстве залогом эффективного развития интеграционных процессов является разработка критериев, которым должны соответствовать страны, желающие вступить в Тамо-

женный союз ЕврАзЭС и присоединиться к ЕЭП. Как полагает Председатель Национального банка Республики Казахстан Г. Марченко, «в Таможенном союзе может быть сколько угодно стран, главное, чтобы все они соответствовали установленным нами критериям. Нам вообще нужно согласовывать гораздо больше позиций, чем это было в случае с Европой, и главное - более жестко соблюдать все договоренности... Наша задача - сделать Евразийский союз более устойчивым, не подвергать его [политическим] рискам»14.

Существенной проблемой является разработка общих принципов и подходов к стратегиям социально-экономического развития государств, формирующих ЕЭП. Очевидно, что согласование национальных интересов в процессе создания ЕЭП потребует внедрения постоянных механизмов и процедур, имеющих высокую степень политической и психологической легитимности с точки зрения субъектов международных отношений. Подобная схема координации интересов должна опираться на действенную систему международных (коммунитар-ных) санкций в случае нарушения согласованных положений и правил, включая:

процедуры и механизмы согласования наиболее общих и долговременных целей социально-экономического развития, а также принимаемых для соответствующего этапа развития параметров макроэкономической политики;

процедуры и механизмы «перевода» согласованных таким образом региональных (коммунитарных) общих принципов и стратегий в национальные программы социально-экономического развития, которые предусматривали бы конкретные ориентиры и обязательства;

процедуры и механизмы решения оперативных практических вопро-

сов, а также отслеживания хода выполнения ранее принятых решений и взятых обязательств, равно как и получаемых при этом объективных национальных и региональных (ком-мунитарных) итогов;

процедуры и механизмы апелляции к органам разрешения споров, а также рассмотрения споров, признания и исполнения принятых органом решений.

В целом становление системы согласования интересов - довольно длительный процесс, который будет проходить в острой политической и экономической борьбе. Однако без создания такой системы эффективное функционирование ЕЭП и трансформация его в Евразийский союз невозможны.

Значимую роль в решении этой и иных задач формирования ЕЭП будут играть органы управления ЕЭП: Совет глав государств, осуществляющий на межгосударственном уровне координацию и управление этими процессами и принимающий решения в соответствии с принципом «одно государство - один голос», и постоянно действующий регулирующий орган ЕЭП - Евразийская экономическая комиссия, которая «пришла на смену» Комиссии Таможенного союза15. В соответствии со ст. 1 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 г. основной ее функцией должно стать обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и ЕЭП, а также выработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Таможенного союза и ЕЭП16. Деятельность ЕЭК осуществляется на основе принципов: обеспечения взаимной выгоды, равноправия и учета национальных интересов государств - участников Таможенного союза; экономической обоснованности принимаемых реше-

ний; открытости, гласности и объективности.

Необходимо подчеркнуть, что ЕЭК наделяется значительно большими полномочиями, нежели Комиссия Таможенного союза. Высший Евразийский экономический совет может наделить ЕЭК правом подписывать международные договоры по вопросам, входящим в ее компетенцию. Кроме того, ЕЭК:

обеспечивает реализацию международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза и ЕЭП. В целях повышения эффективности этой деятельности она имеет право запрашивать у органов власти государств, участвующих в формировании ЕЭП, юридических и физических лиц информацию, необходимую для осуществления своих полномочий;

выполняет функции депозитария международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза и ЕЭП, и решений ВЕЭС;

вносит на одобрение ВЕЭС проекты международных договоров, подписываемых Комиссией;

организует работу по совершенствованию нормативной правовой базы Таможенного союза и ЕЭП;

вносит на утверждение ВЕЭС основные направления интеграции в рамках Таможенного союза и ЕЭП;

рассматривает вопрос об отмене или изменении решений, принятых Коллегией ЕЭК, в порядке, предусмотренном ст. 13 указанного Договора;

рассматривает вопрос о мониторинге и контроле за исполнением международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза и ЕЭП;

осуществляет иные функции и полномочия.

