Режим единого экономического пространства включает в себя. Концепция формирования единого экономического пространства. Интеграционные экономические пространства

. Единое экономическое пространство - пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Основными целями формирования Единого экономического пространства являются:

1)эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда;

2)создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики Сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;

3)проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики;

4)развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем;

5)создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации.

История создания:

23 февраля 2003 года президенты России, Казахстана, Беларуси и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство. Украина, однако, с первых же дней начала тормозить процесс формирования ЕЭП, стремясь к получению односторонних политических и экономических преимуществ. Когда же к власти пришёл новый президент Ющенко, - то новое руководство поставило во главу угла идею Евроатлантической интеграции (вступления в Евросоюз и НАТО). Уже в апреле 2005, комментируя отношение к России и планам создания ЕЭП, президент Ющенко отметил, что «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и бюджетного суверенитетов». Украина настаивала, чтобы уже в ближайшее время все четыре страны создали «зону свободной торговли без ограничений и изъятий», то есть отменили все квоты и пошлины. Если тарифные ограничения не будут сняты до конца 2005 года, Украина угрожала вообще выйти из ЕЭП. «Украина рассматривает своё участие в ЕЭП только в формате создания зоны свободной торговли и условий для перемещения капитала, услуг и рабочей силы», - заявил Терёхин. В конце августа 2005 года на саммите глав стран-участниц Соглашения по формированию Единого экономического пространства Виктор Ющенко подтвердил, что украинское руководство считает возможным подписать лишь 15 документов, регламентирующих создание зоны свободной торговли. Остальные документы по ЕЭП, в которых речь идёт о создании наднационального тарифного органа и таможенного союза, Киев не устраивают. 9 декабря 2010 года Россия, Казахстан и Беларусь подписали все 17 документов по созданию Единого экономического пространства: «Мы констатируем создание единого экономического пространства», - подчеркнул Лукашенко. 21 декабря 2010 года нижняя палата парламента Белоруссии, а 22 декабря верхняя, ратифицировали документы по созданию ЕЭП. 18 ноября 2011 года в Москве Президент России Дмитрий Медведев, президент Беларуси Александр Лукашенко и глава Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали документы следующего этапа интеграции:

2)Договор о Евразийской экономической комиссии.

3)Регламент работы Евразийской экономической комиссии.В Декларации о Евразийской экономической интеграции заявляется о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства - Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель - создание к 2015 году Евразийского экономического союза.

Краткая выдержка из Концепции формирования Единого экономического пространства: 1)Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.

2)Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.3)Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами4)ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики5)Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.6)Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО.7)Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции.8)Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

15. Формы собственности в Российской Федерации .

Собственность - это отношение лица к принадлежащей ему вещи как к своей. При этом несобственники данной вещи относятся к ней как к чужой.С точки зрения юриста - это право владеть, пользоваться и распоряжаться каким-либо имуществом. С точки зрения экономики - это материальные ценности, блага, которыми владеет, пользуется и распоряжается субъект.Формы собственности в РФ. Собственность в Российской Федерации подразделяется на частную, государственную и муниципальную . В свою очередь, в составе частной собственности различается собственность граждан и юридических лиц , государственной - федеральная собственность и собственность субъектов федерации, муниципальной - собственность городских и сельских поселений и собственность других муниципальных образований.Имущество, относящееся к государственной или муниципальной собственности, если оно не закреплено за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет имущество казны. В зависимости от того, кому принадлежит это имущество, оно составляет общегосударственную казну, казну субъекта федерации или муниципальную казну.Частная собственность - это собственность граждан на земельные участки, жилье, дома, садовые домики, гаражи, предметы домашнего хозяйства и личного потребления, денежные средства, ценные бумаги, предприятия в сфере производства товаров, бытового обслуживания и торговли, транспортные средства и иные имущества. Частными объектами собственник может распоряжаться по своему усмотрению (продавать, завещать, сдавать в аренду и т.д.).Частная собственность может- быть коллективно-долевой и индивидуально-долевой.Государственная собственность выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов (краев, областей, республик) Федерации. Ею распоряжаются комитеты по управлению государственным имуществом на соответствующих уровнях. Объектами федеральной собственности являются имущество органов власти и управления РФ (здания, сооружения, оборудования, культурные и исторические ценности страны, воздушный, речной, наземный транспорт, средства Госбюджета, пенсионные, страховые и другие фонды, связь, топливно-энергетические комплексы и т. д.), которые необходимы для осуществления задач на уровне страны.В собственности субъектов РФ находятся имущества органов власти и управления краев, областей и республик (здания, сооружения, культурные и исторические ценности народов, населяющих эти территории, банки, предприятия, транспорт и т.д.).Муниципальная собственность - это собственность местных органов власти и управления, т. е. ею управляют местные органы самоуправления. К ней относятся городское, районное, поселковое имущество и имущество сельских населенных пунктов. Ее объектами являются средства местного бюджета, жилищный фонд, объекты тепло-, водо-, газо-, электроснабжения, транспорт, коммунальное обслуживание, промышленные и строительные объекты, учреждения образования культуры и здравоохранения.

16. Бюджет, бюджетная система, бюджетное устройство Российской Федерации: понятие и принципы построения .

Бюджет государства - схема доходов и расходов государства, устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год.Бюджетная система страны представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований и местных бюджетов.Бюджетное устройство Российской Федерации - это организация бюджетной системы, принципы ее построения.Государственная бюджетная система РФ включает республиканский (федеральный) бюджет, 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских). Как отмечалось, бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.Принципы бюджетного устройства в РФ : единство; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов всех звеньев бюджетной системы; сбалансированность бюджетов; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; гласность, достоверность бюджета; адресность и целевой характер бюджетных средств.1) Единство бюджетной системы РФ - это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, единый порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
2) Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью/ или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
3) Самостоятельность бюджетов - это наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ, и самостоятельное определение направления расходования средств соответствующих бюджетов. К собственным источникам доходов относятся: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти в составе РФ, местными органами управления.
4) Полнота отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в их полном объеме.
5) Сбалансированность бюджета - объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
6) Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств.
7) Общее (совокупное) покрытие расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
8) Гласность - обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении.
9) Достоверность бюджета - реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
10) Адресность и целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с установлением направления их на финансирование конкретных целей

Концепция формирования Единого экономического пространства.

Концепция формирования Единого экономического пространства (далее - Концепция) представляет собой программу мер по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины (далее - государства-участники) с целью углубления многостороннего экономического сотрудничества.