ЕЭК в целях обеспечения эффективного функционирования ЕЭП вправе создавать консультативные органы для проведения консультаций по отдельным вопросам, принятие решений по которым относится

к ее компетенции17. ЕЭК состоит из двух палат - Совета и Коллегии, утверждаемых ВЕЭС на уровне глав государств в соответствии с Регламентом работы ЕЭК. Учитывая, что именно Коллегия ЕЭК, куда участвующие в формировании ЕЭП государства делегировали своих представителей, является рабочим органом ЕЭК, в ее составе выделено 23 департамента по важнейшим направлениям сотрудничества18.

Необходимо отметить, что в Комиссии Таможенного союза голоса между сторонами распределялись следующим образом: Республика Беларусь - 21,5; Республика Казахстан - 21,5; Российская Федерация - 57.

Решения принимались большинством в 2/3 голосов, и лишь в случаях, предусмотренных международными договорами, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза, решение принималось консенсусом. Если одна из Сторон не соглашалась с принимаемым решением названной Комиссии, вопрос вносился на рассмотрение высшего органа Таможенного союза на уровне глав государств, который принимал решение консенсусом. Если при принятии решения не было набрано необходимое число голосов, эта Комиссия была вправе передать вопрос на рассмотрение высшего органа Таможенного союза.

Таким образом, в рамках Комиссии Таможенного союза Россия могла заблокировать принятие того или иного решения, если считала его невыгодным для себя. В рамках ЕЭК такая возможность у России отсутствует.

Во вновь созданном наднациональном органе управления решения и

17 Первая очередь таких органов уже создана - сформированы консультативные комитеты по торговле, техническому регулированию, налоговой политике.

18 Перечень департаментов ЕЭК и их рас-

пределение между членами Коллегии установлены решением ЕЭК от 25 января 2012 г. № 2. URL: http://www.tsouz.ru.

рекомендации принимаются Советом ЕЭК и Коллегией ЕЭК в пределах полномочий, установленных Договором о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 г., при этом голоса сторон распределяются следующим образом:

Коллегия ЕЭК принимает решения и рекомендации консенсусом или квалифицированным большинством в 2/3 голосов общего числа членов Коллегии; Совет ЕЭК принимает решения консенсусом. В случае если консенсус не достигнут, вопрос передается на рассмотрение в ВЕЭС по предложению любого члена Совета ЕЭК.

Решения ЕЭК подлежат опубликованию на ее официальном сайте в сети Интернет, за исключением решений, предусмотренных Регламентом, и направляются сторонам не позднее трех календарных дней со дня принятия решения. Дата публикации решения ЕЭК на официальном сайте признается датой его официального опубликования, и с этого момента решения ЕЭК становятся обязательными для исполнения на территории трех стран.

Важным фактором, характеризующим любое межгосударственное интеграционное объединение, является устанавливаемая его конституирующими актами система разрешения споров. В статье 7 Соглашения о формировании Единого экономического пространства от 19 сентября 2003 г. подчеркивается, что споры и разногласия между сторонами относительно толкования и (или) применения положений настоящего Соглашения разрешаются путем проведения консультаций и переговоров. В то же время для построения интегрированного Евразийского экономического пространства особое значение имеет деятельность Суда Евразийского экономического сообщества (далее - Суд Сообщества), который

обеспечивает единообразное применение государствами - участниками ЕврАзЭС Договора об учреждении ЕврАзЭС и других действующих в рамках ЕврАзЭС договоров и решений, включая международные договоры и иные документы, регламентирующие создание и функционирование ЕЭП19. В настоящее время именно Суд Сообщества, решения которого обязательны для сторон спора, с правовой точки зрения продвигает интеграцию ЕЭП на более высокий уровень, способствуя интенсификации интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Вместе с тем дальнейшее их расширение может потребовать совершенствования созданной в рамках ЕврАзЭС судебной системы. Ведь если задачу разрешения межгосударственных споров, в том числе по вопросам толкования международных соглашений и их соответствия общим принципам и нормам международного права, может успешно решать (и решает) Суд Сообщества, то вопрос о том, какой орган должен рассматривать частноправовые споры, остается открытым. Представляется, что эти функции должны выполняться специализированным международным судебным органом, имеющим особый статус, - международным коммерческим арбитражем. Особый статус должен иметь и орган для разрешения споров между государством и лицом другого государства, подобно Международному центру по урегулированию споров между государством и лицом другого государства, созданному на основе Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других го-

19 Подробнее об этом см.: Лукьянова В. Ю, Каширкина А. А., Кичигин Н. В. и др. Проблемы правового обеспечения Единого экономического пространства // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2011. № 4. С. 73-80.

сударств, заключенной в Вашингтоне в 1965 г. по инициативе Международного банка. Следует заметить, что все участники Таможенного союза являются участниками этой Конвенции. Россия подписала ее в 1992 г., но до сих пор не ратифицировала. Завершение процедуры ратификации позволило бы решить проблему совершенствования контроля за исполнением международных соглашений для этой сложной категории споров и усилить интеграционный механизм для целей создания Евразийского союза.

В целом имеющийся институциональный механизм формирования и функционирования ЕЭП при его сопоставлении с фактической социально-экономической и политической ситуацией на постсоветском пространстве позволяет дать положительную оценку перспективам развития данного межгосударственного интеграционного объединения. Однако не следует забывать, что спектры эволюционных путей в будущее могут трансформироваться из-за изменений собственных свойств соответствующих сложных систем, открывая новые возможности дальнейшего развития. Поэтому становление Евразийского союза как структуры-аттрактора развития постсоветского пространства требует целесообразного структурирования социальных функций, соответствующего выстраивания жизнедеятельности общества «под цель». Следовательно, интеграционные процессы неразрывно связаны и с целеполаганием - проективным отношением к будущему состоянию постсоветского пространства, и с целенаправлением - организацией функционирования для достижения идеальной цели. Ключевая роль в этом процессе может принадлежать Евразийскому парламенту, который будет выполнять как законотворческие функции20, так и с учетом

20 См. выступление Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ С. Е. Нарышкина на Межпарламент-

опыта Европейского Союза функции консультативного органа.

В заключение отметим, что сегодня перед Россией стоит задача перехода к инновационному, социально ориентированному типу развития. Учитывая, что решение этой проблемы в значительной степени зависит от международных политических и экономических отношений, целью внешнеэкономической политики нашей страны является создание условий для достижения лидирующих позиций в глобальной экономике, что требует эффективного участия в мировом разделении труда. И создание Единого экономического пространства является первым необходимым шагом на пути достижения этой цели.

Библиографический список

Выступление Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ С. Е. Нарышкина на Межпарламентской ассамблее стран СНГ 22 февраля 2012 г. URL: http://duma.gov.ru.

Калмыкова А. В. Сравнительный анализ систем технического регулирования России и стран СНГ // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2010. № 4.

Лукьянова В. Ю., Каширкина А. А., Кичи-гин Н. В. и др. Проблемы правового обеспечения Единого экономического пространства // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2011. № 4.

Путин В. В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. 2011. 3 окт.

Этапы интеграции Европейского союза и ЕврАзЭС // Известия. Специальная полоса ЕврАзЭС. 2011. 13 дек. URL: http://www. evrazes.com.

Конституция РФ закрепляет принцип экономической свободы (рыночной экономики) в государстве как основы конституционного строя. В закреплении этого принципа видна либеральная направленность российской Конституции в отличие от прежних конституций советского периода. Важнейшие стороны принципа экономической свободы сформулированы в ст. 8 Конституции РФ:

1) единство экономического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств . Этот принцип означает, что внутри территории Российской Федерации не допускается установление каких-либо границ или иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ

2) поддержка конкуренции - один из основополагающих принципов рыночной экономики. Поддержка конкуренции обеспечивается предоставлением субъектам предпринимательской деятельности равных прав и возможностей в сфере гражданского оборота, а также ограничением монополистической деятельности на рынке.

3) свобода экономической деятельности . Это собирательный принцип, означающий применение диспозитивного метода в регулировании хозяйственной деятельности предпринимателей.

4) многообразие и равная защита форм собственности . В Конституции Российской Федерации, в отличие от прежних конституций, устанавливается равенство всех форм собственности, коих выделяется три: частная, государственная и муниципальная.