определяет, в каких из направлений развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях оно будет принимать участие и в каком объеме. Государство имеет возможность присоединиться к международным договорам, обеспечивающим формирование и функционирование ЕЭП, по мере готовности. При этом государство должно соблюдать согласованную последовательность присоединения к перечню международных договоров. Для присоединения государств к действующим в рамках ЕЭП международным договорам требуется согласие всех государств-участников этих международных договоров. Это правило распространяется на функционирование основных принципов и условий ЕЭП, определяемых настоящей Концепцией.

Переход от одного этапа формирования ЕЭП к другому осуществляют те государства-участники, которые выполнили мероприятия, предусмотренные в предыдущем этапе Комплекса основных мер по формированию Единого экономического пространства.

Объем преимуществ, предоставляемых государствами-участниками друг другу, определяется соглашениями по формированию ЕЭП, участниками которых они являются. Под Единым экономическим пространством (далее - ЕЭП) государства-участники понимают экономическое пространство, объединяющее таможенные территории государств-участников, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы и проводится единая внешнеторговая и согласованная, в той мере и в том объеме, в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая политика .

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.

Государства-участники стремятся содействовать:

развитию торговли и инвестиций между государств ами-участниками, обеспечивающему устойчивое развитие экономик государств-участников на основе общепризнанных норм и принципов международного права ;

созданию возможностей для развития предпринимательской деятельности путем установления гармонизированных систем регулирования и интегрирования инфраструктурного комплекса;

интеграции и наращиванию экономических потенциалов государств-участников в целях повышения конкурентоспособности экономик государств-участников на внешних рынках.

Поэтапное решение задач углубления интеграции обуславливается выполнением государствами-участниками принятых обязательств и фактическим решением следующих задач:

создание условий для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы;

гармонизация законодательств государств-участников в той мере, в какой это необходимо для функционирования ЕЭП, включая торговую и конкурентную политику;

формирование единых принципов регулирования деятельности естественных монополий (в сфере железнодорожного транспорта , магистральных телекоммуникаций, транспортировки электроэнергии, нефти, газа и других сферах), единой конкурентной политики и обеспечение недискриминационного доступа и равного уровня тарифов на услуги субъектов естественных монополий.

II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.

Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа , установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий.

Принцип обеспечения свободного движения услуг предполагает формирование общих правил и подходов для обеспечения полного доступа на рынок услуг и поставщиков услуг в рамках ЕЭП и проведение согласованной политики по доступу третьих стран на рынок услуг и поставщиков услуг ЕЭП.

Принцип обеспечения свободного движения капитала предполагает поэтапное снятие всех ограничений на движение капитала из государств-участников в рамках ЕЭП и проведение согласованной политики в области развития рынка капиталов при условии обеспечения макроэкономической стабильности.

Принципом обеспечения свободного движения рабочей силы является обеспечение беспрепятственного перемещения физических лиц государств-участников в рамках ЕЭП и формирование согласованной миграционной политики в отношении третьих стран с учетом норм и принципов международного права и ВТО.

Принцип проведения согласованной макроэкономической политики обеспечивает конвергенцию макроэкономических показателей, в том числе выравнивание уровня внутренних цен, в первую очередь - на энергоносители, и тарифов на услуги естественных монополий.

Принципы проведения общей политики по отдельным отраслям предполагают заключение секторальных соглашений, разработанных в развитие Соглашения о формировании Единого экономического пространства.

ЕЭП формируется поэтапно, с учетом возможности разноуровневой и разноскоростной интеграции.

Разноскоростная интеграция означает, что каждое государство самостоятельно определяет момент присоединения к тому или иному международному договору, что приводит к разноуровневой интеграции, когда государства-участники находятся на разных уровнях интеграционного взаимодействия.

Разноуровневая и разноскоростная интеграция означает, что каждое государство-участник самостоятельно

Неучастие или частичное участие какого-либо государства-участника в отдельных направлениях развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях не должно являться препятствием для остальных государств-участников в осуществлении указанных направлений развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях.

Более поздние сроки присоединения какого-либо государства-участника к отдельным направлениям развития интеграции или отдельным интеграционным мероприятиям не меняют его статуса участника ЕЭП.

Учитывая различные степени интеграции государств-основателей ЕЭП (Российская Федерация и Республика Беларусь - Союзное государство, Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан - члены ЕврАзЭС), сроки возможного перехода к более высоким степеням интеграции определяются каждым государством-участником самостоятельно.

Завершение формирования зоны свободной торговли является первоочередным и базовым этапом формирования ЕЭП.

ЕЭП формируется с учетом таких принципов, как добровольность, экономическая взаимовыгодность, отсутствие дискриминации, правовая гарантированность, сопряженность целей, ответственность за принятые обязательства, транспарентность.

III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учетом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Европейского союза.

Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объеме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.

Формирование ЕЭП подразумевает осуществление следующих основополагающих мероприятий:

установление для товаров торгового режима без изъятий и ограничений на базе:

Реализации комплекса мер по завершению создания зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, предусматривающей свободное перемещение товаров и услуг на базе единых правил конкуренции и применения субсидий, проведения согласованной политики в области тарифного и нетарифного регулирования;

Формирования общего таможенного тарифа;

Определения единых правил конкурентной политики, регулирования естественных монополий, в том числе обеспечение недискриминационного доступа и равного уровня тарифов на услуги субъектов естественных монополий, субсидирования и иных форм государственной поддержки;

Унификации мер нетарифного регулирования на основе норм и правил ВТО, создания унифицированного порядка их применения в отношении третьих стран;

гармонизация принципов налогообложения, в том числе переход на согласованные принципы взимания косвенных налогов без изъятий, недопущение использования налогов и сборов как инструмента защиты внутреннего рынка и национальных производителей;

создание условий для взаимной конвертируемости национальных валют и перехода к расчетам в национальных валютах, последовательной либерализации валютной политики, согласования механизма установления валютных курсов национальных валют, формирования действенной платежной системы , повышения степени либерализации движения капитала по мере улучшения экономического положения государств-участников;

создание общего рынка труда со свободным передвижением граждан государств-участников;

принятие мер по правовому оформлению и обеспечению формирования ЕЭП;

разработка механизма принятия и обеспечения выполнения принимаемых решений.

Выполнение вышеуказанных мероприятий обеспечивается посредством реализации Комплекса основных мер по формированию Единого экономического пространства.

IV. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПЕРЕГОВОРОВ ПО ПРИСОЕДИНЕНИЮ К ВТО

Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учетом норм и правил ВТО.