Собственность как экономическая категория отражает объективно складывающиеся отношения между людьми по поводу присвоения ими в ходе хозяйственной деятельности средств производства, а также полученных с их помощью товаров, услуг и доходов. Собственность как юридическая категория отражает в соответствии с действующим законодательством весь спектр вещных (имущественных) прав людей в данном обществе.

Имущественное или вещное право может быть исключительным, абсолютным и относительным и соответственно выражаться в отношения распоряжения, владения и пользования .



Распоряжение - право собственника распоряжаться объектом собственности (землей, ресурсами, производством).

Владение - принадлежность объекта определенному субъекту (человеку, семьей, производственному коллективу и т. д.), возможность непосредственного воздействия на объект.

Пользование (использование) - применение объекта собственности в соответствии с его назначением и по усмотрению и желанию пользователя.

Классификация собственности предполагает выделение двух ее основных разновидностей:

частной;общественной .

Мировая практика показывает, что определяющим видом собственности в условиях рыночной системы является частная, которая выступает в трех основных формах:

единичной;партнерской;корпоративной .

«В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности » (ст. 8 Конституции РФ).

К иным формам собственности в нашей стране относятся следующие.

Индивидуальная собственность . Эта форма концентрирует в одном субъекте все перечисленные признаки: труд, управление, распоряжение доходом и имуществом.

Кооперативная собственность. В основе этой формы - объединение индивидуальных собственников. В кооперативе каждый участвует своим трудом и имуществом, имеет равные права в управлении и распределении дохода.

Акционерная собственность . Это групповая частная собственность, которая создается путем выпуска и реализации ценных бумаг - акций и облигаций. Наличие ценных бумаг - отличительная особенность акционерной формы собственности.

Смешанные формы собственности . данном случае происходит диффузия разных форм и отношений собственности, в результате чего усложняется внутреннее содержание отдельных форм. Например, внутри государственных предприятий могут образовываться структуры частнопредпринимательского и кооперативного характера. В переходной экономике России этот процесс приобрел значительные масштабы.

Комбинированные формы . Современная экономика в поисках эффективного функционирования и реализации проектов приходит к объединению различных форм собственности при сохранении каждой из них своего особого содержания. В результате образуются комбинированные формы. К ним могут быть отнесены совместные предприятия, холдинги, финансово-промышленные группы, концерны, тресты и другие формы с равными правомочиями по управлению, распределению доходов и распоряжению имуществом.

Равенство форм собственности означает их равный правовой режим, равное содержание права собственности независимо от ее формы . Не допускается установление каких-либо ограничений или благоприятствований для той или иной формы собственности.

Конституция РФ (ст. 9) особо выделяет землю и другие природные ресурсы как объекты права собственности. Устанавливается, что данные объекты могут находиться на праве собственности во всех ее формах. Вместе с тем ч. 1 ст. 9 подразумевает возможность ограничения правового режима собственности на землю и природные объекты.

Установление правовых основ единого рынка согласно статье 71 Конституции Российской Федерации /1/ находится в ведении Российской Федерации. Конституционные гарантии, определяющие принципы рыночной экономики, состоят в следующем: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции. Экономическое пространство - это территория страны, в пределах которой происходят урегулированные нормами права в конкретный период времени экономические процессы, организованные на основе единого денежного обращения. Основу развития единого экономического пространства обеспечивает интеграция функционирования интересов производителей и собственников, направленная на реализацию их экономических интересов, что осуществимо только в условиях свободного движения товаров, капиталов, рабочей силы и информации. Отмеченная интеграция - следствие углубления рыночных взаимосвязей, способствующих интернационализации экономики, выходу экономических интересов за национально-региональные границы.

В результате осуществления данных процессов происходит формирование единого экономического пространства. Экономическое пространство отражает взаимосвязь различных экономических процессов, происходящих в стране, общественных отношений в сфере производства, обмена, распределения и перераспределения продукции. Обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации является основой всей системы федеративных экономических отношений. К всеобщим свойствам и характеристикам экономического пространства относятся:

  • 1) объективность его существования и независимость от сознания человека;
  • 2) зависимость от процессов развития в хозяйственных, экономических и производственных взаимодействиях;
  • 3) способность возвращаться в состояние равновесия после его нарушения под влиянием внешнего воздействия;
  • 4) на разных уровнях управления представляет собой единую целостность.