Исходя из того, что государства-участники находятся на различных этапах переговорного процесса по присоединению к этой организации, необходимо выработать механизм согласования позиций при проведении переговоров по присоединению к ВТО с учетом возможностей разноуровневой и разноскоростной интеграции. Данный механизм может предполагать:

проведение ежеквартальных консультаций для обсуждения хода переговоров о присоединении к ВТО;

присоединение государств-участников к ВТО на согласованных условиях.

Государства-участники самостоятельно выбирают конкретные формы механизма согласования позиций при проведении переговоров по присоединению к ВТО.

В случае вступления одного из государств-участников в ВТО ранее остальных оно будет:

содействовать скорейшему присоединению к ВТО других государств-участников;

воздерживаться от выдвижения требований к другим государствам-участникам в рамках переговоров по присоединению к ВТО.

V. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учетом уровней интеграции.

Органы ЕЭП создаются на основе сочетания межгосударственных элементов и принципа передачи части полномочий государств-участников единому регулирующему органу с постепенным повышением значимости последнего.

Осуществление координации и управления формированием ЕЭП на межгосударственном уровне будет обеспечиваться Советом глав государств - участников (далее - СГГ).

Государства-участники учреждают единый регулирующий орган (Комиссия), которому они на основе международных договоров делегируют часть своих полномочий. Его решения являются обязательными для выполнения всеми государствами-участниками.

Комиссия начинает свое функционирование с момента введения общего таможенного тарифа или единых правил конкуренции в зависимости от того, что вводится раньше. По мере развития и углубления интеграционных процессов полномочия единого регулирующего органа соответственно расширяются.

В Комиссии решения по всем вопросам принимаются взвешенным голосованием. Количество голосов каждого из государств-участников определяется с учетом его экономического потенциала. Распределение голосов и процедура голосования устанавливаются на основе соглашения государств-участников.

Основными полномочиями СГГ являются:

определение перспектив дальнейшей интеграции в рамках ЕЭП;

контроль за выполнением Комплекса основных мер по формированию Единого экономического пространства;

обеспечение применения и соблюдения основных принципов и мер, принимаемых для формирования ЕЭП;

выработка торгово-экономической политики в отношении третьих стран;

принятие решений о приеме новых членов в ЕЭП;

постановка задач по унификации таможенно-тарифной и конкурентной политики государств-участников ЕЭП и рассмотрение докладов Комиссии;

принятие иных решений по принципиальным вопросам функционирования ЕЭП.

Для обеспечения надлежащего функционирования и развития ЕЭП Комиссия в рамках своей компетенции:

обеспечивает реализацию целей и задач ЕЭП;

принимает решения и дает заключения по вопросам, связанным с достижением целей и выполнением задач ЕЭП;

разрабатывает проекты нормативных правовых актов , методические материалы и другие документы, необходимые для достижения целей и выполнения задач ЕЭП;

осуществляет иные полномочия.

VІ. ПРАВОВОЕ, ФИНАНСОВОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учетом интересов и законодательств государств-участников, и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

Принимая во внимание разноскоростной и разноуровневый характер интеграции, решения о завершении работы по подготовке проектов международных договоров и иных документов ЕЭП принимаются, если соответствующий проект согласован не менее, чем тремя государствами-участниками, на долю которых приходится не менее двух третей совокупного валового внутреннего продукта.

Государства-участники признают необходимость закрепления механизма реализации принятых решений, введения санкций за их невыполнение, а также механизма разрешения споров в каждом заключенном ими международном договоре, направленном на формирование ЕЭП. Данные документы должны содержать положения о недопустимости оговорок к ним.

Финансирование органов ЕЭП осуществляется за счет долевых взносов государств-участников, пропорциональных числу голосов государств-участников в едином регулирующем органе.

Для обеспечения функционирования ЕЭП формируется база данных , в которой концентрируется постоянно обновляемая информация экономического и правового характера.

VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЕЭП открыто для присоединения к нему других государств при условии принятия ими обязательств, вытекающих из международных договоров, заключаемых и действующих в рамках ЕЭП, их соответствия установленным соглашением государств-участников макроэкономическим и институциональным критериям, и с согласия всех государств-участников.

Любое государство-участник имеет право выхода из ЕЭП, предварительно урегулировав свои обязательства, принятые в рамках формирования ЕЭП.

Со дня выхода государства-участника из ЕЭП обязательства других государств-участников перед этим государством-участником, вытекающие из заключенных в рамках ЕЭП международных договоров и принятых решений, утрачивают силу.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

I. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

II. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕГИОНОВ РФ

2.1 Экономико-географическое положение регионов РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

В результате либерализации внешней торговли произошло стремительное завоевание российского потребительского рынка импортными товарами, доля которых к началу 2008 года достигла половины розничного товарооборота страны, и вытеснение отечественной продукции легкой и пищевой промышленности. Увеличилась дифференциация регионов по величине дохода на душу населения и другим параметрам уровня жизни. Финансовое положение экспортно-ориентированных регионов попало в сильную зависимость от конъюнктуры мирового рынка сырьевых товаров и торговых связей с зарубежными партнерами.

За годы постпланового функционирования российская экономика перестала быть единым народнохозяйственным комплексом, где внутренний спрос и предложение были сориентированы друг на друга. Переориентация сырьевых компаний на внешние рынки (в условиях «сжатия» внутреннего рынка и благоприятной мировой конъюнктуры) и большая зависимость от импорта потребительских товаров привели к тому, что экономическое развитие регионов в большей степени стало зависеть от внешнеэкономических связей, чем от связей внутрироссийских. Ситуация, при которой внешние экономические связи ряда регионов начинают превалировать над внутренними межрегиональными связями, свидетельствует о том, что национальная экономика утрачивает основное системное свойство, а ее элементы - компании и целые территориально-производственные комплексы, в большой степени работают на укрепление экономических систем других стран, а не своей собственной, превращаясь в сырьевые придатки транснациональных компаний. Более того, замена части экономических взаимодействий между регионами страны внешнеторговыми связями ведет, в условиях сокращения объема используемого пространства, к замедлению темпов экономического роста. Эти явления говорят о недостаточной разработанности соответствующих теоретических основ регионального развития, отвечающих императивам формирования открытой рыночной экономики.

В данной ситуации действенная политика государства в области усиления внутренней интегрированности региональных систем является необходимым условием экономической стабилизации и предпосылкой экономического роста в России.

1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

1.1 Регион как часть экономического пространства

Современные теории пространственного функционирования экономики предполагают, что народнохозяйственный комплекс страны можно рассматривать в качестве экономической системы, характеризующийся, с одной стороны, целостностью экономического пространства, и с другой, возможностью выделения в нём составных элементов - регионов.

Деление макроэкономического пространства страны на регионы обусловлено тем, что оно не способно выполнить имманентные ему функции без образования дополнительных институтов - регионов, или же выполнение таковых регионами оказывается более эффективным

Региональное экономическое пространство - это составная часть единого экономического пространства в территориально-географическом плане, отличающаяся спецификой экономических и финансовых активов, географическим положением, особенностями воспроизводственного процесса в каждом регионе, обусловленными природными, ресурсными, структурно-отраслевыми и другими факторами, присущими данному региону.

Разделение территории страны на регионы по экономико-географическим, административно-территориальным или другим характеристикам во многом определяет их функции. В рамках данного исследования понимание функций региона ограничивается их экономическим содержанием.

Можно выделить два подхода к функционированию региона в макроэкономическом пространстве страны. Согласно первому подходу, каждый регион неразрывно связан с другими регионами отношениями общественного (территориального) разделения труда в единое хозяйственное целое. В рамках этой версии функционирование экономики региона в макроэкономическом пространстве страны определяется вертикальными (центр - регионы) и горизонтальными (межрегиональными) экономическими, политическими, социальными, этническими отношениями. Здесь, регион обеспечивает выполнение основной народнохозяйственной макроэкономической функции - производство продукции согласно специализации региона для нужд всего национального хозяйства. С другой стороны, современное деление страны на регионы, подразумевает, что это относительно целостная территориальная подсистема национального хозяйства, имеющая не только свою производственную специализацию, но и прочные внутренние социально-экономические связи. В этом аспекте, стратегической целью функционирования региона является реализация социально-экономических интересов населения по поводу создания системы жизнеобеспечения, направленной на рост уровня жизни. С этих позиций регион является самодостаточной функциональной единицей национальной экономики, которая организует относительно целостную региональную социально-экономическую систему при данных ресурсах и условиях хозяйствования.

Регион -- это социально-экономическая система на территории страны, отличающаяся общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий, связанная властно-управленческими началами и обеспечивающая высокую степень пространственно-временной согласованности и взаимосвязанности между системой управления и основными сферами жизнедеятельности населения данной территории. В мировой политико-государственной практике исходят из того, что регион есть самодостаточное государственно-политическое образование в том смысле, что он обладает экономическим, финансовым, социальным потенциалом, достаточным для выполнения возложенных на него законами функций, обязательств перед населением. Этот критерий не мог быть использован при создании Российской Федерации. Схема административно-территориального деления, сложившаяся в годы советской власти на основании критериев «управляемости», «подконтрольности центру», была механически перенесена в Российскую Федерацию. В результате среди 89 субъектов Федерации многие заведомо не в состоянии быть регионами в социально-экономическом смысле этого понятия. Отсюда фактическое растворение некоторых из них, растворение экономическое и социальное, в соседних экономически мощных субъектах Федерации. Поэтому укрупнение субъектов Федерации, о целесообразности которого говорится давно, на наш взгляд, облегчило бы выработку и проведение эффективной региональной социально-экономической политики. Естественно такая политика должна опираться на четко разработанную теоретическую базу, которая на сегодня представлена значительным количеством разрозненных исследований. Сохранение и укрепление России как федеративного государства с единым экономическим пространством неразрывно связано с преодолением сложившихся негативных тенденций территориального развития, системным использованием свойств и характеристик экономического пространства, их региональных особенностей для достижения общих стратегических целей социально-экономического развития страны и её регионов.

1.2 Формы пространственной организации хозяйства и расселения

экономический пространство регион расселение

Термин «экономическое пространство» впервые предложил немецкий экономист И. Тютен, который исследовал экономику сельского хозяйства и теорию ренты. Рассматривая понятие «экономическое пространство» следует учитывать, что его характеризуют, с одной стороны, территориальные пропорции и пространственное строение в статистическом понимании, с другой - взаимодействие территориальных частей хозяйства региона.

В экономическом пространстве существует большое разнообразие форм организации хозяйства и расселения.

Элементарный объект пространства -- локалитет -- местность ("малая территория") с каким-то одним объектом. Это может быть компактный населенный пункт, предприятие, коммуникация, т.е. локалитет может быть поселенческим, промышленным, транспортным, рекреационным и т.д. Сочетания локалитетов образуют конкретные формы пространственной организации хозяйства и расселения.

Промышленный узел -- это сочетание промышленных предприятий, одного или нескольких населенных пунктов вместе с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры, размещенных на компактной территории.

Транспортный узел -- пересечение транспортных коммуникаций, как правило, сочетающееся с концентрацией производства и населения.

Территориально-производственный комплекс (ТПК) -- сочетание различных технологически связанных производств с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры. ТПК имеют производственную специализацию в масштабах межрегионального, национального и даже мирового рынков. ТПК являются типичной формой хозяйственного освоения новых территорий с богатыми природными ресурсами. Например, это Братско-Усть-Илимский и Саянский ТПК, специализированные на электроэнергетике, цветной металлургии и лесопереработке, а также ряд других ТПК Сибири и Севера.

Агломерация -- территориальное образование, интегрирующее промышленные и транспортные узлы, системы коммуникаций, города и населенные пункты. Агломерации характеризуются особо высокой концентрацией хозяйства и населения. Примерами являются Московская и Санкт-Петербургская агломерации.

Формы расселения подразделяются на городские и сельские.

Городские населенные пункты различаются прежде всего по численности населения. В России численность населения города должна быть не менее 10 тыс. чел., а других городских образований (поселков городского типа) -- не менее 2 тыс. чел. Большие, города имеют численность населения не менее 100 тыс. чел. (в том числе сверхкрупные -- свыше 500 тыс., крупные -- от 100 до 500). Средние города -- от 50 до 100 тыс. чел. Полусредние -- от 20 до 50 тыс. чел. Малые города -- от 10 до 20 тыс. чел.

Типы сельских поселений в большей степени, нежели городские, отражают природные, исторические, национально-культурные особенности народонаселения. Для исторического ядра России характерен деревенский тип расселения, сложившийся при общинной форме землепользования. На Северном Кавказе это казачьи станицы и горные аулы. В Сибири и на Дальнем Востоке -- лесопромышленные и горнопромышленные поселки. На Крайнем Севере -- оленеводческие и охотничьи поселки.

Происходящий на протяжении нескольких веков процесс концентрации населения и производства в городах -- урбанизация -- имеет своим результатом образование систем городов, поглощающих значительную часть сельских поселений и сельского населения. Уменьшение сельского населения происходит в результате его миграции в города, включения сельских поселений в городскую черту растущих городов, преобразования крупнейших сельских поселений в городские поселки.