Единое экономическое пространство - конституционный принцип, означающий общность правового регулирования и основных правил поведения людей в экономической сфере на всей территории страны. Особенное важное значение он имеет для федеративных государств, так всегда присутствует опасность расхождения законодательства Федерации и её субъектов, способного затруднить свободное перемещение товаров, капиталов, услуг и экономическую координацию в масштабах государства, нарушить равенство правовых условий для экономической деятельности и единый правовой статус граждан.

Единство федеральных рамок и принципов регионального, муниципального, корпоративного регулирования осуществляется путем установлении четких пределов и границ управления хозяйственными процессами на федеральном уровне, а также предоставления конкретных прав и обязанностей в этой сфере органам государственной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления, руководству корпораций. Таким образом происходит реализация принципов децентрализации управления в целях обеспечения межрегиональной интеграции и укрепления единого экономического пространства.

  • 1) экономика региона должна быть максимально взаимосвязана с другими и должна быть взаимозависимой;
  • 2) экономика должна быть рыночной и в разумной мере открытой;
  • 3) федеральный бюджет должен быть сбалансирован и его исполнение должно контролироваться, а дефицит бюджета не должен превышать 3%;
  • 4) расходы государства на образование и здравоохранение из государственного бюджета должны быть не менее 5%;
  • 5) годовая инфляция не должна превышать 2.5% в год;
  • 6) уровень безработицы должен находиться в пределах не более 3,5%.

В существующем федеративном устройстве России преобладает национальный принцип над экономическим. Различия экономического потенциала и возможностей развития субъектов и слишком большое число объектов управления затрудняют государственное управление страной как единым целым. При нарастании территориальных контрастов растет и объем требуемого перераспределения ресурсов, а, следовательно, растут и налоги в федеральный бюджет. Это, в свою очередь, снижает стимулы у благополучных регионов, тем самым они теряют свою экономическую эффективность.

Поэтому для укрупнения региональных объектов управления социально-экономического развития Президент Российской Федерации создал систему федеральных округов.

Система федеральных округов эффективна в решении крупных межрайонных проблем экономической и политической интеграции, обеспечения реализации стратегических установок, федерального законодательства и других федеральных нормативных актов.

1.3 Единое экономическое пространство страны

Понятие экономического пространства тесно связано с теорией размещения производства и, прежде всего классическими штандортными теориями, разработанными немецкими экономистами XIX - начала XX веков. Именно в теории размещения производства впервые экономика стала рассматриваться не как «точечная», а как «пространственная» категория. Необходимо отметить, что классические штандортные теории (основоположники: И.Тюнен, В.Лаунхардт, А.Вебер) предполагают однородность экономического пространства. Исследования зарубежных ученых в теории экономического пространства обобщены и развиты в работах российских ученых А.Я. Якобсона и В.Н.Высоцкого.

Интерес к проблемам экономического пространства в работах отечественных и зарубежных ученых позволяет констатировать, что к настоящему времени сложилось несколько направлений развития теоретических и методологических аспектов этой теории, что свидетельствует об актуальности проблемы. С другой стороны, еще не выработаны единые основы, позволяющие интегрировать уже разработанные положения теории экономического пространства в целостную и стройную логическую схему. Например, отсутствует единообразное понимание категории «единое экономическое пространство». Мы попытались восполнить этот пробел и посчитали необходимым дать собственное определение этого основополагающего понятия.

Под единым экономическим пространством страны (ЕЭП) в работе понимается определенный территориальный континуум в границах национального хозяйства, характеризуемый общностью условий осуществления (протекания) в нем экономических процессов и явлений. В рамках ЕЭП осуществляются единые по форме и содержанию экономические отношения, то есть существуют: общая для всего пространства валюта, система экономических отношений, общие правовые нормы, регулирующие экономическую деятельность; единые на всем пространстве органы власти и фискальные органы; имеется общий внутренний рынок со свободным не ограниченным ничем движением товаров и услуг, перетоком капитала и свободным переливом рабочей силы по территории.

Экономическое пространство России представляет собой многорегиональный организм, что обусловливает направленность экономической политики на сочетание регионального многообразия с единством экономического пространства.