Развивающиеся города образуют агломерации. Крупнейшая в России Московская агломерация с населением свыше 10 млн. чел. включает город Москву и городские поселения, подчиненные администрации г. Москвы, в том числе город-спутник Зеленоград. Слияния городских агломераций образуют мегаполисы, концентрирующие по нескольку десятков миллионов человек (северо-восточное побережье США, восточно-центральное побережье острова Хонсю в Японии и др.).

Современной тенденцией урбанизации в развитых странах является переезд наиболее обеспеченной части населения из городских центров в более комфортабельные пригороды и поселки с хорошей транспортной доступностью (процессы субурбанизации и дезурбанизации). В России эти процессы находятся пока в начальной стадии. Рассмотренные формы пространственной организации хозяйства и расселения неравномерно распределяются по территории больших стран (России, США, Канады, Бразилии, Китая и др.).

Различные части таких стран (крупные регионы) могут относиться к разным типам пространственной структуры. Для России характерны следующие типы пространственной структуры:

Очаговая и рассеянная (значительная часть европейского и азиатского Севера, а также южные регионы Сибири и Дальнего Востока, удаленные от железных дорог);

Равномерно-узловая (Центрально-Черноземный район, значительные территории других экономических районов в европейской части);

Агломерационно-узловая (наиболее промышленно развитые части Северо-Запада, Центра, Поволжья, Урала, юга Сибири).

Развитие регионов меняет соотношение указанных типов пространственной структуры: уменьшается территория с преобладанием первого типа, увеличивается распространение третьего типа.

Единое экономическое пространство. Необходимыми признаками (и условиями) единого экономического пространства являются общее экономическое (федеральное) законодательство, единство денежно-кредитной системы, единство таможенной территории и функционирование общих инфраструктурных систем (энергетики, транспорта, связи и т.д.).

Важнейшими составляющими единого экономического пространства являются национальные (общероссийские) рынки товаров и услуг, труда, капиталов. Неоднородное экономическое пространство.

Большинство стран мира, кроме самых малых, имеют неоднородное экономическое пространство. В этом отношении особенно отличается Россия. Но даже в границах неоднородного экономического пространства выделяются особые части -- анклавы и эксклавы.

Анклав -- обособленный участок территории, который по отношению к окружающей его территории отличается специфическими условиями (экономическими, финансовыми, национально-культурными и т.п.). Типичными примерами анклавов являются свободные и оффшорные экономические зоны, имеющие особые режимы внешнеэкономической и финансовой деятельности.

Эксклав -- это отделенная от основной территории страны ее часть. В Российской Федерации всеми признаками эксклава обладает Калининградская область, окруженная территориями Польши и Литвы. В определенном смысле эксклавами являются объекты за границей, находящиеся в собственности, в аренде или под юрисдикцией России (территории посольств, космодром Байконур, угольные шахты на Шпицбергене и т.д.).

Резюмируя все выше сказанное, можно утверждать, что регион как территориальное образование, является достаточно сложной и сочетающей в себе множество аспектов системой, и определяет необходимость исследования основных форм региональной организации экономического пространства, что позволит сформулировать основные принципы функционирования региональных социально-экономических систем, возможные модели их структур, особенности их размещения и развития в рамках определенной территории.

1.3 Единое экономическое пространство страны

Понятие экономического пространства тесно связано с теорией размещения производства и, прежде всего классическими штандортными теориями, разработанными немецкими экономистами XIX - начала XX веков. Именно в теории размещения производства впервые экономика стала рассматриваться не как «точечная», а как «пространственная» категория. Необходимо отметить, что классические штандортные теории (основоположники: И.Тюнен, В.Лаунхардт, А.Вебер) предполагают однородность экономического пространства. Исследования зарубежных ученых в теории экономического пространства обобщены и развиты в работах российских ученых А.Я. Якобсона и В.Н.Высоцкого.

Интерес к проблемам экономического пространства в работах отечественных и зарубежных ученых позволяет констатировать, что к настоящему времени сложилось несколько направлений развития теоретических и методологических аспектов этой теории, что свидетельствует об актуальности проблемы. С другой стороны, еще не выработаны единые основы, позволяющие интегрировать уже разработанные положения теории экономического пространства в целостную и стройную логическую схему. Например, отсутствует единообразное понимание категории «единое экономическое пространство». Мы попытались восполнить этот пробел и посчитали необходимым дать собственное определение этого основополагающего понятия.

Под единым экономическим пространством страны (ЕЭП) в работе понимается определенный территориальный континуум в границах национального хозяйства, характеризуемый общностью условий осуществления (протекания) в нем экономических процессов и явлений. В рамках ЕЭП осуществляются единые по форме и содержанию экономические отношения, то есть существуют: общая для всего пространства валюта, система экономических отношений, общие правовые нормы, регулирующие экономическую деятельность; единые на всем пространстве органы власти и фискальные органы; имеется общий внутренний рынок со свободным не ограниченным ничем движением товаров и услуг, перетоком капитала и свободным переливом рабочей силы по территории.

Экономическое пространство России представляет собой многорегиональный организм, что обусловливает направленность экономической политики на сочетание регионального многообразия с единством экономического пространства.

Сохранение и укрепление России как федеративного государства с единым экономическим пространством неразрывно связано с преодолением сложившихся негативных тенденций территориального развития, системным использованием свойств и характеристик экономического пространства, их региональных особенностей для достижения общих стратегических целей социально-экономического развития страны и ее регионов.

Основным свойством экономического пространства является свойство неоднородности, вытекающее, с одной стороны, из нелинейности процессов, происходящих в экономическом пространстве, с другой - из отношения процессов между собой. Различный уровень синхронизации экономического времени в основных, вспомогательных и обслуживающих процессах, различный уровень конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, задействованных в этих процессах, а также их индивидуальное восприятие институциональной среды обусловливают неоднородность экономического пространства, выражающуюся в различной степени его концентрации.

Существование единого экономического пространства оказывает решающее влияние на общий уровень хозяйственного развития государства, способствует динамичному экономическому росту, увеличению ВВП, что ведет к усилению экономической мощи и повышению промышленных возможностей страны.

Необходимыми признаками (и условиями) единого экономического пространства являются общее экономическое (федеральное) законодательство, единство денежно-кредитной системы, единство таможенной территории и функционирование общих инфраструктурных систем (энергетики, транспорта, связи). Все это невозможно без соответствующей роли государственных институтов, поддерживающих указанное единство.

В работе выявлены и описаны интеграционные институты (организационно и законодательно оформленные) призванные способствовать развитию единого экономического пространства в России. Анализируя их эффективность, автор пришел к выводу, что до настоящего времени в стране не создано достаточно действенного института, способного регулировать межрегиональные экономические взаимодействия в интересах всех экономических агентов. В связи с этим автором обоснована необходимость создания государственного института, в чьей компетенции должны находиться проблемы регулирования пространственной экономической интеграции.

Предлагаемая в работе интеграционная стратегия включает два направления: 1) концепцию снятия интеграционных барьеров (барьеров, препятствующих свободному перемещению товаров, услуг, капитала между регионами страны); 2) концепцию стимулирования межрегиональной интеграции.

Концепция снятия барьеров рассматривается как необходимое звено государственной интеграционной политики, а концепция стимулирования интеграционных взаимодействий - желательной. В то же время для государств с обширной территорией и неразвитой транспортной инфраструктурой стимулирование межрегиональной интеграции становится столь же необходимой частью интеграционной стратегии, как и снятие барьеров.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕГИОНОВ РФ

2.1 Экономико-географическое положение регионов России

Экономико-географическое положение (ЭГП) - это положение объектов в экономическом и социальном пространстве относительно друг друга, а также относительно границ (государственных, административных или иных). В то же время к категории ЭГП относят и положение относительно природных объектов (незамерзающие моря, судоходные реки, месторождения полезных ископаемых, лесные массивы), которые оказывали, оказывают или могут в перспективе оказать влияние на функционирование и развитие изучаемых общественно-географических объектов. Особая важность положения относительно политических (государственных) границ в системе складывающихся в определенный исторический период межгосударственных отношений вызывает необходимость использования категории политико-географическое (геополитическое) положение.

Экономико-географическое положение представляет собой сложную систему, в которую входит ряд взаимосвязанных компонентов. Главными компонентами ЭГП являются: транспортно-географическое положение, т.е. положение по отношению к транспортной сети; промышленно-географическое - положение относительно источников энергии, центров обрабатывающей промышленности и научно-технических баз; агрогеографическое - положение относительно продовольственных баз и основных центров потребления сельскохозяйственной продукции; рыночное (или сбыто-географическое) - положение относительно рынков сбыта продукции; демографическое (или демогеографическое) - положение относительно концентрации населения, трудовых ресурсов и научно-технических кадров; рекреационно- географическое - положение относительно мест отдыха и туризма. Географическое положение включает в себя три компонента - физико-географическое положение, экономико-географическое и геополитическое положение и означает особенности положения страны на физической, экономической и политической картах мира.

Россия имеет мощный и разнообразный природно-ресурсный потенциал, способный обеспечить необходимые объемы собственного потребления и экспорта. В стране открыто и разведано около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. Она находится на одном из первых мест в мире по запасам природного газа, каменного угля, железных руд, ряда цветных и редких металлов, апатитов, торфа, а также занимает ведущее место по запасам земельных, водных и лесных ресурсов.

Россия располагает значительными запасами нефти и газа. Основные их залежи находятся в Западно-Сибирской, Волго-Уральской, Тимано-Печорской нефтегазоносных провинциях, а также на Северном Кавказе и Дальнем Востоке. В пределах Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции открыты и частично разведаны свыше 300 нефтяных и газовых месторождений. По разведанным запасам и объемам добычи нефти Западная Сибирь занимает первое место в стране. Здесь добывается 70% нефти страны. Наиболее значительные месторождения нефти расположены в Тюменской и Томской областях. Выделяют два нефтеносных района - Среднеобский с месторождениями Самотлорское, Усть- Балыкское, Мегионское, Нижневартовское, Соснинско-Советское, Сургутское, Александровское, Федоровское и Шаимско-Красноленинский, который расположен в 500 км севернее Тюмени, где наиболее крупные месторождения - Шаимское и Красноленинское.

На территории Западной Сибири расположены и основные запасы газа страны. Из них более половины находится на Тюменском севере, преимущественно в трех газоносных областях. Наиболее крупные месторождения - Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье, Надымское, Тазовское - открыты в Надым-Тазовской газоносной области на севере Тюменской области, в Ямало-Ненецком автономном округе. Весьма перспективны Ямбургское и Иваньковское месторождения природного газа. Важное значение придается освоению месторождений газа полуострова Ямал. Добыча газа осуществляется в неблагоприятных климатических условиях Заполярья. Волго-Уральская нефтегазоносная провинция занимает обширную территорию между Волгой и Уралом и включает территорию Татарстана и Башкортостана, Удмуртской Республики, а также Саратовскую, Волгоградскую, Самарскую, Астраханскую, Пермскую области и южную часть Оренбургской. Наиболее крупные месторождения нефти - Ромашкинское, Альметьевское, Бугуруслан а Татарстане, Шкаповское, Туймазинское, Ишимбаевское в Башкортостане, Мухановское в Самарской области, Яринское в Пермской области и др. Нефть провинции отличается повышенной сернистостью, большим содержанием парафина и смол, что осложняет переработку и снижает качество продукции. Велики запасы природного газа на Урале - Оренбургское и Астраханское месторождения. Запасами природного газа в Поволжье располагают Саратовская и Волгоградская области. Открыты месторождения газа в Калмыкии. Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция занимает обширную территорию Республики Коми, Ненецкого автономного округа Архангельской области. Месторождения расположены не только в континентальной области, но и на острове Колгуев, на шельфе Баренцева и Карского морей, вплоть до северных оконечностей Новой Земли. В этой провинции открыто более 70 нефтяных, газоносных и газоконденсатных месторождений. Нефть северных месторождений легкая, малосернистая, парафинистая с высоким содержанием бензиновых фракций. Наиболее крупные месторождения нефти: Усинское, Возейское, Ярегское, Ухтинское, Пашнинское, Харьягинское, Шапкинское и др. Крупные месторождения газа - Вуктыльское, Василковкое, Вой-Вожское, Джеболское. Нефтегазоносные области Северного Кавказа занимают территории Краснодарского и Ставропольского краев, Дагестана, Адыгеи, Ингушетии, Кабардино-Балкарской и Чеченской республик. Нефтегазоносные области Восточной Сибири охватывает территорию Красноярского края, Иркутской области. Крупнейшим газонефтяным месторождением Восточной Сибири является Марковское, а месторождениями газа - Пелятинское, Криволукское и Ярактинское. На Дальнем Востоке наиболее крупные месторождения нефти находятся на Сахалине (Эрри, Оха и др.) В бассейне р. Вилюя на территории Республики Саха (Якутия) - Усть-Вилюйское, Средне-Вилюйское, Мастахское.