Сохранение и укрепление России как федеративного государства с единым экономическим пространством неразрывно связано с преодолением сложившихся негативных тенденций территориального развития, системным использованием свойств и характеристик экономического пространства, их региональных особенностей для достижения общих стратегических целей социально-экономического развития страны и ее регионов.

Основным свойством экономического пространства является свойство неоднородности, вытекающее, с одной стороны, из нелинейности процессов, происходящих в экономическом пространстве, с другой - из отношения процессов между собой. Различный уровень синхронизации экономического времени в основных, вспомогательных и обслуживающих процессах, различный уровень конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, задействованных в этих процессах, а также их индивидуальное восприятие институциональной среды обусловливают неоднородность экономического пространства, выражающуюся в различной степени его концентрации.

Существование единого экономического пространства оказывает решающее влияние на общий уровень хозяйственного развития государства, способствует динамичному экономическому росту, увеличению ВВП, что ведет к усилению экономической мощи и повышению промышленных возможностей страны.

Необходимыми признаками (и условиями) единого экономического пространства являются общее экономическое (федеральное) законодательство, единство денежно-кредитной системы, единство таможенной территории и функционирование общих инфраструктурных систем (энергетики, транспорта, связи). Все это невозможно без соответствующей роли государственных институтов, поддерживающих указанное единство.

В работе выявлены и описаны интеграционные институты (организационно и законодательно оформленные) призванные способствовать развитию единого экономического пространства в России. Анализируя их эффективность, автор пришел к выводу, что до настоящего времени в стране не создано достаточно действенного института, способного регулировать межрегиональные экономические взаимодействия в интересах всех экономических агентов. В связи с этим автором обоснована необходимость создания государственного института, в чьей компетенции должны находиться проблемы регулирования пространственной экономической интеграции.

Предлагаемая в работе интеграционная стратегия включает два направления: 1) концепцию снятия интеграционных барьеров (барьеров, препятствующих свободному перемещению товаров, услуг, капитала между регионами страны); 2) концепцию стимулирования межрегиональной интеграции.

Концепция снятия барьеров рассматривается как необходимое звено государственной интеграционной политики, а концепция стимулирования интеграционных взаимодействий - желательной. В то же время для государств с обширной территорией и неразвитой транспортной инфраструктурой стимулирование межрегиональной интеграции становится столь же необходимой частью интеграционной стратегии, как и снятие барьеров.

Бухарин: диалектика взглядов на развитие экономики России

В корне изменилась и вся проблематика рынка. Рынок эпохи классического нэпа имел своей самой глубокой основой мелкое индивидуальное крестьянское хозяйство, раздробленный труд, крестьянский двор...

Великая депрессия 1929-1933 гг. - уроки для XXI века

Президент США считал своей заслугой мораторий по долгам. Но этот шаг был использован европейскими должниками против Америки...

Вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию: проблемы, последствия и перспективы

Экономические выгоды Повышение доходов. Невозможно провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли...

Понятие и субъекты мировой экономики

Типичные представители этой группы: Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР (Южно-Африканская республика). Все эти страны были основаны переселенцами из Европы: Канада - французами и англичанами, Австралия и Новая Зеландия - англичанами...

Проблемы развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге

Правительство Российской Федерации считает помощь малому бизнесу одним из приоритетных направлений развития экономики нашей страны. В настоящее время малый бизнес в экономике России занимает довольно скромное место...

Современное экономическое положение страны и состояние инвестиционной деятельности в Кыргызской Республике

Современный рынок информационных услуг

Современный информационный рынок по характеру данных можно разделить на несколько основных секторов: 1. Сектор ДЕЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ представлен такими видами и источниками, как: 1.1...

Теневая экономика в России

Оценка современными экономистами влияния теневой экономики на социально- экономическое развитие страны носит неоднозначный характер. И хотя большинство экономистов делает упор на негативных последствиях теневой экономической деятельности...

Экономическая мысль на этапе формирования централизованного Русского государства (13-16 вв.)

Установление единого экономического пространства рассматривается как один из элементов конституционно-правового регулирования экономической системы.

Отметим, что начало реформ в России совпало с распадом единого экономического пространства СССР, упразднением союзного командно-административного механизма управления внешнеэкономической деятельностью и ликвидацией Совета Экономической Взаимопомощи. Кардинальное изменение геополитических и геоэкономических реалий в мире повлекло за собой переориентацию внешнеэкономических связей бывших советских республик, включая Россию. В рыночных условиях хозяйственные связи, отлаженные в рамках социалистического разделения труда, оказались во многом неэффективными и нерациональными, что явилось одной из главных причин их свертывания.

Установление единого экономического пространства на всей территории современной России (статья 74 Конституции Российской Федерации) представляется и как одна из основ экономического строя, без которой невозможно вести речь о создании единой экономической системы суверенного федеративного государства, коим является Российская Федерация. В качестве принципа регулирования экономических отношений и экономической деятельности данный принцип означает следующее.

Конституционное право запрещает установление таможенных границ, пошлин, сборов, каких-либо иных препятствий для свободного развития хозяйства, перемещения товаров, услуг, финансовых средств, о чем свидетельствуют и решения Конституционного Суда РФ. Подобные ограничения могут устанавливаться только федеральными законами в строго определенных законом условиях чрезвычайного и военного положения, введения карантина и других мер в целях обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Режим единого экономического пространства включает в себя и систему налогообложения, и объявление рубля в качестве основной денежной единицы в РФ.

Одной из форм ограничения свободы экономической деятельности является установление государством квот или запрета на конкретные виды продукции или виды предпринимательства. К сожалению, далеко не все подобные ограничения представляются оправданными. Например, принцип единства экономического пространства России предполагает равенство возможностей ведения предпринимательской деятельности на всей ее территории. Вполне очевидно, что при наличии достаточных оснований законодатель вправе установить в этой области ряд ограничений. Плохо, однако, когда основания устранены, а ограничения остаются.

В течение трех с лишним лет на контроле у Уполномоченного по правам человека в РФ находился необычный вопрос о таможенном регулировании внутри России, а именно на территории Чеченской Республики. Впервые в поле зрения Уполномоченного этот вопрос попал в связи с поступлением ряда жалоб на запрет ввоза в Чеченскую Республику товаров иностранного происхождения. Указанный запрет был установлен Правительством Российской Федерации в постановлении от 5 ноября 1999 г. № 1223 в связи с проведением на территории этой республики контртеррористической операции. Конституционность указанного постановления была проверена Конституционным Судом, который Определением от 16 января 2007 г. № 22-О отказал в принятии к рассмотрению соответствующего запроса Народного Собрания Чеченской Республики. Конституционный Суд счел, что, вводя запрет на ввоз иностранных товаров, Правительство России преследовало законные цели и действовало в пределах своей компетенции, а запрет как форма ограничения свободы экономической деятельности был соразмерен обстановке, существовавшей в момент его введения. Вопрос же о том, насколько актуальными оставались мотивы и цели введения запрета, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, не входил в его компетенцию.

Не вполне удовлетворившись таким исходом, Уполномоченный обратился к Председателю Правительства России с просьбой поручить рассмотреть вопрос о возможности отмены упомянутого запрета. При этом Уполномоченный подчеркнул, что контртеррористическая операция почти завершена, положение в Чеченской Республике стабилизируется, в связи с чем права граждан на возвращение к месту прежнего проживания и на свободное занятие экономической и иной не запрещенной законом деятельностью не должны ограничиваться. Обращение Уполномоченного к Председателю Правительства было передано на рассмотрение в Федеральную таможенную службу. Федеральная таможенная служба предложение Уполномоченного об отмене запрета на ввоз иностранных товаров в Чеченскую Республику поддержала, но помочь в этом не смогла, сославшись на то, что отмена постановления Правительства Российской Федерации находится в компетенции Правительства. Получив такой ответ, Уполномоченный по правам человека в РФ повторно обратился к Председателю Правительства Российской Федерации с тем же предложением.

В начале 2010 г. запрет на ввоз товаров иностранного производства на территорию Чеченской Республики был, наконец, отменен. Эта несколько припозднившаяся мера, по мнению Уполномоченного по правам человека в РФ, должна способствовать обеспечению свободы экономической деятельности на территории республики.