Перспективы освоения нефтяных ресурсов связаны также с освоением небольших запасов нефти в центральных районах европейской части страны. Россия занимает по разведанным запасам угля 3-е место в мире (182 млрд т), уступая США (445 млрд т) и Китаю (272 млрд т). Кузнецкий бассейн находится на территории Кемеровской области. Балансовые запасы угля составляют 600 млрд т. Угли бассейна имеют относительно невысокую зольность, низкое содержание серы, фосфора. По запасам мощности и качеству углей Кузнецкому бассейну принадлежит одно из первых мест среди угольных бассейнов мира. Основными потребителями кузнецких углей являются Урал, Центр, Поволжье.

Канско-Ачинский буроугольный бассейн расположен на территории. Красноярского края Восточной Сибири и Кемеровской области Западной Сибири. По запасам железных руд Россия занимает ведущее место в мире.

Балансовые запасы страны составляют 55,6 млрд т. Оценочная их стоимость составляет почти 2 трлн долл. США. Железорудные ресурсы неравномерно размещены по территории России. 79%, или 44 млрд т, балансовых запасов железных руд приходится на Европейскую часть страны и Урал. Наибольшие разведанные запасы сосредоточены в Центральном Черноземье, на Урале, в Западной и Восточной Сибири.

Месторождения Урала тянутся широкой полосой с севера на юг параллельно Уральскому горному хребту. Они размещены на территории Свердловской, Пермской, Челябинской и Оренбургской областей. Балансовые запасы железных руд на Урале составляют около 14 млрд т, что составляет 16,7% общероссийских балансовых запасов железной руды. А также много других месторождений с различными полезными ископаемыми.

2.2 Динамика основных социально - экономических показателей

Функционирование экономики региона в макроэкономическом пространстве страны определяется вертикальными (центр - регионы) и горизонтальными (межрегиональными) экономическими, политическими, социальными, этническими отношениями, а также устойчивыми внутренними социально-экономическими связями. Для оценки динамики региональных процессов в рамках пространственной парадигмы формирования социально ориентированного рыночного хозяйства реализован кластерный подход к отбору групп показателей, отражающих многокритериальность социально-экономических преобразований.

Для анализа динамики социально - экономического положения районов РФ я взяла такие показатели как валовой региональный продукт (ВРП), объем инвестиций в основной капитал, денежные доходы населения, официально зарегистрированные в органах занятости как безработные и потребность предприятий и организаций в работниках, заявленная в органы государственной службы занятости, а также уровень смертности и рождаемости.

Валовой региональный продукт - результирующий показатель экономического развития региона. По экономическому содержанию он представляет собой конечный результат деятельности производителей резидентов региональной экономики.

Учитывая современную статистическую базу, где важнейшими показателями уровня национального производства является объем валового внутреннего продукта (ВВП), а для регионов - объем валового регионального продукта (ВРП) необходимо проводить анализ территориальной структуры ВВП, а также анализ более длинных динамических рядов по отраслям производства, прежде всего по важнейшей части «реального» сектора - промышленности. Анализ Таблицы 1 и рисунка1 показывает изменения территориальной структуры суммарного ВРП. Более половины дают три эк. Района - Центральный, Уральский, Западно-Сибирский). Пользуясь таблицей 1 посчитаем темпы роста и прироста за период с 2009 года по 2013 год, удельный вес валового регионального продукта каждого экономического района РФ за 2013.

Рисунок 1. Удельный вес Валовой региональный продукт за 2013.

Таблица 1. Валовой региональный продукт экономических районов РФ(в текущих основных ценах), млн.руб.

Экономические районы

Российская Федерация

Центральный район

Северо-западный район

Северный район

Центрально-Черноземный район

Волго-Вятский район

Поволжский район

Северо-Кавказский район

Уральский район

Западно-Сибирский район

Восточно-Сибирский район

Дальневосточный район

Проведя анализ динамики уровня ВРП необходимо сделать следующий вывод, что уровень ВРП в каждом регионе в период 2004-2009 годы имел тенденции к увеличению, единственное отличие в том, что в Центральном районе эта величина превышает остальные, что может быть связано с нахождением в данном экономическом районе столицы.

Также делая анализ по социально - экономическому положению районов нельзя не учитывать такой основной показатель как состояние населения, т.е. естественный прирост, безработица и уровень рождаемости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перспективы сближения экономических районов по социально - экономическим показателям во многом зависит от их общей государственной политики с центра, хотя в теории это легко описывается на практике оно не реализовано даже на половину. Существуют также специальные Программы по таким направлениям и перспективам сближения, которые также не реализуются, потому что каждый регион в зависимости от своей конкурентоспособности и развитости отличается от других, создавая при этом неоднородность экономического пространства. В данной ситуации желательно бы комплексное развитие. Подразумевая под комплексностью связанность, сбалансированность и пропорциональность функционирования региональной экономики, важно выделить следующие основные балансовые соотношения и пропорции, которые должны иметь место в региональном экономическом пространстве: баланс между наличием трудоспособного населения и числом занятых в экономике региона, баланс спроса и предложения на товары массового потребления и услуги населению, баланс расходов и доходов населения, пропорциональность между основным производством и обслуживающей его производственной инфраструктурой, пропорция между численностью населения и объемом услуг непроизводственной сферы, пропорция между ассимилятивными способностями окружающей среды и объемом выбрасываемых в окружающую среду загрязняющих отходов производства, пропорция между объемом перерабатываемых минерально-сырьевых ресурсов и объемом подготовленных к обработке запасов минерального сырья, а также разведанных минерально-сырьевых ресурсов, баланс между необходимым количеством финансовых ресурсов и их наличием, пропорция между уровнем дохода на душу населения и прожиточным минимумом и т.д.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации: от 12 дек. 1993г. [Электронный ресурс] (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: от 31 июля 1998г. №145-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 17 июля 1998: одобр. Советом Федерации 17 июля 1998г.: (ред. от 06.12.2007) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

3. Вавилова, Е.В. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие / Е.В. Вавилова. - М.: КноРус, 2011. - 224с.

4. Курнышев, В.В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учеб. пособие / В.В. Курнышев, В.Г. Глушкова.-2-изд., перераб.и доп. - М.: КноРус, 2011. - 72с.

5. Региональная экономика: электрон. учебник. Рекомендовано УМО / К. Н. Юсупов, А.Р. Таймасов, А. В. Янгиров, Р.Р. Ахунов. - Электрон. дан. - М. : КНОРУС, 2009. электрон. опт. диск (CD-ROM)

6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/

7. Нормативные акты, материалы по региональным бюджетам РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.budget rf.ru/

8. Официальный сайт Министерства Финансов РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.minfin.ru/

9. Официальный сайт Федерального казначейства [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.roskazna.ru/

10. Толковый словарь экономических терминов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://invest.blees.ru.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические основы исследования социально–экономического развития регионов России. Основные теории и тенденции развития, анализ различия основных показателей и динамики экономических показателей регионов, перспективные направления их развития.

    научная работа , добавлен 27.03.2013

    Анализ современной динамики региональных процессов в России. Причины дифференциации развития регионов. Определение основных направлений развития единого экономического пространства государства. Выравнивание социально-экономического развития регионов.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2014

    Анализ показателей социально-экономического развития субъектов страны как индикаторов и детерминант экономического роста. Методы исследования дифференциации и конвергенции регионов России и стран ЕС. Построение безусловных моделей b-конвергенции.

    дипломная работа , добавлен 22.01.2016

    Процессы модернизации российской экономики и переход к инновационному социально ориентированному типу развития. Особенности экономического неравенства российских регионов. Дифференциация регионов по доходам населения. Данные о пенсионном обеспечении в РФ.

    статья , добавлен 07.08.2017

    Региональные аспекты становления рыночной экономики в России. Рейтинговые сравнения социально-экономического развития как методика оценки положения регионов в Российской Федерации. Анализ данных оперативной статистики Госкомстата России за 2004-2010 гг.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2012

    Государственное регулирование социально-экономического развития РФ. Формирование программ социально-экономического развития регионов России. Механизмы регионального регулирования экономики на примере Северо-запада Сибири и Дальнего Востока в 2010 г.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2013

    Сущность и характеристика методов типологизации регионов. Пути решения региональных социально-экономических проблем. Различия в уровнях экономического развития территорий. Приоритеты регионального развития, типологизация регионов как объектов управления.

    реферат , добавлен 14.01.2011

    Понятия и причины перехода экономических регионов в депрессивное состояние, методы и критерии их выделения. Типология депрессивных регионов России. Пути преодоления кризиса и перспективы развития депрессивных регионов; зарубежный опыт форм их поддержки.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2013

    Обобщение теоретических основ прогнозирования развития региона. Рассмотрение правовой основы прогнозирования социально-экономического развития субъектов Федерации. Определение основных проблем ее функционирования и предложение вариантов их решения.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2014

    Стратегия социально-экономического развития регионов. Субъекты и объекты государственной политики в области. Анализ теоретического и практического опыта регулирования развития регионов в современных условиях. Проблемы и стратегические цели в России.

Он является одним из видов межгосударственной интеграции, главная задача которого состоит в осуществлении политики коллективного протекционизма за границами объединения и либерализации экономических отношений внутри него. Также ЕЭП призвано обеспечивать между странами-участницами «четыре свободы», суть которых заключается в межправительственной координации экономической политики и свободном перемещении рабочей силы, денежной массы, услуг и продукции.

Создание объединения

В начале 2003-го года первые лица России, Казахстана, Украины и Белоруссии на одной из встреч заявили о своих намерениях создать ЕЭП. Спустя полгода был утвержден перечень документов, которые необходимо ратифицировать в первую очередь, однако, после прихода к власти в Украине Виктора Ющенко процесс создания нового экономического формирования был заморожен на несколько лет, так как новое украинское руководство сделало ставку на евроатлантическую интеграцию своей страны.

В декабре 2010-го года президенты РФ, Казахстана и Белоруссии подписали соглашения о создании межгосударственного экономического пространства. Спустя месяц эти документы были ратифицированы парламентами вышеуказанных стран. В 2011-ом году руководство стран-участниц ЕЭП поставило свои подписи под соглашениями второй стадии интеграции. В частности, во время трехсторонней встречи были утверждены:

  • договор о создании экономической комиссии и регламент ее работы;
  • декларация об экономической интеграции.

Концепция

Концепция формирования ЕЭП — это положение, которым предусматриваются основные нюансы создания объединения и реализации его дальнейшей деятельности. Особого внимания в нем заслуживают следующие моменты:

  • Главными целями, при создании ЕЭП, являются повышение благосостояния населения стран-участниц и рост экономики последних.
  • Деятельность ЕЭП осуществляется с учетом всех норм и рекомендаций ВТО.
  • Функционирование ЕЭП базируется на свободном перемещении через границы стран-участниц рабочей силы, капитала, услуг и товаров.
  • Формирование ЕЭП происходит постепенно. Для каждого этапа характерно повышение степени интеграции.
  • Направления деятельности ЕЭП вырабатываются на основе решений руководящих органов объединения и межправительственных договоров.
  • Структура руководства ЕЭП меняется в зависимости от уровня интеграции.

Члены

Первыми членами объединения в 2012-ом году стали Российская Федерация, Казахстан и Белоруссия. Спустя 3 года в состав ЕЭП вошли Армения и Киргизия.

Желание пополнить ряды стран-участниц ЕЭП изъявили Таджикистан и Узбекистан. Подобные намерения неоднократно декларировало и руководство Абхазии, однако, вступление этого государства в ЕЭП затрудняется тем, что его независимость не признает большинство членов объединения.

Руководство

Практически сразу же после подписания договоров второго уровня интеграции стран-участниц ЕЭП была создана Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). На данный момент этим руководящим органом контролируется более 170 функций объединения.

В состав ЕЭК входят Коллегия и Совет. В первую все страны-участницы ЕЭП делегируют по 3 своих представителя, второй же состоит из вице-премьеров государств.

Единое экономическое пространство (ЕЭП) - проект экономической и политической интеграции трёх государств СНГ: России, Казахстана и Белоруссии.

19 сентября 2003 года на саммите в Ялте главами России, Беларуси и Казахстана было подписано Соглашение о формировании ЕЭП. Соглашение предусматривало разработку комплекса основных мер по формированию ЕЭП, для осуществления которого требовалось заключение около пятидесяти договоров, также была утверждена Концепция о формировании ЕЭП, являющаяся неотъемлемой частью подписанного Соглашения о создании ЕЭП.

В июне 2006 года - принято решение, что дальнейшая работа по формированию Таможенного союза будет проходить на базе ЕврАзЭС с учетом наработок проекта ЕЭП. Организационные структуры по формированию ЕЭП теперь действуют на площадке Секретариата ЕврАзЭС. Целесообразность данного решения продиктована тем, что цели и задачи ЕврАзЭС и ЕЭП идентичны: создание общего рынка и единого экономического пространства.

Условия развития и функционирования Единого экономического пространства обеспечивает и регулирует Евразийская экономическая комиссия.

Краткая выдержка из Концепции формирования Единого экономического пространства:

  • Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.
  • Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.
  • Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами
  • ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики
  • Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.
  • Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО.
  • Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции.
  • Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.